Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2000

Сеть – новая метафора менеджмента

Кочетков Геннадий Борисович, к.э.н., директор Центра проблем управления ИСК РАН, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Цитировать публикацию:
Кочетков Г.Б. Сеть – новая метафора менеджмента // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 3.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Известно, что менеджмент как научное направление появился в начале XX века, когда механика и физика безраздельно господствовали в науке и были источником основных метафор для объяснения действительности. Поэтому неудивительно, что первые модели организации были, образно говоря, списаны с механических систем. Организация уподоблялась сложной машине со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако уже в 1930-е годы было обнаружено, что с помощью механистических метафор можно описать лишь ограниченный круг явлений. Поведение человека и групп в организации, система личностных отношений и ее связь с организацией и производительностью ‑ все это стало поводом для введения новой метафоры, в основу которой было положено сопоставление организации с живым организмом.

В последней трети уходящего века все большую роль в научном осмыслении окружающего мира стала играть информатика, которая принесла свои метафоры. Для менеджмента такой метафорой стала сеть.

Ранее на этапе становление менеджмента ученые и специалисты основное внимание уделяли таким аспектам как организационные структуры, принципы и закономерности их построения, планирование и координация работ, подбор, обучение и мотивирование персонала, т.е. кругу вопросов, который в российской литературе получил название внутрифирменного управления. Начиная же с конца 60-х годов, т.е. с появления системного анализа, все больше внимания стали обращать на такие аспекты управления, как взаимосвязь внутренних процессов в организации с изменениями внешней среды, стратегию и тактику поведения организаций на рынках, образованию устойчивых связей между юридически независимыми организациями и формированию “организационных сообществ” и т.п. Именно этот переход от внутрифирменного управления к организационному поведению и является, по мнению автора, наиболее существенным для современного этапа развития менеджмента в США.

В рамках этого перехода были поставлены под сомнение две важнейшие идеи, господствовавшие в менеджменте в середине века:

- Организационный рост как показатель успеха. Было показано, что каждая организация имеет свои пределы роста, после чего увеличение не сопровождается адекватным возрастанием эффективности, и наоборот, происходит падение удельных результатов хозяйственной деятельности. Это отразилось на быстром распаде всех крупных вертикально интегрированных компаний и переходе к “дивизиональным” (отделенческим) структурам. При этом отделения получали право самостоятельно определять свое хозяйственное поведение вплоть до вступления в прямую конкуренцию с другими отделениями своей же материнской компании. Т.е. компания как единая структура была замещена на совокупность (сеть) отделений. Рост стал ассоциироваться не с наращиванием массы организации, а со способностью или возможностью увеличения количества отделений. При этом каждое из отделений должно сохранять свой оптимальный размер.

- Конкуренция как доминирующий тип отношений хозяйственных организаций. Безусловно, конкуренция сохраняет свою роль в мотивировании поведения организаций. Однако наряду с этим было обращено внимание на целый ряд феноменов, которые не могут быть объяснены только ею. Наиболее известным их них является феномен “Силиконовой долины”. В ходе его изучения было отмечено, что между фирмами одной и той же отрасли существует, помимо конкуренции, также взаимопомощь и поддержка. Эти фирмы кооперируются в развитии общей для данного направления бизнеса инфраструктуры. Это дало основание Администрации Клинтона провозгласить в 1993 г. национальную программу поддержки отраслевых кластеров в наукоемких областях, таких как новые материалы и биотехнологии.

Еще в начале 1980-х годов в нашумевшем бестселлере “Мегатренды” его автор Дж. Несбит в качестве одной из мегатенденций называл постепенный уход от пирамидальных организационных структур в сторону сетевых. Он прослеживал постененный распад суперкорпораций с жестким централизованным управлением и образование на их основе сети отделений, действующих самостоятельно на независимых рынках. Наиболее последовательным воплощением этой мегатенденции Дж. Несбит считал американскую транснациональную компанию “3М”.

Особенности сетевой метафоры

В широком плане сеть  - это некоторая совокупность отдельных людей или организаций, которые постоянно взаимодействуют между собой, т.е обмениваются информацией, ресурсами и т.п. Для сетей важен сам процесс взаимодействия, который собственно и формирует сеть. Следует отметить, что научно-технический прогресс создал мощные предпосылки развития организационных сетей за счет создания транспортных сетей и систем коммуникаций. Постоянный телефонный контакт, факсимильная связь, электронная почта и ИНТЕРНЕТ – все это создало мощный фон для формирования сетей в последние десятилетия.

