Статья опубликована в журнале «Экономические отношения»3 / 2015

Моделирование управления трансакционными расходами торгового предприятия

Кудинов Эдуард Алексеевич, старший преподаватель кафедры маркетинга и коммерческого дела, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 28

Аннотация:
В статье теоретически обоснована и сформирована модель управления трансакционными расходами для предприятий сферы торговли, осуществлена постановка задачи, разработан общий механизм моделирования и осуществлена практическая апробация разработанной динамической имитационной модели оптимизации трансакционных расходов для трех форматов торговых предприятий, реализованной в прикладной среде имитационного моделирования AnyLogic.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Кудинов Э.А. Моделирование управления трансакционными расходами торгового предприятия // Экономические отношения. – 2015. – Том 5. – № 3. – С. 42-49.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Введение

Уровень трансакционных расходов компании зависит от отрасли, к которой принадлежит компания, а также от множества факторов, которые характеризуют эту отрасль. Высокий уровень неопределенности и специфичности активов в отрасли приводят к значительному росту трансакционных расходов взаимодействия компаний с рыночными субъектами. На вопросы отраслевого управления трансакционными издержками взаимодействия в сфере торговли обращали внимание отечественные экономисты – Е. Азарян [1], Н. Возиянова [2], О. Шепеленко [4], но не рассматривали сферу управления конкретным предприятием. Известны работы в области институциональной экономики в целом, а не для предприятий отдельных отраслей – Д. Норта [5], Р. Коуза [6], В. Полтеровича [3] и др.

Это обуславливает актуальность проводимого нами исследования и обосновывает необходимость углубления теоретического и практического опыта моделирования управления трансакционными расходами для торговых предприятий, что и является целью написания статьи.

Анализируя специфичность активов, чаще всего уделяют внимание специфичности человеческого капитала и физических активов основных фондов, в связи со сложностью их оценивания. Специфичность человеческого капитала сравнивают с наличием специфического опыта у сотрудников, что проявляется в долгосрочной принадлежности к фирме. Специфичность основного капитала возможно измерить с помощью анализа контрактных отношений между компаниями, которые соответствуют одной технологической цепи. Необходимо также учитывать минимальное эффективное число контрактов компании, которые имеют специфические активы. Вертикальная интеграция для этой компании будет означать разрыв связей с другими контрагентами. В этом случае возможна потеря эффекта от масштаба, так как потенциально возможные соглашения не будут реализованы, в результате чего фирма, вероятно, не покроет свои расходы. Таким образом, существует порог, за которым позитивный эффект от снижения трансакционных расходов в процессе интеграции будет нивелироваться упомянутыми выше негативными аспектами, то есть экономия на внешних трансакциях будет поглощаться перерасходом на внутренних. Предприятия наращивают мощности, диверсифицируют свою деятельность, но негативные последствия укрупнения и «распыления» капитала препятствуют росту эффективности.

Постановка задачи моделирования: найти точку равновесия между прибылью и трансакционными расходами компании при условии соответственно максимизации и минимизации этих показателей. Определим  как трансакционные расходы компании,  – операционные расходы,  – административные расходы компании,  – расходы на сбыт.

Приведем параметры модели:

Трансакционные расходы (TV) равняются («заг» – от украинского «загальнi», в переводе означает «общие»):

где,  – исследование рынков и потребителей,  – маркетинг и продажи,  – обслуживание клиентов,  – расходы поиска информации,  – расходы ведения переговоров,  – расходы измерения,  – расходы спецификации и защиты прав собственности,  – расходы оппортунистического поведения.

Сумма других операционных расходов равняется:

где,  – расходы на исследование,  – себестоимость реализованной валюты,  – сумма безнадежной дебиторской задолженности,  – расходы от операционной курсовой разницы,  – расходы от обесценивания запасов,  – недостаток и потери от порчи ценностей,  – расходы на выплату материальной помощи,  – другие расходы операционной деятельности.

