Creation of a unified register of socially oriented non-profit organisations as a step towards a unified infrastructure for the evaluation and regulation of Russia's third sector

Чеканова И.Ю.1
1 Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Russia

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 16, Number 11 (November 2022)

Please, cite as:
Chekanova I.Yu. Sozdanie edinogo reestra sotsialno orientirovannyh nekommercheskikh organizatsiy kak shag k formirovaniyu edinoy infrastruktury otsenki i regulirovaniya tretyego sektora ekonomiki Rossii // Kreativnaya ekonomika. – 2022. – Tom 16. – № 11. – S. 4237-4250. – doi: 10.18334/ce.16.11.116446.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50051432

Abstract:
Socially oriented non-profit organizations are playing an increasingly important role in the life of society. Difficult times once again emphasize the unconditional importance of the non-profit sector, since it is representatives of non-profit organizations who provide various kinds of assistance to victims, people in difficult life situations and other categories of those in need. Despite the great contribution of the non-profit sector to the life of society, there is still no unified register of socially oriented non-profit organizations in the Russian Federation. The absence of such a register does not allow an adequate assessment of this sector, and the absence or incorrect analysis of one sector can negatively affect the overall analysis and forecasts of socio-economic development of the country. As a solution to these problems, the author proposed the creation of a unified register of socially oriented non-profit organizations. The article presents an analysis of currently available registries with information about socially oriented non-profit organizations. The need to create a unified register of such organizations is substantiated. Practical recommendations for its formation are provided. The article is of a practical nature and will be useful for consideration in the work of representatives of federal authorities and persons interested in the development of the non-profit sector.

Keywords: non-profit organizations, socially oriented non-profit organizations, third sector, non-profit sector, socio-economic development

JEL-classification: L26, M21, L31



Введение

Последние несколько лет весь мир сталкивается с непредвиденными и необычными для повседневной жизни вещами: пандемия Covid-19, проведение специальной военной операции, наложение санкций со стороны Запада на Россию, которые в итоге негативно сказались также и на других странах. Часто можно услышать, что все эти события несомненно оказали влияние на образ жизни обычных граждан, условия ведения бизнеса, механизмы управления государством, но редко где можно увидеть упоминание о некоммерческом секторе экономики, который зачастую оказывается на передовой многих происходящих событий.

Некоммерческий сектор, или, как зачастую его называют "третий сектор экономики", включает в себя организации, доход от деятельности которых не образует прибыль - вся полученная от деятельности прибыль идет на реализацию уставных целей. Некоммерческий сектор в России довольно разнообразен. К российскому некоммерческому сектору можно отнести порядка 20 различных организационно-правовых форм (ОПФ). Примерами таких ОПФ организаций могут служить различные бюджетные и муниципальные учреждения, госкорпорации, благотворительные фонды, религиозные организации институты развития, ТСЖ, адвокатские палаты политические партии, и прочие [21]. Большинство НКО, которые составляют основу гражданского общества, занимаются решением социально значимых проблем, например, такими как помощь сиротам, малоимущим, бездомным, тяжелобольным, заключенным и пр., заботой о животных и экологии, оказанием социальных услуг, привлекают внимание к вопросам, которые затрагивают все общество. Организации, занимающиеся данными вопросами чаще всего являются социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО). По своей сути СО НКО — это такие организации, которые осуществляют деятельность, направленную на развитие гражданского общества, решение социальных проблем, и т.д. Все виды деятельности таких организаций регламентированы статьей 31 Федерального закона № 7-ФЗ. Всего закреплено 18 видов деятельности по которым некоммерческую организацию можно отнести к социально ориентированной [3,24]. Примеры деятельности были приведены ранее. Обобщая, следует сказать, что СО НКО улучшают качество жизни для всех, не требуя ничего взамен. В этом их главное предназначение.

Яркий пример необходимости и бесспорной значимости СО НКО показала пандемия, охватившая весь мир. Можно сказать, что представители СО НКО, волонтеры вместе с медицинскими работниками были на передовой в этот непростой период. Основными направлениями, по которым Российские СО НКО вносили свой вклад в период борьбы с пандемией были: помощь нуждающимся, первоочередно -обеспечение менее защищенных категорий населения продуктами питания, товарами первой необходимости и средствами защиты, поддержка работников в области медицины, оказание психологической и юридической помощи, различного рода информационная поддержка, инфраструктурная поддержка от крупных НКО [9,25 с. 331-334].

