Преимущества и недостатки бизнес-инкубаторов и акселераторов

Кобец М.В.
Advantages and disadvantages of business incubators and accelerators - View in English
Об авторах:

Кобец М.В.1
1 Московский финансово-промышленный университет Синергия

 Скачать PDF

Аннотация:
Бизнес-инкубаторы и акселераторы являются важными инструментами для стимулирования роста стартапов. Начинающие предприниматели часто сталкиваются с вопросом, к какому бизнес-инкубатору или акселератору присоединиться, а также задумываются над тем принимать ли вообще участие в акселераторских программах. Данная статья посвящена исследованию положительных и отрицательных сторон бизнес инкубаторов и акселераторов. Их предназначение заключается в поддержке среднего и малого предпринимательства. Акселераторские программы успешно существуют и развиваются в различных странах мира уже более двадцати лет. Они значительно облегчают первые стадии развития создаваемых предприятий, повышают их устойчивость, минимизируют риски, создают благоприятную среду, которая способствует продуктивной работе. В статье исследуется структура и разновидности акселераторских программ и инкубаторов. Так же описывается опыт мировых компаний по созданию и развитию акселераторов. Данная статья будет интересна исследователям в области инновационного предпринимательства и проектирования, участникам и наставникам акселераторских программ.

Ключевые слова:

бизнес-инкубаторы, акселераторские программы, стартапы, венчурные инвестиции, инновации

JEL-классификация: M11, M21, O31

Цитировать публикацию:
Кобец М.В. Преимущества и недостатки бизнес-инкубаторов и акселераторов // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 6. – С. 2181-2200. – doi: 10.18334/ce.16.6.114859

Kobets, M.V. (2022) Advantages and disadvantages of business incubators and accelerators. Kreativnaya ekonomika, 16(6), 2181-2200. doi: 10.18334/ce.16.6.114859 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение

Тема создания бизнес-инкубаторов остается актуальной в настоящее время, хотя ей уже более пятидесяти лет. Распространение практики бизнес-инкубаторов и акселераторов по всему миру открыло новое измерение в теории и практике управления. Современные типичные предпринимательские экосистемы включают несколько инкубаторов, которые обычно дополняют друг друга с точки зрения предлагаемых ими услуг. Такая множественность дает стартапам на ранних стадиях максимизировать свои шансы на успех за счет формирования конкретных стратегий инкубации, сочетающих несколько взаимодополняющих инкубационных сред. Наиболее часто оказываемыми услугами акселераторов являются маркетинговая поддержка, помощь в повседневных деловых операциях, связи со стратегическими партнерами, помощь в ведении бухгалтерского учета и коммуникация с венчурными инвесторами [1, c.1-20].С одной стороны, существующие исследования, посвященные бизнес-инкубаторам и акселераторам, подчеркивают потенциальные преимущества для стартапов, характеристики успешных инкубаторов и факторы, которые могут повысить шансы на успех стартапов.

А с другой стороны у бизнес инкубаторов и акселераторов есть некоторые недостатки, но они редко признаются или обсуждаются в существующих исследованиях. К сожалению, существует мало работ, посвященных некоторым недостаткам участия в программах инкубации.

Многие предприниматели являются новичками в бизнесе и им может не хватать практических компетенций, оборотного капитала и финансирования, в связи с чем они вынуждено участвуют в программах бизнес инкубаторов. Стартаперы как правило хотят принять участие в акселераторской программе, которая хорошо себя зарекомендовала, но могут не задумываться о том, подходит ли эта программа именно их проекту.

Так автор Блимель М и его коллеги подчеркивают тот факт, что предприниматели обычно подают заявку на участие в акселераторе, потому что им требуется первоначальное финансирование, инкубационные услуги и партнерские контакты. Они утверждают, что, например, когда предприниматели ищут только наставничество, акселераторская программа может нанести им ущерб, поскольку с акселератором связано много рисков [2, c.3-20].

Исследователи Миллер П и Боунд К сформулировали несколько недостатков инкубационных программ [3, c. 8-22]:

Во-первых, после окончания акселератора стартапы по-прежнему являются неустойчивыми и нуждаются в поддержке.

