Теоретические подходы к трактовке понятия «управление экономической безопасностью» на разных территориальных уровнях

Лукашенок Т.Р.1, Ефимова Е.Г.1
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 12 (Декабрь 2022)

Цитировать:
Лукашенок Т.Р., Ефимова Е.Г. Теоретические подходы к трактовке понятия «управление экономической безопасностью» на разных территориальных уровнях // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 12. – С. 4655-4674. – doi: 10.18334/ce.16.12.116777.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350101
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье авторами исследуется содержание понятия «экономическая безопасность» на разных территориальных уровнях (национальном, региональном, муниципальном), его нормативно-правовая основа для изучения и обоснования понятия «управление экономической безопасностью», в том числе целесообразности изучения вопросов управления экономической безопасностью. Проводится анализ теоретических подходов к содержанию понятия «управление экономической безопасностью». Рассматриваются субъекты управления. Формулируются авторские трактовки понятия «управление экономической безопасностью». Выделяются особенности управления на разных территориальных уровнях. Авторами предлагается процессная модель управления экономической безопасностью

Ключевые слова: экономическая безопасность, управление экономической безопасностью, территориальные уровни управления

JEL-классификация: R12, R13, F52

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что экономическая безопасность предстаёт важной сферой государственных интересов с древних времен, и в настоящее время остается в центре внимания. В разных исторических периодах подходы к пониманию её сущности отличались.

Проблема в управлении экономической безопасностью состоит в недостаточной степени её разработанности, отсутствии терминологического единства, поскольку само понятие является относительно новым. Управление экономической безопасностью представляет иерархическую систему, что требует комплексного подхода к изучению, чем обоснована целесообразность исследования и необходимость дальнейшей проработки вопросов управления экономической безопасностью. Интерес к настоящей теме подтверждается научными работами российских и зарубежных учёных.

Изучение сущности понятия «управление экономической безопасностью» требует обобщения терминов «безопасность» и «экономическая безопасность».

Следует отметить, что эволюция понятий безопасности воплощалась с различных позиций, например, территориальной защищённости государства в торговле, военной безопасности и т.п. [15, с. 80; 11, с. 13]; в теории меркантилизма, где безопасность государства связана с экономическим благополучием страны; как практическая потребность защиты хозяйственной сферы деятельности государства [15, с. 80]; в вопросах обеспечения глобального противостояния сверхдержав [5, с. 12]; в сфере стратегического планирования и других направлениях.

Исследование экономической безопасности целесообразно начинать с национального уровня [37], который формирует основу устойчивого развития территорий всех других уровней, причём в тесной увязке друг с другом.

Формирование системы экономической безопасности на любом территориальном уровне представляется процессом сложным. Так, Орлова А.В. определяет, что «понятие «экономическая безопасность государства» не существует вне пространства и времени» [15, с. 83], Ромащенко Т.Д. отмечает: «экономическая безопасность относится к категориям со сложной пространственно-временной геометрией» [18, с. 58]. Таким образом, понимание процесса экономической безопасности вызывает необходимость анализа её состояния в текущем, предыдущем и будущем временных интервалах.

Верхним уровнем системы экономической безопасности является государственный, что определяет экономическую безопасность государства в качестве отправной точки для оценки устойчивости экономической системы на разных территориальных уровнях: регионах, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов [16, с. 243; 32, р. 558; 35, р. 407]. Экономическая безопасность на государственном уровне является наименее гибким феноменом в силу своей объективной громоздкости и необходимой консервативности.

В сфере вопросов экономической безопасности регионального и муниципального уровней пока не предложено единого подхода к исследованию и оценки состояния территории на предмет показателей и индикаторов [29; 16, с. 243-261], что также вызывает потребность дальнейших исследований.

Вопросы экономической безопасности муниципальных образований относят к начальной ступени в системе национальной экономической безопасности [13, с. 25].

На микроуровне потребность в экономической безопасности является жизненно необходимой как «… базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство» [21, с. 1077].

Оценка состояния экономической безопасности на локальном уровне представляется актуальной в современных условиях [34, р. 261; 28], поскольку на этом уровне востребованным является вопрос безопасности личности, вызывающий интерес российских и зарубежных исследователей [16, с. 356; 27, p. 59; 30, р. 32; 33, р. 210].

