Теоретические основы законов развития человека

Трифонов Е.В.1
1 Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 1 (Январь 2022)

Цитировать:
Трифонов Е.В. Теоретические основы законов развития человека // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 1. – С. 11-26. – doi: 10.18334/ce.16.1.114011.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48092587

Аннотация:
Специальных исследований законов развития человека в научной литературе не обнаружено. А исследования моделей развития человека споткнулись о модель экономического человека, дальнейших перспектив развития человека ученые не рассматривают. В статье делается попытка обосновать законы развития человека от состояния животного к сверхчеловеку – жителю Космоса. Теоретическими основами законов развития человека являются развитие высших потребностей, вызывающих деятельность людей по их реализации и предполагающих развитие конкретно-исторических способностей миллионов людей. Законы развития человека рассматриваются как развитие совокупности конкретно-исторических способностей человека, обеспечивающих реализацию высших потребностей выживания, развития и процветания цивилизации.

Ключевые слова: высшие потребности, деятельность человека, конкретно-исторические способности, законы развития человека, процветающая цивилизация

JEL-классификация: D11, D91, O15, I31

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Экономическая теория богата школами, концепциями и прогнозами. В ней почти не осталось свободных областей экономических исследований. Современная теория является основательной базой практической деятельности. Рассматривая экономическую теорию в ретроспективе, приходится признать, что каждая теория имеет исторический характер и хорошо служит на конкретном этапе развития. Проходит время и оказывается, что старая теория уже не отражает новую экономическую ситуацию. Возникают новые теории, которые более или менее адекватно отражают новые проблемы и новые требования дня. Так, неуклонно идет накопление экономических знаний, помогая обществу находить решения в новых условиях. Причем каждая из теорий оставляет «золотые зерна», которые служат человечеству на любом этапе его развития.

Из сказанного вытекают два актуальных вопроса. Во-первых, почему в экономической теории проблемам перспектив развития человека уделяется крайне мало внимания. Во-вторых, является ли данная малоисследованная проблема важной для современного этапа экономического развития.

Предметом данной статьи является исследование состояния человека в широкой временной перспективе и экономические законы выживания, развития и процветания человека от его животного состояния до сверхчеловека и космического человека.

Можно отметить, что современная экономическая наука буквально споткнулась, характеризуя человека как экономического субъекта. Дальше экономического человека исследователи не видят перспектив его существования. В действительности экономический человек – это историческая характеристика современного человека. Остается открытым вопрос, что человека ожидает в перспективе, если оптимистическая оценка будущего окажется действительностью?

В статье утверждается, что наименьшее внимание экономическая наука уделяет проблемам самого человека, перспективы которого в теории почти не рассматриваются. Формально признается решающая роль человека в становлении и развитии цивилизации. Однако до сих пор человек не рассматривается высшей ценностью цивилизации, а развитие его неограниченных способностей – высшей целью экономического и цивилизационного развития.

Проблемы развития человека и его потенциально неограниченных интеллектуальных способностей становятся фундаментальными вопросами выживания современного человечества. В статье утверждается, что развитие человека определяется объективными законами, выражающими необходимость развития конкретно-исторических способностей человека, обеспечивающих выживание, развитие и процветание человека в результате его активной, созидательной реакции на исторические вызовы человечеству.

Концепции развития человека

Проблема человека в современном обществе становится первостепенной, фактически определяющей судьбу цивилизации. К настоящему моменту сложились две противоположные концепции о судьбе человека, а следовательно, о будущем цивилизации.

Первая концепция основана на утверждении, что человек исчерпал себя и его необходимо заменить киборгами, т.е. механическими машинами с искусственным интеллектом. Соответственно, предполагается сокращение численности человечества до количества «золотого миллиарда» или даже полного «исчезновения» человека в кибернетических моделях и сетях.

Вторая концепция, определяющая судьбу человека и цивилизации, основана на положении, что человек, а особенно человечество, далеко не исчерпали свои потенциальные возможности. Способность к творческому «озарению» представляет собой уникальное свойство, присущее только человеку. По этой причине человек остается высшим достижением и проявлением эволюции природы и общества.

Наиболее радикальным отрицанием человека является теория трансгуманизма. Первые трансгуманисты еще говорили о совершенствовании самого человека, его собственной природы на основе развития информационных систем, биотехнологий, генной инженерии и других технических и технологических инноваций. Джулиан Хаксли, основоположник трансгуманизма, исходил из того, что «человек останется человеком, но превзойдет себя, реализуя новые возможности своей собственной природы…» [11, с. 6] (Yudin, 2013, р.6).

