Критерии оценки эффективности и успешности предпринимательства и малого бизнеса

Пименова Е.М.
Criteria for evaluating the effectiveness and success of entrepreneurship and small businesses - View in English
Аннотация:
В статье рассмотрена важность развития малого бизнеса и предпринимательства для экономического роста регионов РФ, а также особенности проведения оценки эффективности малого бизнеса.
Эффективность является мерой успеха предпринимательства и малого бизнеса, поэтому в статье исследована взаимосвязь между данными критериями и условиями достижения успеха. При этом обнаружено, что в последние годы малый бизнес, вопреки демонстрируемым выборочным опросам предпринимателей, всё больше нуждается в нефинансовых инструментах, возможные варианты которых рассмотрены автором.
Рассматриваемые в статье вопросы является актуальными для экономики РФ, поскольку применение мер содействия развитию предпринимательства и малого бизнеса – один из важнейших элементов государственного регулирования социально-экономических процессов, фактор инновационного развития страны и укрепления социальной стабильности [1]. Особое значение приобретают программы развития малого бизнеса, которые повышают уровень экономической активности предпринимателей, способствуют достижению их самообеспечения.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Пименова Е.М. Критерии оценки эффективности и успешности предпринимательства и малого бизнеса // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 10. – С. 2431-2444. – doi: 10.18334/ce.14.10.110959

Pimenova, E.M. (2020) Criteria for evaluating the effectiveness and success of entrepreneurship and small businesses. Kreativnaya ekonomika, 14(10), 2431-2444. doi: 10.18334/ce.14.10.110959 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение

Основная цель данной статьи – установить, как предприятия малого бизнеса определяют успех, каковы цели, которыми они руководствуются, и какие факторы влияют на постановку этих целей. Вклад предпринимательства и малого бизнеса в развитие экономики РФ крайне высок. В рамках данной статьи автор проводит исследование роли современного малого предпринимательства в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики, а также выявляет особенности и критерии оценки эффективности деятельности малых предприятий, что является не только актуальным, но и проблемным.

При проведении исследования автором были комплексно использованы методы анализа: конкретно-исторический, сравнительный, логический. Основой написания данной статьи являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития малого бизнеса и предпринимательства в РФ и за рубежом. Среди них можно выделить работы Емельянова Е.В., Фризяка Н.С. [1, с. 470–484] (Emelyanov, Frizyak, 2018, р. 470–484), Морозко Н.И. [6, с. 64–69] (Morozko, 2018, р. 64–69), Гусевой Г.В. [7, с. 36–43] (Guseva, 2018, р. 36–43), Бердина А.Э., Бердиной М.Ю. [8, с. 184–192] (Berdin, Berdina, 2018, р. 184–192), Борковой Е.А., Подкатилиной В.А., Завьяловой П.Е. [9, с. 83–88] (Borkova, Podkatilina, Zavyalova, 2019, р. 83–88), Колодней Г.В. [10, с. 58–63] (Kolodnyaya, 2018, р. 58–63), Кондрацкой Т.А. [11, с. 15–21] (Kondratskaya, 2019, р. 15–21), Селищевой Т.А. [12] (Selishcheva, 2018), Скалецкого Е.В., Широковой Г.В., Гаффоровой Е.Б. [14, с. 204–230] (Skaletskiy, Shirokova, Gafforova, 2018, р. 204–230) и других.

Вклад предпринимательства и малого бизнеса в экономическое развитие мировых стран был признан с конца сороковых годов прошлого века с созданием правительственных учреждений, ответственных за этот сектор (в Японии, например, это произошло в 1948 году, в США – в 1953 году), и разработкой в этих странах национальной политики, предлагающей различные налоговые режимы, субсидии и гарантированные кредиты. Развитие малого бизнеса и предпринимательства было всеобщим явлением в последние десять лет во всем мире [2]. В настоящее время положительная связь между развитием сектора малого бизнеса и ростом экономики страны только укрепилась. Предприятия малого бизнеса зарекомендовали себя как крупные работодатели, активные участники производственно-сбытовых цепочек, генераторы добавленной стоимости, игроки со значительным потенциалом на международных рынках, агенты инноваций.