Административные расходы составляют:

где,  – общие корпоративные расходы,  – командировочные расходы,  – вознаграждение за профессиональные услуги,  – расходы на содержание ОС,  – расходы на связь,  – амортизация невещественных активов,  – расходы на урегулирование судебных споров,  – налоги и сборы, кроме обязательных,  – плата за РКО,  – другие расходы общехозяйственного назначения.

Расходы на сбыт составляют:

где,  – расходы на упаковку,  – расходы на ремонт тары,  – оплата труда торговым агентам,  – расходы на рекламу и маркетинг,  – расходы на предпродажную подготовку,  – командировочные расходы,  – расходы на содержание ОС,  – расходы на транспортировку,  – расходы на гарантийный ремонт,  – другие расходы.

Функция прибыли компании:

 – функция прибыли,  – товарооборот компании,  – общие трансакционные расходы,  – валовой доход,  – закупочная стоимость продукции.

Трансакционная функция:

Задача максимизации функции прибыли и максимизации функции трансакционных расходов сводится к нахождению функции:

Продифференцируем по TV:

где,  и  – значения трансакционных расходов в разные периоды времени, то есть

Учитывая то, что

 и , то

Увеличение трансакционных расходов не должно приводить к падению валового дохода:

Это основное условие оптимальности расходов на трансакционные потребности. Графическая интерпретация математической модели относительно нахождения точки равновесия между прибылью и трансакционными расходами компании приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Графическая интерпретация точки оптимальности трансакционных расходов и прибыли торговой компании (составлено автором)

В соответствии с механизмом моделирования на рисунке 1 изображены функции прибыли компании  и трансакционных расходов , точка касания () этих линий отображает точку оптимальности между этими функциями. Изменение уровня  приведет к потребности изменения значения , также уместно говорить об обратной ситуации. Предложенную модель возможно реализовать с использованием имитационного моделирования, которое позволит в соответствии с рыночной ситуацией изменять параметры разработанной модели и определять точку оптимизации между уровнем трансакционных расходов и прибылью компании. Для разработки имитационной модели уместно использовать аппарат системной динамики в связи с возможностью реализации нелинейных уравнений и обратных связей между параметрами модели. Поэтому для этого нужно приведенную математическую модель реализовать в виде интегральных уравнений и в соответствии с объектом исследования распространить параметры модели. Средой разработки имитационной модели выступит программный продукт Anylogic.

В соответствии с разработанной математической моделью и моделью динамики выполняется зависимость, которая изображена на рисунке 2, то есть, при изменении значение трансакционных расходов изменяется и прибыль компании, точки оптимальности формируют функцию .

В соответствии с результатами имитационной модели прослеживается зависимость между прибылью, доходом и расходами компании, что изображено на рисунке 3.

Рис 2. Динамика точки оптимальности (составлено автором)

Рис. 3. Зависимость трансакционных расходов, прибыли, дохода от времени (составлено автором)

Практическая апробация разработанных моделей осуществлялась на примере трех форматов розничной торговли, а именно: магазин у дома, универсальный магазин, сеть супермаркетов. Избрание такого спектра форматов розничной торговли обусловлено разным масштабом дохода каждого из представителей форматов розничной торговли.

Проведем классификацию форматов розничной торговли по пределам доходности. Определим, что у представителя формата «магазин возле дома» доход в месяц находится в пределах от 30 тыс. грн. до 100 тыс. грн. Для магазина формата «универсам» доход составляет от 101 тыс. грн. до 1 млн. грн. Для магазина формата «супермаркет» доход за месяц составляет от 1 млн. грн. до 5 млн. грн. Сделаем постановку задачи моделирования: в соответствии с форматом магазина (размером дохода магазина), определить точку оптимального размера трансакционных расходов, в соответствии с разработанными моделями, а также отследить особенности реакции внедрения точки оптимальности трансакционных расходов на последующую доходность и прибыльность субъекта хозяйственной деятельности. Время моделирования составляет 12 месяцев, шаг моделирования будет составлять месяц.

При проведении имитационных экспериментов получены следующие значения основных параметров модели, которые приведены в табл. 1.

