Characteristics of long-lived companies in the organismic concept

Калыгина Е.В.1
1 Российский Университет Дружбы Народов

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 16, Number 3 (March 2022)

Please, cite as:
Kalygina E.V. Kharakteristiki kompaniy-dolgozhiteley v organizmennoy kontseptsii organizatsii // Kreativnaya ekonomika. – 2022. – Tom 16. – № 3. – S. 1003-1014. – doi: 10.18334/ce.16.3.114423.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48218609
Cited: 1 by 05.09.2022

Abstract:
Currently, in the theory and practice of management, there is a vivid transition from the classical management system and mechanistic structures to the so-called organismic concept. And if there is an established system of approaches to structuring and management of a traditional management system, created by the classics of management and organization theory, then there is no such scientific basis for organismic organization and management from the point of view of a humanistic approach. At the same time, there is an established scientific base for the organismic model. Thus, it is possible to develop organizational characteristics that reflect the most important aspect of management: an approach to the organization as a mechanism or organism. The importance of this phenomenon is justified by the fact that the long-lived organizations existing in the world are exclusively organismic ones. The characteristics of the organization have been developed, which can form the basis for the analysis of any enterprise not only on its essence (mechanistic or organismic), but, no less importantly, on its longevity. The characteristics considered in the article, due to their duality, are also able to show the missing elements for longevity of the enterprise. It is this proximity to the key essence of longevity that forms the relevance of building an analysis that can later be used to predict the longevity of existing organizations.

Keywords: long-lived companies, organismic concept, organization's characteristics

JEL-classification: L26, M21, M11



Введение

В начале 21 века появились первые труды [1], [2], [3], отражающие революционно новый подход к организации – как к организму или живой организации, и подход к управлению такой организацией определяется как гуманистический или организменный. Одной из главных особенностей организации-организма – это адаптивность организации к потребностям внешней среды, выраженной в эффективно действующей обратной связи между рынком (как правило это только 2 категории: потребители, поставщики) и организацией [1], [2], [3], [4], [5]. Адаптивность невозможна без введения продуктовых, управленческих, маркетинговых инноваций, но, что очень важно, осуществляемых при сохранении ценностей организации. В основе управления располагается приверженность миссии, ценностям, философии и традициям не только руководителем организации, но и всеми работниками в результате чего создается атмосфера на предприятии, основанная на особых отношениях между руководством и сотрудниками, формирующих основу для развития человека и организационной гибкости, что в свою очередь способствует организационному долгожительству [1], [2], [3], [4], [5], [6]. Авторы отмечают, что именно уникальные черты организаций-организмов создают основу для долгого существования организации в рыночном пространстве. Организации-долгожители являются яркими представителями организаций организменной концепции, поскольку руководители организаций-долгожителей говорят о данных чертах как основополагающих в их бизнесе [7], [8], [9], [10]. Результаты современных исследований [11] успешных компаний, в том числе семейных, также отмечают указанные выше черты, как определяющие успех, а в трактовке некоторых исследователей [12] «счастливых» организаций.Для последующего использования этой информации в качестве базиса для анализа любого предприятия необходимо создать организационные характеристики, отражающие суть выявленных ранее черт. Это и является целью данной статьи. Основная частьДля выявленных ранее черт считается целесообразным создание следующих характеристик: социальность/эгоцентричность, партисипативность/авторитарность, адаптивность/жесткость, инертность/мобильность, традиционность/популизм. Взяв за основу данные характеристики, можно проанализировать любую организацию и тем самым понять, насколько она далека от органики или долгожительства.Социальность/эгоцентричностьИзначально социальность является совокупностью приобретённых человеком свойств, способствующих его жизнедеятельности и инкорпорации в социум. Социальность организации подразумевает некое совместное бытие организации и людей (социума). Предполагается, что в основе социальности лежат такие характеристики, как: структурные, социально-психологические, культурные и прочие [13]. Рассматривая через призму организации и дуальность организация-общество эти характеристики, можно выявить несколько особенностей каждой из них. Структурный аспект может быть представлен как упорядоченность социальных отношений, а именно в виде вида социальной коммуникации, интенсивности и типе социального обмена [13] и рефлексии социальных порядков в сознании людей. Для конкретизации мы можем представить социум организации в виде трех основных групп: клиенты, сотрудники и партнеры. Для каждой из групп организация устанавливает и упорядочивает разные каналы коммуникации. Так, коммуникация внутри организации представлена как в форме упорядоченных организационных связей, так и через призму корпоративной культуры. Социальная форма культуры определяет качественные особенности осуществления людьми своей трудовой деятельности, практик организации коммуникационных связей в рамках изменяющейся системы социальных ценностей, норм, принципов, ролей [14]. Чем выше связь между организацией и сотрудниками, основанная на ценностях, уважении, традициях – тем эффективнее сама организация и тем ближе организация к живой системе или долгожительству [7], [8], [9], [10]. Коммуникации между организацией и партнерами, а также клиентами выражается не только в конкретных каналах коммуникации, но и в виде обработки информации и наличии эффективной обратной связи. Именно оперативность и качественная эффективность обратной связи позволяет судить о приближении организации к организменной структуре или долгожительству, наиболее яркой чертой которой можно отметить клановость (по терминологии Куина и Кэмерона) [15] или семейность, о которой говорят долгожители. Необходимо подчеркнуть, что организации-долгожители [7], [8], [9], [10] характеризуются семейным типом культуры и таким же внимательным отношением к партнерам и клиентам. Социально-психологические характеристики релевантны для анализа специфики всех трех групп, от результата которого зависит эффективность коммуникационных каналов. Культурную часть социального аспекта можно представить как национальные особенности, существующие традиции данного региона – все, что составляет и воспроизводит культурный опыт социума, в которой функционирует организация и который влияет на эффективность взаимодействия организация-общество. Таким образом, характеристика социальности выражена в наличии у организации эффективных каналов коммуникации с тремя группами социума, в то время как характеристика эгоцентричности присуща организациям с неэффективными каналами коммуникации.Партисипативность/авторитарность. В 2016 году институт социологических исследований Gallup [16] провел девятый мета-анализ Q12 используя исследования по 230 организациям в 49 отраслях промышленности и 73 странах. В рамках каждого исследования, исследователи Gallup статистически рассчитали бизнес-взаимосвязь между вовлеченностью сотрудников на уровне рабочих единиц и результатами деятельности, предоставленными организациями. Исследователи изучили работу 82,248 бизнес-подразделений, в том числе 1,882,131 человек. Исследователи Гэллап изучили различия в производительности между вовлеченными и не вовлечёнными подразделениями и обнаружили, что те, кто в верхней половине по вовлеченности сотрудников, имеют вдвое более высокие шансы на успех по сравнению с теми, кто в нижней половине. На 99 процентили - в четыре раза больше вероятность успеха, чем при первой процентили.

