Анализ влияния автоматизации на уровень потерь в сетях розничной торговли

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Данная статья посвящена влиянию автоматизации на уровень потерь в сетях розничной торговли. В статье приведены статистические данные разных стран, системы защиты от воровства и преимущества магазинов самообслуживания.

Ключевые слова:

розничная торговля, автоматизация, сетевая торговля
Цитировать публикацию:
Анализ влияния автоматизации на уровень потерь в сетях розничной торговли – С. 275-278.

Analiz vliyaniya avtomatizatsii na uroven poter v setyakh roznichnoy torgovli. , 275-278. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В настоящее время торговля «из-за прилавка» уступает место магазинам самообслуживания. Автоматизация торговли – это обязательно условие для дальнейшего развития розничного рынка и повышения конкурентоспособности. Данные специализированного исследования, которые охватили статистику более чем 350000 предприятий торговли, показали, что при переходе на самообслуживание товарооборот увеличивается в 3 раза, а прибыль в среднем возрастает на 25%. Эта устойчивая тенденция перехода магазинов на самообслуживание приводит к росту спроса на современные системы безопасности, задачей которых является минимизировать потери магазинов. Согласно статистике, потери магазинов из-за краж в торговых залах составляют от 0,5 до 2% от оборота, которые приводят к снижению прибыли на 25% [1].

Преимущества магазинов самообслуживания:

  • увеличение площади торгового, т.е. увеличение ассортимента и количества выставленного товара;
  • уменьшение объема склада;
  • повышение уровня обслуживания покупателя;
  • повышение эффективности работы продавцов;
  • возможность более эффективно разместить товар и т.д.
  • Однако переход на самообслуживание имеет недостатки. Один из них – это кражи.

    По данным мировой статистики независимого международного Центра Исследований Предприятий розничной торговли, потери распределяются [2]:

  • Внутренние потери ритейлора – 16,9%.
  • Кражи покупателями – 42,4%.
  • Воровство персоналом магазинов – 35,3%.
  • Потери, вызванные работой поставщиков – 5,4 %.
  • В процентном отношении недостачи к обороту абсолютным лидером является Индия (2,72 % от объема торговли – это недостачи из-за недобросовестных покупателей и продавцов). В разделивших второе-третье места Бразилии и Марокко уровень потерь значительно ниже – 1,64 %. Россия также находится в группе лидеров, разделяя с Мексикой 6-е и 7-е место с показателем 1,61 %. Это соответствует трем миллиардам долларов потерь на каждую из стран. Лучше всего ситуация в Австрии (0,97 %), Гонконге (0,91 %) и Тайване (0,87 %) [3] (рис.1.).

    Рис.1. Уровень потерь в разных странах

    В борьбе с воровством западная розница тратит на средства безопасности до 10 % прибыли. В России, по оценкам экспертов, этот показатель составляет 1 – 2 %, включая физическую охрану [4].

    Существует несколько технологий защиты от краж (рис. 2):

    Рис.2. Системы защиты от краж

    Коэффициенты срабатывания технологии [5]:

  • Акустомагнитная технология – более 95%.
  • Радиочастотная технология – около 90%.
  • Электромагнитная технология – около 70 %.
  • Радиомагнитная технология – коэффициент высокий.
  • Если рассматривать психологический фактор, то причины потерь можно условно разделить на 3 группы:

  • причины, относящиеся к магазину или фирме в целом (ущерб от краж товаров, продажа информации конкурентам и т. д.);
  • причины, относящиеся к коллективу (текучка кадров, недостачи и т. д.);
  • личностные стереотипы (склонность к воровству).
  • Последние две проблемы решаются за счет эффективной работы отдела кадров и установления благоприятного климата в коллективе. Если в магазине ведется грамотная кадровая политика, то возможно существенно снизить уровень потерь.

    Проблемы первой группы решаются благодаря внедрению автоматизированных технологий, таких как:

  • видеонаблюдение (один из основных и самых эффективных видов обеспечения безопасности);
  • датчики контроля на входе/выходе из торгового зала;
  • кассовый контроль и т.д.
  • По статистике установка систем антикраж снижает потери магазина примерно на 70%. А система видеоконтроля помогает сократить убытки практически в 3 раза [6]. Окупаемость средств защиты от краж длится от 3 до 12 месяцев. Комплексное использование таких средств может свести вероятность краж практически к нулю, повышая прибыльность магазина.

    На данный момент нами ведутся разработки новых технологий, которые помогут снизить возможность совершения кражи. Идеальным представляется решение с использованием аппаратно-программного комплекса, состоящего из автоматизированной системы учета происходящей обстановки внутри торговых помещений и средства сбора информации с датчиков, камер, систем объективного контроля.

    Переход к подобным системам самообслуживания требует значительных финансовых и интеллектуальных ресурсов, а также увеличивает количество затрат, связанных с информационной безопасностью и контролем. Однако внедрение автоматизированных систем способно снизить риски до приемлемого уровня. При этом повышается удобство и качество обслуживания покупателей.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Нужна ли в супермаркете система защиты от краж из торгового зала и какая? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bbtorg.ru/acticles/smarket.php (дата обращения: 19.05.2012)
    2. Кражи в магазинах мира – ежегодный отчёт от Центра исследований розницы (The Centre For Retail Research) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jsbshop.ru/review-m/73-kragi-v-magazinah-mira-egegodniy-otchet.html (дата обращения: 19.05.2012)
    3. Сколько товаров украли в 2010 году из магазинов мира? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.online812.ru/2010/10/20/019/ (дата обращения: 21.05.2012)
    4. Состояние рынка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://epril.ru/articles-162.html (дата обращения: 22.05.2012)
    5. Противокражные системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kkm.su/aut/antiburg/protivokr/ (дата обращения: 21.05.2012)
    6. Интегрированная система безопасности магазина защитит владельца и покупателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.market-security.ru/ (дата обращения: 19.05.2012)