Туристическая отрасль Китая: этапы развития и национальные особенности

Хуссамов Р.Р., Насибуллин И.У., Бондалет А.А.
China's tourism industry: stages of development and national characteristics - View in English
Об авторах:

Хуссамов Р.Р.1, Насибуллин И.У.2, Бондалет А.А.2
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
2 Санкт-Петербургский государственный университет

 Скачать PDF

Аннотация:
В статье проанализирована эволюция развития туристической отрасли Китая. Авторами раскрываются основные этапы развития туристической отрасли Китая как одного из драйверов экономического роста страны. Представлен обзор основных характеристик развития туризма Франции, Испании и США. Особое внимание уделено национальным особенностям туристской отрасли КНР, текущему состоянию и перспективам развития туризма в Китае. Представлены аргументы в защиту тезиса о том, что в условиях постпандемийной мировой экономики национальные туристские отрасли, в том числе туризм в Китайской Народной Республике будут быстрее других отраслей восстанавливаться от последствий пандемии COVID-19.

Ключевые слова:

туризм, туристическая отрасль, Китай, международный туризм

JEL-классификация: L83, Z32, Z38

Цитировать публикацию:
Хуссамов Р.Р., Насибуллин И.У., Бондалет А.А. Туристическая отрасль Китая: этапы развития и национальные особенности // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 6. – С. 2589-2602. – doi: 10.18334/ce.15.6.112209

Khussamov, R.R., Nasibullin, I.U., & Bondalet, A.A. (2021) China's tourism industry: stages of development and national characteristics. Kreativnaya ekonomika, 15(6), 2589-2602. doi: 10.18334/ce.15.6.112209 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение. Актуальность выбора темы статьи определяется следующим. Международный туризм является динамично развивающейся отраслью, и следовательно, туристическая индустрия стала своеобразным драйвером современной мировой экономики. Международный туризм существенно влияет на экономическое развитие стран и является в настоящее время одним из важных факторов развития международных экономических отношений. Также международный туризм способствует интеграции национальных экономик в процесс глобализации.

В последние годы влияние индустрии гостеприимства и туризма на мировую экономику значительно возросло, при этом рост ВВП в этой отрасли составил 3,5%, что превышает рост мировой экономики в 2,5% в 2019 г., а вклад индустрии туризма в мировой ВВП составил 10,3% [1] (Tahniyath Fatima, Saïd Elbanna, 2020).

Особое место в современной мировой экономике занимает Китай, туристическая отрасль которого будет рассмотрена в данной статье.

Количество выезжающих за границу китайских туристов значительно увеличилось: с 10 млн человек в 2000 году до 130 млн человек к 2017 году. Исходя из обобщенных расходов китайских туристов в размере примерно 115,29 миллиарда долларов США, Китай можно считать крупнейшим в мире источником выездных расходов [2] (Jinsheng (Jason) Zhu, David Airey, Aranya Siriphon, 2021).

Целью представленной статьи является анализ основных этапов развития туристической отрасли Китая. Научная новизна состоит в том, что были выявлены национальные особенности туристической отрасли КНР.

Гипотезой исследования является предположение о том, что туристическая отрасль играет важную роль драйвера национальной экономики КНР.

Методология исследования. В формировании материала статьи использовались следующие методы и принципы научных исследований: методы анализа и синтеза, метод моделирования, сравнительный анализ, системный подход.

Краткая характеристика источников и литературы. При написании материала статьи был изучен 21 источник. Tahniyath Fatima и Saïd Elbanna представили авторскую точку зрения на использование системы сбалансированных показателей в индустрии туризма [1] (Tahniyath Fatima, Saïd Elbanna, 2020). Выездному туризму КНР были посвящены такие работы, как Jinsheng (Jason) Zhu, David Airey и Aranya Siriphon [2] (Jinsheng (Jason) Zhu, David Airey, Aranya Siriphon, 2021), Songshan (Sam) Huang, Jun Wen [5] (Songshan (Sam) Huang, Jun Wen, 2021). Особенности развития туризма в КНР были рассмотрены следующими авторами: Suyan Shen, Hao Wang, Qianhong Quan, Jian Xu [15] (Suyan Shen, Hao Wang, Qianhong Quan, Jian Xu, 2019), Chunyan Liu, Xueting Dou, Jiangfeng Li, Liping A. Cai [16] (Chunyan Liu, Xueting Dou, Jiangfeng Li, Liping A. Cai, 2020). Прогнозы развития мировой отрасли туризма были представлены в работах [19, 20] (Villacé-Molinero, José Fernández-Muñoz, Orea-Giner, Fuentes-Moraleda, 2021; Kourentzes, Saayman, Jean-Pierre, Provenzano, Mondher Sahli, Neelu Seetaram, Serena Volo, 2021).