Во-вторых, после прохождения программы акселерации предприниматели сталкиваются с проблемой дальнейшего финансирования проекта. Также стартаперы опасаются, что крупные компании инвесторы могут быть недобросовестными в плане получения и распределения прибыли.

В-третьих, акселераторы могут стать «стартап школами», которые будут поощрять обучение по программам, а не развитие и построение реального бизнеса.

В-четвертых, деятельность акселераторов направлена на развитие небольших компаний, у которых нет глобальных амбиций. Они создают бизнес-единицы, которые становятся частью более крупной компании, вместо того, чтобы развивать отдельные самостоятельные организации.

В-пятых, акселераторы делают предпринимательство настолько доступным, что они начинают истощать таланты из крупных технологических фирм.

Исследователь Юн С утверждает, что инноваторы с привлекательными бизнес идеями стараются избегать вступать в программы бизнес инкубаторов и выбирают другие пути развития бизнеса. Для большинства предпринимателей акселератор без устоявшихся ценностей экосистемы может быть бесполезным [4, c.20-33].

За последнее десятилетие во всем мире были созданы различные типы бизнес-инкубаторов.Будучи инкубационными моделями последнего поколения, акселераторы предоставляет комплекс услуг, включая наставничество, офисные помещения, доступ к новейшим технологиям и сеть инвесторов, с целью помочь предприятиям выжить на рынке. Инновационные стартапы важны для общества, так как они помогают сбалансировать рынок труда и вносят свой вклад в экономический рост.

В различных развитых странах мира бизнес инкубаторы появились еще в 1980-х годах, параллельно с другими общими программами развития бизнеса, а затем превратились в узкие и очень глубокие бизнес-услуги для поддержки небольших отдельных групп компаний. Впоследствии развивающиеся страны начали перенимать концепцию бизнес-инкубаторов. Использование традиционных методов бизнес-инкубаторов и их важность для ускорения роста и развития организаций послужили мотивирующим фактором возникновения таких бизнес моделей и в различных развивающихся странах [5, c.177-185]. По утверждению различных экономистов, бизнес-инкубаторы являются важным инструментом в создании культуры предпринимательства и развитии малых и средних предприятий. Возникновение бизнес инкубаторов способствует появлению и увеличению количества рабочих мест, что ведет к повышению уровня жизни в стране в целом и регионах в частности.

Так, исследователь Чиркина М.В. считает, что бизнес инкубаторы играют важную роль в снижении риска и повышении потенциала предпринимателей для развития инновационных организаций. Они решают многие проблемы, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели в развитии малого бизнеса, включая проблемы информационных издержек, предоставление услуг наставничества, маркетинга и продвижения продукции на рынок [6, c.3-15].

Автор Лесакова Л в статье «Роль бизнес инкубаторов в поддержке стартапов» утверждает, что основная цель бизнес-инкубаторов заключается в создании и развитии предприятий, которые будут способствовать увеличению рабочих мест и экономическому развитию городов и регионов. Движущей силой процесса инкубации является увеличение уровня жизни населения, которое проживает в регионе нахождения бизнес-инкубатора [7, c.85-95].

В справочнике Eвропейской Экономической комиссии ООН по вопросам политики, отмечается, что инкубаторы призваны сыграть важную роль. Наряду с более широкими структурными и институциональными реформами и инвестициями в подготовку квалифицированных кадров и инфраструктуру, они могут помочь в создании и совершенствовании действенных инновационных систем, а также в формировании благоприятных условий и продвижении инноваций для достижения [8, c.3-44].

Целью данной статьи является привлечение внимания общественности к проблематике положительного и отрицательного влияния бизнес-инкубаторов и акселераторов на развитие стартапов. Научная новизна статьи заключается в выявлении и обобщении трудностей с которыми сталкиваются участники программ акселерации и инкубации, а также возможностей которые получают стартаперы в процессе прохождения и окончания программ.

Гипотеза исследования заключается в том, что бизнес инкубаторы и акселераторы с одной стороны могут являться важными инструментами для стимулирования роста стартапов, а с другой стороны могут препятствовать ускоренному развитию при помощи различных организационно-экономических инструментов.