По сравнению с крупными компаниями, предприятия малого бизнеса и предпринимательства имеют ограниченную рыночную власть, ограниченную клиентскую базу, трудности в использовании рыночных возможностей. У них недостаточно опыта, они не всегда уделяют внимание процессу бюджетирования. Однако некоторые из них (их называют быстрорастущими малыми предприятиями) добиваются превосходных результатов; их доходы ежегодно увеличиваются более чем на 20%, но в общем объеме предприятий малого бизнеса удельный вес быстрорастущих малых предприятий не превышает 15% [3]. Поэтому возникает ряд вопросов: есть ли (помимо уже упомянутых ограничений) другие факторы, снижающие эффективность малого бизнеса, и что делать, если некоторые малые предприятия не хотят расти, а хотят поддерживать уже сложившийся уровень, чтобы гарантировать их собственникам обеспеченный образ жизни? Чего на самом деле хотят предприниматели и владельцы малого бизнеса, каковы цели, которыми они руководствуются? Ответы на данные вопросы – основная задача проведенного исследования.

Результаты проведенного исследования

Начиная с 80-х годов прошлого века предприниматели и владельцы малого бизнеса получают все большее признание в качестве движущих сил экономического роста стран мира. Долгосрочный экономический рост и процветание любого государства требуют участия предпринимателей, проживающих в нем. Как эксперты, так и государственные органы делают выбор в пользу развития предпринимательства как необходимого инструмента преодоления последствий мирового экономического кризиса [4]. На протяжении последних десятилетий обширная литература о значении малого бизнеса в экономике фиксирует тот факт, что создание новых предприятий способствует экономическому процветанию РФ. Наряду с тем, что вновь создаваемые малые предприятия играют главенствующую роль в усилении конкуренции в развивающихся секторах российской экономики, они имеют решающее значение для экономического роста и инновационного потенциала нашей страны, трансформируя и развивая сообщество. Предприниматели способны разработать стратегии, которые в конечном итоге позволят решить основные экономические и социальные проблемы и в этом смысле улучшить качество жизни в РФ. Создание рабочих мест, экономический рост и сокращение бедности обычно являются основными политическими интересами в предпринимательстве [5] (Battilana, Casciaro, 2012). Таким образом, малый бизнес является движущей силой в экономике, в частности благодаря инновационной природе предпринимателей.

Малое предпринимательство (малый бизнес) – это совокупность независимых малых предприятий (экономических субъектов рынка), выполняющая в экономике любой страны важные задачи, среди которых можно выделить: создание рабочих мест, снижение безработицы, ликвидация диспропорций в различных сферах деятельности [6] (Morozko, 2018). Неоспоримыми достоинствами малого бизнеса можно признать гибкость и адаптацию к внешней среде [7] (Guseva, 2018).

На предприятиях малого бизнеса более высокая эффективность труда. Кроме того, они с минимальными затратами удовлетворяют потребность в дефицитных товарах и услугах (поскольку используют местное сырье и при этом обеспечивают большую занятость), увеличивают размеры поступлений в региональные бюджеты, стимулируют инновации, а также выполняют другие функции, не менее важные для народного хозяйства [8] (Berdin, Berdina, 2018). Малое предпринимательство – важная составляющая государственной экономической деятельности. От его развития и поддержки зависят повышение конкурентоспособности регионов страны, отдельных отраслей, а также рост налоговых поступлений в государственный бюджет; обеспечивается социальная защита и благосостояние населения [9] (Borkova, Podkatilina, Zavyalova, 2019).

Малый бизнес обладает уникальной способностью заполнять небольшие по размеру ниши, которые связаны с удовлетворением локальных (и поэтому малопривлекательных для крупных предприятий) потребностей.

Предприниматели – уверенные в себе люди, находящиеся в постоянном поиске новых успешных проектов, готовые в любой момент приступить к их реализации. Поэтому малый бизнес является своеобразной «кузницей по взращиванию» наиболее активной и прогрессивной части общества, которая является своеобразным «фундаментом» устойчивости общества от различного рода политических потрясений – среднего класса [10] (Kolodnyaya, 2018).

