Конвергенция и дивергенция регионов Дальневосточного федерального округа: теоретические и практические аспекты

Пашук Н.Р.1, Кошелева А.И.1
1 Владивостокский государственный университет, Россия, Владивосток

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 1 (Январь 2023)

Цитировать:
Пашук Н.Р., Кошелева А.И. Конвергенция и дивергенция регионов Дальневосточного федерального округа: теоретические и практические аспекты // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 1. – С. 313-326. – doi: 10.18334/ce.17.1.117055.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50353508

Аннотация:
В современных условиях пространственной локализации отдаленных территорий страны актуализируется проблема разрозненности социально-экономического развития регионов, что свидетельствует о процессе дивергенции. При этом политика развития удаленных территорий способствует наращиванию экономического потенциала Дальнего востока, что формирует необходимость промежуточной оценки процессов конвергенции и дивергенции регионов. В связи с чем в рамках данной работы авторами проводится исследование теоретических и практических основ формирования и развития конвергенции и дивергенции дальневосточных территорий, что способствует уточнению теоретико-методологических аспектов функционирования данных процессов. Авторами проведен теоретических анализ подходов к понятиям конвергенции и дивергенции регионов, на основании которых выделены их основные признаки, факторы и показатели. Также, в заключение, в работе проведен статистический анализ основных тенденций социально-экономического развития регионов ДФО на предмет выявления процессов дивергенции. Научная проблема, решаемая в рамках исследования, заключается в необходимости развития теоретического подхода к процессу конвергенции регионов, способствующего снижению уровня экономической разрозненности территорий. Пользователями результатов исследования могут выступать органы государственного регулирования, научно-исследовательские и образовательные организации, осуществляющие изучение вопросов регионального развития удаленных территорий.

Ключевые слова: региональное развитие, дивергенция и конвергенция регионов, показатели социально-экономического развития, Дальневосточный федеральный округ

JEL-классификация: R11, R12, R13

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Социально-экономические преобразования регионов представляют собой важнейшую и перманентную задачу государственного развития, которая заключается в сбалансированном и равномерном совершенствовании экономики территорий. Особо острой является проблема разрозненности развития регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО) как в сравнении субъектов с центральной Россией, так и друг с другом.

Актуальность темы исследования находит свое подтверждение в приоритетах, отраженных в национальных проектах и государственных программах развития Российской Федерации и ДФО (рисунок 1).

Рис 1. Национальные приоритеты развития РФ и ДФО (составлено авторами)

Утвержденная постановлением Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» реализуется с 2013 г. по 2030 г. и направлена на формирование нового инвестиционного этапа и совершенствование делового климата страны, за счет ускорения технологического развития и роста занятости населения в сфере малого и среднего предпринимательства. Для реализации данной программы был утвержден объем бюджетных ассигнований за период за период 2022-2024 гг. в размере 397 045 595,3 тыс. рублей.

В настоящее время также действует Национальна программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, основной целью которой является достижение темпов роста показателей экономического развития дальневосточных территорий, превышающих среднее значение РФ посредством привлечения частных инвестиций, модернизации предприятий обрабатывающей промышленности и значительного наращивания несырьевого экспорта и повышения производительности труда.

Проведенный анализ актуальной нормативно-правовой базы свидетельствует о намерении правительства РФ создания комфортных условий для роста экономического и инновационного потенциала регионов, стимулирующего минимизацию разрозненности теорриторий.

Вопрос разрозненного развития территорий, а также необходимости формирования конвергенции является объектом исследования многих ученых, в том числе таких авторов, как: Авилкина С.В. [1], Безденежных Т.И., Макенов М.М. [2], Белоусова А.В. [3], Вертакова Ю.В., Зарецкая В.Г. [4], Гичиев Н.С. [5], Дашиева Б.Ш. [6], Козлова О.А. Макарова М.Н. [7], Нестеренко М.А., Дементьева А.А. [8], Шлеенко А.В., Кликунов Н.Д. [9] и мн.др.

Несмотря на высокий интерес к проблемам регионального развития, недостаточно изученным являются процессы конвергенции и дивергенции субъектов ДФО, их влияние на экономику и оценка.

Основной целью данной работы является уточнение теоретическо-методологических основ процессов конвергенции и дивергенции регионов на примере территорий Дальневосточного федерального округа.

Научная новизна исследования заключается в развитии теоретико-методологических аспектов формирования и развития процессов конвергенции и дивергенции регионов как факторов проведения эффективной государственной политики.

Достижение поставленной цели обуславливается решением совокупности задач, которая включает:

1) анализ теоретических подходов к понятиям конвергенции и дивергенции регионов;

2) определение ключевых признаков дивергенции и конвергенции регионов;

3) выявление и систематизация основных факторов и показателей дивергенции и конвергенции регионов;

4) проведение анализа основных тенденций дивергенции и конвергенции регионов ДФО.

