Экономический анализ и его значение в управлении предприятием

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Обеспечение эффективного функционирования предприятия требует экономически компетентного управления его деятельностью. С помощью комплексной оценки исследуются направления формирования деятельности анализируемого субъекта. Глубоко и системно изучаются причины модифицирования итогов деятельности, аргументируются бизнес-планы и управленческие решения, реализовывается контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, обусловливается экономическая стратегия его развития. На сегодняшний день экономический анализ для любого предприятия, да и для каждого хозяйствующего субъекта актуален как никогда. Его значимость определяется, прежде всего, требованием рыночных отношений.

Ключевые слова:

управление предприятием, экономический анализ
Цитировать публикацию:
Экономический анализ и его значение в управлении предприятием – С. 219-224.

Ekonomicheskiy analiz i ego znachenie v upravlenii predpriyatiem. , 219-224. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Обеспечение эффективного функционирования предприятия требует экономически компетентного управления его деятельностью. С помощью комплексной оценки исследуются направления формирования деятельности анализируемого субъекта. Глубоко и системно изучаются причины модифицирования итогов деятельности, аргументируются бизнес-планы и управленческие решения, реализовывается контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, обусловливается экономическая стратегия его развития. На сегодняшний день экономический анализ для любого предприятия, да и для каждого хозяйствующего субъекта актуален как никогда. Его значимость определяется, прежде всего, требованием рыночных отношений.

В условиях рынка добавляются новые факторы, игнорирование которых может привести к финансовым потерям, а при неблагоприятном развитии событий – к банкротству. При принятии любого управленческого решения угроза банкротства нависает как дамоклов меч, особенно если речь идет о стратегическом решении финансового характера. Поэтому обоснованность решений, связанных с финансовым положением экономического субъекта, становится жизненно необходимой [1].

Научной базой при принятии управленческих решений в бизнесе непременно следует считать комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для обоснования управленческих решений ведущим менеджерам предприятия, необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Вследствие этого составной частью профессиональной подготовки менеджеров, является овладение методикой комплексного экономического анализа на всех уровнях управления предприятием.

В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Все это, несомненно, повышает роль экономического анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности и, прежде всего, в наличии, размещении и использовании капитала и доходов [2].

Получение обусловленного числа наиболее значимых показателей, определяющих реальное состояние предприятия и указывающих на объективную и обоснованную характеристику финансового состояния, является ключевой целью экономического анализа. Результаты такого анализа необходимы как внутренним (руководителям предприятий, акционерам, учредителям и т.д.), так и внешним (кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым службам и т.д.) заинтересованным лицам. Аналитика и управляющего привлекает как текущее финансовое положение, так и деятельность, нацеленная на будущее. Альтернативность целей экономического (финансового) анализа предопределяют временные границы, а также цели, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации.

Предприятие – это автономный хозяйствующий субъект, сформированный для ведения хозяйственной деятельности, которая реализовывается в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

В практической деятельности предприятия, прежде всего, ориентируются на объем продаж и получение прибыли.

Общий объем продаж – стоимость товаров и услуг, реализованных потребителям, определяется как:

Объем продаж = Цена за единицу товара *

*Количество проданного товара, (руб.) (1)

Проблема измерения этого показателя заключается в том, что он подвержен мощному воздействию инфляционных процессов. Вследствие этого очень существенным является выбор периода, за который он вычисляется (неделя, месяц, квартал, год). При выборе длительного периода его рассчитывают в неизменных ценах, а для нужд бухгалтерского учета и текущего планирования, наоборот, в текущих ценах. Этот показатель может применяться для различных сторон оценки деятельности предприятия.

Для определения путей роста эффективности работы предприятия, применяется система технико-экономических показателей, которые характеризуют технико-экономическое и организационное состояние производства на определенный момент времени. Они отражают уровень использования оборудования, степень механизации и автоматизации, прогрессивность технологических процессов, качество выпускаемой продукции, эффективность производства, квалификацию кадров, организацию производства и труда, производительность труда и др. Сложность использования вышеназванных показателей состоит в определении степени влияния каждого из них и всех вместе на уровень экономического состояния предприятия в целом.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса.

Почетное место в определении финансового состояния отводится экономическому анализу.

Анализ деятельности хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений. В условиях становления рыночных отношений он имеет целью обеспечить устойчивое развитие доходного, конкурентоспособного производства и включает различные направления – правовое, экономическое, производственное, финансовое и др. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия предполагают всестороннее изучение технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Они основаны на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и являются важной функцией управления.

Оценка эффективности работы предприятия, как правило, основывается на анализе различных финансовых показателей, таких как чистая прибыль, рентабельность инвестиций, рыночная стоимость предприятия. Однако, составляя список финансовых коэффициентов, на основании которых будут приниматься стратегические решения, необходимо учитывать преимущества и недостатки использования этих показателей на практике.

Оценка эффективности работы предприятия, как правило, основывается на анализе различных финансовых показателей, таких как чистая прибыль, рентабельность инвестиций, рыночная стоимость предприятия. Однако, составляя список финансовых коэффициентов, на основании которых будут приниматься стратегические решения, необходимо учитывать преимущества и недостатки использования этих показателей на практике [3].