С точки зрения исследователей, в условиях кризиса проблемы предпринимательства и малого бизнеса обостряются, что подтверждается опросами, а также субъективными оценками участников экономических отношений [11] (Kondratskaya, 2019). В развитых странах доля малого предпринимательства в ВВП составляет почти половину (исходя из общей занятости населения). Предприятия малого бизнеса практически заполняют все сектора экономики [12] (Selishcheva, 2018). А в РФ лишь чуть более 28% всех рабочих мест в экономике приходится на малый бизнес [13]. Однако при грамотном управлении предпринимательство не только может адаптироваться к неблагоприятной внешней среде, но и оставаться эффективным. Неэффективный бизнес уходит с рынка, а его место быстро занимает другой предприниматель. При рассмотрении вопросов поддержки необходимо опираться на демонстрацию успешных бизнес-кейсов российского малого бизнеса, а не на результаты опросов предпринимателей, которые независимо от состояния внешней среды всегда указывают на проблемы с рентабельностью и финансированием [14] (Skaletskiy, Shirokova, Gafforova, 2018).

Термин «эффективность» используется в зарубежной научной и учебной литературе для описания результатов хозяйственной деятельности предприятий. При этом к показателям эффективности малого бизнеса относятся критерии, характеризующие как финансовые, так и нефинансовые результаты деятельности компаний. Оценка практики измерения эффективности малого бизнеса приводит к выводу, что можно наблюдать эволюцию в направлении слияния использования финансовых и нефинансовых показателей. Несмотря на зарубежную практику, оценка эффективности предпринимательства в РФ чаще всего проводится только с использованием финансовых показателей. При этом важно заметить: для многих предпринимателей финансовые показатели (прибыль, объем продаж, рост, численность работников, количество покупателей и другие) не являются основными целями. Скорее, у них есть нефинансовые цели, связанные с удовлетворением от работы, разумной жизнью, потребностью в независимости, творчестве и уважении общества [15] (Toledo-López, Díaz-Pichardo, Jiménez-Castañeda, Sánchez-Medina, 2012). В то время как некоторые авторы делят их на финансовые и нефинансовые критерии успеха, другие называют их экономическими и неэкономическими целями. В соответствии с этими критериями автор предлагает предпринимателей и собственников малого бизнеса разделить на две различные категории:

1) те, кто ориентирован на предпринимательство и руководствуется экономическими целями (например, рост компании или инновации);

2) те, кто ориентирован на малый бизнес, но имеют скорее неэкономические цели (например, личное удовлетворение или обеспечение уровня жизни для своей семьи).

Но что заставляет одних предпринимателей иметь экономические цели, а других – быть более заинтересованными в неэкономических целях? Ответ заключается в том, как они определяют успех.

Вообще, успех и эффективность – это понятия, которые пересекаются во многих исследованиях, будучи трудноразделяемыми [16] (Simpson, Padmore, Newman, 2012). Большинство исследователей определяют успех как достижение определенной цели. Успех является следствием нескольких факторов. В первую очередь он определяется такими характеристиками предпринимателей, как самоэффективность в поиске возможностей, настойчивость и социальные навыки. Вторая группа факторов включает рыночные возможности, количество деловых партнеров, капитал, а также выбранную стратегию достижения успеха. В отличие от успеха, эффективность – это достижение результата от какой-либо деятельности. Это означает, что если результат действия (уровень исполнения) приводит к достижению цели, то это считается успехом.

Какие цели ставят перед собой предприниматели? Существует теория ценностей, по которой цели зависят от ценностей. Ценности – это желательные цели, различающиеся по значимости, которые служат руководящими принципами в жизни человека; к данным целям относят власть (доминирование над людьми и ресурсами) и достижение (личный успех через демонстрацию компетентности в соответствии с социальными стандартами). Однако существующая иерархия ценностей не ограничивается только упомянутыми двумя. Среди основных ценностей, которые управляют поведением предпринимателей, выделяют карьеру, власть, статус, самореализацию, доброжелательность, традицию, безопасность и множество других. Ценности являются не только психологическими, но и социальными понятиями и поэтому могут использоваться на организационном уровне. Учитывая центральное положение предпринимателя в малом бизнесе, его ценности будут влиять на организацию и, следовательно, на решения, стратегии и результаты деятельности предприятия [17] (Tomczyk, Lee, Winslow, 2013).