Методология. Данные для исследования были взяты из иностранных исследований, а также из обзоров Международной исследовательской организации(UBI global), которая специализируется на оценке и анализе эффективности бизнес-инкубаторов и акселераторов по всему миру. Для выявления недостатков акселераторских программ была использована работа авторов Лукосьюта К, Дженсона С и Танева С под названием «Всегда ли хорошо быть участником акселератора» [19, c. 5-15]. Авторами были проведены полуструктурированные интервью и неформальных бесед с основателями стартапов, В данном исследовании принимало участие восемь основателей стартапов из Дании и Канады. Они выступили представителями таких сфер как: цифровой маркетинг, криптовалюта и информационные технологии.

Обзор литературы

Согласно Папас P, акселератские программы являются одними из самых динамичных программ, направленных на развитие и поддержку новых коммерческих предприятий. Инкубаторы способны взращивать молодые фирмы, помогая им выжить на этапах запуска и поддерживать устойчивый рост после этого этапа. Помощь новым фирмам в выживании на этапах их стартапа является наиболее важной функцией бизнес-инкубаторов, так как, в этот конкретный период большинство новых фирм уязвимы к неудачам и краху [9, c.13-26].

Ли Д, в своей статье «Запуск Инкубаторов» отмечает, что ряд акселераторов, например, среди которых компания Y-Combinator, настолько конкурентоспособны, что отбирают менее 3% всех претендентов [10, c.8-20]. По мнению Денисова И.В. большинство стартапов сталкиваются с такими проблемами, как нехватка опытного менеджмента, технологий и ресурсов. Проблема усугубляется тем фактом, что технологические стартапы обычно требуют гораздо больше ресурсов на этапе разработки [11, c.479-494]. Таким стартапам нужен партнер, который понимает угрозы проекта и готов взять на себя различные формы рисков. Основатели стартапов обычно не могут предоставить достаточно залога для традиционного бизнес-кредита [12, c. 1521-1542] из-за высокой стоимости разработки технологий. Следовательно, большинство стартапов финансируются венчурными капиталистами на этапе роста. Тем не менее, согласно последним трендам венчурные капиталисты больше инвестируют на более поздних стадиях запуска, а сумма инвестиций обычно превышает один-два миллиона долларов. Таким образом, возникает необходимость в существовании организаций, готовых помочь стартапам на их ранней стадии развития небольшими суммами денег и другими ресурсами. Акселераторы поддерживают стартапы до тех пор, пока они не будут готовы получить венчурное финансирование.

По данным исследователей Кохен С и Хосберг В акселератор помогает предпринимателям развивать свои идеи и создавать продукт в бета-версии, обеспечивает наставничество и доступ к большому количеству специалистов, предпринимателей в разных отраслях [13, c. 46-62]. Акселераторская программа обычно длится несколько месяцев, функционирует по установленному графику, предоставляет небольшой капитал. По итогам программы участникам стартапа необходимо представить свой продукт инвесторам в определённую дату. Акселераторские программы были запущены в начале 2000-х годов. Согласно исследованиям Капранова Л.Д. существует несколько причин их появления. С одной стороны, в большинстве исследований утверждается, что они были направлены на преодоление недостатков инкубаторов [14, c. 34-51]. В то время как Щепакин М.Б. считает, что они появились, чтобы заполнить пробел, оставленный инвесторами-ангелами и венчурными капиталистами, которые сократили свои инвестиции в компании с высоким уровнем риска после интернет-пузыря 2000 года [15, c. 2671-2694]. Основной целью акселераторов является поддержание и развитие стартапов и снижение рисков неудачного развития проекта.

Большая часть исследований в настоящее время сосредоточена на оценке того, могут ли акселераторы помочь стартапам улучшить результаты их деятельности [16, c.13-25]. В результате сравнительного анализа стартапов было выявлено, что стартапы прошедшие программу акселерации быстрее достигают поставленных целей [17, c.2-14]. Одним из инструментов достижения целей стартапа являются консультации с коллегами в отрасли исследований, наставниками, опытными бизнесменами, клиентами. Исследователь Серебрякова Т. А. в своем исследовании подчеркивает, тот факт, что эффективность стартапов также зависит от степени взаимодействия с внешней средой и получения обратной связи от потребителей [18, c. 2775-2790]. Во всем мире бизнес-инкубаторы и акселераторы играют ключевую роль в разработке инновационных решений, а также помогают решать технологические, экономические и социальные проблемы двадцать первого века. Классификация бизнес-инкубаторов и акселераторов по отдельным группам и подгруппам позволяет проводить более точный анализ и оценку их воздействия на результаты деятельности. Инкубационные программы, участвовавшие во Всемирном сравнительном исследовании 2019–2020 гг., были классифицированы следующим образом [19, c. 5-16]:

Бизнес инкубаторы. Программы в этой группе в первую очередь направлены на поддержку стартапов клиентов на ранних стадиях и превращении их в жизнеспособные и масштабируемые предприятия.

