Разработка системы управления знаниями на промышленном предприятии

Ясинский Д.Ю.1
1 Филиал «Талдинский угольный разрез» АО «УК «Кузбассразрезуголь»

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 1 (Январь 2023)

Цитировать:
Ясинский Д.Ю. Разработка системы управления знаниями на промышленном предприятии // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 1. – С. 349-368. – doi: 10.18334/ce.17.1.116993.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50353510
Цитирований: 1 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
В настоящей статье, на основании исследования трудов зарубежных и отечественных учёных в области управления знаниями автор предлагает разработку графического представления системы управления знаниями на промышленном предприятии, даёт краткое описание каждого элемента системы, а также рассматривает вариант её функционирования в условиях Талдинского угольного разреза. В заключение статьи, приводится ав-торское определение системы управления знаниями на промышленном предприятии, которое формулируется следующим образом – это система, обеспечивающая непрерывное функционирование процессов определения, создания, обработки, обмена, применения и развития знаний, направленных на повышение уровня личностных, квалификационных и профессиональных компетенций работника, определяющих его способность и возможность к трудовой деятельности в современных социально-экономических условиях.

Ключевые слова: система управления знаниями, промышленное предприятие, работник

JEL-классификация: D83, L26, M21, M11

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В современных социально-экономических условиях в рамках функционирования любого промышленного предприятия большое внимание уделяется вопросам адаптации, накопления и развития профессиональных знаний, формирующих ценностную составляющую содержания человеческого капитала, который становятся основополагающей движущей силой при совершенствовании конкурентоспособности на промышленном рынке [1]. Таким образом, знания берут на себя роль полноценного нематериального актива для предприятия и в дальнейшем формируют инновационные результаты, необходимые в условиях стремления к постоянному повышению качества продукции. Неизбежные технико-технологические, экономические, а также социальные преобразования промышленной сферы в РФ способствуют трансформации существующих бизнес-систем, в том числе на уровне управления предприятий в идеологических, теоретических и практических аспектах. В связи с этим, наряду с устоявшимися, привычными инструментами управления различными активами требуются белее совершенные инструменты управления, одним из которых является система управления знаниями, как совокупность взаимосвязанных элементов, позволяющая организовать процесс определения, создания, обмена, применения и развития знаний (не исключая существования дополнительных элементов системы). Вышеуказанные особенности, фокусирующие на целесообразности и необходимости разработки системы управления знаниями на промышленном предприятии, определяют актуальность темы предлагаемой статьи.

Исследования в области управления знаниями посвящены научные труды таких зарубежных учёных, как: Т. Кулопулоса, К. Фраппаоло, У. Буковича, Р. Уильямса, К. Джанетто, Э. Уилера, Н. Икуджиро, Т. Хиротака, Ф. А. Уриарте мл., В. Баэтс, К. Десуза, Ю. Авазу и др. [2-8]. Среди отечественных ученых, дополнивших указанное направление своими научными изысканиями, следует упомянуть А.Ф. Тузовского, С.В. Чирикова, В.З. Ямпольского, М. Мариничеву, А.И. Уринцова, И.В. Павлековскую, А.Е. Печенкина, А.Л. Гапоненко и др. [9-12].

Рассматривая и анализируя значительное количество публикаций, автор данной статьи отмечает то, что вопросы содержания и разработки системы управления знаниями (СУЗ) в контексте промышленного предприятия является недостаточно изученными, отсутствуют универсальные и высокоэффективные результаты теоретических разработок, а также практического внедрения СУЗ в промышленной области. Данные обстоятельства становится основополагающими для формирования научной новизны настоящего исследования.

Цель разработки СУЗ на промышленном предприятии – поддержание и повышение интеллектуального капитала, эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия за счет реализации возможности создания, распространения (обмена) и использования (применения) знаний [13, с. 445].

Результатом внедрения СУЗ будет являться единая корпоративная база знаний, создающая непрерывный процесс роста, обмена, применения и развития профессиональных знаний, как экономической категории.

Задачи функционирования системы управления знаниями (СУЗ) на промышленном предприятии

Основные задачи функционирования СУЗ можно выделить следующие:

1) определять знания;

2) создавать знания;

3) обрабатывать знания: фиксировать, структурировать, обеспечить возможность хранения и накопления знаний;

4) осуществлять процесс обмена знаниями;

5) применять знания;

6) развивать знания.