Несмотря на исключительно важную роль социально ориентированных некоммерческих организаций, до сих пор их деятельность недостаточно оценивается и контролируется государством. Данный факт подтверждается отсутствием единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций. В связи с отсутствием такого реестра ,к сожалению, сложно дать ответы на такие вопросы, как: сколько на сегодняшний день действует именно СО НКО, в каких населенных пунктах, сколько было ликвидировано, невозможно отследить динамику их деятельности, направленность деятельности таких организаций, активность участия в различных грантовых конкурсах, фандрайзинге, сумму помощи, полученную от государства или привлеченную от внешних источников. Отсутствие ответов на данные вопросы влечет за собой невозможность адекватной оценки состояния данного сектора экономики, а отсутствие или неправильный анализ по одному сектору может негативно сказаться на общем анализе и формирование прогнозов социально-экономического развития страны. Следовательно, проблема отсутствия единого реестра СО НКО действительно является актуальной на сегодняшний день.

Исследование базируется на нормативно- правовых актах Российской Федерации [1,2], в том числе в сфере НКО [3], информации с официальных сайтов Министерства юстиции [5], Министерства экономического развития [4], Росстата [6], Фонда президентских грантов [7], трудах российских ученых. О проблемах сектора НКО в своих работах упоминали Ю.И. Белова [8, с 14], коллектив авторов Финансового университета [10, с. 127-141], М.Б. Поляков [12, с. 19-23], Е.Л. Гришина [1, с. 172-177] и другие.

Результаты анализа источников показали, что проблема учета социально ориентированных некоммерческих организаций недостаточно разработана и практически не освещается. В связи с чем основной целью статьи является обоснование необходимости создания новой системы учета таких организаций — единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций. Научная новизна статьи включает практические рекомендации по формированию единого реестра СО НКО.

Результаты и их обсуждение

На данный момент существует несколько реестров некоммерческих организаций, которые ведутся как государственными органами, так и самими НКО, но все они не отражают полной ситуации деятельности НКО.

Наиболее полный реестр НКО ведет Министерство юстиции Российской Федерации. Формат реестра представлен на рисунке 1.

Изображение выглядит как текст

Автоматически созданное описание

Рисунок 1 «Реестр некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации» [5] (дата обращения 30.09.2022)

Достоинствами данного реестра является то, что в нем учтены все НКО Российской Федерации и информация актуальна по состоянию на день, предшествующий поиску. Но, к сожалению, данный реестр имеет большое количество недостатков. С помощью данного реестра невозможно провести исследование или анализ, поскольку данные нельзя выгрузить в форме таблицы, невозможно сразу выбрать несколько организационно-правовых форм, нет возможности одним кликом отметить сразу все регионы, в реестре имеется только два статуса: зарегистрирована или исключена, нет статуса в процессе ликвидации. Все перечисленные замечания говорят о неудобстве данного реестра и необходимости больших трудозатрат при работе с ним.

Другой реестр, который также ведет орган государственной власти — это реестр именно СО НКО, который ведет Министерство экономического развития России. Данный реестр появился совсем недавно — 1 января 2022 года. Фрагмент данного реестра представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 «Составляющая реестра СО НКО Министерства экономического развития России» [4] (дата обращения 07.10.2022)