Таблица 1

Модельные значения показателей деятельности субъектов розничной торговли (тыс. грн.) (составлено автором)

Период

Магазин возле дома

Универсам

Супермаркет

Доход

Прибыль

TV

Доход

Прибыль

TV

Доход

Прибыль

TV

1

97,52

74,35

23,1

881,36

723,56

120,64

2462,31

1896,25

710,12

2

93,89

88,2

6,3

693,45

495,78

95,1

1820,33

1173,36

685,7

3

68,96

58,12

6,8

825,36

631,28

118,3

2250,97

1689,81

436,12

4

79,5

75,0

2,59

739,1

556,12

49,58

1873,83

1650,66

1240,33

5

55,1

41,9

8,95

912,3

689,56

193,59

2312,66

2136,71

690,48

6

67,85

51,3

4,32

769,13

521,9

135,4

2431,17

2200,01

1381,30

7

50,72

32,65

12,98

694,31

501,36

23,61

2835,81

2037,74

887,65

8

55,03

35,96

17,86

592,46

421,41

30,91

2683,22

21,65,63

70,33

9

98,15

83,56

13,85

519,11

365,12

171,6

2577,48

1638,,99

331,37

10

65,1

54,12

4,91

536,44

346,19

189,31

2102,5

1200,36

99,66

11

77,31

64,59

3,56

520,52

285,33

35,11

2506,33

1755,01

210,06

12

99,36

83,31

7,35

920,66

730,12

120,6

1994,37

1241,22

930,31

Таким образом, нами осуществлена постановка задачи моделирования и в соответствии с ней разработана математическая и имитационная модель, в которых согласно проведенной классификации форматов розничной торговли по пределам доходности определена точка оптимального размера трансакционных расходов, отслежены особенности реакции внедрения точки оптимальности трансакционных расходов на последующую доходность и прибыльность субъекта хозяйственной деятельности. В соответствии с полученными характеристиками параметров в имитационных экспериментах, можно сделать следующие выводы: трансакционные расходы и их уровень для современных предприятий зависит от отрасли, где функционирует субъект ведения хозяйства, а также от множественного числа факторов, которые ее характеризуют; доказано наличие точки равновесия между трансакционными расходами и прибылью компании; наличие зависимости между трансакционными расходами и прибылью компании; наличие лага между трансакционными расходами и прибылью компании, а также – наличие связи между доходом, расходами и трансакционными расходами торговых предприятий в динамике.

Выводы

Исследование вопросов моделирования и управления трансакционными расходами торгового предприятия позволило сформировать модель и подтвердить адекватность выраженных предположений о существующих условиях функционирования торговых предприятий. Разработанная нами динамическая имитационная модель оптимизации трансакционных расходов для трех форматов торговых предприятий была реализована в прикладной среде имитационного моделирования AnyLogic и с успехом может быть использована в процессе управлении современным предприятием сферы торговли.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Азарян О.М. Шляхи підвищення ефективності розвитку підприємств у роздрібній торгівлі / О. М. Азарян, В. О. Соболєв // // Вісник Донецького національного університету економіки і торгівлі імені Михайла Туган-Барановського. Сер.: Екон. науки. – 2008. – № 3 (39). – С. 175-180.
2. Возиянова Н.Ю. Модель развития внутренней торговли в условиях поливариантности политики государства / Н.Ю. Возiянова // Прометей: Науковий журнал. регіон. збі. наук пр.. з економіки. – Донецьк: 2012. – № 3 (39). - С. 210-215.
3. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы / В.М. Полтерович // Экономика и математические методы. – Т. 35, вып. 2. – С. 3-20.
4. Шепеленко О.В. Трансакционные издержки в переходной экономике: проблемы теории и практики: Моногр. / МОН Украины. Донецкий нац. Ун-т экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. – Донецк, 2007. – 360 с.
5. North D. C. Institutions, Institutional Change, and Economic Perfomance / D. C. North. – Cambridge: Cambridge University Press, 26 oct. 1990. – 152 p.
6. Coase R. The Nature of the Firm / R. Coase // Economica. New Series. – 1937. – Vol. 4. № 16. – P. 386-405.