Компании осуществляют поддержку стартапа при помощи различных видов ресурсов организации. Предоставляют помещение, консультантов, финансы, доступ к оборудованию и другие необходимые ресурсы. Обычно такие организации поддерживают стартапы своих клиентов в период от одного до пяти лет.

Бизнес акселераторы. Данные программы отличаются по ряду характеристик от бизнес-инкубаторов и других форм услуг по развитию бизнес потенциала. Как правило, это когортные программы с фиксированным сроком деятельности. Оказывают поддержку и стимулируют рост стартапов клиентов как на ранних, так и на более поздних стадиях. Участникам программ предоставляют наставников, обучают, помогают в построение бизнес- экосистемы и предоставляют доступ к инвестициям. За места в акселераторской программе как правило разворачивается активная конкурентная борьба. Срок работы над стартапом в рамках акселераторской программа составляет шесть месяцев.

Гибриды. Это программы, которые сочетают в себе многие из лучших практик инкубаторов и акселераторов в своих портфелях услуг.

Группа инкубаторов и акселераторов:

1. Университеты. В рамках организационных структур университетов существуют Бизнес-инкубаторы или акселераторы, которые получают заказ в основном от одного или нескольких университетов, которыми они часто управляются и финансируются.

2.Общественные организации. В них входят Бизнес-инкубатор или акселератор, которые получают заказ в основном от одной или нескольких государственных организаций, которыми они часто управляются и финансируются.

3.Частные организации. Бизнес-инкубатор или акселератор, который в значительной степени самостоятельно разрабатывает свои бизнес-цели, часто работает автономно и финансирует свою деятельность.

4.Корпорации. Бизнес-инкубатор или акселератор, который получает заказ в основном от одной или нескольких коммерческих корпораций, которыми он часто управляется и финансируется.

Методология

Данные для исследования были взяты из работ авторов Лукосьюта К, Дженсона С и Танева С, [19, c. 5-15] Кохена С и Бинхама Б [23, c. 43-56], а также из обзоров Международной исследовательской организации(UBI global), которая специализируется на оценке и анализе эффективности бизнес-инкубаторов и акселераторов по всему миру. Для выявления недостатков акселераторских программ была использована работа авторов Лукосьюта К, Дженсона С и Танева С под названием «Всегда ли хорошо быть участником акселератора» [19, c. 5-15]. Авторами были проведены полуструктурированные интервью и неформальных бесед с основателями стартапов, В данном исследовании принимало участие восемь основателей стартапов из Дании и Канады. Они выступили представителями таких сфер как: цифровой маркетинг, криптовалюта и информационные технологии. Одна часть компаний еще представлена на рынке, а другая уже прекратила свою деятельность. Вопросы для интервью касались трудностей которые возникали во время прохождения программ акселерации. Каждое интервью было записано, транскрибировано и закодировано, чтобы помочь определить ключевые наблюдения. Далее данные были проанализированы и выявлены общие закономерности, которые могут послужить для совершенствования программ бизнес инкубаторов и акселераторов.

Обсуждение

В процессе анализа исследования «Всегда ли хорошо быть участником акселератора» был выявлен ряд недостатков бизнес-инкубаторов и акселераторов [19, c. 5-15].

Во-первых, это критерии попадания в инкубаторскую программу. Представители инкубаторов не проводили должную качественную оценку стартапов. Успех или провал стартапов во многом зависит от менеджеров инкубаторов, которые проводят отбор и оценку стартапа. Инновационные проекты как правило проверяют по двум критерия: срок существования проекта и соответствие профиля проекта специализации бизнес инкубатора.