Говоря о функциональности, то он более удобен для пользователей, поскольку содержащуюся информацию можно увидеть как в виде карты, что визуально удобно, так и в форме таблицы, которую можно скачать и использовать для анализа. Данные так же как и в предыдущем реестре актуальны на день предшествующий поиску. В качестве доработки стоит предусмотреть возможность выбора даты на которую необходима выгрузка, поскольку с помощью данной функции появится возможность прослеживать динамику количества СО НКО. Невзирая на достаточно удобный пользовательский интерфейс и данный реестр не лишен недостатков. Главным таким недостатком является неполнота данных о СО НКО. Стоит сразу отметить, что изначальной задачей данного реестра являлся не учет всех имеющихся на территории России СО НКО, а соблюдение Налогового кодекса, по которому коммерческие организации, жертвующие НКО из реестра СО НКО, имеют право на различные налоговые преференции от государства. Это было сказано начальником отдела департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Татьяной Евлампиевой [2,23]. В данной задаче можно увидеть отчасти большую направленность на субъектов малого и среднего бизнеса, а не сами НКО. В реестре Минэкономразвития входят СО НКО-получатели субсидий бюджетов всех уровней, президентских грантов, поставщики и исполнители социальных услуг, такие организации также имеют право на дополнительные меры поддержки от государства. Исходя из чего реестр содержит информацию не о всех имеющихся на территории России СО НКО. С одной стороны такой реестр может показывать «реально действующие» СО НКО, которые активно занимаются своей деятельностью и участвуют в привлечение помощи, но с другой стороны теряется большой объем информации о таких же активных организациях, которые, например, участвовали в грантовых конкурсах, но не победили и не получили поддержку. То есть, фактически такая организация «живая», она пыталась получить поддержку, но не смогла, следовательно она не может быть включена в реестр СО НКО Минэкономразвития. Исходя только из открытых данных по второму конкурсу 2022 года Фонда президентских грантов можно примерно понять, какая доля организаций лишается права попасть в данный реестр. Так на 13 конкурс президентских грантов заявки на участие подали 9 640 некоммерческих организаций, а выиграли 1 889 или 19,6% [7]. Таким образом, в реестр СО НКО будет включена информация лишь о менее чем 19,6% НКО участвовавших в конкурсе, поскольку некоторые организации участвуют в президентских конкурсах уже не первый раз и информация о них уже имеется в реестре.

Следующим источником информации о СО НКО является отчет Росстата. Территориальные органы Росстата в субъекте Российской Федерации собирают основную информацию о деятельности СО НКО по форме 1-СОНКО. На сайте ведомства можно найти данную форму, она достаточно содержательная и включает много информации об НКО. На основе региональных данных центральный аппарат Росстата составляет сводный отчет, с такими показателями деятельности НКО, как общее количество организаций, количество поступивших средств, средняя численность работников всех организаций, средняя численность добровольцев всех организаций, распределение по видам деятельности, источники формирования денежных средств и иного имущества СО НКО, статьи использования денежных средств и иного имущества, формы работы и ее результаты, распределение СО НКО по наличию помещения [6].

Данная статистика содержит большой объем полезной информации для анализа, удобно выгружается, но главным недостатком является достаточно большой временной лаг. Так, по состоянию на 07.10.2022 доступен отчет лишь за 2020. Большой временной разрыв не дает возможности адекватной оценки, тем более в настоящих реалиях. Также внимания заслуживает тот факт, что в ежемесячном докладе "Социально-экономическое положение России" отсутствует раздел, посвященный некоммерческому сектору, который имеет прямое отношение к социальной сфере, таким образом без оценки динамики остается целый сектор экономики, что является большим упущением. В целях устранения данного пробела стоит предусмотреть возможность включения в данный ежемесячный доклад информации об основных показателях деятельности некоммерческого сектора.

Сами НКО тоже осознают проблему отсутствия реестра всех СО НКО в России, поэтому есть пример разработки такого реестра АНО "Атлас НКО". Интерфейс данного реестра представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 «Реестр некоммерческих организаций АНО "Атлас НКО"» [22] (дата обращения 30.09.2022)

С точки зрения использования данный реестр достаточно удобный, имеет различные фильтры, но нет возможности выгрузки полученных данных, также отсутствует дата, на которую актуальна представленная информация. И, главное — это вопрос достоверности представленной информации- откуда она получена, когда, на сколько полна и актуальна.

Выводы

Проанализировав состояние доступных в настоящий момент реестров НКО можно прийти к следующим выводам:

1) Реестр Минюста содержит информацию обо всех НКО, но он не удобен для работы.

2) Реестр СО НКО Минэкономразвития содержит информацию только о тех НКО, которым была предоставлена поддержка от государства, а не обо всех СО НКО.

3) Отчеты Росстата содержат много полезной информации для анализа, но публикуются с большим временным лагом, что делает представленную информацию неактуальной, особенно в текущих реалиях.

4) Атлас НКО, разработанный некоммерческой организацией достаточно удобен в использовании, но не является официальным источником, поэтому нельзя говорить о полной достоверности представленных данных.

На основе полученных результатов предлагаются следующие действия:

1) Одному из государственных ведомств необходимо взять контроль (кураторство) над сектором НКО или же сформировать такой орган или подведомственною государству организацию.

2) Необходимо начать с учета и анализа действующих некоммерческих организаций, в связи с чем необходима разработка полного, актуального, достоверного и удобного в использовании реестра. Чтобы данные были достоверны такой реестр должен вести орган власти или подведомственная ему организация.