В современной теории управления одна из школ рассматривает организацию как элемент сети, который связан со многими другими такими же организациями определенными взаимодействиями. В рамках этой концепции каждая компания рассматривается с нескольких точек зрения:

Во-первых, каждая  компания представляет собой независимый центр определенного вида деятельности. Важно подчеркнуть, что основу этой деятельности составляют вполне определенный набор действий, постоянно повторяющийся и составляющий основу делового цикла. Этот набор мало меняется со временем и даже значительные колебания рынка или потребительских предпочтений практически не влияют не него. Сетевая концепция утверждает, что стабильность этого набора действий обуславливает устойчивость организации по отношению к непрерывно меняющейся внешней среде. В то же время в нем происходят непрерывные изменения, позволяющие организации эволюционировать в длительной перспективе.

Основная управленческая задача в этой связи заключается в том. чтобы сгруппировать отдельные действия в рамках определенных подразделений с тем, чтобы эти действия выполнялись с наибольшей эффективностью для организации. Традиционная наука управления позволяла решать эти проблемы путем рационализации внутри одной организации. Сетевая концепция утверждает, что выполнение любых функций внутри конкретной фирмы в существенной мере связано с тем, как данная компания соотносится с другими, с которыми она взаимодействует в ходе выполнения своих функций. Например, внедрение на рынок нового продукта требует часто изменений не только в структуре самого производителя, но и в организации товаропроизводящих сетей, системе послепродажного обслуживания, внутренних структурах компаний-потребителей и т.п. Таким образом организация рассматривается как узел сети, в котором происходит постоянная борьба между устойчивостью и изменениями под воздействием внешней среды. А успех или неудача компании в существенной мере зависит от совокупности взаимодействий, в которые она вступает при осуществлении своих функций.

Во-вторых, организация должна рассматриваться как центр концентрации ресурсов. Причем эти ресурсы активизируются только во взаимодействии с ресурсами других участников рынка (т.е. сети), и они приобретают реальную ценность только если затребованы последними. В сетевой концепции  утверждается, что организации вступают во взаимодействие с другими главным образом для того, чтобы начать использовать свои ресурсы, выявить их реальную стоимость, с одной стороны. и получить преимущества от взаимодействия с ресурсами внешних организаций, с другой стороны. Это требует известного искусства, т.к. далеко не все организации заинтересованы во взаимодействии с внешними ресурсами. Нужно найти таких партнеров, при взаимодействии с которыми объединение ресурсов дало бы синергетический эффект.

Известно, что ресурсы делятся на постоянные и переменные. Оборудование, здания и сооружения, инвестиции в них, а также затраты на патенты, лицензии, повышение квалификации персонала и т.п. образуют постоянную структуру ресурсов любой компании. Она накладывает существенные ограничения на возможности ресурсного взаимодействия: чем более специализирована эта структура, тем сложнее взаимодействие с другими компаниями и меньше возможностей для гибкого реагирования на требования рынка.

При сетевом рассмотрении компании как ресурсного центра необходимо прежде всего ответить на вопрос о том, какие ресурсы нужны для выполнения ее главных задач. Традиционно ресурсная база компаний создавалась постепенно в ходе их развития, и изменение сложившейся ресурсной структуры часто требует значительных затрат. Но рассматривая организацию как элемент сети можно решить эту проблему другим способом – путем построения таких партнерских отношений, которые позволяют привлечь недостающие ресурсы для работы, даже если эти ресурсы принадлежат другим. Следует отметить, что именно это соображение определило различие путей развития организаций в промышленно развитых странах и в Советской России. В то время как начиная с конца 1960-х годов на Западе, а затем под влиянием транснациональных компаний в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америка, организации переходили на сетевые принципы, развивали системы взаимосвязей, специализацию и кооперацию, в бывшем Советском Союзе господствовал принцип натурального хозяйства, и организации стремились всеми возможными способами создавать собственную ресурсную базу. В итоге организации накопили огромный ресурсный потенциал, который тормозил их развитие, не давал возможности адекватно реагировать на изменения внешней среды.

В-третьих, любая организация должна рассматриваться с точки зрения того положения, которое она занимает в сети, как это положение оценивает сама организация, и как это делают ее партнеры по взаимодействиям. Следует отметить, что при этом нужно учитывать как прямые контакты типа “поставщик-потребитель”, так и косвенные, которые возникают вследствие того, например, что один и тот же поставщик взаимодейстует со многими потребителями и таким образом все потребители находятся в опосредованной связи между собой. Это говорит о том, что любое взаимодействие с поставщиком косвенно влияет на контакты последнего с другими потребителями.

В сетевой концепции утверждается, что положение организации в сети есть функция всех видов связей, накопленных ею. От этого зависит репутация организации, ее поведение, возможности реагировать на изменения среды.  Одновременно показывается, что  совокупность взаимосвязей и их активное использование составляют особый ресурс организации. Существуют некоторые виды бизнеса, где именно этот сетевой ресурс является главным, который рассматривается при его финансовой оценке, например, оптовая торговля, многие отрасли сферы услуг. Наиболее очевидным проявлением сетевого характера организаций является “бренд”, торговая марка, торговый знак. Эти феномены также получили свое бурное развитие в послевоенный период, когда шла кристаллизация сетевых структур в бизнесе.