Сторонники трансгуманизма явно преувеличивают превосходство киборгов над человеком, утверждая, что в условиях современной информационной революции происходит процесс создания «…искусственных форм жизни и разума, потенциально превосходящих биологический вид homo sapiens» [10, с. 98] (Epshteyn, 2009, р. 98). Однако утверждение, что искусственные формы жизни и разума потенциально превосходят биологический вид человека, на наш взгляд, является ангажированным интересам некоторых социальных групп общества. Исследователи человеческого мозга и его возможностей отмечают, что ему доступны такие процессы, какие не способны совершать технические, компьютерно-информационные системы. «…Рациональные процессы ума не являются полностью алгоритмическими и не могут быть продублированы сколь угодно сложным компьютером» [2, с. 50] (Menskiy, 2015, р. 50).

Другим качественным отличием естественного разума от искусственного является наличие ограниченности искусственного и безграничности естественного разума. Искусственный разум действует на основе уже известных данных. Программирование есть внесение в компьютер исходных данных, которые перерабатываются на основе известных программ и схем. Естественный разум ничем не ограничен, он есть «…прорыв из ограниченного пространства в неограниченное пространство, охватывающее собой весь мир, Вселенную» [2, с. 56] (Menskiy, 2015, р. 56).

Постчеловеческий или постгуманитарный мир есть абсолютизация представлений о реальном человеке как носителе пороков, как несовершенном и неспособном к совершенствованию субъекте. Трансгуманизм – это крайняя форма отрицания реального живого человека. Это придание роботизированному, «техническому» человеку превосходства над биологическим и социальным человеком.

Несовершенство, якобы, биологии человека постепенно приведет к замене несовершенных органов искусственными, в итоге «уже к концу ХХI века мир будет заселен преимущественно искусственным интеллектом…» [10, с. 92] (Epshteyn, 2009, р. 92). Обосновывается неизбежность преодоления современного человека и замены его техночеловеком. В этом процессе человек становится сверхчеловеком в виде кибернетического разума. Сверхчеловеком становится не живой действительный человек, а искусственный разум, киборг, созданный этим реальным человеком.

В основу современной гуманистической теории положены идеи, прямо противоположные теории трансгуманизма.

Существует широко распространенное мнение, что требуется не киборгизация человеческого организма, а совершенствование безграничных способностей человека, в том числе на основе применения высокотехнологичных технических инноваций. Общеизвестно, что человек использует 5–10% своих интеллектуальных способностей. С помощью технических средств человек может в разы поднять свои интеллектуальные способности в целях освоения окружающей природы. Многие столетия и даже тысячелетия человек останется биологическим человеком, активно и эффективно использующим технические средства своего развития. Без сомнения, и в будущем ценность биологического человека, осваивающего технические средства своего совершенствования, окажется высшей ценностью бытия.

Главное в человеке – способность формировать новые идеи, новые конструкции, а машина расширяет возможности человека. Можно сказать, что кибернетический робот – это сложная машина, совершенное средство производства, созданное по программе живого биологического человека в целях приумножения его творческих способностей.

Исходными ресурсами развития и процветания были и остаются интеллектуальные способности людей. Именно творчество двигало цивилизацию к новым вершинам технико-технологического и социально-экономического состояния.

Сегодня потребность в интеллектуальных ресурсах миллионов возросла многократно. Возникла необходимость распространения массового творчества как способ выхода из современного, постоянно обостряющегося противоречия между растущей ограниченностью экономических ресурсов и растущей численностью населения на планете. По всем видам экономических ресурсов наблюдается критическое уменьшение ресурсов на душу населения. Будущее многократно усиливает современные противоречия, создавая глобально критическую ситуацию. Ограниченность экономических ресурсов достигает состояния истощения, затраты на их добычу многократно возрастают, превращая любые продукты в недоступные для массы населения. Установка на максимизацию потребления окончательно разоблачает себя. Противоречие между растущей ограниченностью экономических ресурсов и стремлением максимизировать потребление способно подобно атомному катаклизму уничтожить цивилизацию на Земле.

Требуется качественно новое решение, преодолевающее противоречие между истощением природных экономических ресурсов и максимизацией потребления. Выход из данного противоречия состоит в обнаружении неограниченных экономических ресурсов и оптимизации материального потребления. Неограниченные экономические ресурсы являются следствием образования и распространения массовых интеллектуальных ресурсов миллионов творческих людей.