Правовая основа вопросов экономической безопасности России представлена в нормативных документах, например, в Стратегии национальной безопасности РФ [23], Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 г. [24], Стратегии пространственного развития РФ до 2025 г. [17] и других.

В Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года экономическая безопасность характеризуется как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [24].

Среди основных направлений государственной политики в сфере экономической безопасности Стратегия экономической безопасности до 2030 г. выделяет важность развития системы государственного управления [20, с. 20], в том числе прогнозирования и стратегического планирования экономики, что определяет нормативную основу для управления экономической безопасностью на разных территориальных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, отраслевом.

«Подходы к изучению экономической безопасности» среди учёных из европейских, американских и азиатских стран «существенно отличаются друг от друга»; российские учёные основное внимание уделяют исследованию экономической безопасности государства, в то время как зарубежные – безопасности личности [7, с. 217].

Для защиты хозяйствующих субъектов и территорий разного уровня в текущем периоде, их продуктивной деятельности в перспективе, важным аспектом выступает выстроенная система экономической безопасности, которая будет эффективной при грамотном управлении. Следовательно, каждый уровень территории нуждается в анализе и оценке состояния экономической безопасности, и на этой основе – в управлении процессами предотвращения возникающих рисков и угроз, т.е. в её укреплении.

Обобщение научных положений выявляют необходимость исследования понятия «управление в системе экономической безопасности», которое, по нашему мнению, должно отражать территориальную специфику.

Цель работы – исследовать теоретические подходы к содержанию понятия «управление экономической безопасностью» на разных территориальных уровнях.

Научная новизна – авторами предложена процессная модель управления экономической безопасностью, позволяющая выделить связующие элементы разных территориальных уровней.

Основная часть

Для управленческих органов понятие экономической безопасности и процесс управления системой экономической безопасности является относительно новым, и, учитывая, что ещё не выработано единого понятия экономической безопасности, унифицированного подхода к его исследованию, интерпретация данных понятий является широкой [6, с. 77].

Управление экономической безопасностью включает элементы, слагающие систему экономической безопасности территории любого уровня [6, с. 76; 31]: демографическая, экологическая, экономическая, военная, социальная, геополитическая, политическая, информационная, духовно-нравственная составляющие экономической безопасности.

Наиболее сильной формой организации остается государство, поскольку одной из важных его задач является координация усилий всех субъектов управления экономической безопасностью в создании условий для защиты национальных интересов и приоритетов самого государства.

В сфере государственного управления экономической безопасностью Совет безопасности РФ является главным конституционным органом, созданным для осуществления решений Президента страны в сфере национальной безопасности и всех элементов данной системы.

В государственном управлении экономической безопасностью Воронков В.В. большое значение отводит органам внутренних дел, что обосновывает, с одной стороны, законодательно закрепленными государством задачами для них, с другой – осуществлением органами внутренних дел взаимодействия со структурами органов государственной власти, которые одновременно являются «ближайшим к населению страны звеном», тем самым становятся элементом «государственно-правовой и управленческой системы» [3, с. 363].

Проанализируем трактовки понятия «управление в системе экономической безопасности» на разных территориальных уровнях (таблица 1).

Таблица 1 – Авторские подходы к трактовке понятия «управление экономической безопасностью» для разных территориальных уровней [1]

Автор
Трактовка понятия
Обоснование

Государственный уровень управления экономической безопасностью
Квашнев А.П. [8, с. 33]
- под управлением экономической безопасностью понимает анализ, выработку стратегии, планирование и прогнозирование безопасности, решения относительно угроз, контроль их исполнения, внесение коррективов.
Более комплексно подходит к понятию управления экономической безопасности государства. Управление экономической безопасностью государства определяет, как процесс, достигаемый путем совместных усилий государственных органов, негосударственных структур, личности.
Шутова Т. [26, с. 72]
- государственное управление экономической безопасностью представляет собой процесс восприятия и оценки угрозы государством, выработки политики по их нейтрализации, реализации мероприятий через административно-правовые средства и методы.
Важным элементом обеспечения эффективного управления является государственный контроль. Система управления экономической безопасностью должна обладать свойством подвижности и гибкости, при этом появление новых характеристик в ней обусловлено историческим периодом, внешней и внутренней политической обстановкой.

