Статья опубликована в журнале «Экономические отношения»4 / 2015

Экономическая эффективность ремонта большегрузного транспорта

Безденежных Дарья Сергеевна, Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет, Россия

Нигматуллин Ришат Гаязович, д.т.н., профессор, заслуженный изобретатель Республики Башкортостан, директор ООО "Химмотолог", Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 27

Аннотация:
В работе на примере рассмотрена периодичность ТО грузового автомобиля исходя из статистических данных. В статье произведен расчет периодичности и эффективности технического обслуживания, приведены комплексные показатели оценки эффективности технической эксплуатации и надежности автомобиля КамАЗ-5410 за 2014 год, а также показана периодичность ТО и ремонта автомобиля КамАЗ-5410 на практике.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Безденежных Д.С., Нигматуллин Р.Г. Экономическая эффективность ремонта большегрузного транспорта // Экономические отношения. – 2015. – Том 5. – № 4. – С. 56-62.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Введение

Задачей транспорта было и остается своевременное и качественное удовлетворение потребностей организаций и населения в перевозках грузов. Экономически – работа автомобильного транспорта обеспечивается регулярным техническим обслуживанием.

Для продвижения предприятия в конкурентной среде необходимо максимально механизировать зоны технического осмотра (ТО) и текущего ремонта (ТР) для обслуживания большегрузных автомобилей.

В настоящей статье рассмотрен КамАЗ-5410 1986 г.в.

График ремонта и технического обслуживания грузового транспорта составляется согласно регламентируемым положениям [4], однако на практике износ некоторых деталей происходит раньше заявленных сроков. Для максимального сокращения расхода на непредвиденный ремонт следует учесть, что заявленная периодичность ТО и фактическая при расчете отличается.

Периодичность ТО-1 и ТО-2, устанавливается второй частью Положения о ТО и ремонте заводами-изготовителями для конкретных марок автомобилей, прицепов и полуприцепов, а также разделяется различными климатическими районами [4]. В нашем случае это – Камаз, с полуприцепом III категории, эксплуатируемый в умереннохолодном климатическом районе: ТО-1 2400 км, ТО-2 14000 км, пробег до кап. ремонта 320000 км.

Периодичность ТО-1 высчитывается по формуле:

, км

где: – нормативная периодичность ТО-1,

К1 коэффициент учитывающий влияние категории условий эксплуатации (т.к. категория условий эксплуатации III, то К1=0,8),

К3 – коэффициент учитывающий влияние природно-климатических условий (т.к. климатический район умереннохолодный, то К3=0,9),

L1=2400x0.8x0.9=1728км

После определения скорректированной периодичности ТО-1 проверяют ее кратность со среднесуточным пробегом.

где: n1 – величина кратности.

Периодичность ТО-2 высчитывается по формуле:

 км

где:  – нормативная периодичность ТО-2,

L2=14000x0.8x0.9=10080 км      

После определения скорректированной периодичности ТО-2 проверяют ее кратность с периодичностью ТО-1.

где: n2 – величина кратности.

Пробег до капитального ремонта рассчитывается по формуле:

где:  – нормативный пробег до кап. ремонта,

К2 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава (т.к. подвижной состав автомобиля – цистерна, то К2=1,0).

Lкр=320000x0.8x1.0x0.9=230400 км     

После определения расчетной величины пробега до капитального ремонта проверяется ее кратность с периодичностью ТО-1:

где: n3 – величина кратности.

Скорректированная по кратности величины периодичности ТО-1 принимает вид:

Скорректированная по кратности величина периодичности ТО-2 принимает вид:

Скорректированная по кратности величина периодичности КР принимает вид:

Суммарная продолжительность время нахождения автомобилей в определенном состоянии составляет цикл Дцэнр. Цикл может быть кратковременным (сутки, неделя, месяц) или длительным: от года(Дцг) до проведения капитального ремонта(Дц=LK) или списания(Дц=La).

