Бенчмаркинг в повышении конкурентоспособности региональных инновационных стратегий

Терешкина Н.Е.
Benchmarking in improving the competitiveness of regional innovation strategies - View in English

 Скачать PDF

Аннотация:
В статье анализируются возможности использования бенчмаркинга при разработке и внедрении отечественных региональных инновационных стратегий. Рассмотрена применимость концепции территориальной конкурентоспособности в современной науке и факторы ее формирования. Выделены принципы и виды бенчмаркинга, которые могут использоваться отдельным регионом, особенности определения объекта бенчмаркинга. Сформирована последовательность проведения процесса бенчмаркинга на уровне региона, обозначены его основные преимущества

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Терешкина Н.Е. Бенчмаркинг в повышении конкурентоспособности региональных инновационных стратегий // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 12. – С. 3247-3258. – doi: 10.18334/ce.14.12.111210

Tereshkina, N.E. (2020) Benchmarking in improving the competitiveness of regional innovation strategies. Creative Economy, 14(12), 3247-3258. doi: 10.18334/ce.14.12.111210 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение. Российская действительность демонстрирует крайне низкие результаты реализации заявленных долгосрочных планов и стратегий развития как в целом на уровне государства, так и в отдельных регионах. Стратегические документы не содержат реальных путей достижения намеченных целей, не согласованы в иерархической вертикали по срокам и наличию необходимых ресурсов, не соответствуют действительным потребностям населения. В них отсутствуют механизмы эффективного контроля реализации принятых стратегий и их корректировки с учетом быстро меняющихся условий социально-экономической среды. Т.е. разработанные стратегии в итоге оказываются недееспособными, о чем говорят исследования отечественных авторов [1–5, 7] (Bulanov, 2018; Vladimirova, Khalturina, 2019; Kamzabaeva, 2018; Litvinova, 2019, 2017; Khalturina, 2020).

Причем такая ситуация свойственна не только региональным стратегиям. Так, результаты реализации государственной Стратегии-2020 эксперты, участвовавшие в оценке, отметили весьма сдержанно, оценив эффективность мероприятий по ее внедрению в среднем не более чем в 29,5%, т.е. каждая из стратегических целей реализована только на одну треть. Также экспертами выделяется значительный формальный и даже имитационный подход к реализации разработанных стратегических мероприятий.

Причин столь неутешительных отклонений можно привести множество. Основными из них являются: отсутствие четких представлений о будущих трансформациях в социальной и экономической сферах региона; отсутствие взаимопо­нимания и взаимоинформированности среди стейкхолдеров, заинтересованных в про­цессе реализации стратегий; крайне низкая конкретность разработанных стратегий, которые носят описательный характер; декларативность заявленных стратегических целей, которые не учитывают реальные потребности региона, причем они не согласованы между собой, нет системности; отсутствие долгосрочных прогнозов социально-экономического развития регионов и систематического мониторинга их достижения или причин отклонения от запланированных результатов.

Целью статьи является анализ и обоснование возможностей практического применения бенчмаркинга при формировании инновационных стратегий отечественных регионов для повышения их конкурентоспособности.

Научная новизна заключается в обосновании направлений совершенствования стратегической инновационной сферы региона за счет внедрения подходов и методов бенчмаркинга на уровне территорий, который позволяет существенным образом оптимизировать стратегические решения, повысить эффективность инновационной деятельности и конкурентоспособность мезосистемы.

Авторская гипотеза предполагает, что эффективность реализации инновационных стратегий региона невозможно повысить без использования новых подходов к процессу их формирования, корректировки и внедрения.

