Развитие социального предпринимательства и социальных инициатив в условиях пандемии COVID-19

Календжян С.О.1, Кадол Н.Ф.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Март 2021)

Цитировать:
Календжян С.О., Кадол Н.Ф. Развитие социального предпринимательства и социальных инициатив в условиях пандемии COVID-19 // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 3. – С. 929-942. – doi: 10.18334/ce.15.3.111757.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45600402
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
COVID-19 оказывает глубокое влияние на различные аспекты экономической и социальной жизни во всем мире. Статья посвящена возможностям преодоления последствий кризисных явлений в экономике, вызванных пандемией на основе приоритетного развития различных форм социального предпринимательства и социальных инициатив. В условиях кризиса социальные предприниматели демонстрируют свою способность оперативно действовать и решать сложные задачи по оказанию актуальной помощи в социальной сфере. Социальное предпринимательство, основанное на гуманистических принципах солидарности, сотрудничества и позитивного социального влияния на наиболее экономически уязвимые слои населения активно внедряет социально-ответственные и инновационные способы организации своей деятельности. Результатом этой целенаправленной работы становится уменьшение социальной напряженности в соответствующих регионах и в обществе в целом. В условиях пандемии происходит ускоренная трансформация работы органов управления государственных структур, крупного, среднего и даже малого бизнеса в направлении приоритетного решения актуальных социальных задач

Ключевые слова: социальное предпринимательство, пандемия COVID-19, социальные проблемы, социальные инициатива

JEL-классификация: L26, L32, M21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Современные реалии в экономике и обществе, связанные с влиянием и последствиями, вызванными пандемией COVID-19, продемонстрировали, что многие организации во всем мире вне зависимости от первоначальной цели их создания готовы участвовать в решении социальных проблем и приносить пользу обществу. С целью оказания помощи в борьбе с пандемией и предотвращения ее распространения создаются также различные социальные инициативы. В Российской Федерации, например, Российским фондом прямых инвестиций, Российским союзом промышленников и предпринимателей, суверенным фондом России, а также такими компаниями, как «Яндекс» и Mail.ru Group, с началом распространения пандемии было объявлено о создании альянса по борьбе с коронавирусом COVID-19, задачей которого является оперативная организация тестирования населения, а также обеспечение бесперебойного процесса работы предприятий [17]. Также в качестве примера можно привести проект #Мывместе, который реализуется во всех регионах России. Инициатором его создания стали: Общероссийский народный фронт, Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики» и Ассоциация волонтерских центров. Целью его создания является предоставление помощи социально уязвимым категориям граждан, медицинским работникам и сотрудникам социальных учреждений, а также другим нуждающимся. Партнерами данного проекта являются юридические и физические лица, которые предлагают свою помощь по обеспечению продуктами питания пожилых и ограниченных в передвижении граждан, предоставляют транспорт, оказывают психологическую и юридическую помощь. Кроме того, активное участие в реализации данного проекта принимают волонтеры, которых насчитывается более 180 тысяч [15]. Прежде всего, они оказывают адресную помощь пожилым людям в обеспечении продуктами питания и лекарственными средствами, а также работают в медицинских учреждениях, оказывают психологическую поддержку. По данным на конец декабря 2020 года, в рамках реализации проекта #Мывместе помощь получили более 4,5 млн человек [15]. С момента реализации проекта сумма благотворительных пожертвований составила порядка 1,84 млрд рублей [15].

Следует отметить, что многие компании в Российской Федерации оказывают спонсорскую помощь и выделяют дополнительные денежные средства, которые направляются на преодоление последствий, вызванных пандемией COVID-19. Например, акционеры холдинга USM, акционеры «Альфа-групп» направили денежные ассигнования российскому оперативному штабу по борьбе с распространением коронавируса COVID-19 [15]. Например, АФК «Система» выделила финансирование на разработку тест-систем выявления коронавирусной инфекции. Часть компаний направляют свои средства на производство средств защиты, а также приобретение необходимых дезинфицирующих и защитных средств, медицинского оборудования для учреждений здравоохранения [13] (Lev, Leshchenko, 2020). Так, компанией «АЛРОСА» были выделены денежные средства для приобретения необходимого оборудования и индивидуальных средств защиты для региональных учреждений здравоохранения. «ФосАгро» также были выделены денежные средства на приобретение необходимых защитных средств и медицинского оборудования для региональных больниц [15]. ГМК «Норильский никель» совместно с благотворительным фондом «Милосердие» оказывает финансовую поддержку регионам своего присутствия в сдерживании распространения пандемии COVID-19, а также приобретении необходимого медицинского оборудования [3].