Ряд респондентов отметили, что представители бизнес инкубаторов действовали в собственных интересах, привлекая новых арендаторов и повышая осведомленность общественности о своих программах. Это особенно применимо к программам бизнес-инкубаторов на базе университетов, которые носят более поддерживающий и инклюзивный характер. Так же учредители инкубаторов утверждают, что инкубационные программы могут носить сугубо демонстрационные цели. Они могут быть предназначены для внешней демонстрации ее работы. В целом предприниматели должны осознавать, что инкубационные программы не всегда действуют в интересах стартапов. Кроме того, процесс допуска к программе инкубации следует рассматривать как показатель того, насколько серьезно менеджеры относятся к стартапу.

Во-вторых, это услуги и предложения, которые предоставляют инкубаторы и акселераторы. Некоторые стартаперы отметили, что ряд семинарских занятий, курсов и лекций о предпринимательстве оказались им не столь полезными. Так несмотря на то, что один из стартапов провел год в университетской инкубационной программе, ему не удалось разработать функциональный прототип продукта. Таким образом, стартапы, участвующие в акселераторской программе, могут тратить много времени на второстепенные задачи, вместо того чтобы сосредоточиться на основных.

Так бизнес-акселераторы «заставляют стартапы заниматься деятельностью, которая на самом деле может быть не так полезна. Некоторые участники стартаперы не получили должного внимания со стороны наставников и консультантов в акселераторской программе.

Так один из участников программы привел пример того, что юрист его бизнес инкубатора предложил не подавать заявку на патент в Китае, несмотря на планы компании по глобальному расширению и строительству пилотного завода в Гонконге. Таким образом стоит отметить тот факт, что что некоторые предприниматели не получают соответствующей помощи от инкубационных программ.

В-третьих, это коммуникационные процессы между участниками бизнес-программы. Ряд стартапов неэффективно использовали офисное пространство, предоставленное инкубационной программой. Целью нахождения в одном офисном пространстве является возможность наладить отношения с коллегами и совместная продуктивная работа над проектами. Руководители программ подчеркивают ценность совместного использования офисного пространства стартапами, так как это дает возможность взаимодействия с людьми, которые сталкиваются с теми же проблемами. Тем не менее ряд участников акелераторской программы, отметили, что в определенный момент посещаемость стартап-команд в офисном пространстве значительно снизилась, что уменьшило возможности для совместной работы. Сами предприниматели начали задаваться вопросом, есть ли разница между использованием офисного пространства инкубатора и работой дома.

В-четвертых, это финансовые ресурсы. Бизнес инкубаторы не обеспечивают прямой или косвенный доступ к инвестициям. На первоначальных этапах своего развития стартаперы могут использовать ресурсы бизнес-инкубатора для обеспечения первоначального финансирования. Один из стартапов был готов к инвестициям, но никто из инвесторов не захотел финансировать его проект. Он также отметил, что после нескольких безуспешных попыток найти инвесторов руководители бизнес-программ инкубации прекратили попытки помочь с поиском инвестиций, несмотря на их предварительные заверения в том, что стартап получит финансирование от их сети инвесторов. Остальные участники исследования, отметили, что не были готовы к инвесторам, либо им удалось привлечь инвесторов самостоятельно.

Таким образом, стартапы не участвующие в акселераторской программе имеют доступ к одним и тем же инвесторам и могут привлекать столько же средств, сколько и стартапы с инкубацией. Соответственно, участие в бизнес-инкубации не означает, что стартап получит финансирование или будет связан с потенциальными инвесторами.

В-пятых, это судьба стартапов после инкубации. Обычно программы бизнес инкубаторов длятся в течение шести месяцев. После ее прохождения стартапы пытаются присоединиться к другой программе бизнес-инкубации или ищут бизнес-ангелов. Обычно стартапы проходят несколько программ инкубации, чтобы создать или приобрести необходимые ресурсы для своего бизнеса. Причинами поиска новых инкубационных программ могут быть следующие: поиск конкретного наставника практика по тематике стартапа, получение услуг в плане производства, продвижения и дистрибуции продукта стартапа на рынок. Соответственно, когда программа инкубации предоставляет не полный перечень ресурсов или ограничивает доступ к дополнительным активам, стартапы начинают искать эти ресурсы в других программах или пытаются найти бизнес-ангелов. Таким образом, стартапы должны понимать, что выход из программы инкубации не обязательно означает, что они будут готовы к выходу на рынок или смогут расти и расширяться.