Открыть таланты, развить способности, поддержать реализацию новых идей миллионов творческих людей – значит открыть неиссякаемый источник развития и совершенствования цивилизации. Развитие общества в интересах каждого человека раскрепощает творческую энергию созидания в небывалых масштабах. Достижения интеллектуального общества на несколько порядков превысят достижения современного общественно-архаического общества. Главной предпосылкой развития человека является исторический процесс становления высших потребностей.

Развитие высших потребностей и совершенствование человека

Понятие «потребность» имеет множество определений учеными разных направлений. Психологи трактуют потребность как психическое переживание нужды, испытываемой всяким живым существом. Часто потребность понимается как желание, а именно желание достичь того или иного конечного состояния. Самсин А.И. писал, что «потребность – это состояние социального субъекта (личности, социальной группы, класса, общества), которое отражает необходимость в тех или иных предметах, условиях, действиях, направленных на обеспечение его существования и жизнедеятельности» [6, с. 53] (Samsin, 1987, р. 53). Фахрутдинова Е.В. считает, что «потребность – внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества…» [8, с. 44] (Fakhrutdinova, 2009, р. 44). Рышкус В.В. уточняет, что «…человек испытывает потребность именно в том, что по его ощущениям дает действительное развитие всему его организму» [4, с. 198–199] (Ryshkus, 2012, р. 198–199). Момджян К.Х. делает обобщение высказываний о сущности потребностей. Он пишет, «…потребность следует трактовать как свойство живых существ иметь надобность в конечных условиях жизни, без которых невозможно поддержание ее факта и обеспечение качества» [3, с. 5] (Momdzhyan, 2015, р. 5).

Плодотворными в определениях потребностей являются указания на то, что они являются свойствами человека, стремящегося обеспечить условия своего существования, развития и процветания. Таким образом, потребность – это свойство человека испытывать объективно-субъективную необходимость в материальных и социально-духовных благах для своего существования и развития.

Сущностное содержание потребностей характеризуется следующими чертами. Во-первых, потребности и их удовлетворение есть основа жизни человека и человечества. Во-вторых, развитие потребностей есть усиление роли и значимости человека в общественном прогрессе. В-третьих, потребности порождают целесообразную деятельность человека и ее цели. В-четвертых, деятельность обеспечивает развитие способностей человека и создает условия его развития. В-пятых, высшие потребности формируют конкретно-исторические законы развития человека. В-шестых, сознательное регулирование потребностей является основой прогрессивного развития цивилизации. В-седьмых, потребности и их удовлетворение порождают соответствующую структуру экономики.

Потребности являются исходной категорией, определяющей развитие человека. Развитие человека представляет собой следствие развития потребностей. Среди совокупности потребностей выделяются господствующие, высшие потребности, которые определяют характерный, определяющий, закономерный признак развития человека.

В научной литературе редко встречается категория «высшие потребности». Практически используются другие категории, но по внутреннему содержанию они совпадают с категорией «высшие потребности». Л.П. Шиповская выделяет ведущие потребности человека, которые «…оказывают существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение» [9, 37] (Shipovskaya, 2011, р. 37). В.В. Рышкус выделяет «…преобладание потребностей в особой целесообразной деятельности в структуре потребностей человека» [4, с. 19] (Ryshkus, 2012, р. 19). Автор не называет такие потребности высшими в совокупности потребностей. Но сама идея об особых потребностях наталкивает на мысль о существовании высших потребностей, значение которых состоит в сохранении, развитии и процветании человека. А. Арно отмечает взаимосвязь потребностей, переход от низших к высшим потребностям, подчеркивает доминирование высших потребностей, но сохранение низших, которые утрачивают «…свое главенство в мотивах человеческой деятельности» [1, с. 9] (Arno, 2015, р. 9). Потребность рассматривается как основная движущая сила развития человека, как исходная форма активности человека, как внутренний стимул развития человека. Потребность определяет целесообразность человеческой жизнедеятельности.

В нашей работе выдвигается положение, что высшие жизненные потребности являются условием, источником и основой законов развития человека как совокупности его способностей, обеспечивающих реализацию высших жизненно необходимых потребностей.