Исходя из того, что в разнообразной научной литературе существует множество определений терминам «знание» и «система управления знаниями», автор статьи предлагает конкретизировать указанные термины в рамках содержания данной статьи.

Под знанием предлагаем понимать практическую информацию, которая активно управляет процессами выполнения задач, решения проблем и принятия решений [14, c. 59-61].

В определении системы управления знаниями (СУЗ) подразумевается система, реализующая непрерывный процесс создания, накопления, применения совокупности знаний [15, с. 211].

Основная часть

Графическое представление системы управления знаниями на промышленном предприятии

Основываясь на содержании трудов вышеуказанных учёных, а также руководствуясь реализацией задач, поставленных при функционировании системы управления знаниями на промышленном предприятии, на рисунке 1 предлагается авторская разработка рассматриваемой системы и её графическое представление.

Рисунок 1 – Графическое представление системы управления знаниями на промышленном предприятии (разработано автором)

В блоках, выделенных пунктирной линией, зафиксированы основные способы, методы и инструменты (далее – элементы СУЗ) реализации этапов СУЗ. Авторами регламента предполагается, что разработанная СУЗ может рассматриваться, как «живая» система, подстраивающаяся под актуальные условия реализации бизнес-системы. На основании этого, состав элементов СУЗ может корректироваться в направлении её (системы) расширения или оптимизации. Далее, автор статьи предлагает кратко рассмотреть содержание каждого этапа разработанной СУЗ. Следует учесть то, что СУЗ может быть доступна для работника на любом этапе её функционирования в зависимости от необходимости реализации определённой задачи, которые перечислены выше по тексту настоящей статьи.

Определение знаний

На этапе определения знаний самая важная задача выявить текущий уровень знаний и компетенций, имеющийся у работников предприятия, который в перспективе, с учётом их развития может сформировать качественное содержание корпоративной базы знаний. На данном этапе необходимо провести оценку и проанализировать потребность в знаниях сотрудников с точки зрения реализации задач функционирования бизнес-системы предприятия. Это можно достичь, опираясь на оценку компетентности\компетенций и текущих\остаточных знаний работников по определённым направлениям с помощью установленных методов.

Создание знаний

Этап создания знаний направлен на обучение, переподготовку, повышение квалификации персонала промышленного предприятия. При этом следует обращать внимание не только внешние источники обучения персонала, которые могут нести ощутимые затраты для предприятия, но и на использование внутренних образовательных и педагогических ресурсах, стимулируя процесс создания знаний в оперативном и организационно доступном учебном формате.

Внешнее обучение может быть представлено получением высшего\среднего профессионального образования, профессиональной переподготовкой или повышением квалификации, стажировкой и всевозможными тренингами, проводимыми внешними\приглашёнными бизнес-тренерами. В качестве внутренних источников обучения персонала могут выступать институт наставничества, регулярные обучающие семинары и мастер-классы от опытных сотрудников, бизнес-тренинги, реализованные внутренними педагогическими ресурсами предприятия, развитие передачи полученных знаний менее опытным коллегам, проведение специализированного обучения для новых работников в процессе их адаптации в условиях промышленного предприятия.

Фиксация знаний

Этап фиксации знаний необходим для последующей систематизации информации в корпоративной базе знаний. В системе управления знаниями предполагается фиксация имеющихся и получаемых новых знаний в видео\аудиоформате, цифровом и бумажном состоянии (с обязательным условием перевода в электронный вид). Документальная фиксация, или фиксация информации на бумажных носителях – это традиционный документооборот, который организован на большинстве (если ни на каждом) предприятии с целью формирования информационного архива. В знаниевом контексте, в его содержание могут быть включены результаты различных технологических внедрений и испытаний, практика реализации выполняемых работ в формате технологических карт\стандартных операционных процедур и т.п. На сегодняшний день, в общепринятой практике информация на бумажных носителях фиксируется на основании определённых стандартов и требований государственных (внешних) и внутренних нормативно-правовых инструментов.