Далее рассмотрим положительные моменты участия в акселераторских программах. В 2020 году в Международную исследовательскую организацию(UBI global), которая специализируется на оценке и анализе эффективности бизнес-инкубаторов и акселераторов по всему миру было подано 1580 программ. Из которых 364 программы были признаны лучшими. Программы были представлены участниками из восьмидесяти двух стран мира. Данные проекты были оценены при помощи двадцати одно ключевого показателя эффективности. Эти KPI были основой для выделения семи подкатегорий, которые в свою очередь сформировали следующие три основных категории. Далее они были применены для расчета индивидуальных оценок воздействия и эффективности программы для всех тестируемых инкубаторов и акселераторов [20, c. 81-102]:

1.Выгоды для региона. В этой категории оценивается экономическое воздействие и эффективность стартапов, клиентов и выпускников, а также успех программ в сохранении человеческого капитала и стартапов в регионе.

2.Выгоды для потребителей стартапа. Эта категория оценивает количество и эффективность услуг, предоставляемых программами. Многочисленные исследования показали, что количество и качество предоставляемых услуг является важным показателем долгосрочного успеха стартапа.

3.Ценности программы. В этой категории оценивается успех программ в привлечении потока сделок и сторонней поддержки, а также их способность создавать жизнеспособные компании.

Новые стартапы появляются по всему миру каждый день. Однако на каждую успешную идею приходится тысячи неудачных. В 2021 году самым ценным стартапом в мире была китайская технологическая компания Ant Group, ранее известная как Ant Financial. Большинство самых ценных «единорогов» во всем мире родом из Китая или США. Хотя в США существует в два раза больше единорогов, чем в Китае, самые ценные китайские единороги стоят почти в два раза больше, чем их американские аналоги [21, c. 8-20].

Как только компания «единорог» становится публичной или покупается новым владельцем, она перестает носить название единорог. Количество компаний единорогов из Северной Америки неуклонно растет из года в год с 2014 года. Чего нельзя сказать о других частях мира. Например, пик появления таких компаний в Азиатско-Тихоокеанском регионе пришелся на 2018 год, но в последующие годы пошел на спад. Несмотря на разницу в количестве и стоимости компаний тренд на возникновение «единорогов» в Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе за последние полтора десятилетия остается стабильно высоким [22, c. 26-38].

Акселераторы стартапов это новое, но быстро развивающееся явление. По данным исследований Кохена С и Халена Б , в США в 2017 году было 160 акселерационных программ, а во всем мире существует до двух тысяч таких программ [23,c.43-65].Ускорительные программы, которые также называются посевными акселераторами, акселераторами стартапов или бизнес-акселераторами, представляют собой программы с ограниченной сроком деятельности, длящиеся примерно от трех до шести месяцев, которые помогают группам стартапов в их предпринимательской деятельности.

Большинство компаний акселераторов предоставляют такие ключевые ресурсы, как: небольшой начальный капитал, пространство для совместной работы и множество возможностей для общения, обучения и наставничества от руководителей программ, основателей совместных предприятий и ряда внешних участников. Y Combinator и Techstars являются одними из наиболее известных венчурных фондов, которые начали работать в формате бизнес акселератора с 2005 года [24, c. 56-70] . В совокупности они запустили более двух тысяч стартапов, которые, в свою очередь, привлекли более шестнадцати миллиардов долларов финансирования. В целом, треть всех стартапов, получивших венчурный капитал в 2015 году, прошли программу акселерации.

В результате анализа исследований акселераторских программ можно выявить их преимущества:

Во-первых, это финансирование. Наличие средств помогает основателям сосредоточиться на стартапе и не отвлекаться на поиск средств для развития. Этот аспект является важным, так как скорость коммерциализации имеет существенное значение для любого стартапа [25, c. 1573-1594].

Во-вторых, это взаимодействие с венчурным инвестором. Участие в акселератской программе дает доступ к инвесторам. В рамках акселераторской программы участники могут встречаться с потенциальными венчурными инвесторами проекта на этапе разработки проекта и на защите по итогам завершения программы.