Основная часть. В настоящее время Китайская Народная Республика является динамично развивающейся страной с численностью 1,433 млрд человек, что составляет 18,6% от общего населения мира, и объемом ВВП, равным в 2019 году 14,22 трлн долларов США, что, соответственно, составляет 16,2% от мирового ВВП [3]. Китай является второй экономикой мира, причем темп роста ВВП в последние годы составлял в среднем 6,4%. Для внешней торговли КНР характерно длительное положительное сальдо торгового баланса – с 1994 года.

Китай обладает значительным туристическим потенциалом. Культурно-исторические ресурсы страны включают памятники императорского Китая, разнообразные музеи, буддистские и даосские храмы. Туристов привлекает пекинская опера, боевые искусства, уникальная китайская кухня и живописная природа [4] (Gorokhov, 2013).

Китайская культура является одной из старейших цивилизаций в мире. Она оказывает доминирующее влияние на 1,4 миллиарда китайцев, живущих как на материковом Китае, так и за его пределами. Поскольку Китай становится наиболее важным в мире рынком выездного туризма и страной с большим внутренним туристическим рынком, туризм стал преобладающей отраслью и драйвером экономики Китая [5] (Songshan (Sam) Huang, Jun Wen, 2021).

В последние годы туристическая отрасль Китая характеризуется высоким динамизмом, за исключением последнего 2020 года, отражающего отрицательное влияние на международный туризм пандемии COVID-19. Китай за короткий исторический срок сумел догнать по количеству туристов такие традиционно лидирующие в мире туристские дестинации, как Франция, Испания, США и другие страны. В таблицах 1–3 представлены сравнительные показатели развития туризма в КНР, США, Франции и Испании за последние годы.

Таблица 1

Количество иностранных туристов, млн чел.

Год
КНР
США
Франция
Испания
2019
65,7
79,4
н.д.
83,5
2018
62,9
79,7
89,4
82,8
2017
60,7
77,2
86,9
81,9
2016
59,3
76,4
82,7
75,3
2015
56,9
77,8
84,5
68,2
Источник: [6].

Таблица 2

Доходы от туризма, млрд долларов США

Год
КНР
США
Франция
Испания
2019
35,8
193,3
н.д.
79,7
2018
40,4
196,5
66
81,7
2017
38,6
193,8
58,9
75,3
2016
44,4
192,9
55,2
66,8
2015
45
192,6
58,3
62,5
Источник: [6].

Таблица 3

Доля туризма в структуре экспорта, %

Год
КНР
США
Франция
Испания
2019
1
9
н.д.
16
2018
1
9
8
16
2017
2
10
8
16
2016
2
10
8
16
2015
2
10
9
15
Источник: [6].

Из представленных таблиц видно, что по количеству иностранных туристов и доходам от туристической отрасли Китай занимает 4-е место в мире в течение последних пяти лет. Это происходит несмотря на то, что доля туризма в структуре экспорта страны не превышает 1–2% по сравнению со странами – лидерами на мировом туристическом рынке: Франция – 8%, Испания – 16%.

Далее рассмотрим эволюцию развития туристической отрасли Китая. Есть разные точки зрения международных экспертов по данному вопросу. Представим одну из них, которая, на наш взгляд, является наиболее взвешенной и аргументированной. Китайские эксперты выделяют следующие этапы развития туризма в КНР: 1) 1949–1978 гг.; 2) 1979–1991 гг.; 3) 1992–2012 гг.; 4) 2013–2021 гг. [7] (Yanyun Zhao, Bingjie Liu, 2020).

Рассмотрим данные этапы более подробно.

Первый этап эволюции туристической отрасли Китая (1949–1978 гг.) можно назвать подготовительным или начальным, поскольку на данном этапе национальная сфера туризма была подчинена в основном приему правительством иностранных гостей и способствовала укреплению международных дружественных обменов. При этом иностранные должностные лица с дипломатическими паспортами могли путешествовать в Китае только в заранее установленных правительством страны районах. Внутренний спрос на туристические услуги в КНР был слабым по причине крайне низких доходов основных слоев населения. Развитие транспорта, необходимого для осуществления туристических поездок по стране, также было на критически низком уровне. В этот период в Китае действовало всего 137 отелей, связанных с иностранным туризмом, с общим количеством 15 000 номеров. Среднее количество туристов, посетивших Китай в течение года, составило в этот период примерно 570 000 человек [7] (Yanyun Zhao, Bingjie Liu, 2020).