Материалы и методы исследования

Информационной базой для проведения исследования послужили научные источники, отражающие основные аспекты интеграции и разрозненности регионов, информационно-аналитические материалы, а также статистические показатели, представленные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики.

Для определения теоретических подходов к понятиям конвергенции и дивергенции регионов и их ключевых признаков были использованы общетеоретические методы исследования, включающие проведение анализа, критического анализа, обобщения публикаций, их систематизация и группировка. Выявление основных факторов и показателей дивергенции и конвергенции регионов осуществлялось посредством логико-структурного анализа, систематизации, контент-анализа и др. Для определения основных тенденций дивергенции и конвергенции регионов ДФО были применены методы статистического анализа и сравнения.

Результаты исследования

Для решения первой задачи был проведен анализ и обобщение научных источников, отражающих определения к понятиям «конвергенция» и «дивергенция», на основании которых можно выделить два основных подхода: динамический и интеграционный (рис. 2).

Рис 2. Подходы к понятиям «конвергенция» и «дивергенция» (составлено авторами на основе [10, 11, 12, 13])

В рамках динамического подхода к понятиям конвергенции и дивергенции регионов учеными рассматривается процесс изменение основных социально-экономических характеристик во времени. По мнению Морозовой Н.С. под конвергенцией понимает сближение уровней развития стран или регионов во времени [10]. При этом, понятие конвергенция трактуется Усмановым Д.И как динамика соотношения рынка, анализ которой свидетельствует о наличии существенно разных тенденций [11].

Согласно интеграционному подходу конвергенция представляет собой взаимопроникновение деятельности конкурирующих между субъектов – участников, основанное на их взаимосвязи и определенной схожести [12], а обратный процесс, т.е. дивергенция характеризуется как некоторое размежевание, расхождение признаков и объектов.

На основании обобщения рассматриваемых подходов к понятию конвергенции были установлены основные признаки данного процессе, отраженные на рисунке 3.

Рис 3. Основные признаки конвергенции регионов (составлено авторами)

Выявленные признаки могут носить и обратный характер, при котором наблюдаются явные различия в развитии региональных экономик, дезинтеграция ресурсов и инфраструктуры, локальное внедрение инноваций и распад действующих межрегиональных партнерств, что является проявлением дивергенции регионов.

При этом важным нюансом выступает тот факт, что процесс дивергенции не всегда говорит о негативном социально-экономическом проявлении в региональном развитии, так как территории могут характеризоваться различными темпами изменения основных показателей за счет локальной разработки внедрения инноваций. Также процесс конвергенции регионов может является негативным проявлением, при котором наблюдаются одинаковые темпы ключевых социально-экономических показателей развития территорий.

На следующем этапе исследования были проанализированы основные факторы, влияющие на процессы региональной конвергенции и дивергенции, которые были сгруппированы и классифицированы в зависимости от степени управляемости (Рисунок 4).

Рис 4. Факторы конвергенции и дивергенции регионов (составлено авторами)

На основании русинка можно сформулировать вывод, что ресурсные факторы являются единственными, которые относятся к двум группам: управляемым и неуправляемым. Под ресурсными неуправляемыми факторами понимается зависимость регионального развития от наличия полезных ископаемых и сырья, которыми он обладает, к ресурсным управляемым факторам можно отнести трудовые и материальные ресурсы. Распределение факторов свидетельствует о преимущественной управляемости процессов конвергенции и дивергенции.

Каждую группу факторов можно измерить количественными индикаторами, информация о которых содержится на официальных сайтах статистики, на информационно-аналитических порталах или сайтах государственных органов.

Например, политические факторы можно оценить через индикаторы фактического выполнения показателей реализации целевых программ развития регионов; инфраструктурные - через показатели транспортной, строительной, информационной инфраструктуры субъекта; инвестиционные факторы – объем привлеченного капитала; ресурсные управляемые факторы – уровень занятости, количество трудоспособного населения и др.; образовательные факторы - число образовательных организаций, количество обучающихся по программам высшего образования и т.д.; международные факторы - внешнеторговый оборот, экспорт, импорт; производственные факторы - ВРП; число субъектов крупного бизнеса и МСП; к факторам уровня жизни можно отнести показатели доходов населения, средней заработной платы и платежеспособности граждан; инновационные факторы измеримы посредством показателей удельного веса инновационных предприятий и затрат на инновационную деятельность.

Группа сложно управляемых факторов также является измеримой и примером оценки демографических факторов могут послужить показатели миграции, рождаемости, смертности и т.д., экологические факторы характеризуются уровнем загрязнения воздуха, показателями чистоты водных источников и утилизации отходов.

Наиболее статичными выступают показатели, характеризующие неуправляемые факторы: географические факторы оцениваются территориальным положением региона, климатические - через среднемесячную температуру воздуха; количество осадков и т.д., а ресурсные - посредством измерения обеспеченности природными ресурсами.