Характеристика партисипативности/авторитарности связана с предыдущей характеристикой социальности/эгоцентричности, а также со стилем лидерства. Все руководители компаний-долгожителей [7], [8], [9], [10] подчеркивают, что сама организация, а не ее продукт является делом жизни руководства компании. Более того, это отношение руководитель организации передает будущим поколениям руководителей. В настоящее время появляются такие стили лидерства, как обслуживающий стиль [17] или вдохновитель [17], которые напрямую влияют на участие сотрудников в жизни организации. Все руководители компаний-долгожителей [7], [8], [9], [10]. отмечали, что коллектив работников организации - это семья, один за всех, все за одного. Семья воспитывает и заботится о каждом своём члене, а каждый работник заботится о своей семье, отдавая ей сполна свои таланты, умения, силы.

Объективно характеристику партисипативности/авторитарности можно оценить посредством отзывов работников об организации, где характеристика партисипативности может относиться к тем организациям, в которой работники вовлечены в рабочий процесс, и авторитарная характеристика присуща организациям в которой работники не вовлечены в ее деятельность.

Адаптивность/жесткость

Предположение о наличии адаптивности как свойства организации основывается на фактах о том, что предприятия по-разному реагируют на изменения внешней среды. По каким-то причинам одно предприятие в период кризиса «погибает», в то время как другое, существующее на том же рынке и занимающееся такой же деятельностью остается существовать.

Если обратиться к определению Мильнера Б.З. при котором адаптивность понимается как «уровень, при котором организация реагирует на изменения ее внутренней и внешней среды» [6], но, что для нас важнее: «Низкий уровень адаптивности, при котором организация не может или не хочет приспосабливаться к изменениям внешней среды, означает угрозу ее выживанию», то на первый план выходит вопрос о причинах снижение адаптивности организации» [6].

