Направления совершенствования импорта готовой продукции (на примере ООО «Самара-СПАРК»)

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В работе выявлено значение импорта готовой продукции для экономики России; изучены основные методические подходы к оценке экономической эффективности импортной деятельности; проанализированы основные направления хозяйственной деятельности ООО «Самара-СПАРК»; проведен анализа импортной деятельности ООО «Самара-СПАРК» и расчет ее эффективности; разработаны практические рекомендации по повышению эффективности импортной деятельности предприятия.

Ключевые слова:

внешнеэкономическая деятельность, импорт, оценка эффективности импорта, эффективность внешнеторговой деятельности
Цитировать публикацию:
Направления совершенствования импорта готовой продукции (на примере ООО «Самара-СПАРК») – С. 94-99.

Napravleniya sovershenstvovaniya importa gotovoy produktsii (na primere OOO «Samara-SPARK»). , 94-99. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших сфер деятельности государства и отдельных предприятий. Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятиям возможность использования преимуществ международной кооперации производства, что повышает эффективность их функционирования и расширяет варианты в принятии решений для осуществления своих производственных задач. В связи с этим в настоящее время возникла объективная необходимость изучения внешнеэкономической деятельности.

В современных условиях интеграции России в мировое хозяйство резко усиливается значение импортной деятельности, осуществляемой предприятиями. Импорт должен обеспечить внутренний рынок товарами, которые в России не производятся, а также стимулировать конкуренцию на внутреннем рынке для повышения качества производимых товаров и снижения цен на них. Кроме того, импорт позволяет национальным компаниям не только получать информацию о новейших производственных решениях, но и использовать данные инновации в своем производстве.

Предприятия импортируют товары как для использования в своем производстве, так и для торговли этими товарами. Активное развитие импортной деятельности торговых предприятий диктует необходимость изучения направлений повышения её эффективности, особенно в условиях, когда в экономике страны присуще преобладание в структуре импорта машин и оборудования, транспортных средств и другой готовой продукции.

От того, насколько грамотно предприятие способно вести импортную деятельность в непредсказуемых условиях рынка, будет зависеть эффективность ее результатов по выбранному направлению.

Целью исследования является разработка практических рекомендаций по повышению эффективности импорта готовой продукции ООО «Самара – СПАРК».

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

  • определение значения импорта готовой продукции для экономики России;
  • рассмотрение методических подходов к оценке экономической эффективности импортной деятельности;
  • изучение основных направлений хозяйственной деятельности ООО «Самара-СПАРК», являющегося объектом исследования;
  • проведение анализа импортной деятельности ООО «Самара-СПАРК»;
  • определение эффективности импортных сделок, осуществляемых ООО «Самара-СПАРК»;
  • разработка практических рекомендаций по повышению эффективности импортной деятельности на предприятии.
  • Импорт готовой продукции имеет важное значение для экономики России, и в том числе для экономики Самарской области. Вместе с тем большинство видов аналогичной готовой продукции производится и на отечественных предприятиях. Поэтому организации–импортеры должны оценивать выгодность закупок товаров за рубежом.

    Большой вклад в развитие теоретического и методологического обеспечения оценки экономической эффективности внешнеторговой деятельности внесли Г. Л. Шагалов, Т. В. Миролюбова, А. С. Буров, Л. Е. Стровский, С. И. Долгов, И. И. Кретов, Т. Б. Крылова, О. И. Дегтярева, О. Н. Воронкова, Е. П. Пузакова, О. П. Матвеева и др. В их исследованиях представлено теоретическое обоснование эффективности импортной деятельности и проведен анализ факторов эффективности.

    В ходе работы для оценки эффективности импорта готовой продукции ООО «Самара – СПАРК» была выбрана методика Л.Е. Стровского [1], так как она позволяет дать качественный укрупненный анализ экономической эффективности импорта товаров и оборудования. Расчет по формулам данной методики позволяет сделать однозначные выводы о том, выгодно ли заниматься импортом.

    В процессе исследования деятельности ООО «Самара-СПАРК» были рассмотрены его технико-экономические и финансово-хозяйственные показатели. Данные показатели характеризуют предприятие как динамично развивающуюся, конкурентоспособную организацию, обладающую достаточной финансовой устойчивостью. Исходя из того, что практически по всем показателям наблюдается рост, финансово-экономическое состояние предприятия можно охарактеризовать с положительной стороны. Что свидетельствует о том, что руководство предприятия уделяет должное внимание развитию его экономики, что способствует повышению конкурентоспособности продукции и росту эффективности труда.