В других странах постсоветского пространства также оказывается поддержка как со стороны общественности, так и со стороны бизнес-сообщества в преодолении последствий, вызванных пандемией COVID-19. Например, в Республике Казахстан холдинг BI Group выделил денежные средства для врачей, которые непосредственно задействованы в борьбе с пандемией СOVID-19, а также для строительства новой больницы для больных коронавирусом [3].

В Республике Беларусь, по данным мониторинга активностей социально ответственного бизнеса, на начало августа 2020 года было реализовано 264 проекта, которые были направлены на преодоление последствий, вызванных пандемией. В реализацию проектов было вовлечено порядка 220 организаций [11]. Часть проектов были направлены на оказание финансовой поддержки и спонсорской помощи в приобретении необходимых средств. Например, Беларусбанк в рамках реализации акции «Марафон надежды» перечислил денежные средства на нужды учреждений здравоохранения, компания «Марко» оказала спонсорскую помощь витебским больницам, компания «А1» перечислила денежные средства инфекционным больницам [11]. Кроме того, ряд компаний, участвующих в реализации проектов по оказанию помощи в преодолении последствий, вызванных распространением коронавирусной инфекции, предлагали свою продукцию по цене ниже себестоимости или предоставили ее на безвозмездной основе. Например, компания «Белтелеком» обеспечила бесплатный доступ к информационной линии для пожилых людей, предприятие «Кока-кола Бевриджис Белоруссия» обеспечило питьевой водой медицинских работников, а также пациентов и подопечных медико-социальной службы «Дапамога», компания Crocs передала обувь для врачей больницы г. Гомеля, а также предоставила скидку на свою продукцию для всех врачей Беларуси [11].

Следует отметить, что подобные инициативы и мероприятия реализуются не только крупными компаниями, но и организациями сектора малого и среднего предпринимательства. Так, по данным исследования, проведенного исследовательским центром BEROC, было отмечено, что не только компании крупного бизнеса, но и порядка 9% малых и средних предприятий оказали благотворительную помощь в виде пожертвований денежных средств для борьбы с последствиями, вызванными COVID-19. Таким образом, в условиях острой фазы кризиса многие традиционные компании и организации стали социально активными. Они смогли найти резервы для достижения положительных социальных результатов как внутри компании, так и вне его, хотя соответствующие работы и затраты не входили в их имманентные цели и задачи развития бизнеса. Масштаб нависшей над обществом проблемы явился побудителем нахождения и быстрого внедрения решений для преодоления глобального кризиса, вызванного COVID-19.

Таким образом, принципы деятельности социального предпринимательства играют первостепенную роль в преодолении и нивелировании краткосрочных и долгосрочных последствий для экономики и общества, вызванных пандемией COVID-19. В краткосрочной перспективе социальное предпринимательство в дополнение с государственными мерами поддержки оказывает положительное влияние на выход из кризиса, предлагая инновационные решения социально значимых проблем [12] (Kulkova, 2020). В долгосрочной перспективе социальное предпринимательство будет способствовать трансформации экономики путем продвижения инклюзивных и устойчивых моделей в сфере образования и предпринимательства. Бизнес-структуры, работающие в условиях рыночной экономики, могут успешно интегрировать элементы социального предпринимательства в свою практику. Например, они могут более активно привлекать к работе людей с ограниченными возможностями, а также социально дезадаптированные группы населения.

Социальное предпринимательство ставит общественно значимые проблемы во главу угла своей модели деятельности, тем самым отдавая приоритет социальному воздействию. Соответствующие компании и организации в своей деятельности начинают уделять повышенное внимание служению обществу и защите общественных интересов, тем самым повышая благосостояние общества за счет уникальной организации своей деятельности, направленной в конечном счете на помощь нуждающимся людям. Однако при этом они учитывают важность достижения финансовой устойчивости, которая необходима для удовлетворения социальных потребностей.

