Механизм интенсификации воспроизводственной функции амортизации

Дасковский В.Б., Голикова Е.И., Киселев В.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Дасковский В.Б., Голикова Е.И., Киселев В.Б. Механизм интенсификации воспроизводственной функции амортизации // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 25-30.

Аннотация:
Окончание. Начало в № 04(1) 2008 «рп» Ценовую политику определяют издержки. Состав затрат в процессе производства продукции складывается из сырья и материалов (c учетом транспортных расходов) – их регулирует рынок, оплаты труда (с учетом отчислений на социальные нужды) - её определяет производитель, амортизации – её нормирует государство и прочих затрат. Величина амортизации оказывает влияние на себестоимость и на рентабельность продукции, а также на налоговые отчисления прибыли.

Ключевые слова: амортизация, основные фонды, основные средства

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Окончание. Начало в № 04(1)/2008

Ценовую политику определяют издержки. Состав затрат в процессе производства продукции складывается из сырья и материалов (c учетом транспортных расходов) – их регулирует рынок, оплаты труда (с учетом отчислений на социальные нужды) - её определяет производитель, амортизации – её нормирует государство и прочих затрат. Величина амортизации оказывает влияние на себестоимость и на рентабельность продукции, а также на налоговые отчисления прибыли.

Свободное начисление амортизации сделает её регулятором внутренних издержек (прибыли), то есть инструментом приспособления предприятия к ценовой политике рынка. С целью учета финансового положения отдельно взятого предприятия предусматривается пересмотр базы начисления амортизации. В качестве таковой предлагается рассматривать произведенные и овеществленные в основные средства капитальные затраты в общей их стоимости (вне зависимости от вида основных фондов). Предполагается, что темп возмещения обезличенных видов основных фондов будет устанавливаться каждым предприятием самостоятельно, исходя из его реальных возможностей. Амортизация превратится в управляемую предприятием составляющую себестоимости, что позволит ему регулировать внутренние издержки и прибыль, приспосабливаясь к рыночным колебаниям цен как на продукцию и услуги внутреннего потребления, так и на реализуемую продукцию. В условиях свободно начисляемой амортизации хозяйствующему субъекту будет доступно своими издержками укладываться в цену товара занимаемой ниши рынка.

Целевое использование амортизации на капиталовложения для обновления материально-технической базы достигается установлением контроля за ее использованием, для чего амортизационные средства переводятся на специально открытый для этого, отдельный от других счет в банке. Модель функционирования финансового механизма начисления амортизации представлена на рис. 1.

Функционирование нового финансового механизма начисления амортизации происходит следующим образом. Произведенные капитальные затраты, приобретая материально-овеществленную форму, увеличивают счет основных средств (ОС). В процессе начисления амортизации материально-овеществленная форма основного капитала уменьшается на сумму амортизации, образуя амортизационный фонд (АФ).

Сумма амортизационных отчислений, увеличившая в отчетном периоде счет амортизационного фонда (АФ), в этом же отчетном периоде, в сумме, равной начисленной амортизации, переводится на отдельный банковский счет «Денежный инвестиционный фонд» (ДИФ) предприятия. При этом счет амортизационного фонда (АФ) уменьшается (обнуляется) и амортизация в сумме, равной перечисленной на счет ДИФ, признается в качестве расхода при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. ДИФ предназначен для накопления внутренних инвестиционных средств и на использование его накоплений на капиталовложения. На банковский счет ДИФ предприятий могут поступать любые денежные средства: кредиты и займы, прибыль и другие инвестиционные средства.

Рис.1. Модель функционирования нового финансового механизма начисления амортизации

По окончании налогового периода (одного календарного года) предприятие представляет в фискальные органы и органы статистки отчет об использовании денежных средств со счета ДИФ. В случае использования денежных средств инвестиционного фонда не по назначению налог на прибыль по окончании налогового периода корректируется в сторону увеличения. Таким образом, фискальные органы и органы статистики становятся контролерами использования денежных средств со счета ДИФ.

Новый механизм начисления амортизации, нацеленный на результативное завершение воспроизводственного цикла, предполагает перестройку годового планирования хозяйственной деятельности предприятия. Первый его этап сводится к установлению величины текущих издержек без амортизации в будущем году.

На втором этапе определяется минимально возможный размер прибыли, обеспечивающий при жесточайших ограничениях ее расходования покрытие прироста оборотных средств (инфляционное удорожание производственных ресурсов, транспортных услуг; рост объемов производства), неотложных социальных нужд, оплату дивидендов акционерам и налога на прибыль. Завершающим этапом становится определение максимально возможного в будущем году размера амортизационных отчислений (апt):

апt= Oпt – Зпt – Пmint – Нпt, (3)

где Зпt – плановые годовые затраты без амортизации с налогами на них; Oпt – плановый годовой объем производства; Пmint, Нпt - плановый минимум годовой прибыли и налога на нее.