Для предприятий любой формы собственности очень важно учитывать финансовые результаты, отражающие динамику расходов и доходов в течение определенного времени. Однако сама финансовая информация, выраженная в денежной форме, без должного анализа производственной стратегии, эффективности использования производственных ресурсов и развития рынков сбыта не дают полной оценки текущего состояния и перспектив развития предприятия.

Экономический эффект выражается в натуральных и стоимостных показателях, характеризующих промежуточные и конечные результаты производства в масштабе предприятия, отрасли и народного хозяйства в целом. К таким показателям относятся, например, объем валовой, товарной, реализуемой, иногда чистой продукции, масса полученной прибыли, экономия различных элементов производственных ресурсов и общая экономия от снижения себестоимости продукции, величина национального дохода и совокупного общественного продукта и др. [4].

На современном этапе вопрос об эффективном использовании хозяйственных ресурсов стоит наиболее остро. Сегодня основная часть предприятий старается улучшить свою деятельность, за счет привлечения дополнительных ресурсов, в то время как на многих предприятиях остается масса скрытых и неиспользованных резервов. Их поиск имеет большое значение, так как они позволяют более эффективно использовать уже имеющиеся ресурсы. В результате именно интенсивного развития обеспечивается неуклонный рост, высокие темпы экономической эффективности производства. Поэтому комплексный анализ эффективности хозяйственной деятельности является обоснованием для применения оптимального управленческого решения, направленного на повышение интенсификации производства.

Под экономической эффективностью понимается соизмерение полученных результатов с имеющимися ресурсами и произведенными затратами. Эффективность – сложная социально-экономическая категория, присущая всем этапам развития общества. Она отражает характерные экономические, социальные, технологические, психологические и иные особенности объекта исследования. Эффективность оценивается во всех сферах деятельности, на различных ее уровнях (на макро - и микроуровне), анализируется и прогнозируется.

В настоящее время не существует единой установленной методики (подхода) к оценке эффективности производственной деятельности предприятий и поэтому решение данной задачи, сегодня носит многоплановый характер [5].

В общепринятой интерпретации показатель эффективности представляет собой отношение результата к затратам производства, вызвавшим этот результат. Эффективность вообще есть отношение эффекта (результата) к затратам на его получение. Однако такой подход оценки эффективности по итогам деятельности не позволяет учитывать интенсивность работы предприятия за весь отчетный период, т.к. в этом случае при незначительных вложениях и затратах можно получить достаточно хорошую оценку, не прикладывая существенных усилий по интенсификации производства.

Ряд экономистов считает, что под эффективностью следует понимать тот факт, что необходимые товары должны производиться за счет необходимых ресурсов. Однако при таком подходе сложно ответить на вопрос - насколько и как рационально использовались имеющиеся у предприятия ресурсы, т.к. сложно оценить упущенные возможности, которые возникают в результате принятия к реализации не самого прибыльного плана деятельности.

Некоторые экономисты предлагают оценивать эффективность через рост рыночной стоимости предприятия. Однако, учитывая то, что на стоимость акций предприятия действует большое количество факторов внешней среды, независящих от предприятия, такой подход не позволяет провести достоверную оценку того, насколько эффективно фирма сработала в сложившейся не зависимо от нее на рынке ситуации.

Из рассмотренных выше подходов видно, что разногласие различных мнений по поводу оценки эффективности деятельности экономических объектов возникает только по экономическому содержанию и методам определения результата и затрат. При этом деятельность одних экономистов направлена на создание единого обобщающего показателя эффективности, который можно было бы использовать при анализе хозяйственной деятельности и принятии решений на всех уровнях управления экономикой предприятия.

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью [6].

Особенно затруднительно принимать в оптимальном варианте оперативные решения. Большую помощь здесь может оказать оперативный анализ. В качестве субъектов анализа финансового состояния выступают собственники, заимодавцы, поставщики, клиенты, руководство предприятия и другие заинтересованные пользователи информации. Информация изучается каждым субъектом анализа исходя из его интересов. Так, собственников предприятия интересует отдача от вложенных средств, кредитов – уровень риска и возможность потерь, поставщиков – оценка возможностей оплаты за поставленную продукцию.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Состенко Л.С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Краткий курс: учебное пособие / Л.С. Сосненко, А.Ф. Черненко, Е.Н. Свиридова, И.Н. Кивелиус. М.: КНОРУС, 2007.
2. Бочаров В.В. Финансовый анализ. СПб: Питер, 2005. С. 6.
3. Сорокин А.А. Экономический анализ: учеб. пособие. М.: ГИНФО, 2006.
4. Борисов Л. Анализ финансового состояния предприятия // Экономика и жизнь. – 2005. – №5.
5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для экон. спец. вузов / Г.В. Савицкая, 6-е изд., доп. и перераб. Мн.: Новое знание, 2006. С. 5.
6. Финансы предприятий: учебник для вузов / под ред. проф. Н.В. Колчиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.