В завершение рассмотрения первого этапа отметим то, что на этом этапе были созданы важные государственные органы – субъекты управления туристической отрасли: Китайское туристическое агентство и Китайское международное туристическое агентство.

Второй этап развития туристической отрасли Китая (1979–1991 гг.) можно назвать этапом умеренного и инфраструктурного роста, поскольку на этом этапе в стране под руководством Коммунистической партии Китая начались радикальные экономические изменения. Данные экономические реформы были направлены на становление и развитие элементов рыночной экономики, которые в конечном итоге и сформировали благоприятные экономические условия для дальнейшего развития туристической отрасли Китайской Народной Республики. Данный этап развития страны был переломным для становления национальной экономики Китая – того Китая, который сейчас знают во всем мире.

Особенностью второго этапа развития туристической отрасли Китая было наличие двух важных процессов, повлиявших на развитие туризма в стране: 1) государственная политика социальных и экономических реформ; 2) ускоренное промышленное развитие. Два этих фактора в совокупности привели в это время к значительному изменению в структуре внутреннего спроса, в том числе к быстрому росту туристического спроса, который, соответственно, способствовал дальнейшему развитию и модернизации туристической инфраструктуры. Одновременно совершенствовалась и государственная система управления туризмом.

На втором этапе развития туристической отрасли Китая цели государственной политики были скорректированы, а именно, была поставлена задача получения дохода от сферы туризма. В рамках реализации поставленной цели правительство КНР направило организационные усилия и инвестиции в развитие туристической инфраструктуры. Например, в 1979 году было предложено построить отели иностранного образца во всех центральных городах провинций Китая. Данная государственная политика, направленная на поддержку развития элементов туризма, способствовала быстрому развитию туризма в Китае в этот период и создала фундамент развития въездного туризма в Китае.

Третьему этапу развития туристической отрасли Китая (1992–2011 гг.) можно дать условное название «доходный» или его можно охарактеризовать как этап значительного роста и популярности туризма в КНР.

В рамках данного временного периода уровень жизни граждан КНР значительно улучшился, туризм стал популярным образом жизни. Туристическими услугами стали пользоваться обычные жители, создавая внутренний спрос на услуги туристической отрасли страны.

Для того чтобы справиться с растущим внутренним спросом, правительством КНР была реализована стратегия увеличения туристического предложения, в том числе путем строительства новых национальных туристических курортов и достопримечательностей, развития экологического, городского туризма и др. В этот же период Китай присоединился к Всемирной торговой организации (ВТО), что дало еще один мощный импульс развитию туристической индустрии страны.

Особенностью данного этапа стало появление так называемой золотой недели туризма, приуроченной ко дню образования КНР (1 октября), которая внесла ощутимый вклад в развитие внутреннего спроса на туристические услуги. Китайская сфера туризма получила массовый характер, постепенно превращаясь в современную индустрию услуг, которая стала удовлетворять широкие потребности населения.

Четвертый этап развития туристической отрасли КНР (2012–2021 гг.) можно назвать этапом интеграционного роста.

На этом этапе траектория развития туристической отрасли Китая начала смещаться с экстенсивных показателей на интенсивные показатели, то есть одной из главных целей развития туристической отрасли стала задача комплексного повышения качества обслуживания туристов, способствуя при этом, соответственно, экономическому и социальному процветанию страны. В 2015 году была опубликована государственная концепция развития комплексного туризма Китая.

Комплексный принцип развития с китайской точки зрения отражает так называемый подход «пять в одном» и означал реализацию инициативы «Красивый Китай», который можно назвать планом устойчивого развития китайской нации, или планом реализации Китаем Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года. С методологической точки зрения данный китайский управленческий подход близок к методу оценки индекса человеческого развития ООН [8] (Fang, Wang, Liu, 2020).

Китайский подход «пять в одном» отражает теорию гармоничного сосуществования человека и природы и включает пять взаимосвязанных элементов: 1) экологическая среда; 2) зеленое развитие; 3) социальная гармония; 4) совершенство системы; 5) культурное наследие.

