Роль Украины в системе современных экономических отношений на постсоветском пространстве как страны-транзитера

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Данное исследование ставит перед собой цель, дать экономическую оценку географического положения Украины и выявить транзитную роль Украины, которую она должна занять в мировой экономической системе при сотрудничестве с Россией.

Ключевые слова:

международное сотрудничество, Украина, транзит, газопровод, ЕврФзЭС
Цитировать публикацию:
Роль Украины в системе современных экономических отношений на постсоветском пространстве как страны-транзитера – С. 83-89.

Rol Ukrainy v sisteme sovremennyh ekonomicheskikh otnosheniy na postsovetskom prostranstve kak strany-tranzitera. , 83-89. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Украина владеет одной из крупнейших газотранспортных систем с пропускной способностью на входе – 288 млрд м3 и 178,5 млрд м3 в год – на выходе (105 млн т). Однако в ближайшем будущем Украина может лишиться значительных доходов от транзита в страны Европы природного газа из Российской Федерации, на которую приходится до 80% объема транзита, идущего через территорию Украины. Например, в 2004 году Украина в качестве оплаты за транзит получила 29,2 млрд м3 газа, который могла перепродать по цене значительно большей и тем самым расплатиться за российский газ для собственных нужд, а в 2009 году, как и планировалось, в бюджет поступило около 2,2 млрд долларов от транзита российского газа, что составило больше 7% всех доходов украинского государственного бюджета.

В результате непоставок газа Украина заслужила репутацию недобросовестного партнера, особенно в январе2009 г., что вынудило ЕС принять решение о необходимости диверсификации транзита энергоресурсов, чтобы снизить свою зависимость от такой страны – транзитера.

Существует несколько вариантов транзита: «Северный поток», «Южный поток» и Nabucco. Так как ЕС присвоил газопроводу «Северный поток» статус трансъевропейской энергетической сети, означающий, что он является одним из ключевых проектов, стоит более обстоятельно рассмотреть другие варианты.

Первый проект – «Южный поток» – совместный российско-итальянский газопровод (ОАО «Газпром» и концерн ENI). Рассматриваются два варианта маршрута этого газопровода, который пойдет от КС «Починки» (Россия) по Черному морю до порта Варну (Болгария), а дальше либо на юго-запад через Грецию и Адриатическое море в Италию, либо на северо-запад через Сербию, Венгрию, Австрию и Словению с возможной перспективой в Италию. При этом межправительственные соглашения, по данным ОАО «Газпрома», уже подписаны с Болгарией, Сербией, Венгрией и Грецией.

С экономической точки зрения проект «Южный поток» обладает некоторыми значительными преимуществами по сравнению с транзитом газа через территорию Украины (табл. 1).

Таблица 1

Основные преимущества и недостатки газопровода «Южный поток» по сравнению с Nabucco

Преимущества
Недостатки
1. Амортизационные расходы на газопровод «Южный поток» и подводящие газопроводы (34,9 долл. на тыс. м3) будут меньше, чем затраты на транзит через территорию Украины в случае повышения ставки транзита до европейского уровня (53,8-57,6 долл. на тыс. м3). В 2009 г. затраты на транзит составляли 21,8 долл. на тыс. м3 при ставке 1,7 долл./тыс. м3/100 км
1. Украина может препятствовать строительству, т.к. из1000 кмморского участка газопровода большая часть проходит через украинские прибрежные воды, а согласно Конвенции ООН по морскому праву (ст.79 п.3) строительство (прокладка) трубопровода на континентальном шельфе осуществляется только с согласия прибрежного государства
2. Строительство газопровода сократит непредвиденные расходы ОАО «Газпром», вследствие несанкционированного отбора Украиной газа (например, в период с 1 по 6 января 2009 г. – 86 млн м3), и потери выручки более 800 млн долл. из-за газового конфликта2009 г. При этом российский бюджет недополучил таможенных пошлин в размере более 240 млн долл.
2. Стоимость проекта «Южный поток» (20 млрд долл.) превышает оценочную стоимость проекта Nabucco (12,3 млрд долл.)
3. Строительство нового газопровода решит в какой-то степени проблему изношенности (20-50% трубопроводов находится в плохом состоянии) газотранспортной системы Украины. Для ее поддержания необходимо около 2,5 млрд евро.
Источник: составлена автором на основе данных http://www.eegas.com [Электронный ресурс]: сайт EEGA / South Stream и транзит через Украину, http://premier.gov.ru/events/1656.html [Электронный ресурс]: сайт Правительства РФ / В. Путин на встрече с представителями иностранных СМИ.