3) Реестр СО НКО Минэкономразвития целесообразней переименовать в реестр НКО- получателей поддержки по аналогии с единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства- получателей поддержки. В таком случае название реестра будет отражать его содержание. А будущий реестр, который будет содержать всю информацию о социально-ориентированных некоммерческих организациях должен называться СО НКО.

Таким образом, отсутствие полных, точных и актуальных данных по целому сектору экономики является большим пробелом, который необходимо как можно быстрее восполнить. Создание реестра СО НКО должно стать первым шагом к комплексной оценке, регулированию и прогнозированию поддержки положения данного сектора.


References:

Barkov A.V., Ruchkina G.F., Demchenko M.V. (2022). Gosudarstvennoe regulirovanie deyatelnosti sotsialno orientirovannyh nekommercheskikh organizatsiy [State regulation of the activities of socially oriented non-profit organizations] (in Russian).

Belova Yu.I. (2021). Osnovy upravlenie rezultativnostyu nekommercheskikh organizatsiy [Fundamentals of performance management of non-profit organizations] (in Russian).

Chaschina A. A., Derid R.S. (2021). Strategii razvitiya sotsialno orientirovannyh NKO v sfere sotsialnoy politiki gosudarstva [Strategies for the development of socially oriented NGOs in the field of social policy of the state]. Vestnik Vostochno-Sibirskoy Otkrytoy Akademii. (41(41)). (in Russian).

Chekanova I. Yu., Ryakhovskaya A.N. (2021). Fudshering kak instrument antikrizisnogo upravleniya i dostizheniya tseley ustoychivogo razvitiya [Foodsharing as a tool for crisis management and achievement of sustainable development goals]. Strategii biznesa. (11). 331-334. (in Russian). doi: 10.17747/2311-7184-2021-11-331-334.

Grishina E. L. (2021). Upravlenie gosudarstvennym reestrom nekommercheskikh organizatsiy na osnove ispolzovaniya vozmozhnostey tsifrovyh tekhnologiy innovatsionnoy ekonomiki [Management of the state register of non-profit organizations on the basis of using the opportunities of digital technologies innovative economy]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (1(127)). 172-177. (in Russian).

Kosygina K. E. (2021). Otsenka tendentsiy i problem funktsionirovaniya nekommercheskogo sektora v rynochnoy ekonomike: regionalnyy kontekst [Assessment of trends and problems of functioning of the non-profit sector in the market economy: regional context]. Territorial development issues. (5). (in Russian). doi: 10.15838/tdi.2021.5.60.3.

Nemgirova S. N. (2021). Analiz sovremennogo sostoyaniya nekommercheskogo sektora: regionalnyy empiricheskiy srez [Analysis of the current state of the non-profit sector: a regional empirical cross-section]. Vestnik Instituta kompleksnyh issledovaniy aridnyh territoriy. (1(42)). 51-60. (in Russian). doi: 10.24412/2071-7830-2021-142-51-60.

Nemtsev A. V. (2021). Osobennosti razvitiya nekommercheskogo sektora v Rossii [Features of development of the non-profit sector in russia]. Obrazovanie i pravo. (4). 226-231. (in Russian). doi: 10.24412/2076-1503-2021-4-226-231.

Pilipenko A. D. (2022). Rol SO NKO v formirovanii osnov novoy grazhdanstvennosti v Rossii [The role of social-oriented npos in shaping the foundations of a new citizenship in Russia]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. (3). 95-101. (in Russian). doi: 10.26794/2226-7867-2022-12-3-95-101.

Polyakov M. B. (2021). Osobennosti i problemy mer gosudarstvennoy podderzhki sotsialno orientirovannyh nekommercheskikh organizatsiy v Rossii [Features of state support of socially oriented non-profit organizations]. Finansovye rynki i banki. (3). 19-23. (in Russian).

Reiff N. How Blockchain Can Protect the Global Economy. Retrieved October 08, 2022, from https://www.investopedia.com/tech/how-blockchain-can-protect-global-economy

Zykova N. N., Polukhina A.N. (2021). Otsenka sovremennogo sostoyaniya deyatelnosti so NKO i razrabotka modeli setevogo upravleniya (na primere Respubliki Mariy el) [Assessment of current socially-oriented non-profit organisations activity and network management model development (based on Mari El Republic)]. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. (4(52)). 63-77. (in Russian). doi: 10.25686/2306-2800.2021.4.63.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 18:20:44