Высшие потребности выражают наиболее значимые, судьбоносные потребности. Такими во все времена выделялись потребности существования, развития и процветания человека на всех этапах его жизнедеятельности. Высшие потребности – это исторические потребности человека, на каждом конкретном этапе обеспечивающие главное условие выживания человека. Потребность выживания – это та существенная потребность, которая на конкретном историческом этапе развития человека определяет главное условие существования и реализации совокупности иных потребностей человека. «Подавляющее число поступков, совершаемых людьми, диктуется инстинктом самосохранения» [5, с. 166] (Saveleva, Maslova, 2008, р. 166). Высшая потребность состоит в обеспечении выживания, развития и процветания каждого человека на Земле.

Высшие потребности человека имеют исторически конкретный характер, главное условие существования на данном историческом этапе развития человека. Удовлетворение высших потребностей предполагает деятельность человека по сохранению жизни на планете. Потребность сохранения жизни в настоящее время является в высшей степени актуальной проблемой. Деятельность по сохранению жизни на планете имеет статус высшей целесообразной деятельности человека. Способы сохранения жизни на разных исторических этапах развития имеют конкретно-специфический характер, поэтому законы развития человека также получают свой конкретно-специфический, исторический характер.

В результате возникновения, развития и удовлетворения высших потребностей происходит развитие человека на основе появления новых способностей, обогащающих содержание признаков и свойств человека. Развитие способностей и возможностей человека по удовлетворению высших потребностей проявляется как закон, позволяющий ему выживать, развиваться и процветать на соответствующих исторических этапах развития общества.

Закон, или точнее, законы развития человека представляют собой развитие способностей человека и его эволюцию от животного к сверхчеловеку и космическому человеку на основе появления и реализации высших потребностей, обеспечивающих существование, развитие и процветание человека на разных этапах развития цивилизации. Отмеченная закономерность определяет «общее направление развития человека от примитивной универсальности человеческих индивидов ко все более всестороннему и свободному их развитию» [7, с. 79] (Ursul, Ursul, 1986, р. 79).

В результате возникновения, развития и удовлетворения высших потребностей происходит развитие человека на основе появления новых способностей, обогащающих содержание признаков и свойств человека. Развитие способностей и возможностей человека проявляется как закон, позволяющий ему выживать, развиваться и процветать на соответствующих исторических этапах развития общества.

Содержание законов развития человека отличается появлением, закреплением и развитием фундаментальных способностей, обеспечивающих появление новых, более развитых способностей. Развитие способностей образует ядро законов развития человека. Причем среди совокупности способностей человека выдвигаются такие, которые обеспечивают эффективное освоение и преобразование окружающего мира в интересах выживания, развития и процветания человека.

Законы развития человека

Законы развития человека имеют существенный, объективный, необходимый, повторяющийся и устойчивый характер. Сущность законов развития человека выражает появление и развитие способностей, обеспечивающих реализацию высших потребностей, которые способствуют выживанию и развитию человека. Законы развития человека – это конкретно-исторические законы, выражающие появление способностей человека, которые он использует для развития цивилизации. Появление новых способностей человека является условием и гарантией преодоления противоречий данного исторического этапа и перехода к новому качественному состоянию человека и общества.

Законы развития человека имеют объективный характер. Для эффективного управления обществом и экономикой требуются новые способности людей. Законы развития человека позволяют приводить способности людей в соответствие с новым качественным состоянием общества и экономики. Знание законов развития человека, наличие необходимых способностей для решения усложняющихся задач развития позволяет заранее сформировать требуемые способности. Необходимые способности можно заранее воссоздать, осуществляя целенаправленное развитие способностей, талантов и требуемых умений.

Законы развития человека крайне востребованы в условиях современной технотроннной, информационной и биологической революции. Законы развития человека позволяют эффективно и в полной мере использовать неисчерпаемый интеллектуальный потенциал человека. Они позволяют определить главные направления совершенствования способностей человека. Развитие способностей формирует ситуацию, когда каждый человек окажется настолько эффективным, что создаваемая им добавочная стоимость многократно превысит пожизненно потребляемую стоимость. В обществе появляются неисчерпаемые источники развития и процветания цивилизации.

Законы развития человека имеют устойчивый и повторяющийся характер. На отдельном историческом этапе развития сохраняются условия, определяющие конкретный характер поведения и выбора человека. Соответствующие для данного этапа способности являются востребованными, а поэтому устойчивыми. Пока существуют условия и высшая конкретная потребность человека, до тех пор конкретный закон развития человека оказывается устойчивым.