Региональный уровень управления экономической безопасностью
Бувайлик Т.А. [2, с. 48].
- полагает, что управление обеспечением экономической безопасности региона представляет собой механизм, включающий деятельность субъектов региональной экономической безопасности, инструменты её обеспечения, состояние объектов, индикаторы и угрозы экономической безопасности.
С учетом специфики и экономического положения региона целесообразно выделять механизмы по обеспечению экономической безопасностью социальной сферы, частных предприятий, государственных предприятий, кредитно-финансовой системы. Считает необходимым создание «органов регионального управления в сфере экономической безопасности».
Лобкова Е.В., Лобков К.Ю. [12, с. 352]
- рассматривают вопросы управления экономической безопасностью региона через призму прогнозирования её показателей, основывающихся на своевременном мониторинге рисков и факторов.
Процесс управления может использоваться в качестве основы разработки документов стратегического планирования региона в сфере экономической безопасности.
Кислая Т.Н. [9, с. 46, 90].
- «региональное управление … в рамках обеспечения экономической безопасности» определяет, как совокупность нормативно-правовых и экономических механизмов.
Безопасное функционирование региональной социально-экономической системы формируется «на основе регулирования воспроизводственных процессов».

Муниципальный уровень управления экономической безопасностью
Лыскова Н.А. [13, с. 26].
- определяет управление экономической безопасностью муниципального образования в рамках компетенций органов местного самоуправления, органов власти субъекта РФ.
«Система безопасности муниципального уровня призвана обеспечить защиту интересов всех компонентов (социума, рынка, экономики, власти) муниципального образования» без чего органы местного самоуправления в принципе не имеют возможности решения стоящих перед ними проблем.
Sun P.K. [36]
- создание механизма предотвращения угроз экономической безопасности муниципального образования будет реальным при условии эффективного управления процессом безопасности для данной территории.
В системе органов местного самоуправления, выражающей и координирующей интересы населения и хозяйствующих субъектов муниципалитета определяется перспективное направление развития территории муниципалитета.
Кораблева А.А., Бреусова А.Г. [10, с. 976]
- управление экономической безопасностью муниципалитета как организованный процесс на основе регионального взаимодействия путем совместной работы органов региональной власти и органов местного самоуправления.
Управление экономической безопасностью муниципалитетом не может осуществляться эффективно и в полном объеме в связи с недостаточностью полномочий органов местного самоуправления.
Тараскина А.В. [22, с. 101]
- определяет, что управление экономической безопасностью муниципального образования заключается в проверке соблюдения требований по достижению показателей экономической безопасности, установленных регионом.
Управление экономической безопасностью муниципального образования должно основываться на контроле данного процесса регионом.

Локальный уровень управления экономической безопасностью
Рыбников А. М., [19, с. 60]
- определяет «процесс реализации управленческих решений, направленный на обеспечение состояния защищенности предприятия от деструктивных факторов»
Исследует сущность управления экономической безопасностью предприятия с позиции общего, субъективно-объективного, методологического, функционально-процессного подходов.
Герасимов Б.Н. [4, с. 78]
- определяет понятие экономической безопасности организации как элемент процесса «управления безопасностью жизнедеятельности организации»
Процесс управления определяет интегральную оценку защищенности предприятия/организации. Управление экономической безопасностью организации включает её планирование, регулирование, анализ, координацию, учет, контроль, прогнозирование и нормирование.

Приведённые в таблице авторские подходы к понятию «управление экономической безопасностью» для территорий разного уровня характеризуют его как процесс системный, включающий элементы в иерархической соподчинённости, где для каждого уровня элементов в системе есть присущие им функции и полномочия.

По-разному исследователи определяют и субъектов управления экономической безопасностью территорий разного уровня.

Так, Арбузов С.Г. [1, с. 67] выделяет следующие агрегированные группы участников системы экономической безопасности: федеральные и региональные органы управления, органы местного самоуправления, а также действующие от их имени организации; хозяйствующие субъекты, то есть лица, производящие товары и оказывающие услуги; бюджетные учреждения (выделяются в отдельную группу); домохозяйства; доноры (поставщики товаров и услуг, не отнесенные к другим группам). Агрегированные участники являются элементом разработанной Арбузовым С.Г. экономико-математической модели управления экономической безопасностью.

Выделяя сложность проблемы обеспечения экономической безопасности, Феофилова Т.Ю. считает необходимым создание структурного подразделения исполнительных органов власти на уровне региона (как, например, департамент, управление, комитет), который должен быть включён в структуру правительства субъекта РФ и подчиняться одному из заместителей высшего должностного лица региона, наделённого полномочиями в сфере управления обеспечением экономической безопасности вверенной территории [25, с. 7-10].