В рамках решения четвертой задачи исследования были проанализированы некоторые показатели социально-экономического развития регионов за период с 2011 по 2021 года, на основании которых можно сформулировать выводы о взаимосвязи развития субъектов ДФО.

Расчет размаха между максимальными и минимальными значениями отдельных показателей регионов ДФО послужил основанием для составления графиков, например, на рисунке 5 представлена величина размаха показателя численности населения.

Рис 5. Величина размаха показателя численности населения, тыс. чел. (составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [14])

На основании данных можно сформулировать вывод о явном процесс конвергенции, так как происходил близкий к равномерному спад величины размаха показателей численности населения.

На рисунке 6 представлена динамика величины размаха показателя среднедушевого денежного дохода населения в месяц.

Рис 6. Величина размаха показателя среднедушевого денежного дохода (в месяц), руб. (составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [14])

В период с 2011г. по 2015г. представлен процесс дивергенции, так как показатели идут в рост местами неравномерными скачками. С 2015 г по 2016 г. изображен резкий спад показателей денежного дохода, что свидетельствует о краткосрочной конвергенции. Похожий случай произошел и в период с 2019 г. по 2020 г. В целом можно сделать вывод, что данная диаграмма больше свидетельствует о процессе дивергенции, нежели конвергенции.

На диаграмме 7 отражена динамика размаха показателя уровня безработицы по регионам ДФО.

Рис 7. Величина размаха показателя уровня безработицы (составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [14])

Стоит отметить, что в период с 2012 г. по 2016 г. представлен явный процесс конвергенции, так как показатели уровня безработицы шли плавно на спад. С 2016 г. по 2017 г. наблюдается явный скачок показателей, то есть дивергенция, после чего до 2019 г. снова плавный спад - конвергенция.

Результаты исследования

В результате проведённого исследования были решены пять основных выделенных задач и на основании чего получены следующие выводы.

Во-первых, категории «конвергенция» и «дивергенция» представляют собой сложное многоаспектное явление, отражающее как динамические преобразования региональных экономик, так и процесс интеграции или обособления ресурсной базы, институтов, методов, субъектов и объектов экономической структуры.

Во-вторых, процесс конвергенции, не смотря на распространенное мнение, не всегда свидетельствует о экономическое развитии территорий, так как характеризуется уподоблением экономического уклада, что зачастую минимизирует внедрение инноваций.

В-третьих, процессы конвергенции и дивергенции являются управляемыми и измеримыми, однако проведенный анализ социально-экономических показателей не позволяет сформулировать однозначный вывод о конвергенции или дивергенции, что актуализирует проблему необходимости применения дополнительных методов статистического анализа и разработки методики оценки данных процессов.


Источники:

1. Авилкина С.В. Исследование процессов региональной конвергенции и дивергенции в развитии системы высшего образования // Статистика и Экономика. – 2021. – № 5.
2. Безденежных Т.И., Макенов М.М. Исследование процесса конвергенции регионов Российской Федерации // Экономика и управление. – 2019. – № 4.
3. Белоусова А.В. К вопросу о распределении государственных дотаций как фактора конвергенции субъектов РФ по бюджетной обеспеченности // Теоретическая и прикладная экономика. – 2019. – № 1.
4. Вертакова Ю.В., Зарецкая В.Г. Исследование процессов конвергенции регионального экономического и социального развития в условиях цифровизации и модернизации российской экономики // Экономическое возрождение России. – 2022. – № 2 (72).
5. Гичиев Н.С. Региональная конвергенция экономического роста: пространственная эконометрика // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – № 1.
6. Дашиева Б.Ш. К вопросу о конвергенции производительности труда в России // Финансы и управление. – 2019. – № 3.
7. Козлова О.А. Макарова М.Н. Оценка адаптации населения к изменениям условий жизнедеятельности с позиции конвергенции региональных систем расселения // Экономика региона. – 2020. – № 1.
8. Нестеренко М.А., Дементьева А.А. Развитие конвергенции отраслей сельского хозяйства в контексте формирования биоэкономики региона // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 12.
9. Шлеенко А.В., Кликунов Н.Д. Конвергенция в зарплатах, дивергенция в валовых региональных продуктах: пример регионов кластера «Черноземье» // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2021. – № 16-2.
10. Морозова Н.С. Сущностные характеристики процессов конвергенции развития исследований в регионе // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – № 5. – c. 75-79.
11. Усманов Д.И. Теоретико-методологические основы экономического неравенства регионов // Вестник БГТУ имени В. Г. Шухова. – 2018. – № 2.
12. Писаренко Ж.В., Чернова Г.В. Финансовая конвергенция в качестве источника доходов субъектов финансового рынка // Финансы и кредит. – 2015. – № 46.
13. Гюльвердиев Р.Б. Механизм юридической конвергенции в сфере внешнеэкономической деятельности: понятие и основные элементы // НПЖ «Диалог». – 2016. – № 3 (4).
14. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistic (дата обращения: 03.01.2023).

Страница обновлена: 04.03.2024 в 14:07:48