Информация как объект рыночной экономики

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Впервые рассмотрены подходы к толкованию информации как одного из объектов рыночной экономики, а именно: к раскрытию основных свойств, формирующих у авторов и потребителей информации такого же чувства собственности, какое сегодня имеется по отношению к материальным объектам.

Ключевые слова:

интеллектуальная собственность, информация, знания, логическая связь, техническая защита информации, юридическая защита информации
Цитировать публикацию:
Информация как объект рыночной экономики – С. 287-290.

Informatsiya kak obyekt rynochnoy ekonomiki. , 287-290. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Принято считать, что информационные революции происходят в результате создания и распространения новейших информационных технологий [1], [2]. Однако то, что мы наблюдаем сегодня с трудом укладывается в рамки подобного подхода. Современный этап развития информационной революции связан, прежде всего, с изменением понимания роли информации в жизни общества.

Непрерывный процесс поиска и выработки новых знаний об окружающем мире является основным фактором развития общества, а инструментом, который способен обеспечивать динамику этого процесс, является информация. Это привело к тому, что любая деятельность человека становится все более информационно-ориентированной, и, поэтому информация сегодня приобретает новое качество. Если до этого долгое время лишь носители информации признавались товаром (книги, газетно-журнальная продукция, CD-диски и т.п.), а передаваемая ими информация была достаточно слабо юридически защищенным объектом, то сегодня наступил новый этап развития информационной экономики, когда сама информация (а не только ее носитель) должна рассматриваться как товар. А это требует не просто внимания, а глубокого научного изучения данного явления.

Одна из основных проблем, связанная с изучением информации как экономического объекта заключена в отсутствии ее четкого определения и понимания с этих позиций.

Нами в работе [3] предложена новая модель информации как товара, участвующего при организации обмена знаниями, которая описывает передачу знаний в виде конкретных данных, отражающих их авторскую новизну, с использованием логических связей, необходимых для донесения их когнитивной сущности до потребителей этой информации. Это дало возможность представить информацию как товар в виде следующей логической зависимости:

Информация = Знания человека в виде Данных + Логические связи донесения сути «данных» до их потребителя

Представленная зависимость структурно состоит из двух компонент:

1) «данных», являющихся креативным отображением знаний, проявленных автором и представляемых в их знаково-символьном описании (условно-постоянная компонента);

2) «логических связей», предназначенных для донесения их сути до потребителя, которые могут быть классифицированы как условно-переменная компонента информации.

Данный подход позволяет не только представить структуру информации как товара, но и в будущем разработать ряд стандартов, на основе которых можно было бы сформировать информационно-экономическую модель современного рынка. Потребность в построении подобной модели продиктована большим объемом циркулирующей информации, которые постоянно увеличиваются за счет развития глобальных инструментов коммуникации. Из этого следует, что для решения данной проблнмы необходимо разработать алгоритм действий, который бы позволил из всего многообразия доступной информации выделять ту, которая способна быть товаром, т.е. будет востребована рынком. Разработка стандартов и построение информационной модели способно существенно облегчить эту задачу.

Говоря об информационной ориентации современной экономики, следует отметить, что она заключается в основном в креативном использовании знаний в качестве основного ресурса. Сегодня это отражено в том, что для бизнеса существенное увеличение капитализации компании происходит именно за счет использования результатов творческой (креативной) деятельности, в большинстве случаев представляющих собой неоформленный вид интеллектуальной собственности. Это касается практически всех бизнес-процессов, которые несут в себе информацию различного вида и назначения. Особенно важным при этом являются два ключевых момента:

во-первых, то какая именно информация может (а какая не может) получить статус интеллектуальной собственности;

во-вторых, специфичность самого понятия «собственность» в случае с информацией как нематериальном объекте собственности.

Разрешение проблемы статуса информации как товара может быть решено в том числе за счет разработки стандартов на основе описанной выше логической модели. А для того, чтобы глубже вникнуть в значение понятия «собственность» по отношению к информации, лучше всего рассмотреть ее параллельно с привычными понятиями материальной собственности.

В отношении объектов материального мира отчуждаемой «собственностью» являются и признаются лишь те:

‑ которые защищены физически, находясь на территории собственника (не доступной для посторонних);

‑ когда собственник имеет документы, подтверждающие права на этот объект (юридическая защита);

‑ когда существует судебная система, охраняющая соблюдение материальных прав собственности или же наказывающая за их нарушение.

Нечто подобное должно быть выстроено и по отношению к объектам интеллектуальной собственности.

В этом случае система трех звеньев, на наш взгляд, должна включать в себя:

1) техническую защиту информации (аналог физической защиты материальной собственности);

2) юридическую защиту в виде документов на обладание интеллектуальной собственностью;

3) защиту правоохранительными органами, в том числе с помощью, например, «интеллектуальной» полиции (аналог судебной системы, охраняющей соблюдение материальных прав собственности).

Однако проблема сегодня состоит в том, что первые два вида защиты интеллектуальной собственности работают независимо друг от друга, а «интеллектуальной» полиции в полном смысле этого слова не существует. Таким образом, для того, чтобы информация выступала как товар, признавалась интеллектуальной собственностью и воспринималась всеми (и автором, и потребителями информации) именно как собственностьи самое главное признавалась таковой всеми субъектами информационного рынка, необходимо наличие, взаимосвязь и взаимодействие всех трех указанных звеньев защиты информации.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Рыженкова И.К. Рынок информации: особенности и проблемы развития // Вестник Московского университета. Серия 6 «Экономика». – 1995. – Вып. 1. С. 50.
2. Jorgenson D.W. Information technology and the U.S. economy // Amer. econ. rev. - Nashville, 2001. - Vol. 91, No. 1. - Р. 1-32.
3. Мельников О.Н., Машнинова Ю.В. Фундаментальная модель организации обмена знаниями в условиях рынка // Российское предпринимательство. — 2012. — No 14 (212). — c. 94-99. — http://www.creativeconomy.ru/articles/24572/