Зарубежный опыт развития социального предпринимательства убедительно доказал, что этот вид деятельности является неотъемлемым элементом экономического и социального развития общества. Как показала практика, организации социального предпринимательства оказались более устойчивыми к последствиям финансового кризиса 2007–2008 гг. Например, в таких странах, как Италия и Бельгия, из-за последствий финансового кризиса резко сократилась занятость в государственном и частном секторах. Однако в это же время наблюдался рост занятости на социальных предприятиях [24]. Во Франции в период с 2000 по 2014 год рост занятости в сфере социального предпринимательства составил 25%, в то время как рост занятости в частном секторе составил менее 6% [21]. Организации, относящиеся к социальному предпринимательству, строя свою деятельность на принципах сотрудничества и солидарности, сыграли важную роль в оказании помощи в восстановлении жизнедеятельности ряда локальных сообществ [23].

Как было отмечено Европейской комиссией, глобальный экономический и финансовый кризис 2007 года послужил толчком в активизации развития социального предпринимательства в Европе [8] (Kadol, 2020). Происходящие процессы вызвали рост интереса к системам, в которых задействовано большое количество разнообразных и равноправных участников, деятельность которых направлена на решение общественно значимых проблем местного населения. Однако следует отметить, что экономическое значение деятельности социального предпринимательства с точки зрения его вклада в ВВП трудно отразить. Прежде всего, это связано с тем, что данный вид деятельности не имеет единой общепризнанной организационно-правовой формы деятельности и он не отражается в ВВП. Также масштабы его деятельности в разных странах существенно различаются, что отчасти объясняется разной степенью его развития, а также различиями в методах оценки его деятельности. На сегодняшний день на территории Европейского союза насчитывается порядка 2,8 млн организаций, относящихся к социальному предпринимательству. На их долю приходится 6,3% уровня занятости ЕС, что составило 13,6 млн рабочих мест [23].

Деятельность социального предпринимательства удовлетворяет социальные потребности, которые в полной мере не охвачены государством и малоинтересны субъектам рыночной экономики, и способствует достижению социально-экономической устойчивости [20]. Прежде всего, это связано с тем, что продукция, предоставляемая организациями социального предпринимательства, смягчает и нивелирует прямые последствия кризисных явлений (в том числе вызванных пандемией COVID-19) для наиболее уязвимых и социально незащищенных категорий населения, и тем самым их деятельность оказывает поддержку обществу в преодолении кризиса.

Как показала практика, одним из направлений работы социального предпринимательства в период пандемии COVID-19 стало обеспечение нуждающихся категорий граждан (например, малоимущих, многодетных семей, одиноких пенсионеров, людей с ограниченными возможностями) средствами индивидуальной защиты, продуктами питания, а также товарами первой необходимости. Однако пандемия внесла свои коррективы в организацию их работы. В связи с ограничительными мерами вынуждены были перестроить свою работу и перешли в онлайн-режим. Например, в Архангельской области реализация существовавшей инициативы «Добрый пакет», в рамках реализации которой желающие могли приобрести различные продуктовые наборы для социально уязвимой категории граждан, была переведена в онлайн-формат [4]. Компанией BlaBlaCar было запущено приложение для оказания помощи в приобретении товаров первой необходимости соседям, которые находятся в самоизоляции, ограничены в передвижении или входят в группу повышенного риска [3]. Благодаря совместной инициативе «Перекрестка» и бренда Purina One был запущен бесплатный сервис по выгулу собак для одиноких пенсионеров [3].

Также одним из направлений работы социального предпринимательства в период пандемии COVID-19 стала сфера образования, которая также активно перестраивается в онлайн-режим работы, необходимость которого вызвана ограничительными мероприятиями. В качестве примера можно привести деятельность детских развивающих центров «Сема», детских дошкольных учреждений «Вундеркинд» и образовательного комплекса «Новая школа», функционирующих в г. Иваново [5]. В период пандемии работа данных проектов была переведена в дистанционный формат, где для школьников были организованы онлайн-уроки, а для малышей детских дошкольных учреждений – развивающие занятия. В Республике Беларусь социальным предпринимателем Оксаной Шевченко был запущен новый проект «Нешкола», в рамках которого организовано дистанционное обучение для школьников [16]. Например, для поддержания медицинских работников в рамках данного проекта их дети могут бесплатно получить образовательные услуги дистанционного обучения.