В современных условиях фиксация знаний в электронном формате наиболее предпочтительна, поскольку необходимая цифровая информация может быть использована для реализации различных оперативных задач предприятия, в том числе применения инструментов искусственного интеллекта. На сегодняшний день, с учётом развития информационных технологий цифровой формат знаний на промышленном предприятии актуален, как при использовании информации, регулируемой со стороны внутренних и внешних законодательных механизмов, так и при реализации задач, направленных на развитие профессиональной деятельности, а также личностного совершенствования работников.

Структурирование знаний

Этап структурирования знаний – это подготовка к формированию корпоративной базы знаний промышленного предприятия. Знания, полученные на этапе фиксации необходимо структурировать по соответствующим признакам, с учётом выстраивания смысловых зависимостей, определяющихся в рамках содержания корпоративной базы знаний. Структурирование может быть реализовано относительно функционирования бизнес-процессов предприятия, на основании категорийности и направления профессиональной деятельности работников, применения\использования инструментов бережливого производства\бизнес-системы и прочих признаков структурирования знаний.

Хранение и накопление знаний

Очередной этап реализации СУЗ – организация процесса хранения и накопления знаний, который осуществляется двумя основными способами – с помощью бумажного и электронного формирования документов. Обращая внимание на первый из перечисленных способов, следует отметить то, что в настоящее время на многих промышленных предприятиях отсутствует исчерпывающая, полномасштабная организационная и техническая возможность перевода необходимого объёма документации из бумажного в электронный формат. Кроме того, существование традиционного архива, сформированного с помощью бумажных носителей, неизбежно исходя из существующих требований законодательства РФ [16]. С учётом приведённых оснований, на данный момент, рассматриваемый способ остаётся актуальным, но в связи со стремительным развитием информационных технологий автор статьи допускает возможность того, что в следующем десятилетии произойдёт интенсивное переориентирование бумажного документооборота в исключительную цифровую среду, в первую очередь за счёт развития соответствующей инфраструктуры и перспективы расширенного использования электронно-цифровых подписей при введении в действие организационно-распорядительной документации на промышленных предприятиях, которая в том числе может являться содержанием корпоративной базы знаний. Второй основной и приоритетный способ хранения и накопления знаний заключается в существовании необходимых документов в цифровом формате в составе уже упомянутой корпоративной базы знаний, которая хранится и накапливается на сервере предприятия [17]. Немаловажным элементом процесса хранения и накопления знаний является специализированный реестр, позволяющий поддерживать в актуальном состоянии структуру и содержание базы знаний, обеспечивающий эффективный поиски и оперативное представление необходимой информации.

Обмен знаниями

Рассматриваемый этап СУЗ определяет необходимость использования инструментов передачи профессиональных знаний и опыта (наставничество, сообщество экспертов, «сторитейлинг», «разбор полётов» и т.п.), а также реализует системное развитие в целом, что способствует созданию производственной культуры обмена знаниями на промышленном предприятии. Одним из основополагающих инструментов на этапе обмена знаниями – «сообщество экспертов», который следует организовывать с соблюдением следующих основных условий:

- при формировании состава экспертного сообщества реализовать этап СУЗ «определение знаний»;

- определить периодичность использования инструмента, входящие параметры в виде постановки задач на планируемое экспертное исследование, исходящие результаты в формате обоснованных предложений по решению поставленных задач;

- по результату проведения рассматриваемого мероприятия реализовать этап СУЗ «фиксация знаний», «структурирование знаний», «хранение» знаний»;

- спланировать и внедрить разработанные мероприятия на этапе СУЗ «применение знаний», краткое содержание которого рассмотрено ниже по тексту настоящей статьи.

При использовании каждого инструмента на промышленном предприятии следует создать эффективную внешнюю аналитическую (бенчмаркинговую) и внутреннюю (между структурными подразделениями) коммуникационную среду. При этом должен быть реализован процесс вовлечения работников в межличностное взаимодействие на всех уровнях, от рядового сотрудника, до руководителя.

