Неопределенные местоимения с приставкой "не" – "некий" и "некоторый"

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Употребление неопределенных местоимений с приставкой не- является стилевой чертой писателя, что связано с определенным текстовым заданием. Местоимение некий присуще языковым разновидностям, для которых первичной является письменная форма. Содержательная сторона художественных текстов писателя (обращение его к осмыслению и описанию духовного поиска человека на Земле) оказала влияние на широкую представленность НМ некий. С точки зрения сочетаемости некоторый согласуется преимущественно со словами, содержащими отрицательную оценку или коннотацию. Значение НМ ‘небольшой, незначительный’ «ослабляет» отрицательную оценку или коннотацию определяемого слова.

Ключевые слова:

оценка, неопределенные местоимения, стилистика
Цитировать публикацию:
Неопределенные местоимения с приставкой "не" – "некий" и "некоторый" – С. 322-326.

Neopredelennye mestoimeniya s pristavkoy "ne" – "nekiy" i "nekotoryy". , 322-326. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




НМ некий имеет два значения: 1) ‘точно не определяемый’ и 2) ‘подобный’, ‘вроде’, ‘своеобразный’.

Некий 1 ‘точно не определяемый’, ‘говорящий не считает нужным уточнить, какой именно’. Это значение у местоимения является основным, некий охотно используется в языке науки: Однако тщательный анализ материала позволяет установить, что в этом якобы хаотическом беспорядке есть некая упорядоченность [1].

НМ некий присуще языковым разновидностям, для которых первичной является письменная форма. Е.М. Галкина-Федорук считает, что «в современном русском языке слово некий мало употребительно, хотя изредка и встречается» [2].

В работе «Вопросы истории предметно-личных местоимений» Л.Я. Маловицкий с точки зрения истории языка показывает, что «местоимения с не-, по-видимому, проникли через церковную литературу из старославянского языка, почему и встречаются, как правило, в церковно-книжных произведениях или в церковно-книжных контекстах» [3].

Это очень важное замечание, поскольку некий в прозе Б.К. Зайцева обладает повышенной частотностью употребления по сравнению со среднестатистической, отмечаемой частотными словарями русского языка, с одной стороны, и повышенной текстовой нагруженностью, с другой стороны. Вероятно, содержательная сторона художественных текстов писателя (обращение его к осмыслению и описанию духовного поиска человека на Земле) оказала влияние на широкую представленность НМ некий.

У некий 1 отмечают два основных типа употребления. Местоимение используют, когда нужно показать несущественность конкретизации выделяемого объекта. В этом случае некий является определением к именам, передающим абстрактные понятия, и обычно используется в контексте предикатов, неспособных к актуальному употреблению, или в составе этих предикатов. Напр. у Б. К. Зайцева: [О Пастернаке] Стихи его того времени, сколько помню, являлись некими глыбами, в первозданном положении, не сведенные к гармонии (Далекое).

Б.К. Зайцев употребляет существительное глыба в переносном значении: он сравнивает с глыбами стихи Бориса Пастернака. Автор имеет в виду, что стихи того периода были не обработаны, но при этом значительны, именно поэтому они именуются некими глыбами.

Исследователи отмечают, что в художественной речи использование местоимения некий в этом значении дает эффект умолчания, значительности или загадочности [1]. Некий 1 вводит в текст лицо или предмет, не в разговорной речи, где в этой роли используется один, а в художественных текстах, когда говорящий хочет избежать точной номинации, что создает вокруг вводимого лица или предмета ореол таинственности, загадочности, значительности. Напр. у Б.К. Зайцева: Разница лет между ними огромная: ей двадцать пять, ему шестьдесят два. Но это и придает некую пронзительность его к ней отношению (Жизнь Тургенева).