    Внешнеэкономическая деятельность ООО «Самара-СПАРК» представлена импортом готовой продукции. Около 40% [2] реализуемых товаров составляют импортные товары. На сегодняшний день предприятие активно занимается развитием внешнеэкономических связей по закупке товаров из Китая, Словении, Польши. Китайские товары характеризуются низкой себестоимостью производства, при этом, со временем качество товаров повышается. Данный факт является основополагающим для стабильного увеличения объемов импорта товаров из этой страны.

    Оценка экономической эффективности импорта готовой продукции ООО «Самара-СПАРК» показала, что ввоз товаров из-за границы и реализация их на внутреннем рынке достаточно эффективны и более выгодны, чем реализация аналогичных товаров, приобретенных на внутреннем рынке.

    Тем не менее, необходимо постоянно искать пути совершенствования, чтобы не отстать от конкурентов.

    Так как на эффективность импорта влияют объем выручки от продажи импортных товаров и их себестоимость, для повышения эффективности импорта необходимо увеличивать объем выручки и (или) уменьшать себестоимость.

    В результате проделанной работы были предложены следующие пути повышения эффективности импорта.

    1. Уменьшение себестоимости за счет увеличения объемов закупок и в связи с этим получения скидок у поставщика, а также уменьшения стоимости перевозки, приходящейся на единицу товара. Для того чтобы уменьшить себестоимость закупаемого за границей товара за счет уменьшения цены поставщика, необходимо закупать товар более крупными партиями, за которые полагаются скидки и бонусы. Так, поставщик термосов из нержавеющей стали предлагает скидки до 5% при единовременной закупке товара в объеме 40 футового контейнера HQ (High-Cube) (68 куб. м). Для сравнения: ООО «Самара-СПАРК» единовременно закупает 20 футовый контейнер товара (27,5 куб.м), теряя при этом возможные скидки. Кроме того, доставка контейнера 40HQ выгоднее, чем доставка 20 футового контейнера. Доставка 40 футового контейнера HQ в 1,5 раза дороже доставки 20 футового контейнера, притом, что объем 40 HQ больше объема 20 футового контейнера в 2,47 раза.

    В табл. 1 приведены величины эффекта и эффективности импортной сделки по термосам для 20 и 40 футовых контейнеров, а также данные для их расчета.

    Из табл. 1 видно, что эффект от сделки при использовании 40 футового контейнера составит 2930985,69 руб., что в 2,83 раза больше эффекта от сделки, проведенной с использованием 20 футового контейнера.

    Таблица 1

    Повышение эффективности импорта за счет увеличения объемов закупок [3]


    Объем контейнера
    20 футовый
    (27,5 куб. м.)
    40 футовый HQ
    (68 куб. м.)
    1
    2
    3
    4
    1
    Количество, шт.
    9448
    23362
    2
    Стоимость товара у поставщика, FOB, руб.
    702455,80
    1650109,42
    3
    Таможенная стоимость, руб.
    749305,80
    1715109,42
    4
    Таможенная пошлина (15%), руб.
    112395,87
    257266,41
    5
    НДС (18%), руб.
    155106,30
    355027,65
    6
    Величина таможенных платежей, в т.ч. НДС, руб.
    267502,17
    612294,06
    7
    Стоимость доставки согласно условиям FOB, руб.
    176933,03
    265399,54
    8
    Стоимость услуг брокера, руб.
    40000,00
    40000,00
    9
    Итого себестоимость импортного товара, руб.
    1186891,00
    2567803,02
    10
    Выручка от реализации всей партии, руб.
    2223806,00
    5498788,71
    11
    Средняя цена продажи товара, руб.
    235,37
    235,37
    12
    Эффект от сделки, руб.
    1036915,00
    2930985,69
    13
    Эффективность сделки
    1,87
    2,14

    Также прослеживается повышение эффективности с использованием 40 футового контейнера (2,14) по сравнению с 20 футовым контейнером (1,87). То есть на рубль затрат приходится 2,14 рубля выручки, вместо 1,87 рубля выручки.

    Повышение эффекта и эффективности импорта произошло за счет снижения себестоимости при использовании контейнера большей вместимости. Причинами снижения себестоимости стали снижение стоимости товара у поставщика, как следствие уменьшение таможенных платежей на единицу товара и уменьшение стоимости перевозки на единицу товара.