Применение знаний

Одним из заключительных этапов формирования системы управления знаниями на промышленном предприятии является их применение в организационном, технологическом процессе, либо при выполнении работником своих трудовых обязанностей. На филиале «Талдинский угольный разрез» АО «УК «Кузбассразрезуголь» В рамках развития направления бережливого производства на Талдинском угольном разрезе, реализация этапа СУЗ «применение знаний» достигается с помощью внедрения инструментов бизнес-системы на рабочих местах\производственных площадках (СОП\СР (стандартная операционная процедура\стандартизированная работа), 5С, SMED и др.) [18], а также организационной\проектной деятельности. Эффективность процесса применения знаний позволяет увеличить производительность, качество и результативность труда работников, а также сформировать условия для разработки внедрения инновационных, конкурентоспособных решений в организационных и технико-технологических вопросах, возникающих на промышленном предприятии.

Развитие знаний

С учётом выполнения предыдущего этапа СУЗ, применяемые знания в рабочем процессе продолжают поэтапно развиваться. Они в сознании человека подвергаются постоянной и разносторонней обработке, сочетаются с другими знаниями, умениями, отношениями, эмоциями. Они, например, способны превращаться в другие знания [19]. Рассмотрим это на примере бережливого производства. Изучая систему 5С, работник усвоил содержание первого шага «Сортировка», затем второго «Система» («Создание эффективного рабочего места»), третьего, …пятого «Соблюдения и совершенствования». Встретившись эти знания в когнитивной природе, объединяются и образуют новое знание – знание о системе 5С. Такое же происходит и с инструментом быстрой переналадки оборудования SMED. Изучив 6 фаз реализации инструмента, в голове работника образуется новое знание о возможности SMED и осознание того, что шаги 5С заложены в фазах SMED. Новые знания образуются при последовательном изучении содержания других инструментов бережливого производства. В итоге, первое знание входит во второе, второе – в третье, третье – в четвертое и т.д., иными словами, знание развивается как снежный ком.

Предполагается то, что на этапе «Хранение знаний» сформирована тематическая структурированная корпоративная база знаний на информационном ресурсе организации с предоставлением доступа заинтересованным лицам. С учётом необходимости совершенствования знаний через изучение определённого теоретического материала ответственное лицо составляет индивидуальный план развития работников (ИПР). Контроль уровня развития знаний осуществляется через опрос\интервьюирование, фиксирование и предоставление результата всем заинтересованным лицам. Выполнение индивидуального плана развития является показателем эффективности работы самого работника, его руководителя и системы обучения и развития персонала организации в целом [20].

Разработка варианта функционирования системы управления знаниями на промышленном предприятии

На основании графического представления СУЗ и анализа содержания её этапов, автор предлагает вариант функционирования рассматриваемой системы, разработанный и апробированный в процессе опытной эксплуатации в рамках реализации задач структурного подразделения «управление развития» Талдинского угольного разреза (таблица 1).

Таблица 1 – Вариант функционирования системы управления знаниями в условиях Талдинского угольного разреза (разработано автором)