Также следует отметить, что одним из направлений работы социального предпринимательства является решение проблем занятости [2] (Antonova, Mirzabalaeva, Bondarchuk, 2020). Оно активно решает проблему социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями, а также предоставляет возможность для трудоустройства указанной категории граждан. Например, во время пандемии COVID-19 с целью обеспечения нуждающихся различными средствами индивидуальной защиты создавались различные инициативы, которые в последующем с целью обеспечения экономической устойчивости его реализации стали взаимодействовать с социальными предприятиями, занятыми в сфере трудовой интеграции. Так, благодаря реализации подобных проектов люди с ограниченными возможностями, а также лица, потерявшие доходы в результате последствий, вызванных COVID-19, получили возможность своего трудоустройства. Например, компанией Wildberries были открыты дополнительные вакансии для людей, которые остались без работы из-за сокращения или вынужденного карантина на предприятиях в результате воздействия пандемии. Благодаря данным действиям компанией было создано порядка 3 500 новых рабочих мест на территории 450 населенных пунктов [3].

Деятельность социального предпринимательства во многом строится на основе сотрудничества и вовлеченности различных заинтересованных сторон, что особенно важно в преодолении кризиса, вызванного COVID-19. Организации социального предпринимательства создают инициативы с участием местного сообщества, представителей малого и среднего бизнеса, учебных учреждений для реализации социально-инновационных проектов, направленных на поддержку локальной экономики и местного сообщества. Сотрудничество организаций социального предпринимательства с местными органами государственной власти может помочь смягчить последствия кризиса, в частности на территории небольших населенных пунктов, где особо остро ощутимы социально-экономические проблемы жизнеобеспечения граждан, особенно для наиболее уязвимых и социально незащищенных категорий граждан [6, 7, 10] (Drobot, 2020; Erokhina, Dzhergeniya, 2020; Kalendzhyan, Kadol, 2020). К ним в первую очередь могут быть отнесены люди с ограниченными возможностями по здоровью, многодетные семьи, одинокие пенсионеры, семьи с низким доходом.

Также в качестве примера можно привести совместную деятельность волонтерского движения и региональной общественной организации «Центр независимой жизни Финист» в Новосибирске, участниками которой являются люди с ограниченными возможностями. В рамках реализации данной социальной инициативы люди с ограниченными возможностями оказывают различную помощь волонтерам в преодолении последствий, вызванных пандемией [4].

В качестве примера можно также привести объединение IT-волонтеров в группу «IT-волонтеры против COVID-19». Их деятельность направлена на оказание помощи в реализации некоммерческих проектов и инициатив, направленных борьбу с COVID-19 [1] (Andreeva, 2020).

Следует отметить важность новых социальных инициатив, которые реализуются не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами [9, 18] (Kadol, 2020; Terziev, 2020). Так, в качестве примера можно привести деятельность социального проекта «Забота рядом», в рамках которой была создана коалиция различных инициативных групп, некоммерческих организаций и волонтеров из Российской Федерации и Республики Казахстан [4, 19] (Petrenko, Stolyarov, Viter, 2019). Данная инициатива оказывает информационную, методическую и организационную поддержку. Кроме того, ее участники помогают своим региональным партнерам в обеспечении средствами индивидуальной защиты.

Еще одним примером сотрудничества некоммерческого сектора и бизнес-сообщества является реализация совместной инициативы благотворительного проекта «Корзина доброты», реализуемого в рамках деятельности X5 Retail Group и фонда продовольствия «Русь» на территории Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга [4]. Реализация данного проекта направлена на поддержку людей пожилого возраста, которые в рамках реализации карантинных мероприятий находятся на самоизоляции.

В итоге пандемия COVID-19 привела к многочисленным изменениям как в деятельности организаций и компаний всех форм собственности, так и повседневной жизни каждого человека. Преодоление последствий, вызванных данной пандемией, требует переосмысления баланса между целями эффективности и жизнестойкости в различных областях экономических и социальных систем, способов более эффективной защиты граждан и более эффективного предоставления необходимых услуг.

Заключение

Борьба с пандемией COVID-19 способствовала более широкому освещению в средствах массовой информации и в научной среде хода разработки и реализации проектов социального предпринимательства, продемонстрировав их позитивный вклад в решение возникших острых жизненных вопросов и смягчении последствий пандемии. Организации социального предпринимательства активно взаимодействуют как с представителями органов власти, так и другими общественными организациями и бизнес-инициативами. Синергетический эффект этого взаимодействия – это эффективный сбор и распределение ограниченных ресурсов некоторых важных видов товаров и услуг, остро необходимых для решения социальных проблем, вызванных пандемией COVID-19. Также такое взаимодействие будет способствовать развитию новых форм партнерства на основе обобщения лучших практик различных активных участников процесса генерации социальных инициатив, которые крайне необходимы в текущей опасной ситуации расслоения общества и развития социального неравенства.