В 2013 году была опубликована Национальная программа КНР по туризму и отдыху (2013–2020 гг.), которая включала развитие таких направлений, как спортивный туризм, сельскохозяйственный туризм, включая применение информационных технологий, больших данных, искусственного интеллекта в развитии туристической отрасли Китая.

В 2018 году Министерство культуры и национальная туристская администрация были объединены в Министерство культуры и туризма Китая в целях координации государственных действий в сфере туризма, культуры и индустрии досуга.

Ярким свидетельством достижений развития туристической отрасли КНР стало то, что в 2019 году совокупный вклад туризма в ВВП Китая достиг 10,94 трлн юаней, что составило 11,05% от общего ВВП Китая [9]. Всего, по данным Министерства культуры и туризма Китая, на 2019 год в туристической отрасли страны прямо или косвенно работало почти 80 млн человек [10].

В завершение рассмотрим современную инфраструктуру туристической отрасли Китая.

Во-первых, на территории КНР в настоящее время находятся 55 объектов, входящих в список всемирного наследия ЮНЕСКО: 37 культурных, 14 природных и 4 смешанных. Китай вместе с Италией делит первое место в мире по числу объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. При этом китайские объекты всемирного культурного наследия ЮНЕСКО составляют почти 5% от общемирового количества [11].

Во-вторых, индустрия туризма Китая по итогам 2020 года включала 9 717 сертифицированных отелей, в том числе 57 однозвездочных отелей, 1515 двухзвездочных отелей, 4743 трехзвездочных отеля, 2552 четырехзвездочных отеля и 850 пятизвездочных отелей [12].

В-третьих, количество внутренних туристов в 2020 году составило 2,879 млрд человек, что на 52% меньше, чем за тот же период 2019 года. Среди них городские жители составляют 2,065 млрд человек, а сельские жители, соответственно, 814 млн человек. Доходы от внутреннего туризма в 2020 году составили 2,23 трлн юаней, что на 3,50 трлн юаней меньше, чем за аналогичный период 2019 года [13].

Теперь перейдем к рассмотрению наиболее важных, по нашему мнению, национальных особенностей туристической отрасли Китая.

Первая особенность. В ходе нашего исследования мы выяснили, что китайская туристическая отрасль вносит существенный вклад в развитие национальной экономики, а именно 11% ВВП страны, однако в структуре экспорта страны туристические услуги составляют 1–2%, что намного меньше, чем у таких стран – лидеров мирового туризма, как Франция (8%), США (9%) и Испания (16%). Более того, для большинства китайцев, особенно для молодого поколения, туризм – это естественный элемент их образа жизни [5] (Songshan (Sam) Huang, Jun Wen, 2021). Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что перспективы туристической отрасли КНР устойчиво положительные и потенциал развития туризма в стране остается высоким.

Вторая особенность заключается в том, что основным элементом роста туристической отрасли Китая является внутренний туризм, который является крупнейшим в мире. Доля внутреннего туризма в Китае составляет 96%, на международный приходится лишь 4%: 3% – на выездной и 1% – на въездной [14] (Zaklyazminskaya, 2018). Развитие внутреннего туризма Китая включает такие направления, как «красный», сельский, экологический, экстремальный и другие виды туризма.

Например, являясь важной частью туристической индустрии Китая, сельский туризм рассматривается как двигатель возрождения сельской экономики, поскольку он способствует росту занятости в сельской местности и возрождению сельской культуры [15] (Suyan Shen, Hao Wang, Qianhong Quan, Jian Xu, 2019). Центральное правительство Китая играет руководящую роль в выборе направлений развития сельского туризма, а местные органы власти играют обслуживающую роль в развитии сельского туризма. Синергетическое взаимодействие центральной и местных властей КНР способствует быстрому развитию сельского туризма в стране [16] (Chunyan Liu, Xueting Dou, Jiangfeng Li, Liping A. Cai, 2020).

Третьей важной особенностью является пассивное сальдо торгового баланса в туристической отрасли Китая. Правительство страны прилагает большие усилия путем создания административных барьеров по удержанию баланса между въездными и выездными туристами, по контролю за вывозом туристами иностранной валюты за рубеж.