Согласно исследованиям, предприниматели используют десять критериев успеха в порядке убывания ценностей: личная удовлетворенность, прибыльность, удовлетворенные заинтересованные стороны, баланс между работой и личной жизнью, инновации, выживание (непрерывность деятельности) компании, полезность, вклад в общество, общественное признание и рост [18] (Gorgievski, Ascalon, Stephan, 2011). Стремление к традиционным бизнес-целям (таким как рост) зачастую вступает в конфликт с личными целями (такими как баланс трудовой жизни, доброжелательность и другие), которые являются важными ценностями для большинства людей.

Таким образом, оценка эффективности деятельности малого предприятия только с помощью финансовых показателей (таких как прибыль на одного работника или период возврата инвестиций) недостаточна в контексте малого бизнеса (даже несмотря на простоту их расчета и интерпретации). Следует помнить, что финансовые показатели игнорируют альтернативные критерии эффективности, основанные на личных целях владельцев (предпринимателей), которые не должны объединяться с бизнес-целями. Финансовые показатели зачастую не учитывают личные цели, что дополнительно усложняет текущую ситуацию.

Когда речь идет об успехе малого бизнеса (то есть успехе собственников, предпринимателей), то эффективность становится субъективной, абсолютной категорией (мерой реализации целей предприятия), которая может быть простой и уникальной и тем самым будет отражать личные стремления и мотивы. На самом деле результативность (эффективность) представляет собой объективное измерение успеха как многомерного, качественного и количественного выражения достижений данного малого предприятия по сравнению с другими фирмами или соответствующими группами предприятий. Таким образом, использование только финансовых показателей для оценки эффективности экономически нецелесообразно, т.к. это не позволяет получить максимально достоверные, реалистичные результаты.

Эффективность – важный критерий в области оценки успеха малого бизнеса. Измерение эффективности определяется степенью рационального использования и вовлечения имеющихся ресурсов. Предприниматели действуют не так, как обыкновенные менеджеры. Они начинают с того, что у них есть и что они могут сделать (ресурсы, возможности, личная сеть), чтобы представить себе вещи, которые можно было бы сделать. Согласно теории ресурсного подхода, ресурсы, доступные фирме, являются как материальными (трудовые, финансовые, информационные и проч.), так и нематериальными (выгодные контракты, лицензии, организационная культура или репутация фирмы). Однако важны не только имеющиеся ресурсы, но и то, что малое предприятие способно сделать со своими ресурсами, а именно – со своими возможностями. При этом эффективность деятельности малого предприятия напрямую связана со способностями предпринимателей, среди которых выделяют [19] (Roberts, Grover, 2011):

1) предпринимательские способности – относятся к концептуальным навыкам (создание бизнес-моделей, постановка целей, разработка стратегий и планов), инновационным навыкам (выбор новых способов действий, дивергентное и нетрадиционное мышление) и навыкам действий (выполнение/реализация стратегий и планов);

2) функциональные возможности – относятся как к детальному знанию продукта, который предоставляет компания, так и к глубокому пониманию того, что происходит в отрасли;

3) маркетинговые возможности – связаны со способностью реагировать на рынок, сетевыми и коммуникационными эффектами.

Эффективность бизнеса, предпринимательский успех и цели успеха владельцев могут быть достигнуты. Категория успешности задается как зависимая переменная, прежде всего, по отношению к практике управления и объему управленческой деятельности в малом бизнесе с целью объяснения связей и возможных влияний в направлении улучшения бизнес-результатов. Поэтому становится необходимым точно понимать и ограничивать понятия успеха и эффективности, которые обычно используются как синонимы. Также необходимо определить критерии, которые реально измеряют успешность малого бизнеса.

Дискуссия о содержании успеха и способах определения (измерения) эффективности в малом бизнесе всегда открыта. Успех и эффективность малого бизнеса очень тесно связаны, что подтверждается и подчеркивается многими авторами. Рассмотрев эти две категории, можно найти объяснение тому, что успех является специфическим аспектом эффективности или отождествляется с высокой эффективностью.