Адаптивность можно рассматривать как сублимацию различных процессов, происходящих в организации, позволяющих ей вовремя и эффективно реагировать на изменения внешней среды: эффективная организационная структура, выражающейся в минимально возможном уровне иерархии, свободные информационные потоки, наличие эффективной координации между работниками. Вместе со снижением бюрократического регламента в деятельности каждого работника и наличии относительной свободы в деятельности работников, а также налаженных коммуникационных контактов, процесс принятия решений ускоряется вместе с увеличением качества этих решений за счет включения в обсуждения всех необходимых работников. Если в дальнейшем в организации увеличивается количество бюрократии или отсутствуют эффективные информационные потоки, выражающиеся как в неполноте предоставляемой работникам информации, так и в отсутствии необходимого канала коммуникации, адаптивность организации автоматически будет снижаться.

Адаптивность логически связана с предыдущим критерием партисипативности/авторитарности, когда концентрация же власти приводит к несвободе, которое означает скудное производство знания и, его слабое распространение. Цель организации-организма – это долговечность и развитие собственного потенциала, где этом прибыль является не результатом, а средством для достижения этой цели [5]. Такая организация обладает самосознанием, своей собственной индивидуальностью, способной к саморегенерации, к длительному существованию в качестве опознаваемой сущности и без ее руководителей.

В нашем понимании общим определением «адаптивной организации», будет следующее: это коммерческая организация, имеющая общую для ее членов цель и строящаяся на основе гибкой структуры, предполагающей открытые информационные потоки и равенство работников. При этом понимание общей цели дает сплочённость, сильным самосознанием, когда работники чувствуют, что все они являются частью единого организма.

Важнейшей особенностью адаптивной организации в контексте рассматриваемой характеристики является ее изменяемость вместе со временем. Новое время создает новые условия существования организации и к этим условиям необходимо приспосабливаться, но без потери своей идентичности. Именно так говорят о своей организации руководители компаний-долгожителей [7], [8], [9], [10]. Организации, которые не реагируют на внешние изменения и не приспосабливаются к ним будут относиться к жестким.

Инертность/мобильность

Согласно словарю Ожегова, инерция – это «бездеятельность, отсутствие инициативы» [18]. По сути, инерция предполагает в первую очередь снижение обучаемости организации, поскольку при постоянной обучаемости идет движение организации вперед, в то время как инерция – это рутинность повторяющихся операций. То есть, если взять за основу цикличность процесса принятия решения, заключающейся в анализе ситуации, выборе альтернатив и принятие решение с последующим его выполнением, то основополагающим звеном будет наличие или отсутствие выбора альтернатив, которые всегда присутствуют у организаций-долгожителей. Каким стандартам следует организация? Существующим общепринятым (инертным) или своим собственным. И как быстро происходят процессы обработки информации и принятия решения? Здесь проявляется связь организационная структура – скорость принятия решения. Бюрократия может привести к потери творческого мышления и соответственно, неспособности творчески решать задачи, основной задачей деятельности является следование процедурам и правилам, и как следствие, возвышение системы над человеком [19]. Здесь важен баланс между существующим организационным порядком, общепринятыми стандартами и правилами, и созданием своих собственных стандартов и правил, а также между принятием решений, основанных на правилах и решениях, основанных на творчестве и новом подходе. Все руководители предприятий-долгожителей [7], [8], [9], [10] говорят о балансе между этими двумя компонентами. Мобильность как характеристика присуща организациям, движущимся навстречу потребностям и изменениям внешней среды, выражающейся в умеренно-быстром принятии решений и следованию своим собственным стандартам, не изменяя своих коренных ценностей и принципов, а инертность – к антиподам таковых организаций.

Традиционность/популизм

Организации организменной концепции [1], [2], [3], [4], [5] и компании-долгожители [7], [8], [9], [10] имеют свою систему ценностей, которые придерживаются сотрудники, которая транслируется через продукт и передается следующим поколениям руководителей. Именно эта система ценностей отражает неповторимость и индивидуальность предприятия, на основе которой не только возникает доверие у потребителей, но и создается экономика впечатлений. Организации-организмы активно внедряют организационные, продуктовые и маркетинговые изменения, но базовые ценности остаются неизменными вне зависимости от смены руководителей. Важно, что сильная организация [3] характеризуется крепкой идеологической составляющей, которая транслируется через коммуникации с клиентами. Нелишним будет отметить наличие таких элементов в системе ценностей организации как стиль взаимоотношения высшего руководства и сотрудников, выражающегося в сочетании партнерства и клановости в трактовке Куина и Кэмерона [15]. Важную роль играет процесс интегрирования ценностей компании в деятельность работников, их использование в ежедневной оперативной деятельности.