Четвертая особенность состоит в том, что туристическая отрасль страны является важным и гибким элементом мягкой силы КНР. Используя туристическую дипломатию в качестве внешнеполитического инструмента, Китай пытается решать свои амбициозные стратегические задачи в международных экономических отношениях с ближайшими соседями в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Результаты работы китайских исследователей показали, что доверие туристов к месту назначения состоит из пяти измерений с участием множества заинтересованных сторон, включая органы власти, туристов, жителей, сотрудников и агентства [17] (Liu Juan, Wang Chaohui, Fang Shimin, Zhang Tingting, 2019).

Пятая особенность – это высокая приспособляемость туристической отрасли КНР к различным внешним и внутренним вызовам, что свидетельствует о том, что данная отрасль быстрее других отраслей будет восстанавливаться от последствий пандемии COVID-19. Несмотря на свою роль, туризм также является одной из самых уязвимых отраслей. Индустрия туризма испытала значительные негативные последствия во время так называемых кризисных событий «черного лебедя» [18] (Hanyuan Zhang, Haiyan Song, Long Wen, Chang Liu, 2021).

Вспышка COVID-19 создала новый, доселе немыслимый и маловероятный сценарий риска. Данный сценарий, вероятно, окажет долгосрочное влияние на мировой туризм в ближайшие месяцы, если не годы [19] (Villacé-Molinero, José Fernández-Muñoz, Orea-Giner, Fuentes-Moraleda, 2021). По экспертным прогнозам, к концу 2021 года туризм в мире восстановится от 34% до 80% от уровня 2019 года [20] (Kourentzes, Saayman, Jean-Pierre, Provenzano, Mondher Sahli, Neelu Seetaram, Serena Volo, 2021).

Шестая особенность – это высокий уровень развития транспортной инфраструктуры Китая, которая создает базу для дальнейшего развития туристической отрасли. В настоящее время протяженность сети высокоскоростных железных дорог КНР составляет 36 000 км, и она соединяет 94,7% городов с населением более одного миллиона человек [21].

Заключение

Туристический сектор теперь представляет собой сложную и взаимосвязанную систему, обслуживающую глобальные туристические потребности [2] (Jinsheng (Jason) Zhu, David Airey, Aranya Siriphon, 2021). Смена идеологии граждан, появление среднего класса в Китае, упрощение правил межгосударственного передвижения – все эти факторы способствовали значительному развитию туристической отрасли Китая. Подведем итоги и уточним, какие существуют актуальные проблемы в туристической отрасли Китая и какие возможные пути их решения.

Определим наиболее важные проблемы и особенности в развитии туристической отрасли Китая. По нашему мнению, к ним можно отнести следующие: 1) отрицательное сальдо торгового баланса в данной отрасли, связанное с вывозом за рубеж иностранной валюты китайскими туристами; 2) диспропорция в структуре туристической отрасли, которая выражается в критически малой доли въездного туризма (1%) и выездного туризма (3%).

В качестве возможного варианта комплексного решения двух данных проблем можно предложить китайскому правительству всемерно способствовать в ближайшие годы развитию въездного туризма с учетом преодоления отрицательных последствий пандемии COVID-19. Положительным и долгосрочным фактором устойчивого роста въездного туризма в КНР может стать государственная стратегия (программа) развития въездного туризма Китая на период до 2030 года, успешная реализация которой также может привести к решению первой проблемы – отрицательного сальдо торгового баланса в туристической отрасли КНР путем привлечения в данную страну иностранных туристов.