Некий в некоторых случаях синонимично слову какой-то. «Но в слове некий неопределенность более четко выражена, без других оттенков значения, которые как бы наслаиваются на значение неопределенности» [2]. Напр., в прозе Б.К. Зайцева: До Тургенева дошли вести, что Фет распространяет о нем нелепый рассказ: будто Тургенев старался в разговоре с двумя юношами «заразить их жаждою идти в Сибирь». Некое слово Тургенева явно было перетолковано, искажено и раздуто – привело к разрыву (Жизнь Тургенева).

Писатель намеренно не употребляет множественное число словосочетания некие слова. И.С. Тургенев для Б.К. Зайцева был кумиром в творчестве, поэтому писатель деликатно показывает, как неосторожное слово Тургенева переросло, из-за злой людской молвы, в политическую интригу. С помощью неопределенного местоимения некий 1 Б.К. Зайцев передает свое отношение к происходящему.

В публицистике сочетание некий + имя собственное используется с резко отрицательной оценкой (с политическим подтекстом) носителя имени: Спикером законодательной ассамблеи, например, является некий Вилли Браун [1].

Сочетание некий + имя собственное используют с целью ввести новое лицо, когда говорящий допускает, что адресату речи неизвестен носитель имени собственного [4]. Местоимение некий употребляется при упоминании малоизвестного человека, вещества. Напр., у Б.К. Зайцева: Сын Николай сошелся с некоей Анной Яковлевной Шварц – этот союз Варвара Петровна отрицала сколь могла (…) (Жизнь Тургенева).

Отрицательная коннотация в подобных употреблениях все же присутствует.

Неопределенное местоимение некий 1 в творчестве Б.К. Зайцева обладает высокой частотностью употребления. В художественном пространстве Б. К. Зайцева некий 1 используется продуктивно (см. таблицу). Некий 1, придавая высказыванию значительность, как нельзя лучше соответствует высокому стилю повествования писателя.

Некий 2 ‘подобный’, ‘похожий’, ‘вроде’, ‘своеобразный’ используется для снятия точности, когда говорящий не ручается за точность подобранного слова или определения, когда он использует слово метафорически, поэтому иногда определяемое этим местоимением слово заключается в кавычки. Некий 2 сопровождает образность, живость изложения. См. у Б. К. Зайцева: (1) (…) да и неясно восьмилетнему мальчику, кто это, барин не барин, отец не отец – некое неопределенно-высшее существо (Жуковский); (2) Жизнь самих Линтваревых проще, с меньшим художественно-артистическим оттенком, чем у Киселевых, но люди они достойные, некий высокий образчик интеллигенции нашей (…) (Чехов).

НМ некий является своеобразным оператором метафорического плана повествования. В (1) и (2) местоимение указывает, что сочетания неопределенно-высшее существо и высокий образчик интеллигенции нашей употреблены в сравнительном значении.

Некий 2, как правило, является сигналом приблизительности номинации или оператором метафорического плана повествования. Особенно продуктивно вводит некий 2 метафоры чувств.

На основе значения некий 2 образуются синтаксически связанные сочетания типа в некоем роде, в некоем смысле. Некий при этом сочетается с десемантизированными существительными. Напр.: Эта «Скучная история» – вещь замечательная, для него в некоем роде роковая (Жизнь Тургенева); Летом 55-го года, в том же Спасском, засев, он в семь недель закончил «Рудина», вещь в некоем смысле дебютную (Жизнь Тургенева); В некоем смысле Чехову было с ним интересно (Чехов).

НМ некоторый употреблялось в XVIII – XIX вв. в значении «некий», «какой-то», «один». В «Словаре языка Пушкина» приводится большое количество примеров на слово некоторый, свидетельствующих, что это неопределенное местоимение продуктивно использовалось поэтом [2].

В словарях и в лингвистической литературе для некоторый выделяют следующие значения: 1) ‘небольшой, незначительный’; 2) ‘точно не определяемый’.