При формировании, ежегодной корректировке и практическом внедрении региональных инновационных стратегий отечественными субъектами местных органов власти перспективным представляется использование бенчмаркинга как инструмента совершенствования собственной деятельности на основании лучших отечественных и мировых практик. Бенчмаркинг был создан как методология, позволяющая отдельным компаниям улучшить свое положение в конкурентной среде. Перед рассмотрением особенностей использования бенчмаркинга в формировании и реализации региональных инновационных стратегий следует остановиться на вопросе, применима ли вообще концепция конкурентоспособности для таких объектов – как в целом для государства, так и для отдельных регионов или городов.

На национальном уровне под сомнение эту аналогию ставит П. Кругман, поскольку он утверждает, что государства не конкурируют друг с другом так, как компании; в отличие от компании, даже неконкурентоспособная страна никогда не прекращает заниматься международным бизнесом, торговлей. В представлении П. Кругмана международную торговлю можно представить в качестве стратегической (или некооперативной) игры [9] (Krugman, 1994).

Другой точки зрения придерживается М. Портер, развивая дискуссию о территориальной конкурентоспособности, который настаивает на том, что страны (М. Портер говорит о «нациях») могут развиваться и улучшать свои конкурентные позиции по отношению к другим государствам. Он подчеркивает, что государства обладают способностью к созданию и поддержанию надлежащих условий для развития конкретных конкурентных преимуществ компаний этих стран. В то же время этот вид конкуренции может отличаться от статичного представления конкуренции, основанной на капитале и дешевой рабочей силе, поскольку здесь наряду с указанными возникают также динамические аспекты конкуренции, то есть способность к постоянным инновациям, изменениям и улучшениям. В конечном итоге конкурентоспособность отдельной страны зависит как от уровня достигаемой продуктивности ее компаний, так и от ее способности поддерживать такую продуктивность в течение долгого времени [11] (Porter, 2003).

Если конкурентоспособность можно охарактеризовать как способность экономики удовлетворять возрастающий совокупный спрос и поддерживать экспорт, тогда эта точка зрения совместима даже с утверждением П. Кругмана о том, что способность государства повышать уровень жизни с течением времени находится в прямой зависимости от его способности увеличивать продуктивность [9] (Krugman, 1994).

В последующие годы обсуждение конкурентоспособности сместилось с национального уровня преимущественно на субнациональный. Так, С. Розенфилд утверждает, что экономическая глобализация затрагивает не только государства, но и регионы, которые все больше и больше конкурируют друг с другом [12] (Rosenfeld, 2002). Фактически, в отличие от государств, регионы конкурируют на международном рынке за продукты и факторы производства, основываясь на принципе абсолютного, а не сравнительного преимущества, поскольку обменные курсы не устанавливаются на основе местоположения. Не существует такого эффективного и автоматического рыночного механизма, который наделял бы каждый регион одинаковыми возможностям (например, вопреки концепции о региональном разделении труда). Следовательно, регионы, которые менее обеспечены с точки зрения внутренней или внешней доступности, качества их человеческих факторов или факторов окружающей среды, потенциально могут оказаться неконкурентоспособными.

В последнее время конкурентоспособность региона все меньше зависит от природных ресурсов и все больше – от творческих и инноваторских способностей местных экономических субъектов. А такой ресурс можно успешно повторить, перенять полезный опыт, внести в деятельность региона оптимизированные процессы, основываясь на лучших практиках других регионов. Так, например, интересен опыт регионального стратегического планирования в Канаде, здесь можно выделить такую специфическую черту, как использование бенчмаркинговых подходов к разработанному стратегическому плану с целью его дальнейшего улучшения и развития, т.е. стратегический план постоянно корректируется и совершенствуется в зависимости от экзогенной и эндогенной ситуации отдельного региона.