Все данные возьмем из реальных показателей. Рассчитаем основные показатели стационарного состояния автомобиля за период 01.01.14 – 31.12.14. Примем: Дэ=194 д. (на линии–в эксплуатации), Дн=138 д. (в зоне хранения), Др=33 д. (в зоне ТО и ремонта).

Основные показатели стационарного состояния автомобиля (парка):

ав – коэффициент выпуска, определяющий долю календарного времени, в течение которого автомобиль фактически осуществляет транспортную работу на линии:

 ,

ат – коэффициент технической готовности (КТГ), определяющий долю рабочего времени, в течение которого автомобиль исправен и может быть использован в транспортном процессе:

 

ан – коэффициент нерабочих дней, определяющий долю календарного времени, в течение которого исправный автомобиль не используется в транспортном процессе по организационным причинам:

 =,

Коэффициент технической готовности является одним из показателей, характеризующих работоспособность автомобиля и парков.

Рассмотрим соотношение

откуда

Таким образом, коэффициент выпуска непосредственно зависит от коэффициента технической готовности и коэффициента нерабочих дней, а соотношение этих трех коэффициентов определяет вклад каждой из подсистем автомобильного транспорта в транспортный процесс и производительность автомобиля Wa. Для грузовых перевозок

где q - номинальная грузоподъемность (q=14,9 тн);

γ - коэффициент использования грузоподъемности

β - коэффициент использования пробега автомобиля

lсс - среднесуточный пробег (в данном случае 43,9 км).

Коэффициент использования грузоподъемности вычисляется для каждой поездки отдельно, по формуле

где mгрузамасса фактически перевезенного груза; γ – в данном случае 0,97.

Коэффициент использования пробега автомобиля вычисляется для каждой поездки отдельно, по формуле

где Sгррасстояние, пройденное автомобилем с грузом, км; Sобщ – общее расстояние, пройденное автомобилем в течение рабочей смены, км; β – в данном случае 0,51

Среднесуточный пробег автомобиля в километрах, определяется делением общего пробега автомобилей на дни в работе.

Данные возьмем из реальных показателей.

Таким образом, производительность данного автомобиля:

. [15]

Средний пробег заданного автомобиля за месяц 850 км. Следовательно за год 10200 км. Получается за год автомобиль проходит ТО-1 5 раз и ТО-1 + ТО-2 1 раз. Кроме прохождения ТО случаются не запланированные поломки.

На основании проведенных расчетов становится возможным поддерживать в исправном техническом состоянии данный автомобиль, бесперебойно выполняя планы грузоперевозок.

На предприятии владеющим данным автомобилем обслуживание и ремонт водители проводят самостоятельно с помощью механиков и слесарей., что позволяет значительно снизить затраты на содержание автопарка.

Распишу по очередности обслуживание автомобиля и произведенные мероприятия за год. Расходы на запчасти перечислены в отчете по расходу на автотранспорт.

1.    ТО-1 (1728 км) 13-14 февраля

Проведены проверки, перечисленные в разделе 2 данного реферата, вследствие чего были выполнены следующие работы: замена втулки, 2х уплотнительных колец и 2х фланцев, затрачено согласно перемещению материалов 00000287.

Затраты за работу составили 600 руб. (зар.плата за 2 дня ТО водителя).

2.    ТО-1 (3456 км) 13 мая

Проведены проверки, перечисленные в разделе 2 данного реферата, вследствие чего были выполнены следующие работы: замена тормозной жидкости (4,455 л.), затрачено согласно перемещению материалов 00000556.

Затраты за работу составили 300 руб. (зар.плата за 1 день ТО водителя).

3.    ТО-1 (5184 км) 16 июня

Проведены проверки, перечисленные в разделе 2 данного реферата, вследствие чего были выполнены следующие работы: замена 5ти приборных ламп, затрачено согласно перемещению материалов 00000510.

Затраты за работу составили 300 руб. (зар.плата за 1день ТО водителя).