Задача
Решение\действие
Ответственные
Результат\инструмент\
продукт
1
2
3
4
1 Определение знаний
1.1 Провести анализ требований к существующему уровню знаний работников
Разрабатывает\актуализирует перечень требований к знаниям работников предприятия в формате «Что должен знать»
Сотрудник управления развития (ведущий инженер)
Перечень требований к знаниям работников предприятия
1.2 Подготовить\актуализировать контрольную форму для проверки текущих знаний работников
Разрабатывает\актуализирует тестовое задание
Сотрудник управления развития (ведущий инженер)
Тестовое задание для проверки уровня текущих знаний работников
1.3 Провести проверку текущих знаний работников
Проводит проверку, на основании которой формирует итоговую оценку уровня текущих знаний работников
Сотрудник управления развития (ведущий инженер)
Тестовое задание и таблица с итоговой оценкой уровня текущих знаний работников
1.4 Провести анализ и сформировать заключение о необходимости создания новых знаний работников
Проводит анализ по выбранной методике, готовит формализованное заключение\рекомендации по реализации необходимых корректирующих мероприятий в направлении повышения уровня знаний работника, направляет результаты оценки по e-mail руководителям работников, принявших участие в проверке текущих знаний
Сотрудник управления развития (ведущий инженер).
Формализованное заключение\рекомендации по реализации необходимых корректирующих мероприятий в направлении повышения уровня знаний работника
1.5 Обеспечить участие работников, прошедших проверку текущих знаний, в необходимых мероприятиях, включённых в последующие этапы функционирования системы управления знаниями
На основании предыдущего пункта, руководители работников, рекомендованных для направления на необходимые корректирующие мероприятия, согласовывают и направляют по e-mail ответственным за реализацию этапов 2, 4-6 системы управления знаниями соответствующий список работников
Руководители структурных подразделений
Формирование и направление по e-mail списков работников, рекомендованных для направления на необходимые корректирующие мероприятия
2. Создание знаний
2.1 Определить и сформировать целевые группы по необходимым образовательным программам
Ответственный за направление коммуникации\обучения, формирует целевые группы по необходимым образовательным программам (внутренние\внешние тренинги по необходимым образовательным программам, тематические семинары, лекции), определяет тему, место и время проведения обучения
Сотрудник управления развития (руководитель направления коммуникации\обучения)
Список участников с распределением по целевым группам обучения
2.2 Составить и согласовать график обучения
Распределяет участников образовательных программ в соответствии с содержанием графика обучения, согласует график обучения с начальником управления развития
Сотрудник управления развития (руководитель направления коммуникации\обучения)
График обучения (с учётом согласования)
2.3 Подготовить содержание приказа «О направлении на обучение работников предприятия»
Подготавливает содержание приказа «О направлении на обучение работников предприятия», организует подписание организационно-распорядительного документа директором предприятия
Сотрудник управления развития (руководитель направления коммуникации\обучения)
Приказ «О направлении на обучение работников предприятия»
2.4 Провести обучение участников образовательных программ по бережливому производству в соответствии с содержанием графика обучения
Проводит обучение участников образовательных программ по бережливому производству в формате тренинга. В случае, если предполагается обучение в виде семинара или лекции, то инженер отдела развития (эксперт) представляет необходимую образовательную информацию в формате рабочей встречи с участниками процесса, которую он планирует исходя из существующих организационных условий (определяет место, время, содержание обучения и т.п.)
Внутренний\внешний бизнес-тренер. Инженер управления развития (эксперт)
Итоговая ведомость по факту прохождения обучения участниками образовательных программ
2.5 Оценить качество обучения участников образовательных программ
Ответственными лицами реализуется порядок выполнения действий, зафиксированных в п.п. 1.3-1.5 в содержании этапа «Определение знаний» СУЗ. В случае, если в очередной раз за короткий промежуток времени (1 календарный квартал), в отношении отдельно взятого работника выявляется необходимость проведения последующего обучения (следующего за повторным), руководителю указанного работника рекомендуется рассмотреть определённые мотивационные мероприятия\действия (исключение из премиальных списков и т.п.)
п.п. 1.3-1.5 в содержании этапа «Определение знаний» СУЗ
п.п. 1.3-1.5 в содержании этапа «Определение знаний» СУЗ
2.6 Проинформировать и разместить результаты в соответствующем разделе базы знаний
Размещает цифровой материал результатов проработки блока \ этапа «Создание знаний» в соответствующем разделе базы знаний и информирует о данном действии по e-mail всех заинтересованных лиц
Инженер\ведущий инженер управления развития
Направление заинтересованным лицам оповещения по e-mail об обновлении базы знаний с указанием содержания и места размещения в её составе
3 Фиксация знаний
3.1 Определить требования к информационному содержанию для фиксации знаний
Определяет требования к содержанию информации, которую следует оформить и зафиксировать на своём автоматизированном рабочем месте (АРМ) для последующего размещения в базе знаний
Инженер\ведущий инженер управления развития
Перечень требования к содержанию информации для размещения в базе знаний
3.2 Зафиксировать необходимую информацию в электронном виде на АРМ сотрудника, ответственного за реализацию данной задачи
Оформляет необходимую информацию на своём АРМ
Инженер\ведущий инженер управления развития
Информация в электронном виде на АРМ сотрудника, ответственного за реализацию данной задачи
4 Структурирование знаний
4.1 Определить требования к структурированию информации для базы знаний
Определяет требования к структурированию информации для базы знаний, сформированной на внутреннем цифровом корпоративном ресурсе предприятия
Ведущий инженер управления развития
Перечень требования к структурированию информации для базы знаний
4.2 Сформировать структуру базы знаний
Формирует структуру базы знаний
Ведущий инженер управления развития
Структура базы знаний
4.3 Актуализировать структуру базы знаний
Поддерживает в актуальном состоянии структуру базы знаний, при необходимости осуществляет её корректировку, все изменения фиксирует в содержании реестра структуры базы знаний
Ведущий инженер управления развития
Реестр структуры базы знаний
5 Хранение и накопление знаний
5.1 Разместить необходимую информацию в структуре базы знаний
Размещает необходимую информацию в структуре базы знаний
Ведущий инженер управления развития
Размещение необходимой информации в структуре базы знаний
5.2 Актуализировать содержание базы знаний
Поддерживает в актуальном\адекватном состоянии содержание базы знаний, при необходимости осуществляет его корректировку, принимает решение и реализует действие по увеличению (накоплению) базы знаний (знаниевых материалов), все изменения фиксирует в реестре элементов базы знаний