Эффективность деятельности предприятия можно оценить с помощью объективного (традиционные финансовые показатели) и субъективного (личностно ориентированные характеристики) подходов. Эффективность определяется исключительно объективными показателями успеха, в то время как успех с точки зрения предпринимателей может быть определен как финансовыми, так и нефинансовыми показателями. Многие авторы, руководствуясь конкретными результатами исследований, предполагают, что успех следует рассматривать с субъективной точки зрения, поэтому отправной точкой в процессе оценки являются сами собственники малого бизнеса. Традиционные показатели финансового успеха для предпринимателей могут быть незначительными, бессмысленными или неуместными, поскольку у каждого человека есть свое собственное восприятие успеха. Поэтому под субъективными критериями успеха понимаются такие показатели, как личная удовлетворенность и достижения, деловая гордость или гибкий образ жизни.

Каждый бизнес-проект возникает, существует и стремится к тому, что обычно называют успехом. В классической экономической литературе отмечается, что успех в предпринимательстве требует не только экономических знаний, но и делового опыта. Точно так же предприниматель может обанкротиться не только из-за своих ошибок или недостатков, но и частично из-за невезения. Как вариант, это зависит от общих условий ведения бизнеса. Большинство предпринимателей объясняют свой успех наличием общих возможностей (семейное происхождение), особых возможностей (наличие соответствующих знаний и навыков), капитала и удачи. Предприниматель, обладающий указанными выше возможностями, имеет существенные преимущества по отношению к другим. Предприниматель должен быть творческой личностью и обладать силой предвидения. Упомянутые возможности зависят от отрасли экономики, делового опыта, которым обладает предприниматель, и знания пожеланий потребителей, что во многом повышает вероятность успеха. В конце концов, успешный предприниматель должен обладать превосходными управленческими способностями; поэтому вера в удачу оправдана.

Эффективность малого бизнеса связана с критериями роста, прибыльности и выживания как основными показателями успеха. Большинство исследований в области оценки эффективности малого бизнеса основывались на финансовых показателях, которые не являются лучшим и наиболее надежным способом измерения эффективности из-за некоторых недостатков, о которых уже упоминалось ранее. Однако несмотря на все недостатки финансовых показателей, их применение в измерении эффективности необходимо в силу, прежде всего, простоты расчета и широкого применения. Однако это не просто измерение показателей деятельности, а их сочетание с другими аспектами деятельности с целью уменьшения дефицита финансовых ресурсов, а также для более объективного признания результатов деятельности предприятия. Одной из деликатных задач, стоящих перед специалистами, осуществляющими оценку эффективности предпринимательства, является определение набора критериев (финансовых и нефинансовых) успешности малого бизнеса, от которых зависят достоверность проведенных исследований и релевантность полученных результатов. Это сложная задача, которую возможно разрешить, имея соответствующий опыт и знания.