В–третьих, это консультации по продукту. Участникам предоставляется возможность знакомства с другими стартаперами и CEO компаний. Они могут получить обратную связь и советы, которые являются особо ценными, так как исходят от опытных разработчиков и руководителей.

В-четвертых, это проверка и утверждение. Если проект был выбран для участия в акселераторской программе, то это означает, что у него есть потенциал. Данный факт в будущем повышает доверие не только к стартаперу, но и к инновационному проекту.

В пятых, это взаимная поддержка. У большинства акселераторов есть коворкинг-пространства, это то место где начинающие исследователи могут взаимодействовать друг с другом. Данное пространство является благоприятной средой для коммуникации, обучения и обмена опытом между участниками программы.

Согласно исследованиям акселераторы можно рассматривать не только с точки зрения их влияния на отдельные стартапы, но и как катализатор для развития региона [26, c. 16-20]. В данной работе автор подчеркивает важность участников системы, работающих в зарождающемся кластере. Попадая в акселераторскую программу каждый участник приходит с определённым опытом и привносит что-то новое в сообщество стартаперов. Далее получив новые знания, они возвращаются в свои регионы с целью их преобразования и трансформации.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод о том, что есть различные точки зрения по поводу эффективности участия в программах бизнес инкубатора и акселератора. С одной стороны участие в акселераторской программе оказывает положительный эффект на развитие страртапа, а с другой - даже самые лучшие акселераторы могут оказать негативное влияние на существование стартапа. Среди положительных сторон стартапов можно отметить следующие: наличие средств помогает основателям сосредоточиться на стартапе и не отвлекаться на поиск средств для развития, взаимодействие с венчурным инвестором, назначение и закрепление наставника за каждым стартапом, предоставление всех необходимых ресурсов для работы над проектом, взаимодействие всех участников акселераторской программы в одном пространстве. В результате эмпирических наблюдений были сформулированы также следующие недостатки участия в программах бизнес инкубаторов и акселераторов. Размывание капитала может привести стартап к банкротству. Каждый раз, когда стартап выпускает новые акции, собственный капитал существующего акционера уменьшается. Стартапы могут не знать о деловой и инновационной экосистеме инкубационной программы. Некоторые менеджеры акселераторских программ не активно взаимодействуют с представителями во внешней среде по вопросам привлечения финансирования для стартапов. Общие семинары, лекции и курсы, проводимые инкубационными программами, отнимают много времени и могут быть не столь полезны. Участники тратят много времени на второстепенные задачи, вместо того чтобы сосредоточиться на основных. Стартапы также могут столкнуться с низкой приверженностью участников программы инкубации, таких как бизнес-наставники, консультанты и внешние партнеры. Интеллектуальная собственность стартапов может находится под угрозой. Инноваторы, которые присоединяются к программе инкубации, рискуют представить свой продукт или идею третьим лицам, имеющим аналогичный доступ к инкубаторам. Участники исследования отменили, что им не предоставляли консультаций по юридическим консультаций касательно защиты их интеллектуальной собственности.