Главным конкурентом «Южного потока» считается Nabucco (второй проект), который с особым усилием лоббируют США и поддерживает ЕС. В некоторой степени он дублирует проект ОАО «Газпрома», особенно на территории Европы (проходит через те же страны: Болгарию, Венгрию, Австрию), с одной только разносностью, что идет не через Сербию, а Румынию (рис. 1). Несмотря на то, что договор о строительстве газопровода подписан со стороны Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии, Австрии и Еврокомиссией еще в июне2007 г., вопрос о наполнении его газом до сих пор не решен. Первоначально планировалось, что это будет иранский газ, но из-за конфликта вокруг иранской ядерной программы было принято решение, заменить его на среднеазиатский и азербайджанский газ.

Рис. 1. Варианты транзита энергоресурсов в Европу

Важным отличием проекта Nabucco от российско-итальянского газопровода является неучастие в нем России, именно по этой причине США так яростно пытаются навязать его ЕС. Однако он невыгоден Западной Европе, даже, несмотря на то, что по некоторым оценкам проект Nabucco будет обходиться на 40-50% дешевле [1]. В первую очередь невыгодность заключается в неопределенности главного поставщика газа и хватит ли этого газа для наполнения газопровода. При этом важным аргументом в пользу «Южного потока» может быть репутация ОАО «Газпром», который на протяжении многих лет успел зарекомендовать себя на европейском рынке в качестве надежного поставщика энергоресурсов.

Таким образом, строительство новых газопроводов невыгодно для Украины, так как уменьшит объем транспортируемого газа, что наглядно представлено на рис. 2, а, следовательно, сократит поступления в бюджет. Например, с введением в строй газопровода «Южный поток» объем транспортируемого природного газа уменьшится с 126 млрд м3 в 2009 г. до 88 млрд м3 в год. Ситуацию, в некоторой степени, может изменить повышение ставки за транзит.

Роль Украины в системе современных мирохозяйственных связей проявляется не только как страны – транзитера нефтегазовых ресурсов, но других сырьевых товаров в Европу. Совместно с Россией Украина является совладельцем мощного аммиачного трубопровода «Тольятти – Горловка – Одесса». Длина украинского участка составляет1018 кми обслуживает его «Укрхимтрансаммиак», а российского –1396 км. Крупнейший мировой производитель аммиака российский экспортер «ТольяттиАзот» пытается диверсифицировать свои поставки в обход Украины путем строительства глубоководного морского порта в Краснодарском крае, который будет

Рис. 2. Экспорт России по основным газопроводам, млрд м3 в год [2]

использоваться не только для перевалки аммиака, калийных, азотнофосфорных химических удобрений, но и зерна, и других сухогрузов. К такому решению руководство «ТольяттиАзота» подтолкнула продажа ОАО «Одесского припортового завода», а также мировой экономический кризис 2008–2009 гг., так как ставки транзитного тарифа за использование аммиакапровода «Тольятти-Одесса» через территорию Украины постоянно повышаются. Предприятию выгоднее использовать для транспортировки небольших объемов аммиака железнодорожный транспорт и свой порт.