Некоторый 1 в значении ‘небольшой, незначительный’ используется во всех языковых сферах, но в разговорной речи непродуктивно, поскольку для передачи этого значения в разговорной речи имеется другое НМ – какой-то. В творчестве Б.К. Зайцева такое значение продуктивно (20 % от общего числа употреблений этого НМ). Напр.: Появилось у нас некоторое запустение, чего раньше не было (Изгнание).

С точки зрения сочетаемости некоторый 1 согласуется преимущественно со словами, содержащими отрицательную оценку или коннотацию. Значение НМ ‘небольшой, незначительный’ «ослабляет» отрицательную оценку или коннотацию определяемого слова.

Некоторый 2 в значении ‘точно не определяемый’ в сочетании с существительным время обозначает неопределенность времени: Спустя некоторое время я попал туда же, и особенного влияния не имел, но рассматривался как близкий человек большого человека (Изгнание).

Сочетание некоторое время частотно в творчестве писателя. Это вполне объяснимо: художник слова, как правило, не конкретизирует обозначение времени. В его творчестве не встретишь сочетание типа через два часа. Б. К. Зайцев скорее употребит через некоторое время, чем создает обобщенность и некоторую вневременность повествования.

Некоторые относится к двум лексемам: 1) является формой множественного числа лексемы некоторый во 2-м значении ‘точно не определяемый’; 2) является самостоятельной лексемой, имеющей только множественное число. Значение её ‘не все’, ‘часть из Х’ [5].

НМ некоторые в значении не все’, ‘часть из Х’ способно субстантивироваться. В прозе Б.К. Зайцева применяется преимущественно эта лексема. Напр.: (1) Некоторые даже думают, что ты гордый. А между тем, у нас бывает не кто-нибудь (Изгнание); (2) И уже некоторые из знакомых и товарищей по литературе, по молодости, уходили – туда, в царство теней, или света, о котором до сих пор он не успел составить себе представления (Елисейские поля); (3) А у нас на станции и пограничники и жандармы – некоторые даже собой видные офицеры (Грех).

В (1), (2), (3) примерах некоторые имеет значение ‘часть из…’. Отличает употребление НМ некоторые только наличие/отсутствие предлога: в (1) и (3) предлог из подразумевается. Б.К. Зайцев продуктивно использует это значение (30 % от общего числа употреблений НМ некоторый). Лексема некоторые, не имеющая форму единственного числа, применяется при необходимости назвать неточное количество.

Некоторый употребляется в синтаксически связанных сочетаниях в некотором роде, некоторым образом, в некотором отношении. В подобных сочетаниях происходит семантическое «выветривание», «опустошение» неопределенного местоимения. Сочетания типа в некотором отношении функционируют в высказываниях Б. К. Зайцева подобно частицам, призванным ослабить категоричность высказывания. Напр.: Анета доставала билеты, сажала меня на банкетах куда следует, сияла своими черными умными глазами. Покойно, всегда интересно вела разговор и на стороне собирала деньги, устраивала лекции, вела знакомства в некотором отношении предосудительные – думаю, ее можно было назвать честным дилетантом революции (Изгнание).

Таким образом, можно утверждать, что употребление неопределенных местоимений с приставкой не-является стилевой чертой писателя, что связано с определенным текстовым заданием.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Кузьмина С.М. Семантика и стилистика неопределенных местоимений // Грамматические исследования. Функционально-стилистический аспект. Суперсегментная фонетика. Морфологическая семантика. М., 1989. С. 158-231.
2. Галкина-Федорук Е.М, Шанский Н.М., Горшкова К.В. Современный русский язык: Лексикология, фо-нетика, морфология. М.: Либроком, 2009.
3. Маловицкий Л.Я. История предметно-личных местоимений русского языка в семантико-семантическом аспекте// Автореф. д-ра филол.наук. Л.,1972; его же. Повтор местоимений // Русский язык в школе. 1982. №1.С. 61-68 и др.
4. Шмелев А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность. М.: Языки славянской культуры, 2002.
5. Николаева Т.М. Актуальное членение предложения // Русский язык: энциклопедия. М., 1997.