Существуют значительные различия между стартапами акселераторов и стартапами, получившими венчурное финансирование без участие в программе акселерации. Каждый отдельно взятый акселератор может оказать совершенно разное влияние на участников. На развитие личностных и профессиональных компетенций участников оказывают влияние такие факторы, как: особенности построения работы в акселераторе, личность наставника, инвесторы и непосредственно команда участников.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Al-Mubaraki H.M., Busler M. Business Incubators: Findings from a Worldwide Survey, and Guidance for the GCC States // Global Business Review. – 2010. – № 11(1). – p. 1-20. – doi: 10.1177/097215090901100101.
2. Bliemel M., Flores R., De Klerk S., Miles M., Costas B., Monteiro P. The Role and Performance of Accelerators in the Australian Startup Ecosystem. Final report for the Department of Industry, Innovation & Science. - Sydney, Australia: UNSW Business School, 2016.
3. Miller P., Bound K. The Startup Factories: The Rise of Accelerator Programmes to Support New Technology Ventures. - London: Nesta, 2021.
4. Yu S. How Do Accelerators Impact the Performance of High-Technology Ventures?. [Электронный ресурс]. URL: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2503510 (дата обращения: 02.06.2022).
5. Volkmann C. Entrepreneurship studies - An ascending academic discipline in the twenty-first century // Higher Education in Europe. – 2004. – № 29 (2). – p. 177-185.
6. Чиркина М. В. Бизнес-инкубаторы и их роль в развитии предпринимательства региона // Социально-экономические явления и процессы. – 2018. – № 2.
7. Lesákova L. The Role of Business Incubators in Supporting the SME Start-up // Acta Polytechnica Hungarica. – 2012. – № 9(3). – p. 85-95.
8. Бизнес-инкубаторы для устойчивого развития в субрегионе СПЕКА. [Электронный ресурс]. URL: Business incubators for sustainable development in SPECA-2021-RUS.pdf (дата обращения: 03.06.2022).
9. Pappas P. The university’s role in economic development: From research to outreach. - San Francisco: Jossey-Bass.
10. Lee J. Running a Hatchery for Replicant Hackers // New York Times. – 2006.
11. Денисов И.В. Влияние трансформации социально-экономических систем на изменение основ теории менеджмента: перспективные бизнес-модели // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 479-494. – doi: 10.18334/epp.12.2.114243.
12. Валинский О.С., Маврин А.Н., Посадов И.А., Скобелев П.О., Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Системная триада корпоративно-ценностных установок институционального построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1521-1542. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113903.
13. Cohen S., Hochberg Yael V. Accelerating Startups: The Seed Accelerator Phenomenon // SSRN Electronic Journal. – 2014. – doi: 10.2139/ssrn.2418000.
14. Капранова Л.Д. Бизнес-инкубаторы и их роль в развитии малого бизнеса в России // Экономика. Налоги. Право. – 2015. – № 2.
15. Щепакин М.Б. Внутренний маркетинг как инструмент управления конкурентоспособностью бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2671-2694. – doi: 10.18334/epp.11.12.113911.
16. Hallen B., Cohen S., Bingham С. Do Accelerators Accelerate? If So, How? The Impact of Intensive Learning from Others on New Venture Development // SSRN Electronic Journal. – 2016. – doi: 10.2139/ssrn.2719810.
17. Темиров Э. Т. Университетские бизнес-инкубаторы в России // Economics. – 2017. – № 1.
18. Серебрякова Т.А., Давыдова В.Р. Информационные ресурсы как средство поддержки бизнеса и эффективной деятельности предприятия // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2775-2790. – doi: 10.18334/epp.11.12.113934.
19. Is Joining a Business Incubator or Accelerator Always a Good Thing?. [Электронный ресурс]. URL: https://timreview.ca/sites/default/files/Issue_PDF/TIMReview_July2019.pdf#page=5 (дата обращения: 02.06.2022).
20. Щепакин М.Б. Рекламно-маркетинговое манипулирование поведением субъектов при управлении экономическим ростом бизнеса в условиях диджитализации рыночных отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 81-102. – doi: 10.18334/epp.12.1.114062.
21. Ant Financial builds $1bn start-up investment fund. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ft.com/content/234c3472-10f7-11ea-a7e6-62bf4f9e548a (дата обращения: 02.06.2022).
22. Найденков В.И. Бизнес-инкубатор и бизнес-акселератор как элементы инфраструктуры развития малого предпринимательства: сравнительная характеристика и проблемы деятельности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2018. – № 2.
23. Cohen S. L., Bingham C. B., Hallen B. L. The Role of Accelerator Designs in Mitigating Bounded Rationality in New Ventures // Administrative Science Quarterly. – 2018.
24. Mikey Т. One-third of U.S. startups that raised a Series A in 2015 went through an accelerator. [Электронный ресурс]. URL: https://pitchbook.com/news/articles/one-third-of-us-startups-that-raised-a-series-a-in-2015-went-through-an-accelerator (дата обращения: 03.06.2022).
25. Погребинская Е.А., Сидоренко В.Н., Сухова Е.И. Отечественный и зарубежный опыт интеграции бизнеса и науки: новые возможности и угрозы в эпоху Индустрии 4.0 // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1573-1594. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113998.
26. Терешкина Н.Е. Бизнес-модели инноваций в цифровой экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114100.