В заключение следует отметить, что туристическая отрасль Китая – это отрасль – лидер не только национальной, но и мировой экономики в современных условиях. Во-вторых, это важный сектор экономики регионов КНР, который является долгосрочным катализатором регионального развития страны. В-третьих, это эффективный инструмент международной дипломатии, гибкий элемент «мягкой силы» Китая в отношениях со странами – реципиентами китайских туристов. В-четвертых, по мнению правительства Китая, туристическая отрасль страны имеет особенное значение, поскольку она относится к группе пяти так называемых счастливых отраслей: туризм, культура, спорт, здоровье и уход за пожилыми людьми.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Tahniyath Fatima, Saïd Elbanna Balanced scorecard in the hospitality and tourism industry: Past, present and future // International Journal of Hospitality Management. – 2020. – № 91. – p. 102656. – doi: 10.1016/j.ijhm.2020.102656.
2. Jinsheng (Jason) Zhu, David Airey, Aranya Siriphon Chinese outbound tourism: An alternative modernity perspective // Annals of Tourism Research. – 2021. – № 87. – p. 103152. – doi: 10.1016/j.annals.2021.103152.
3. Maritime profile: China. [Электронный ресурс]. URL: https://unctadstat.unctad.org/CountryProfile/MaritimeProfile/en-GB/156/index.html (дата обращения: 22.04.2021).
4. Горохов С.А. Особенности индустрии туризма в Китае // Научный вестник МГИИТ. – 2013. – № 2. – c. 12-15.
5. Songshan (Sam) Huang, Jun Wen Developing and validating a Chinese cultural value scale in tourism // Tourism Management. – 2021. – № 86. – p. 104327. – doi: 10.1016/j.tourman.2021.104327.
6. UNWTO Toursm Dashboard. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unwto.org/country-profile-inbound-tourism (дата обращения: 22.04.2021).
7. Yanyun Zhao, Bingjie Liu The evolution and new trends of China's tourism industry // National Accounting Review. – 2020. – № 4. – p. 337-353. – doi: 10.3934/NAR.2020020.
8. Fang C., Wang Z., Liu H. China Initiative: Human-nature harmony theory, evaluation index system and application // Journal of Geographical Sciences. – 2020. – № 5. – p. 691–704. – doi: 10.1007/s11442-020-1750-7.
9. Статистическое коммюнике КНР о национальном экономическом и социальном развитии за 2019 год. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202002/t20200228_1728913.html (дата обращения: 22.04.2021).
10. Базовая ситуация на туристическом рынке в 2019 году. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mct.gov.cn/whzx/whyw/202003/t20200310_851786.htm (дата обращения: 22.04.2021).
11. China. Properties inscribed on the World Heritage List. [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/en/statesparties/CN (дата обращения: 22.04.2021).
12. National Star Hotel Statistics 4Q.2020. [Электронный ресурс]. URL: http://zwgk.mct.gov.cn/zfxxgkml/tjxx/202102/t20210218_921604.html (дата обращения: 22.04.2021).
13. Данные по внутреннему туризму Китая в 2020 году. [Электронный ресурс]. URL: http://zwgk.mct.gov.cn/zfxxgkml/tjxx/202102/t20210218_921658.html (дата обращения: 22.04.2021).
14. Заклязьминская Е.О. Экономика туризма Китайской Народной Республики. / диссертация канд. экон. наук. - М., 2018. – 105 c.
15. Suyan Shen, Hao Wang, Qianhong Quan, Jian Xu Rurality and rural tourism development in China // Rurality and rural tourism development in China, Tourism Management Perspectives. – 2019. – № 30. – p. 98-106. – doi: 10.1016/j.tmp.2019.02.006.
16. Chunyan Liu, Xueting Dou, Jiangfeng Li, Liping A. Cai Analyzing government role in rural tourism development: An empirical investigation from China // Journal of Rural Studies. – 2020. – № 79. – p. 177-188. – doi: 10.1016/j.jrurstud.2020.08.046.
17. Liu Juan, Wang Chaohui, Fang Shimin, Zhang Tingting Scale development for tourist trust toward a tourism destination // Tourism Management Perspectives. – 2019. – № 31. – p. 383-397. – doi: 10.1016/j.tmp.2019.07.001.
18. Hanyuan Zhang, Haiyan Song, Long Wen, Chang Liu Forecasting tourism recovery amid COVID-19 // Annals of Tourism Research. – 2021. – № 87. – p. 103149. – doi: 10.1016/j.annals.2021.103149.
19. Teresa Villacé-Molinero, Juan José Fernández-Muñoz, Alicia Orea-Giner, Laura Fuentes-Moraleda Understanding the new post-COVID-19 risk scenario: Outlooks and challenges for a new era of tourism // Tourism Management. – 2021. – № 86. – p. 104324. – doi: 10.1016/j.tourman.2021.104324.
20. Nikolaos Kourentzes, Andrea Saayman, Philippe Jean-Pierre, Davide Provenzano, Mondher Sahli, Neelu Seetaram, Serena Volo Visitor arrivals forecasts amid COVID-19: A perspective from the Africa team // Annals of Tourism Research. – 2021. – № 88. – p. 103197. – doi: 10.1016/j.annals.2021.103197.
21. David Burroughs China outlines ambitious long-term expansion plans. [Электронный ресурс]. URL: https://www.railjournal.com/passenger/high-speed/china-outlines-ambitions-long-term-expansion-plans/ (дата обращения: 22.04.2021).