Таким образом, традиционность как критерий будет относиться к тем организациям, деятельность которых основывается на традиционных ценностях, существующих с момента основания компании, а критерий популизма относят к заявлениям, и обещаниям не имеющих дальнейшего продолжения и не основывающихся на традиционных ценностях организации.

Заключение

Представленные характеристики разработаны как основа для понимания тех процессов, которые происходят на современных организациях в контексте срока жизни той или иной организации. Также данную информацию организация может взять за основу для построения философии управления, подобную организациям-организмам или долгожителям, тем самым удлиняя срок своего существования. Отдельно необходимо отметить полярность каждой характеристики, именно благодаря которой каждая организация сможет понять: близка она к долгожительству или нет. Дальнейшее использование разработанных характеристик возможно в качестве аналитических метрик для анализа конкретной организации.


References:

Ari de Gius (2013). Zhivaya kompaniya. Rost, nauchenie i dolgozhitelstvo v delovoy srede [Live company. Growth, learning and longevity in the business environment] M.: Mann, Ivanov i Ferber. (in Russian).

Ari de Gius (2013). Zhivaya kompaniya. Rost, nauchenie i dolgozhitelstvo v delovoy srede [Live company. Growth, learning and longevity in the business environment] M.: Mann, Ivanov i Ferber. (in Russian).

Arminda do Paço, Cristina Fernandes, Edgar Nave Helena Alves, João J. Ferreira, Mário Raposo (2021). Succession planning and strategies in Family Business: a multiple case study International Journal of Entrepreneurship. 25 (1S).

Baklanova O.A. (2013). Sotsialnost kak problema sotsialnoy filosofii [Sociality as a problem of social philosophy]. Filosofiya prava. (5(60)). 62-65. (in Russian).

Balandina T.M. (2017). Sotsialnye kommunikatsii v sisteme organizatsionnoy kultury predpriyatiya [Social communications in the system of organizational culture of the enterprise]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya. 17 (2). 166-169. (in Russian).

Bret L. Simmons (2013). Organizational Characteristics of Happy Organizations

Chegrintsova S.V. (2015). Sovremennye stili liderstva i osobennosti ikh primeneniya v organizatsii [Modern styles of leadership and specifications of use in organizations]. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. (2). 213-219. (in Russian).

Gallup's Employee Engagement Survey. Retrieved January 20, 2022, from https://www.gallup.com/workplace/356063/gallup-q12-employee-engagement-survey.aspx

JCB vu par Lord BamfordYoutube.com. Retrieved January 24, 2022, from https://www.youtube.com/watch?v=iEcRYY9WcVM

Kameron K., Kuinn R. (2001). Diagnostika i izmenenie organizatsionnoy kultury [Diagnosis and change of organizational culture] SPb.: Piter. (in Russian).

Merton R. (2006). Sotsialnaya teoriya i sotsialnaya struktura [Social theory and social structure] Moscow: Izdatelstvo Khranitel. (in Russian).

Milner B.Z. (2016). Teoriya organizatsii [Theory of organization] M.: INFRA-M. (in Russian).

Morgan G. (2008). Obrazy organizatsii [Images of the organization] M.: Mann, Ivanov i Ferber. (in Russian).

Nonaka I. (1991). The Knowledge-Creating Company Harvard Business Review. 69 (6). 96-104.

Senge P. (2008). Pyataya distsiplina. Iskusstvo i praktika obuchayushcheysya organizatsii [The fifth discipline. The art and practice of a learning organization] M.: Mann, Ivanov i Ferber. (in Russian).

Stewardship Asia: An interview with Mr Zengoro HoshiYoutube.com. Retrieved January 23, 2022, from https://www.youtube.com/watch?v=k221gZ_SGJo

Talalaev A. (2011). Upravlenie organizatsiey s pozitsiy zhivyh sistem [Managing an organization from the perspective of living systems]. Vash partner-konsultant. (45(9411)). (in Russian).

Страница обновлена: 19.05.2024 в 13:09:50