    Итак, все затраты на единицу товара при использовании 40 футового контейнера будут меньше, чем при использовании 20 футового контейнера, что приведет к снижению себестоимости и, соответственно, повышению эффективности импортной сделки.

    Аналогичные результаты могут быть получены не только за счет увеличения количества существующего ассортимента до объемов 40 футового контейнера, но и за счет расширения самого ассортимента.

    Для успешной реализации увеличенного объема продукции требуется расширение рынков сбыта, в том числе следует обратить особое внимание на страны Ближнего Зарубежья, особенно Беларусь и Казахстан, являющиеся членами таможенного союза.

    2. Уменьшение себестоимости за счет получения скидок у поставщика при использовании 100% предоплаты за импортируемый товар.

    Из табл. 2 видно, что при использовании 100% предоплаты и при одинаковом количестве товара эффект от сделки выше в 1,02 раза эффекта от сделки при использовании частичной предоплаты. Эффективность также больше, а именно на рубль затрат приходится 1,90 руб. выручки, вместо 1,87 руб. как в случае с частичной предоплатой.

    Повышение эффекта и эффективности сделки в данном случае произошло за счет снижения себестоимости импортного товара, а конкретней за счет снижения стоимости товара у поставщика и как следствие снижение таможенных платежей. Все остальные статьи затрат остались неизменными.

    Таблица 2

    Повышение эффективности импорта за счет использования 100% предоплаты [4]


    Предоплата
    Частичная (30%)
    Полная (100%)
    1
    Количество, шт.
    9448
    9448
    2
    Стоимость товара у поставщика, FOB, руб.
    702455,80
    688406,68
    3
    Таможенная стоимость, руб.
    749305,80
    735256,68
    4
    Таможенная пошлина (15%), руб.
    112395,87
    110288,50
    5
    НДС (18%), руб.
    155106,30
    152198,13
    6
    Величина таможенных платежей, в т.ч. НДС, руб.
    267502,17
    262486,64
    7
    Стоимость доставки согласно условиям FOB, руб.
    176933,03
    176933,03
    8
    Стоимость услуг брокера, руб.
    40000,00
    40000,00
    9
    Итого себестоимость импортного товара, руб.
    1186891,00
    1167826,35
    10
    Выручка от реализации всей партии, руб.
    2223806,00
    2223806,00
    11
    Эффект от сделки, руб.
    1036915,00
    1055979,65
    12
    Эффективность сделки
    1,87
    1,90

    Отслеживание валютного курса приобретаемой валюты для оплаты поставщику. Для более эффективной работы по импортным сделкам нужно следить за валютным курсом приобретаемой валюты для оплаты поставщикам. Более того, необходимо сразу обменивать суммы более 10000 долларов, так как в таком случае некоторые банки предоставляют меньший курс обмена, например, Сбербанк России.

    3. Уменьшение транспортных расходов за счет правильного выбора компании-перевозчика.

    4. Поиск новых поставщиков. Поиск новых поставщиков также может положительно сказаться на уменьшении себестоимости товара и, соответственно, на повышении эффективности импорта за счет предложения аналогичного товара по более низким ценам. Для расширения поиска новых поставщиков необходимо посещать выставки, в которых участвуют потенциальные контрагенты. Например, выставка товаров готовой продукции Canton Fair в Гуанчжоу, в Китае проводится два раза в год, весной и осенью. Также аналогичные выставки проводятся в Шанхае, Гонконге, Пекине. Кроме того, нужно посещать выставки, проводящиеся в России при участии как иностранных, так и отечественных поставщиков, например, выставка Household Expo, проходящая в Москве. Несмотря на увеличивающиеся в этом случае коммерческие расходы на командировки, финансовый результат все равно может оказаться выше за счет более низких цен у нового поставщика.

    Таким образом, существует несколько путей повышения эффективности импорта, которые лучше всего использовать в комплексе. Важно отметить, что импорт готовой продукции ООО «Самара-СПАРК» является эффективным. Но для роста показателей эффективности импорта предприятию нужно применять возможности оптимизации импортных операций на практике описанными выше путями.

    [1] Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для вузов/ Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. проф. Л.Е. Стровского. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2011.

    [2] Взято автором из управленческой и у четной документации ООО «Самара-СПАРК».

    [3] Рассчитано автором на основе учетной документации ООО «Самара-СПАРК».

    [4] Там же.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для вузов/ Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. проф. Л.Е. Стровского. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2011.