Ведущий инженер управления развития
Реестр элементов базы знаний
6 Обмен знаниями
6.1 Определить инструмент для обмена знаниями
Определяет инструмент для реализации процесса обмена знаниями
Ведущий инженер управления развития
Выбор инструмента для реализации процесса обмена знаниями
6.2 Организовать и провести мероприятие (совещание\встречу и т.п.) для обмена знаниями
Организует и проводит мероприятие для обмена знаниями
Ведущий инженер управления развития
Мероприятие для обмена знаниями
6.3 Обеспечить выполнение задач п.п. 3 («Фиксация знаний»), 4 («Структурирование знаний»), 5 («Хранение знаний»)
По результату проведения мероприятия для обмена знаниями реализует задачи по фиксации, структурированию и хранению знаний (п.п. 3-5)
Ведущий инженер управления развития
п.п. 3-5 в содержании этапов «Фиксация знаний», «Структурирование знаний», «Хранение знаний»
7 Применение знаний
7.1 Определить направление и инструмент применения знаний
Определяет направление и инструмент применения знаний (операционная деятельность, инструменты бизнес-системы)
Инженер\ведущий инженер управления развития
Определение направления применения знаний
7.2 Оформить паспорт инициативы (проекта) \ инструмента бизнес-системы
Оформляет паспорт инициативы \ инструмента бизнес-системы, для разработки последнего следует провести предварительную диагностику эффективности его использования\внедрения
Инженер\ведущий инженер управления развития
Паспорт инициативы \ инструмента бизнес-системы
7.3 Реализовать мероприятия по внедрению инициативы (проекта) \ инструмента бизнес-системы
На основании дорожной карты реализации инициативы (проекта) \ инструмента бизнес-системы обеспечивает факт и качество внедрения соответствующих мероприятий
Инженер\ведущий инженер управления развития
Дорожная карта реализации мероприятий в содержании паспорта инициативы \ инструмента бизнес-системы
8 Развитие знаний
8.1 Зафиксировать в индивидуальном плане развития (ИПР) мероприятия по совершенствованию знаний работника
На основании результатов реализации п.п. 1.3-1.5 этапа «Определение знаний» СУЗ фиксирует в ИПР мероприятия по совершенствованию знаний работника
Ведущий инженер управления развития
Фиксирование в ИПР мероприятий по совершенствованию знаний работника
8.2 Проверить факт и оценить качество выполнения мероприятия по совершенствованию знаний работника
Организовывает и проводит проверку результатов выполнения мероприятий ИПР работника согласно выбранного (предпочтительного) метода\способа. Фиксирует результат в содержании ИПР\отчётном документе
Ведущий инженер управления развития
Результаты оценки по исполнению мероприятий, касающихся совершенствованию знаний работника, в ИПР\отчётном документе
8.3 Представить заинтересованным лицам результаты проверки и оценки качества выполнения мероприятия по совершенствованию знаний работника
Информирует всех заинтересованных лиц по e-mail о результатах проверки и оценки качества развития знаний работника
Ведущий инженер управления развития
E-mail заинтересованным лицам c оповещением\отчётным документом по результатами проверки и оценки качества совершенствования знаний работника

Заключение

Исходя из анализа специализированной литературы следует отметить то, что на сегодняшний день среди учёных и исследователей в области управления знаниями отсутствует единая позиция по составу и содержанию рассматриваемой системы в контексте промышленного предприятия. Тем не менее, в научных трудах зарубежных и отечественных учёных, упомянутых в настоящей статье, прослеживается возможность существования трёх основных элементов системы управления знаниями:

- выявление и создание коллективных и индивидуальных знаний;

- аккумулирование, сбор, целевое категорийное представление необходимых (новых, дополнительных) знаний работнику;

- применение, накопленных знаний, а также расширение профессиональной знаниевой области.