Заключение

В данном исследовании была доказана взаимосвязь между эффективностью деятельности малого предприятия и его успехом; было выяснено, что означает успех для малого бизнеса и каковы факторы, определяющие успех. Можно подвести итог: у предпринимателей и владельцев малых предприятий есть бизнес-цели и цели, не связанные с бизнесом; причем важность бизнес-целей в среднем выше, чем целей, не связанных с бизнесом. Если предыдущие исследования подчеркивали важность личных ценностей предпринимателей для достижения бизнес-целей, то в данном исследовании подчеркнуто, что существуют другие факторы, связанные с компанией, а не с предпринимателем (заинтересованные стороны (сотрудники, руководство), ресурсы компании, навыки ее сотрудников и прочие), которые оказывают влияние на успех малого предпринимательства. Нет никакой связи между целями компании и этими факторами, за исключением одного конкретного типа способностей – маркетинговых способностей. Но эта переменная способна объяснить лишь небольшой процент важности бизнес-целей. Это заставляет поверить, что (по крайней мере, в малом бизнесе) предприниматель играет наиболее важную роль в определении типа целей, которыми будет руководствоваться компания, в то время как влияние других факторов незначительно. Более того, это также является ограничением современных исследований. Таким образом, по мнению автора статьи, если необходимо повысить важность бизнес-целей в компании и увеличить эффективность ее функционирования, то в первую очередь необходимо, прежде всего, влиять на предпринимателя.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Емельянов Е.В., Фризяк Н.С. Формы и направления государственной поддержки малого бизнеса (опыт США) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2018. - Т. 11, № 4. - С. 470-484. https://doi.Org/10.24891/fa.11.4.470.
2. EIM Business & Policy Research (2010). European SMEs under Pressure. Retrieved from: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/facts-figures-analysis/performance-review/files/supporting-documents/2009/annual-report_en.pdf.
3. OECD (2010). High Growth Enterprises. Retrieved from: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/industry-andservices/high-growth-enterprises_9789264048782-en.
4. GEM (Global Entrepreneurship Monitor) (2014). Informe GEM España 2013 [GEM Spain Report 2013]. Red Española de Equipos Regionales [Spanish Network of Regional Teams]. Retrieved from: http://www.gemconsortium.org/.
5. Battilana, J. & Casciaro T. (2012). Change Agents, Networks, and Institutions: A Contingency Theory of Organizational Change. Academy of Management Journal, 55 (2). DOI 381–398.10.5465/amj.2009.0891.
6. Морозко Н.И. Факторы стимулирования деловой активности малого бизнеса // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - №3. - С. 64-69. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-3-64-70.
7. Гусева Г. В. Методологические основы внедрения интрапренерства с использованием внутренних венчурных стратегий в организации // Известия Байкальского государственного университета. - 2018. - Т. 28. - № 1. - С. 36-43. DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(1).36-43.
8. Бердин А.Э., Бердина М.Ю. Современное малое предпринимательство как один из факторов обеспечения конкурентоспособности экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2018. - №10. – с. 184-192.
9. Боркова Е.А., Подкатилина В.А., Завьялова П.Е. Динамика развития малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы // Государственный советник. - 2019. - №2. - С. 83-88.
10. Колодняя Г.В. Стимулирование деловой активности в современной России: успешные практики // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - №3. - С. 58-63. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-3-58-63.
11. Кондрацкая Т.А. Адаптация и эффективность малого бизнеса: сравнительная оценка // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Т.8. - №1 (26). - С. 180-183. doi: 10.26140/anie-2019-0801-0038
12. Селищева Т.А. Проблемы устойчивого развития экономики в странах евразийского экономического союза // Проблемы современной экономики. - 2018. - №2 (66). - С. 15-21.
13. Доля малого и среднего бизнеса в экономике. Статистический сборник. - М.: Росстат, 2018. - С. 494.
14. Скалецкий Е.В., Широкова Г.В., Гаффорова Е.Б. Связь конкурентных стратегий и результатов деятельности российских фирм малого и среднего бизнеса в период экономического кризиса //Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2018. - Т. 17. Вып. 2. - С. 204-230.
15. Toledo-López, A., Díaz-Pichardo, R., Jiménez-Castañeda, J.C. & Sánchez-Medina, P. S. (2012). Defining success in subsistence businesses. Journal of Business Research, 65, pp. 1658-1664.
16. Simpson, M., Padmore, J. & Newman, N. (2012). Towards a new model of success and performance in SMEs. International Journal of Entrepreneurial Behaviour & Research, 18(3), pp. 264-285.
17. Tomczyk D., Lee J. & Winslow E. (2013). Entrepreneurs’ Personal Values, Compensation, and High Growth Firm Performance. Journal of Small Business Management, 51 (1), pp. 66-82.
18. Gorgievski M.J., Ascalon E.M. & Stephan U. (2011). Small Business Owners’ Success Criteria, a Values Approach to Personal Differences. Journal of Small Business Management, 49 (2), pp. 207-232.
19. Roberts, N. & Grover, V. (2011). Investigating firm's customer agility and firm performance: The importance of aligning sense and respond capabilities. Journal of Business Research. Retrieved from: https://cpb-us-e1.wpmucdn.com/sites.uark.edu/dist/c/1/files/2017/06/2011-JBR.pdf.