Кораблева А. А., Бреусова А. Г. [10, с. 976] отмечают, что управление экономической безопасностью должно осуществляться посредствам регионального взаимодействия, которое может быть горизонтальным (между муниципальными образованиями) и вертикальным (между муниципальным образованием и регионом) и предполагает создание союзов муниципальных образований.

Мингалева Ж.А. предопределяет создание «эффективного механизма предупреждения возникновения всех ожидаемых угроз, их оценки и прогнозирования последствий…» на муниципальном уровне, а также соответствующего органа управления [14, с. 76].

В качестве первичного звена в системе экономической безопасности выступает локальный уровень (организации, предприятия), где управление становится важным условием для формирования иерархии экономической безопасности вышестоящих уровней (муниципальных образований, регионов, Российской Федерации).

На основе анализа теоретических взглядов о содержании понятия «управление экономической безопасностью», для конкретизации его сущности авторами предлагается использовать процессный подход, подразумевающий преобразование «входного объекта» на «выходе» под воздействием «управления» и «механизма».

Основываясь на данном подходе, управление экономической безопасностью рассматривается в качестве процесса, на «входе» в который – факторы, риски, угрозы экономической безопасности объекта, в некоторых случаях – неустойчивость, регресс в его функционировании (рисунок 1).

Рисунок 1. Процессная модель управления экономической безопасностью на разных территориальных уровнях [2].

В качестве «управления» целесообразно рассматривать нормативно-правовые акты разных уровней (федеральный, региональный, муниципальный), в том числе локальные нормативные акты организаций; стратегические документы; методики оценки уровня экономической безопасности. «Механизмом» выступают федеральные, региональные, муниципальные органы управления, структурные подразделения организаций.

«Управление» и «механизм» взаимосвязаны. Органы управления («механизм») имеют задачи, направленные на четкое распознавание факторов, вызывающих угрозы, которые в последствии могут перерастать в риски, если их своевременно не идентифицировать. Для «механизма» (органов управления) важны компетенции в сфере знаний и умений по своевременной и верной верификации факторов, выявлению рисков, оценки угроз, для чего требуются нормативно-правовые акты и другие документы, включающие методики оценки рисков и угроз для каждого территориального уровня («управление»). Важным условием при этом является квалификация сотрудников органов управления в сфере экономической безопасности.

«Управление», как элемент процессной модели, включает документацию, содержащую специальные методики оценки рисков и угроз, разработанные для такой оценки. Под нормативной документацией понимаются законодательные документы, нормативно-правовые акты, методики оценки экономической безопасности. Следует отметить, что для макро-, мезо- и микроуровня методики оценки экономической безопасности отличаются, иными словами, они могут быть принципиально разными, характеризующими различные направления хозяйственной деятельности. Показатели для методик оценки, соответственно, можно выделить базовые, используемые в качестве основы в методиках, и индивидуальные – для соответствующего уровня территорий (либо той или иной хозяйственной деятельности организации). Так, например, методики оценки уровня экономической безопасности региона с преобладанием добывающей промышленности и сельскохозяйственного региона будут отличаться. Ровно также будут разниться, к примеру, методики оценки банковских организаций и ретейла.

«Выходной» объект – это результат процесса управления экономической безопасностью, а именно факторы, риски, угрозы, преобразованные под воздействием «управления» и «механизма» в новые возможности, неустойчивость – в стабильность, регресс – в развитие подвергаемого управлению экономической безопасностью объекта. Предложенная процессная модель делает возможным объединение элементов «механизм» и «управление» – для процесса преобразования «входного объекта» и получения измененного объекта на выходе.

Процессный подход к пониманию управления экономической безопасностью позволяет связать воедино разрозненные на сегодняшний день уровни управления, определить взаимосвязи между элементами модели, а также дает возможность декомпозировать наиболее проработанные инструменты на другие уровни.

Выводы

В заключение исследования сформулируем основные выводы.

Во-первых, понятие «экономическая безопасность» является новым для российской науки и практики, с постепенной эволюцией и приобретением масштабности изучения с начала 90-х годов XX века.

Изучение понятия «управления экономической безопасностью» является еще менее проработанным. Чаще всего ученые останавливаются на нескольких трактовках «экономической безопасности» и не переходят к исследованию понятия «управление экономической безопасностью», что обусловило наличие проблем в анализе и прогнозировании рисков и угроз, предотвращение которых составляют основу безопасности.