В странах Европейского союза с 2011 года запущена специальная Платформа умной специализации, которая предоставляет возможность регионам оценивать свой уровень конкурентоспособности и позволяет использовать такой интерактивный инструмент, как региональный бенчмаркинг. В Европе бенчмаркинг стал важным инструментом реформы местного самоуправления с разработкой концепции нового государственного управления, особенно созданной на ее основе концепции управления эффективностью, согласно которой в процессе управления органам местного самоуправления важно постоянно повышать эффективность деятельности государственных структур. Бенчмаркинг как непрерывный процесс улучшения организации признан методом управления, способствующим изменениям и поддерживающим повышение качества услуг, предоставляемых государственным сектором. Его суть – учиться у других, использовать лучший опыт и творчески применять их решения. Таким образом, этот метод ориентирован на непрерывную деятельность организации, так как одного сравнения результатов деятельности явно недостаточно, также должны быть пересмотрены и методы, приводящие к таким результатам.

Бенчмаркинг является сравнительно новым термином в теории и практике стратегического управления и повышения конкурентоспособности региона. В современных условиях использование интересного и полезного опыта других регионов является одним из способов удачной реализации собственной сформированной инновационной стратегии.

В мировой и отечественной науке используется много подходов к определению сущности бенчмаркинга, его рассматривают как процесс анализа и сравнительной оценки объектов бенчмаркинга – способов, методов, инструментов, практик, продуктов, технологий, процессов, которые применяет экономическая система при осуществлении своих функций; как метод, инструмент и способ сравнительного анализа объектов бенчмаркинга; как технологию поиска наилучшего опыта в отношении объектов бенчмаркинга.

Несмотря на большое количество трактовок термина «бенчмаркинг», в его основе, как правило, лежит: регулярное сравнение различных аспектов деятельности (функций или процессов) с лучшей практикой; определение причин отставания; поиск новых путей к улучшению деятельности; внедрение изменений; наблюдение и контроль за процессом усовершенствования.

Можно предложить использовать следующие принципы бенчмаркинга (табл. 1).

Таблица 1

Основные принципы бенчмаркинга

Принцип
Действие
Цель
Взаимность
Согласование характера исследований и информационного обмена, порядок обмена информацией
Гарантии конфиденциальности обмена информацией
Аналогия
Установление критериев отбора партнеров и выбора отдельных процессов. Отбор партнеров и процессов
Адаптация чужого опыта к своей социально-экономической внутренней среде
Измеримость
Измерение ключевых характеристик различных предприятий
Сравнение с целью выявления причин отставания и определения методов их устранения
Достоверность
Проверка достоверности информации
Получение достоверных данных
Источник: составлено автором.

Исходя из представленных соображений, можно указать, что роль бенчмаркинга как метода оценки деятельности регионов, в том числе в сфере стратегического управления, обретает на сегодняшний день важное значение. Суть бенчмаркинга – это оценка данной единицы в сравнительной системе с другим объектом, например, на основе выбранных характеристик или областей, что приводит к прозрачной диагностике уровня развития данного региона на фоне выбранной контрольной группы.

При использовании бенчмаркинга в региональном стратегическом управлении эффективными, на наш взгляд, будут такие его виды, как:

- конкурентный, который предполагает сравнение методов осуществления каких-либо видов деятельности региона с методами осуществления подобных действий соседних и других регионов;

- процессный, включает в себя изучение практик построения бизнес-процессов по стратегическому управлению, как правило, в зарубежных регионах, которые не являются прямыми конкурентами, но, очевидно, имеют сходные основные бизнес-процессы;

- ассоциативный, подразумевает заключение соглашения об обмене информацией в рамках закрытой группы (создание бенчмаркингового альянса) между отечественным и зарубежным(ыми) регионом(ами);

- стратегический, заключается в исследовании лучших практик реализации инновационных стратегий другими регионами.

Выбор того или иного вида бенчмаркинга будет зависеть от того, что будет оцениваться регионом (процесс или результат успешной деятельности), с какой целью будет проводиться мониторинг (для дальнейшего совершенствования или оценки текущей деятельности).