Выявленные основные мировые научные тренды в направлении существования и развития СУЗ на промышленном предприятии, в полной мере соответствуют содержанию системы управления знаниями, разработанной и апробированной автором настоящей статьи в условиях Талдинского угольного разреза. Представленный вариант функционирования СУЗ в теоретическом аспекте позволяет повысить качество управления процессом развития уровня определённых компетенций работников, через их взаимодействие с элементами рассматриваемой системы, а в практическом аспекте обеспечить реализацию цели и задач, зафиксированных в соответствующем разделе настоящей статьи.

На основании проведённого исследования и результатов разработки и внедрения представленных научно-практических продуктов, автор предлагает под системой управления знаниями на промышленном предприятии понимать систему, обеспечивающую непрерывное функционирование процессов определения, создания, обработки, обмена, применения и развития знаний, направленных на повышение уровня личностных, квалификационных и профессиональных компетенций работника, определяющих его способность и возможность к трудовой деятельности в современных социально-экономических условиях.


Источники:

1. Ермоленко Ал. А., Ермоленко Ан. А. Человеческий капитал // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2010. – № 1.
2. Кулопулос Т., Фраппаоло К. Управление знаниями. - ЗАО «Документум Сервисиз», 2001. – 120 c.
3. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 504 c.
4. Джанетто К., Уилер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями. / Пер. с англ. Е. М. Пестеревой. - М.: Добрая книга, 2005. – 192 c.
5. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2011. – 404 c.
6. Uriarte Jr. F. A. Introduction to Knowledge Management. - Jakarta: ASEAN Foundation, 2008. – 301 p.
7. Baets W. R. J. Knowledge Management and Management Learning: Extending the Horizons of Knowledge-Based Management. - Springer Science & Business Media, 2006. – 394 p.
8. Desouza Kevin C., Awazu Yukika Engaged Knowledge Management: Engagement with New Realities. - Palgrave Macmillan, 2005. – 288 p.
9. Тузовский А. Ф., Чириков С. В., Ямпольский В. З. Системы управления знаниями (методы и технологии). / Под общ. ред. В.З. Ямпольского. - Томск: Изд-во НТЛ, 2005. – 260 c.
10. Мариничева М. Управление знаниями на 100%. - М.: Изд-во: Альпина, 2008. – 230 c.
11. Уринцов А. И., Павлековская И. В., Печенкин А. Е. Хрестоматия для изучения дисциплины «Управление знаниями в организации». - Москва: МГУЭСиИ, 2009. – 217 c.
12. Гапоненко А. Л. Управление знаниями. - М.: ИПК госслужбы, 2001. – 52 c.
13. Мильнер Б. З. Управление знаниями в инновационной экономике. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 624 c.
14. Мильнер Б. З., Румянцева З. П. и др. Управление знаниями в корпорациях. - М.: Дело, 2006. – 406 c.
15. Тугускина Г. Н., Рожкова Л. В., Сальникова О. В. Управление знаниями в современных организациях // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2019. – № 2. – c. 210-218.
16. Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2020 № 57449). Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_345020 (дата обращения: 20.12.2022).
17. ГОСТ Р 54989-2012/ISO/TR 18492:2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Обеспечение долговременной сохранности электронных документов. [Электронный ресурс]. URL: https://eos.ru/upload/pril_norm_akt/GOST_P54989_2012.pdf (дата обращения: 20.12.2022).
18. ГОСТ 56020-2020. Бережливое производство. Основные положения и словарь. - М.: Стандартинформ, 2020. – 16 c.
19. Сайфуллин Ф. А. Организация педагогического процесса. / Монография. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2012. – 74 c.
20. Натейкина Ю. О. Особенности формирования индивидуального плана развития в организации // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 2-3. – c. 74.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 15:27:46