4.    ТО-1 (6912 км) 12-13 августа

Проведены проверки, перечисленные в разделе 2 данного реферата, вследствие чего были выполнены следующие работы: замена комплекта пневмогидроусилителя (ПГУ), замена комплекта реле втягивающего стартера СТ-25 (комплект СТ-25 включает в себя: диск, 2 болта и крышку) и замена ЭФВ (элемент фильтрующий воздушный), затрачено согласно перемещению материалов 00000799.

Затраты за работу составили 600 руб. (зар.плата за 2 дня ТО водителя).

5.    ТО-1 (8640 км) 10 октября

Проведены проверки, перечисленные в разделе 2 данного реферата, вследствие чего были выполнены следующие работы: замена рукава высокого давления, затрачено согласно перемещению материалов 00001094.

Затраты за работу составили 300 руб. (зар.плата за 1 день ТО водителя).

6.    ТО-1 + ТО-2 (10368 км) 11 декабря

Проведены проверки, перечисленные в разделе 2 данного реферата, вследствие чего были выполнены следующие работы: замена тосола, затрачено согласно перемещению материалов 00001557.

Затраты за работу составили 300 руб. (зар.плата за 1 день ТО водителя).

Кроме ТО были затраты на ремонт автомобиля, в результате чего:

·         28 мая произведена замена: пальца РЗШ (резинометаллический шарнир), граверной шайбы и шплинта, затрачено согласно перемещению материалов 00000501 и зар.плата за 1 ремонтный день водителя 100 руб.

·         8-9 июля заменены подшипники наружной и внутренней ступицы и отремонтирована тяга рулевой трапеции, затрачено согласно перемещению материалов 00000522 и зар.плата за 2 ремонтных дня водителя 200 руб.

·         22 июля заменены гайки реактивного пальца и отремонтирована тяга рулевая продольная, затрачено согласно перемещению материалов 00000605 (прил.3) и зар.плата за 1 ремонтный день водителя 100 руб.

·         24 сентября заменены гайки шпильки колеса, палец реактивной штанги и масло, затрачено согласно перемещению материалов 00001069 и зар.плата за 1 ремонтный день водителя 100 руб.

·         12-13 ноября заменено реле поворота, ремень, граверные шайбы, затрачено согласно перемещению материалов 00001397 и зар.плата за 2 ремонтных дня водителя 200 руб.

За 2014 год на запчасти израсходовано 22210,54 руб. и выплачена зар.плата водителю (за ремонтные дни и дни ТО) 3100 руб. Итого 25310,54 руб. Учитывая возраст транспорта, на его обслуживание в 2014 году было выделено 30000 руб. Это на 4689,46 руб. больше чем было израсходовано.



Рисунок. Отчет по расходу на автотранспорт (услуги, запчасти) (составлен авторами)

Выводы

Своевременный ремонт и диагностика позволяют оперативно выявлять неисправности агрегатов и систем автомобилей, что даёт возможность устранять эти неисправности до того, как они приведут к серьезным нарушениям в работе автомобиля.

Также была просчитана производительность данного автомобиля. Производительностью определяют эффективность использования подвижного состава за указанный период времени и характеризуют эффективность организации перевозок. Учитывая возраст транспорта производительность 62243,8 тн∙км/год является вполне адекватной.

За счет грамотно спланированного графика ТО удалось избежать серьезных и дорогостоящих поломок. Все предпосылки поломок были устранены при проведении ТО. Вследствие этого на ремонте и ТО автомобиль провел лишь 33 дня из 365 и отработал 194 дня. К тому же, материалы, затребованные при ремонте автомобиля, закупались заранее, что сокращает время ремонтного простоя транспорта.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Хасанов Р.Х.Основы технической эксплуатации автомобилей: Учебное пособие – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 193 с.
2. Техническое обслуживание автомобилей. Методические указания по выполнению курсового проекта. - Н.Новгород, 2004.
3. Основы проектирования предприятий автомобильного транспорта методические указания по курсовому проектированию. // Хохлов А. Л., Сафаров К. У., Китаев В. А. - М., 2009.
4. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. - М., 2002.
5. Братченко И.И. Эксплуатация грузового автомобильного транспорта. Изд: Транспорт 1971 – 418 с.