Во-вторых, проанализировав мнения разных авторов относительно существа понятия «управление экономической безопасностью», мы определяем необходимость его исследования в широком и узком понимании.

Управление экономической безопасностью в широком смысле, по нашему мнению, следует определить в качестве целенаправленного воздействия на систему экономической безопасности для её приведения (поддержания) в состояние устойчивости к внешним и внутренним факторам, осуществляемое на основе и с использованием ресурсов личности, хозяйствующих субъектов, муниципальных образований, регионов, государства и общества в целом. В узком смысле под управлением экономической безопасностью мы понимаем деятельность субъекта территориального уровня (федерального, регионального, муниципального), хозяйствующего субъекта по выявлению, анализу, нейтрализации, прогнозированию внешних и внутренних угроз, а также контролю, координации и планированию направленных на вышеназванные цели мероприятий.

В-третьих, управление экономической безопасностью разных территориальных уровней имеет свои особенности. Государственный уровень управления экономической безопасности является самым инертным в силу существования бюрократической системы, но именно этот уровень управления имеет развернутую правовую основу (федеральные законы и утвержденные Стратегии) и учрежденный орган управления в сфере обеспечения экономической безопасности (Совет Безопасности).

Управление экономической безопасностью на региональном уровне необходимо осуществлять с учетом специфики и хозяйственной направленности региона. В настоящее время на данном уровне, как правило, не создаются органы управления, наделенным полномочиями по вопросам экономической безопасности, отдельные региональные нормативно-правовые акты не принимаются.

Муниципальный уровень управления экономической безопасностью обладает самым ограниченным объемом полномочий, в силу чего эффективное управление возможно на основе взаимодействия между муниципалитетами, либо с вышестоящими территориальными уровнями.

В-четверных, управление экономической безопасностью необходимо осуществлять на основе системного подхода к этому процессу, объединенному связующими элементами на всех территориальных уровнях. Это возможно сделать с использованием предложенной авторами процессной модели к управлению экономической безопасностью.

Таким образом, вышеизложенное позволяет заключить, что имеются основания для продолжения теоретических и практических изысканий в сфере управления экономической безопасностью территорий разного уровня.

[1] Составлено авторами

[2] Составлено авторами


Источники:

1. Арбузов С.Г. К применению модельного аппарата теории надежности в управлении экономической безопасностью государства // Российский экономический журнал. – 2016. – № 6. – c. 66-71.
2. Бувайлик Т.А. Механизм управления обеспечением экономической безопасности региона в рамках противодействия теневой экономике // Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций: гражданско-правовое регулирование: Материалы межвузовского круглого стола, Санкт-Петербург, 15 апреля 2009 года. Санкт-Петербург, 2011. – c. 46-48.
3. Воронков В.В. Приоритеты государственного управления в сфере обеспечения экономической безопасности государства // Государство и право в эпоху глобальных перемен: Материалы международной научно-практической конференции, Барнаул, 28–29 июня 2022 года. Барнаул, 2022. – c. 362-363.
4. Герасимов Б.Н. Структура процесса управления экономической безопасностью организации // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 29 мая 2019 года. Нижний Новгород, 2019. – c. 78-83.
5. Глазьев С.Ю. О глубинных причинах нарастающего хаоса и мерах по преодолению экономического кризиса // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2020. – № 2(32). – c. 11-22.
6. Дементьев Н.В. Экономическая безопасность в структуре национальной безопасности современной России // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 5-6(27-28). – c. 76-82.
7. Касперович С.А., Дербинская Е.А. Эволюция понятия // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. – 2017. – № 1(196). – c. 214-218.
8. Квашнев А.П. Управление обеспечением экономической безопасности государства и экономический рост // Сибирская финансовая школа. – 2003. – № 4(49). – c. 32-35.
9. Кислая Т.Н. Теоретико-методологические подходы к управлению экономической безопасностью региона. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. – 152 c.
10. Кораблева А.А., Бреусова А.Г. Модель регионального взаимодействия как инструмент стратегического управления экономической безопасностью региона // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2018. – № 6(64). – c. 968-981.
11. Костров А.В. Об этимологиии семантико-правовом пересечении понятий // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. – 2017. – № 3. – c. 13-18.
12. Лобкова Е.В., Лобков К.Ю. Вопросы управления и оценки рисков при прогнозировании экономической безопасности региона // Научный журнал \"Управленческий учет\". – 2021. – № 5. – c. 350-359.
13. Лыскова Н.А. Экономическая безопасность муниципального образования: понятие и сущность // Инновационная наука. – 2016. – № 2-2. – c. 21-27.
14. Мингалева Ж.А., Наумов А.В. Особенности трактовки понятия экономической безопасности муниципального образования // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2011. – № 3(10). – c. 74-77.
15. Орлова А.В. Эволюция понятия // Современная экономика: проблемы и решения. – 2012. – № 8(32). – c. 80-88.
16. Анохин Л. М., Анохина Н. В., Аркадьева О. Г. Проблемы экономической безопасности: новые глобальные вызовы и тенденции. - Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2021. – 715 c.
17. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.11.2022).
18. Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: Теория, методология, формирование в России. - М.:, 2004. – 216 c.
19. Рыбников А.М. Эффективное управление системой экономической безопасности предприятия // Проблемы информационной безопасности: V Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция, Симферополь - Гурзуф, 14–16 февраля 2019 года / Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. Симферополь - Гурзуф, 2019. – c. 59-61.
20. Серебренников С.С., Моргунов Е.В., Мамаев С.М., Шерварли И.А. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2018. – № 41. – c. 20-28.
21. Силина Т.Л. Сущность проблемы обеспечения муниципальной экономической безопасности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-5. – c. 1077-1081.
22. Тараскина А.В. Особенности контроля в государственном управлении экономической безопасностью муниципальных образований региона // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – № 5. – c. 100-112.
23. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.11.2022).
24. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.11.2022).
25. Феофилова Т.Ю. Модель управления экономической безопасностью региона // Интернет-журнал Науковедение. – 2014. – № 6(25).. – c. 123.
26. Шутова Т. Роль государственного управления в системе обеспечения экономической безопасности государства // Микроэкономика. – 2007. – № 2. – c. 70-74.
27. Bloom D., Mahal A., Rosenberg L., Sevilla J. Economic security arrangements in the context of population ageing in India // Social security and the challenge of demographic change. – 2010. – № 3-4. – p. 59 – 89.
28. Prospects for the reproduction of Human Capital and ensuring the economic security of the state in the Russian Federation Dyshaeva L. Prospects for the reproduction of Human Capital and ensuring the economic security of the state in the Russian Federation. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Russky Island, 04–06 марта 2019 года. – Russky Island: Institute of Physics Publishing, 2019. P. 032211. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41677450
29. Harkava V., Bezpatochnyi M., Koshchii O., Hryshyna L. Formation of a system of indicators of assessment of economic security of regions // Estudios de Economía Aplicada. – 2021. – № 7.
30. Harris C. P. Income Security Programmes and the Philosophy of Social Security Policy // International Social Work. – 1977. – № 1. – p. 30-42.
31. Krolivetskaya V. Forecasting the effectiveness and economic security of organizations, branches of the national economy. E3S Web of Conferences: Innovative Technologies in Environmental Science and Education, ITESE 2019. – Divnomorskoe Village: EDP Sciences. 2019. P. 04032. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42845390
32. Krolivetskaya V. Forecasting the effectiveness and economic security of organizations, branches of the national economy. E3S Web of Conferences: Innovative Technologies in Environmental Science and Education, ITESE 2019. – Divnomorskoe Village: EDP Sciences. 2019. P. 04032. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42845390
33. Potucek M. Current Social Policy Developments in the Czech and Slovak Republics // Journal of European Social Policy. – 1993. – № 3. – p. 209-226.
34. Shynkar S., Gontar Z., Dubyna M. Assessment of economic security of enterprises: Theoretical and methodological aspects // Business: Theory and Practice. – 2020. – № 1. – p. 261-271.
35. Solonina S.V., Konovalova M.E., Lisova E.V. Economic Security of Regional Economic Entities: A Methodological Approach to the Security Tools Selection // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2022. – p. 407-423.
36. Sun P.K., Vorona-Slivinskaya L., Voskresenskaya E. Improvement of economic security management system of municipalities with account of transportation system development: Methods of assessment. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Khabarovsk: Institute of Physics Publishing. 2017. P. 012073. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31055778
37. Snow D.M. 2019. P. 1-389

Страница обновлена: 28.03.2024 в 08:17:49