Одна из важнейших черт нового подхода связана с тем, что сетевые отношения возникают и развиваются только в реально взаимодействующих организациях. Их нельзя запроектировать заранее, они живое творчество организаций, продукт их жизнедеятельности. В свою очередь это означает, во-первых, что любая организация представляется по-разному для разных участников рынка: все накопленные взаимосвязи есть продукт  истории отношений именно данной пары организаций, находящихся в контакте. Во-вторых, позиция компании зависит не только от самой компании, но и в значительной мере от ее контрагентов по бизнесу. В-третьих, между отдельными компаниями взаимодействие может быть более сильным, чем между другими. Это, в свою очередь, предопределяет возможность образования стратегических альянсов, партнерств и другие формы объединения.

Виды организационных сетей

“Федеративные” организации.  Этот вид был исторически первым описан в управленческой литературе. В “федеративные” организации для решения общих задач, например, таких как выполнение крупных государственных заказов, объединялись на договорной основе юридически полностью независимые компании. Система договоров строилась таким образом, что на время осуществления общего проекта всю совокупность участвующих в нем компаний можно было считает единым управленческим объектов. Эта система позволяла осуществлять оперативный контроль за отдельными элементами вплоть до контроля производственной деятельности формально независимых компаний. В первые такая организация была создана в рамках проекта “Аполлон”, а затем они стали широко использоваться в других крупных проектах.

“Дивизиональные” организации.  Это основной тип организации крупных компаний. Каждое отделение (дивизион) обладает хозяйственной автономностью и за очень небольшим исключением само определяет свою рыночную стратегию, в том числе взаимоотношения с другими отделениями компании. Темпы перехода к дивизиональным структурам и их автоматизация стали в 1970-80-е годы одним из факторов конкурентной борьбы. Например, компания “Боинг” – первой начавшая этот процесс в авиакосмической отрасли и внедрившая широкую кооперцию, опередила в этом процессе своих основных конкурентов “Локхид” и “Макдоннел-Дуглас” и в результате вытеснения их с рынка гражданских самолетов.

Дивизонализация позволила фирмам гораздо более гибко реагировать на изменения рынка. Примером этого могут служить масштабные слияния и поглощения последнего десятилетия, а также консолидация в оборонной промышленности США, произошедшая в связи с конверсией и сокращением оборонного госзаказа. В обоих случаях компании осуществляли обмен отделений, их куплю/продажу, ликвидацию и т.п. В результате наблюдался рост эффективности отраслей, охваченных этими процессами.

“Пустые” и “виртуальные” корпорации. “Пустыми” (hollow) в США называют компании, которые не имеют своей производственной базы. Они возникают, как правило, в наукоемких отраслях, но иногда также в видах бизнеса, ориентированных на массовый потребительский рынок, но работающих с использованием новых рыночных технологий (ИНТЕРНЕТ, сбыт по телевизионным каналам и т.п.). “Пустая” корпорация может иметь мощное подразделение по разработке новой продукции и маркетингу, но производство продукции размещает по заказам в странах с низкими затратами на сырье и рабочую силу, чаще всего в Юго-Восточной Азии или Латинской Америки

“Виртуальные” (virtual) корпорации или предприятия возникают, когда производственной базы компаний недостаточно для организации эффективного производства и компания интегрируется на договорной основе с другими, имеющими необходимое оборудование. Подобная организация показала в США высокую эффективность, особенно при использовании гибких автоматизированных систем. В период Администрации Клинтона даже действовала специальная федеральная программа поддержки подобной “виртуальной” интеграции.

Оба отмеченных типа организаций дают принципиально новые возможности для малого и среднего бизнеса, преимущественно в наукоемких областях производства.

Франшизные сети. Еще одним проявлением сетевых форм организации и управления стало бурное распространение франшизных систем, которые принципиально отличны от всех указанных выше структур, в которых существует иерархия,  формируемая отношениями типа “подрядчик-заказчик”. Франшизные системы – это добровольное объединение равноправных партнеров, которые создали свои коллективные механизмы внутренней регуляции, т.е. франшизные сети возникают и растут за счет присоединения к сети новых участников, которые получают права и признание со стороны старых членов сети. Одновременно с этим каждый из партнеров франшизной сети уступает по договору право контроля над некоторыми сторонами своей деятельности обладателю прав на концепцию франшизы. Степень добровольности и независимости операторов от правообладателя в разных системах различны, но в целом они достаточно высоки. Это приводит к развитию своеобразной промышленной демократии “юридических лиц”. Наиболее известны коллективная рекламная деятельность, страхование, юридическое обслуживание, поддержка торговой марки. Однако эта демократия может принимать и более радикальные формы. Например, в одном из лидеров в области бытовых услуг американской компании “Cервис Мастер”, операторы в качестве поощрения за отличную работу получают право приобретать акции центральной компании (своеобразный “народный капитализм” юридических лиц).


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241