Исторически высшие потребности меняются, появляется потребность в новых способностях. Новый закон развития человека приходит на смену старому закону, поскольку изменились исторические условия жизни, появились новые потребности, в том числе высшие, поведение и выбор жизненно необходимых целей меняет содержание деятельности, возникает потребность в новом качестве способностей, закон развития человека получает новое содержание. Замена одного закона развития человека другим происходит, если изменяются условия выживания человека на новом этапе развития. Новый закон развития человека отражает необходимость развития новых способностей, соответствующих новым реалиям действительности. Однако ядро закона остается неизменным – это наличие способностей человека, в наибольшей степени обеспечивающих выживание, развитие и процветание человека на конкретном этапе эволюции. Закон, по существу, выражает необходимость развития способностей человека, их соответствия требованиям времени.

Немалое число экономических законов открыли ученые и используют практики в процессах хозяйствования. Однако законы развития человека до сих пор не сформулированы и не являются предметом практического использования. Принимая во внимание судьбоносное значение роли человека в сохранении и развитии цивилизации, законы развития человека получают в высшей степени актуальное значение. Рассмотрим возможности дать определение сущности законов развития человека во взаимосвязи с развитием высших потребностей человека.

Взаимосвязь высших потребностей и законов развития человека прослеживается следующим образом. Высшая потребность физического выживания вызывает закон физически выживающего человека. Высшая потребность материального благосостояния порождает закон развития экономического человека. Высшая потребность самовыражения определяет появление закона развития гармоничного человека. Высшая потребность самореализации диктует появление закона развития творческого человека. Высшая потребность самосовершенствования сопровождается появлением закона развития сверхчеловека. Высшая потребность космического расселения человечества означает появление закона развития космического, или вселенского человека. Таким образом, законы развития человека имеют конкретное выражение на разных исторических этапах развития общества.

Изначально и до сих пор закон развития человека реализуется как закон выживания человека. Под выживанием понимается такой уровень удовлетворения потребностей, при котором жизненные средства позволяют обеспечить физическое выживание человека. При этом выживание предполагает разные уровни удовлетворения физиологических потребностей. Минимальный уровень выживаемости соответствует прямому голоданию, физическому истощению и балансированию на грани смерти. Максимальный уровень выживаемости означает доступность продуктов питания, преодоление голодания, но качество продуктов питания остается низким, здоровье человека не увеличивает продолжительность жизни.

Развитие экономики предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы, появляется возможность и необходимость полного удовлетворения физиологических потребностей людей. Закон выживания уступает место закону развития экономического человека. Закон выражает такой уровень удовлетворения потребностей, который включает качественное удовлетворение физиологических потребностей и рост удовлетворения духовных потребностей человека. Во многих развитых странах господствующим становится закон развития экономического человека. Период господства закона развития экономического человека будет продолжаться еще длительное время, учитывая, что многие страны до сих пор находятся на стадии физического выживания человека.

Распространение духовных потребностей в системе высших потребностей материального благополучия постепенно приведет к тому, что духовные потребности приобретут господствующее положение среди высших потребностей человека. Закон развития экономического человека постепенно уступит свое место закону развития гармоничного человека. Исследование высших потребностей материального благополучия показало, что при определенном, достаточно высоком уровне удовлетворения потребностей материального благополучия чувство удовлетворенности людей не повышается, а даже снижается. Повышение чувства удовлетворенности наблюдается в том случае, когда потребность материального благополучия высокого уровня сопровождается распространением потребности самовыражения человека. Потребности самовыражения постепенно становятся высшими потребностями, определяя характер развития всесторонне гармоничного человека.

Закон развития гармоничного человека является продолжением и развертыванием закона развития экономического человека. Закон развития гармоничного человека выражает практическую необходимость удовлетворения разнообразных духовных потребностей, имеющих цель обнаружить предрасположенность конкретного человека к той или иной практической деятельности. В конечном итоге закон развития гармоничного человека позволяет обнаружить способности, дарования и таланты каждого человека, определить склонность человека к конкретной деятельности, в которой он в максимальной степени реализует свое предназначение как активной созидающей силы на Земле.

В обозримом будущем закон развития гармоничного человека прорастет в закон развития творческого человека. Потребность в самореализации является родовым признаком человека. Массовая творческая деятельность становится насущной потребностью, обеспечивающей прогресс и процветание цивилизации. Закон развития творческого человека создает условия выживания, материального благополучия и гармоничного развития всего человечества.