Новый механизм начисления амортизации по остаточному принципу, построенный на обезличивании видов ОФ и ликвидации норм амортизации, даже в сегодняшних условиях ограниченной амортизационной базы обеспечивает практически для всех рентабельных предприятий поступление необходимых финансовых ресурсов для воспроизводства АЧОФ. Ограничением перебора годовой амортизации является условие безубыточности хозяйственной деятельности предприятия (С≤Ц).

Кроме того, рядом общественных объединений (Российский союз промышленников и предпринимателей, Российский союз пекарей и др.) предложено создание Российского банка амортизации, имеющего представительства во всех регионах страны. Уставный капитал банка формируется из амортизационных отчислений предприятий.

Чрезвычайно важным фактором успеха начинания стал бы максимально возможный взнос в него государством имеющегося свободного капитала по минимальной процентной ставке (4-6%). На таких условиях создаваемый банк получить кредит нигде не может. Но и государство, вкладывая свободный капитал в ценные бумаги других стран, такого дохода тоже не имеет. К тому же меркантильные соображения в рассматриваемом вопросе не имеют решающего значения. Главное в том, что по существу ничего не теряя, государство подключается и способствует решению важнейшей задачи обновления материально-технической базы экономики.

Финансовую базу банка амортизации могло бы существенно расширить подключение к ней пока никуда «не пристроенных» средств Пенсионного фонда.

Ввиду большой продолжительности воспроизводственного цикла АЧОФ (5-10 и более лет) и поэтому длительного периода вкладов на депозит банка эта финансовая структура получит возможность накопления «длинных» денег и предоставления на финансовом рынке сегодня не существующей для реального производства услуги в виде средне- и долгосрочных кредитов, возможность эффективного участия на фондовом рынке и т.д. Основным условием функционирования этого банка должна быть самоокупаемость, а не стремление повысить собственную рентабельность и, в конечном счете, обогащение. В данном случае депозитная ставка по амортизационным накоплениям предприятий будет повышена хотя бы до уровня инфляции, и благодаря этому удастся решить главную задачу банка – обеспечение замены изношенного оборудования. Эффективные направления и контроль финансовой деятельности банка будут осуществляться советом директоров, образованным с участием вкладчиков (соучредителей) банка от регионов и представителя государства.

Рекомендуемый нами механизм амортизации, полностью согласующийся с идеологией рыночных отношений, которая подразумевает, в частности, предоставление наибольшей свободы товаропроизводителям, предполагает перевод материально-овеществленных капитальных затрат (стоимости основных средств) в общей их сумме (вне зависимости от стоимости отдельно взятого основного средства) через свободную амортизационную составляющую в реальные денежные средства на специально открытый для этого счет в банке. Ежегодные начисления амортизации могут быть различными по величине, но не приводящими к убыточности хозяйственной деятельности. Регламентирование этого процесса государством в виде установления норм амортизации по видам основных фондов следует упразднить. В то же время взять под контроль целевое использование амортизации совершенно необходимо.

Реанимация утраченной воспроизводственной функции убыточных предприятий невозможна без внешней помощи. Ввиду крайней актуальности сокращения и ликвидации убыточного сектора экономики назрела необходимость разработки государственной программы решения этой проблемы.


Источники:

1. Россия в цифрах. 2003: Краткий стат. сборник/Госкомстат России. – М., 2003.
2. Россия в цифрах. 2005: Краткий стат. сборник. / Росстат. – М., 2005.
3. Россия в цифрах. 2007: Краткий стат. сборник / Росстат – М., 2007.
4. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ Госкомстат России.- М., 1999.
5. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.сб./Росстат. – М., 2006.
6. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб./ Росстат. – М., 2005.
7. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции / Федеральная служба государственной статистики. – М., 2000.
8. Классификация основных фондов, включаемых в амортизационные группы. – М., Ось–89, 2002.
9. Инвестиции в России. 2005: Стат.сб. / Росстат. – М., 2005.
10. Бюллетень банковской статистики // Центробанк, ЗАО «АЭИ «Прайм-ТАСС», 2004, №12 (139).
11. Налоговый Кодекс Российской Федерации: В двух частях. – 2-е изд. – М., Ось-89, 2005.
12. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции / Федеральная служба государственной статистики. – М., 2000.
13. Финансы России. 2006: Стат.сб. / Росстат – М., 2006.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:42:36