Источники:

1. Андреева О.В. Поддержка социальных предпринимателей в период эпидемии COVID-19 в России и за рубежом // Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. – 2020. – № 2. – c. 297-301.
2. Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса // Экономика труда. – 2020. – № 12. – c. 1249-1268. – doi: 10.18334/et.7.12.111230.
3. Бизнес с пользой: даже в кризис предприниматели помогают социальным проектам. [Электронный ресурс]. URL: https://realist.media/articles/insaydy/biznes-s-polzoy-dazhe-v-krizis-predprinimateli-pomogayut-sotsialnym-proektam.
4. Вклад НКО в борьбу с пандемией: российский контекст. Центр оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://politinst.hse.ru.
5. Все в онлайн! Как социальные предприятия работают во время коронавируса. [Электронный ресурс]. URL: http://nb-forum.ru/useful/vse-v-onlain-kak-sotsialnie-predpriyatiya-rabotayut-vo-vremya-koronavirusa.
6. Дробот Е.В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 937-960. – doi: 10.18334/eo.10.4.111375.
7. Ерохина Е.В., Джергения Ю.Б. Угрозы реализации национальных интересов Российской Федерации в период после пандемии // Экономическая безопасность. – 2020. – № 3. – c. 259-272. – doi: 10.18334/ecsec.3.3.110681.
8. Кадол Н. Ф. Развитие социального предпринимательства в странах ЕАЭС. / монография. - Москва : МАКС Пресс, 2020. – 144 c.
9. Кадол Н.Ф. Становление и идентификация социального предпринимательства в мировой практике // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 343-354. – doi: 10.18334/lim.7.2.110501.
10. Календжян С.О., Кадол Н.Ф. Социальное предпринимательство как фактор развития малых регионов: опыт Российской Федерации и Республики Беларусь // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 9. – c. 66-78.
11. Ковидэкономика Беларуси. [Электронный ресурс]. URL: https://covideconomy.by/csr-mapping.
12. Кулькова И.А. Адаптация поведения предпринимателей к вызванным пандемией коронавируса изменениям // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 10. – c. 2529-2540. – doi: 10.18334/epp.10.10.111051.
13. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность в системе здравоохранения в период пандемии COVID-19: ответная реакция государств и финансовых органов // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 6. – c. 1857-1884. – doi: 10.18334/epp.10.6.110511.
14. Огинская А. Социальные инициативы малого и среднего бизнеса и социальное предпринимательство в Беларуси. Исследовательский центр ИПМ, BEROC. [Электронный ресурс]. URL: http://www.beroc.by/publications.
15. Проект «#Мывместе». [Электронный ресурс]. URL: https://xn--2020-f4dsa7cb5cl7h.xn--p1ai.
16. Проект «Нешкола». [Электронный ресурс]. URL: https://rlst.org.by/2020/09/01/proekt-neshkola.
17. Российский бизнес поддерживает общество в условиях борьбы с COVID-19. [Электронный ресурс]. URL: http://rspp.ru/events/news/rossiyskiy-biznes-podderzhivaet-obshchestvo-v-usloviyakh-borby-s-covid-19.
18. Терзиев В.К. Социальная экономика и предпринимательство – инновационные инструменты реализации государственной политики в Болгарии // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2020. – № 1. – c. 53-62. – doi: 10.18334/social.1.1.110949.
19. Петренко Е.С., Столяров Н.О., Витер К.А. Компаративный анализ ментальных моделей восприятия социального предпринимательства в России и Казахстане // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – c. 107-122. – doi: 10.18334/eo.9.1.40501.
20. Bacq S., Lumpkin G.T. Social Entrepreneurship and COVID-19. J. Manage. Stud. – 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1111/joms.12641.
21. Economie sociale: Bilan de l’emploi en 2014 Recherches & Solidarités. [Электронный ресурс]. URL: https://recherches-solidarites.org/media/uploads/ecso-2015.pdf.
22. Ratten V., Jones P. Covid-19 and entrepreneurship education: Implications for advancing research and practice // Journal of Management Education. – 2020. – № 100432.
23. Social economy and the COVID-19 crisis: current and future roles. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/social-economy-and-the-covid-19-crisis-current-and-future-roles-f904b89f.
24. Social Enterprises and their Eco-system: Developments in Europe, Office of the European Union. [Электронный ресурс]. URL: https://europa.eu.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 01:45:49