В будущем закон развития творческого человека закономерно преобразуется в закон развития сверхчеловека. Это будет период появления потребностей самосовершенствования человека. Закон развития сверхчеловека позволит решить нескончаемое число «земных» проблем и подготовить человечество к массовому освоению космического пространства.

На определенном этапе развития человечества неизбежно возникнет высшая потребность космического расселения человечества. К этому периоду человечество окажется полностью готовым в результате предшествующего периода развития. Действие закона развития сверхчеловека подготовит человечество стать космическим человечеством. В свои естественные права вступит закон развития космического человека. Человек и человечество закономерно станут жителями Космоса.

Внимание к законам развития человека объясняется уже тем, что исследований в области перспектив развития человека практически нет в научной литературе. И это серьезный недостаток исследований, поскольку человек «виновен» в том, как складывается ситуация в практической жизни. Человек – центр всех наблюдаемых процессов, не является предметом исследований будущего. Человек – высшая ценность и цель бытия и от него зависит судьба цивилизации на Земле. Влияние человека на происходящие процессы возрастает в геометрической прогрессии. Изучение законов развития человека позволяет определить будущее человечества и его перспективу существования на Земле. Выяснение содержания законов развития человека позволяет установить условия сохранения жизни и направления развития человеческой цивилизации на Земле.

Развитие общества предполагает развитие человека, его способностей находить главные направления сохранения и развития цивилизации. Главная проблема цивилизации – проблема ее выживания, развития и процветания. Способы решения главной проблемы развития цивилизации – обнаружить факторы, способствующие ее достижению. Способом решения проблем цивилизации оказывается единственно развитие человека. Развитие человека предполагает обнаружение высших способностей выживания, развития и процветания цивилизации. Итак, законы развития человека – это система экономических отношений развития высших способностей человека, обеспечивающих реализацию высших потребностей сохранения, развития и процветания цивилизации.

Заключение

Законы развития человека открывают широкие горизонты развития цивилизации. Практическая реализация законов развития человека предполагает следующие социально-экономические условия. Во-первых, превращение человека в высшую ценность общественного развития. Во-вторых, становление высшей цели экономического развития – всемерного развития безграничных интеллектуальных способностей миллионов творческих людей. Утверждение названных условий предполагает глубокие перемены экономического, социального, политического и идеологического характера.

Особенности современного этапа глобальных угроз связаны с архаической системой общественной жизни человечества. Законы развития человека становятся реальными мерами выживания, развития и процветания человека и цивилизации. Развитие способностей человека в массовом масштабе позволит открыть и реализовать самые эффективные способы решения любых глобальных проблем.

Гуманистическое решение современных глобальных проблем предполагает массовое творчество в области создания новой техники, технологий и организации производства. Вовлечение в реальное производство массовых интеллектуальных ресурсов становится решающим способом образования в обществе неограниченных экономических ресурсов. Образование и вовлечение в производство неограниченных экономических ресурсов становится возможным способом разрешения глобальных проблем человечества.


Источники:

1. Арно А. Тенденции индивидуализации личного потребления // Маркетинг. – 2015. – № 4.
2. Менский М.Б. Интуиция и квантовый подход к теории сознания // Вопросы философии. – 2015. – № 4. – c. 48-57.
3. Момджян К.Х. Универсальные потребности и родовая сущность человека // Вопросы философии. – 2015. – № 2. – c. 3-13.
4. Рышкус В.В. О формирующих качество жизни человеческих потребностях // Философия хозяйства. – 2012. – № 1(79). – c. 186-198.
5. Савельева М.В., Маслова О.В. Пассионарность как мера активности человека и общества // Философия образования. – 2008. – № 3(24). – c. 163-167.
6. Самсин А.И. Социально-философские проблемы исследования потребностей. / Монография. - М.: Высшая школа, 1987.
7. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюция, Космос, Человек (общие законы развития и концепции антропокосмизма). - Кишинев: «Штиинца», 1986.
8. Фахрутдинова Е.В. Диалектика потребностей человека // Экономические науки. – 2009. – № 57. – c. 43-47.
9. Шиповская Л.П. Человек и его потребности. / Учебное пособие. - М.: Альфа-М: Инфра – М, 2011. – 431 c.
10. Эпштейн М.Н. Творческое исчезновение человека. Введение в гуманологию // Философские науки. – 2009. – № 2. – c. 91-105.
11. Юдин Б.Г. Трансгуманизм – наше будущее? // Человек. – 2013. – № 4. – c. 5-17.

Страница обновлена: 17.11.2023 в 11:47:05