Идея сравнительного анализа направлена ​​на поиск и внедрение «лучших практик», рассматриваемых как в оперативном измерении (он включает постоянное улучшение конкретных процессов путем применения лучших решений), так и в стратегическом (фокусируется на создании конкурентного преимущества с использованием сильных сторон). А также их сравнение с результатами, достигнутыми другими регионами, способствует выявлению различий в эффективности стратегического планирования и обучения друг у друга. Таким образом, этот метод позволяет провести тщательный анализ и тщательное сравнение всех систем и процессов, имеющих место при разработке и внедрении инновационных стратегий.

При выборе объекта бенчмаркинга основой для создания и успешной реализации региональных инновационных стратегий является определение возможностей получения лучших практик и опыта других регионов. Очевидно, что для отдельного региона в качестве объекта бенчмаркинга подойдут далеко не все другие. Поэтому на первоначальном этапе необходимо определить, какие из них следует рассматривать в качестве ориентира для этих целей. Это должны быть регионы, имеющие схожие структурные условия: социальные, экономические, технологические, институциональные и географические характеристики. То есть характеристики, которые сложно или невозможно изменить в краткосрочной перспективе и которые, действительно, оказывают влияние на дальнейшее кратко- и долгосрочное развитие в регионе. При проведении бенчмаркинга его количественные результаты всегда должны дополняться качественными показателями.

Когда дело доходит до разработки плана бенчмаркинга, необходимо найти баланс между двумя аргументами. Во-первых, извлекать полезные уроки можно из лучших практик экономически успешных регионов без привязки к их специфике или видам деятельности хозяйствующих в них субъектов, рассматривая лишь отдельные потенциально общие для применения плоскости (такие как организация труда, система логистики, планирование, инновационная политика и т.д.). Другая аргументация сосредоточена на уникальности каждого регионального процесса экономического развития. Каждой системе характерна своя собственная исключительная логика, поэтому то, что полезно для одного региона, не подходит для другого. Таким образом, при использовании бенчмаркинга в разработке и внедрении отечественных региональных инновационных стратегий следует комбинировать различные инструменты разумным образом, чтобы максимально использовать внутренние и внешние подходы. Полезность бенчмаркинга заключается в его способности определять ключевые факторы для эффективности региональных инновационных стратегий в каждом конкретном случае. Это не исключает возможности определения общей сбалансированной системы показателей, фиксирующих набор типичных факторов и индикаторов, способствующих разработке и внедрению отечественных региональных инновационных стратегий.

Очевидно, что важной является систематичность проведения бенчмаркинга. Его разовое использование не приносит ощутимых положительных результатов, особенно в долгосрочной перспективе. Процесс проведения бенчмаркинга региона, по сути, представляет собой цикл Деминга, который включает четыре основных элемента – планирование, реализацию, мониторинг и оптимизацию – и осуществляется непрерывно. Процесс бенчмаркинга на уровне региона можно представить в виде рисунка 1.

Рисунок 1. Процесс бенчмаркинга для региона

Источник: составлено автором по материалам [6, 8] (Semerkova, 2018, Chernopyatov, 2018).

Результаты исследований Лундвалла и Томлинсона показывают, что в отличие от простого и упрощенного сравнительного анализа, необходимо разработать и внедрить так называемый интеллектуальный или систематический тип сравнительного анализа [10] (Lundvall, Tomlinson, 2001). Такой анализ должен учитывать контекст, в котором практика или стратегия были разработаны, что позволяет отдельному региону не просто копировать чужие удачные подходы, а выявлять свои сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. И на основании этого анализа совершенствовать свои процессы разработки и реализации региональной стратегии. Результаты анализа выступают своего рода инструментом реформирования и изменения местного самоуправления.

Внутренний анализ конкурентной ситуации каждого участвующего в бенчмаркинге региона служит для уточнения и улучшения отечественных региональных инновационных стратегий.

Сравнение с другими регионами помогает понять текущую ситуацию развития инновационных стратегий каждого участвующего региона и дает ориентиры для возможных улучшений. Бенчмаркинг облегчает выявление передовых практик, уже разработанных в других регионах, и их распространение в рассматриваемом регионе.

В свете приведенных выше соображений бенчмаркинг не следует рассматривать как самоцель. С точки зрения разработки и внедрения региональных инновационных стратегий сравнительный анализ имеет ценность только в системе инструментов поддержки политики. Анализ количественных данных должен быть дополнен качественным анализом, и кроме того, необходимо переводить результаты бенчмаркинга в понимание с полным учетом ситуации отдельных сравниваемых регионов. Не каждое действие, которое квалифицируется как «лучшая практика», можно повторить в любом регионе – скорее, это исключение, чем правило. Однако всегда можно указать на передовой опыт, понять, как он был реализован, и извлечь уроки из положительных примеров для региона с учетом конкретных обстоятельств.

Заключение. Таким образом, бенчмаркинг позволяет проводить подробный анализ и тщательное сравнение всех систем и процессов в конкурирующих организациях, чтобы найти области для возможного улучшения и использовать их для формирования и реализации инновационной стратегии. Бенчмаркинг является важным инструментом для регионов в проведении политики местного инновационного развития, он позволяет выявить возможности и проблемы в данной области управления, особенно в отношении принятых стратегических приоритетов.

Подводя итоги, необходимо указать, что бенчмаркинг дает четыре важнейших преимущества для регионального инновационного развития:

1) оценка текущего состояния с выделением проблемных аспектов и основных пробелов;

2) формирование обоснованных направлений дальнейших трансформаций и усовершенствований в регионе;

3) стимул для постоянного совершенствования своих процессов;

4) формирование собственных стандартов и показателей оценки деятельности.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Буланов Ю.Н. Оценка предварительных результатов реализации Стратегии развития Кемеровской области до 2025 года / Ю.Н. Буланов, Е.В. Иванова [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2018. №3 (55). URL: https://eee-region.ru/article/5512/ (Дата обращения: 20.11.2020).
2. Владимирова Т.А., Халтурина О.А. Нормативно-правовые риски и стабильность негосударственных пенсионных фондов России // ЭКО. – 2019. – №4-2. – С. 277-282.
3. Камзабаева М.С. Бенчмаркинг – анализ инновационного развития регионов // Управление региональным развитием: проблемы, возможности, перспективы развития. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции с международным участием. Отв. ред. Е.А. Ильина, 2018. С. 279-284.
4. Литвинова Н.П. Мотивация к труду как фактор успеха организации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. №3-2. С. 106-111.
5. Литвинова Н.П. Фермерство как бизнес идея и образ жизни // Стратегические направления развития АПК стран СНГ. Материалы XVI Международной научно-практической конференции: в трех томах. 2017. С. 43-45.
6. Семеркова Л.Н. Формирование механизма бенчмаркингового взаимодействия предприятий в сфере инновационной деятельности: монография / Семеркова Л.Н., Шерстобитова Т.И. Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2018. 160 с.
7. Халтурина О.А. О роли реализации государственных и национальных проектов в цифровизации услуг Пенсионного фонда России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. №4-2. С. 277-282.
8. Чернопятов А.М. Бенчмаркинг: учебное пособие / А.М. Чернопятов. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. 154 с.
9. Krugman P. Competitiveness: a dangerous obsession, Foreign Affairs 73, 1994. P. 24-44.
10. Lundvall B., Tomlinson M. Learning-by-comparing: Reflections on the use and abuse of international benchmarking // Innovation, economic progress and the quality of life. Edward Elgar Publishing, 2001. Р. 120-136.
11. Porter Michael E.: The Economic Performance of Regions: Regional Studies, Vol. 37.6&7, August/October 2003. P. 549-578.
12. Rosenfeld Stuart A.: Creating Smart Systems. A guide to cluster strategies in less favoured regions. European Union-Regional Innovation Strategies, North Carolina, 2002. 35 p.