Уменьшить свою зависимость от украинского транзита Россия пытается и с помощью железнодорожных паромов. Так, в2009 г. открылось паромное сообщение между Россией и Болгарией, минуя Украину, хотя раньше все грузы транспортировались через украинский порта Ильичевск. Тарифы на транспортировку планируется установить ниже, чем при перевозке через Украину. Объем перевозок может составить 2 млн т. в год, благодаря сниженным тарифам и мобильности.

Кроме того, Украина могла бы значительно расширить свои транзитные возможности в области электроэнергетики. Однако в 2007 году Украина отказалась присоединиться к Соглашению о формировании общего электроэнергетического рынка [3]. Причина отказа заключалась в неконкурентоспособности украинской энергетики по сравнению с российской и казахстанской, а именно в ограниченности сырьевой базы Украины для производства топлива электростанциям. Почти всю электроэнергию она тратит на собственное потребление и свою энергоемкую промышленность, а в годы повышенного спроса импортирует её из России. В 2007 г. импорт был минимальным и составил 34,7 млн кВт.ч.

Украина, как страна, поддерживающая евроинтеграционной курс, стремится к объединению энергосистем со странами Евросоюза. Первый шаг в этом направлении был сделан в2002 г. при синхронизации Бурштынской ТЭС с Трансъевропейской синхронной объединенной электроэнергетической системой (TESIS) для поставок электроэнергии в Восточную Европу. Однако, даже по оценкам украинских специалистов, полное объединение невозможно в течение ближайших 5-10 лет, так как такой проект предполагает огромное количество инвестиций и благоприятную экономико-политическую ситуацию, как в стране, так и в электроэнергетической отрасли. К тому же главной проблемой Украины является ограниченность экспортного энергопотенциала – всего 500-600 МВт, поэтому между трейдерами развернулась борьба за транзит.

Перепродавая электроэнергию в Восточную Европу, они зарабатывают колоссальную прибыль. Так, в 2005 г. System Consulting ZRt закупила электроэнергию у украинского монополиста «Укринтерэнерго» на 72 млн долл., а экспортировала ее за 266 млн долл., Korlea Invest Holding AG – на 7,3 млн долл., а заработала 31,5 млн долл., Zomar – на 18 млн долл., а продала за 66 млн долл. В 2008 г. только за пять месяцев энергоэкспортеры получили 190 млн долл. [4]. С введением изменений в закон «Об электроэнергетике» [5] Украина через аукционы будет зарабатывать еще больше прибыли, продавая свою электроэнергию на экспорт.

Однако объемы экспорта электроэнергии в Украине не соответствуют потенциалу страны, так как, создав общий электроэнергетический рынок со странами ЕврАзЭС, она бы смогла расширить свои возможности. Это реализуемо, так как крупнейшая электроэнергетическая система существует в пределах 11 стран СНГ, которая может работать в параллельном режиме [6] и была создана еще при СССР для обмена электроэнергией между республиками.

Таким образом, присоединившись к Концепции формирования общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС [7], оговорив общую методологию расчета тарифов на транзит электроэнергии, урегулировав необходимую законодательную базу и технические стандарты, Украина могла бы значительно расширить свои транзитные возможности, благодаря российской электроэнергии, сократить многочисленных посредников. Кроме того, это позволит осуществить конвергенцию интересов производящих (генерирующих) электроэнергию предприятий и осуществляющих её транзит, развить в стране электроэнергетическую инфраструктуру, модернизировать старую, а также будет благоприятствовать созданию совместных предприятий и притоку инвестиций в этой отрасли, а следовательно, и интеграции на постсоветском пространстве.

Без создания общего электроэнергетического рынка между Украиной и ведущими странами на постсоветском пространстве дальнейшее объединение с энергосистемой стран ЕС бессмысленно, так как в Украине не хватит генерирующих мощностей для удовлетворения потребностей этих стран.

Украина в силу своего уникального географического положения обладает огромным транзитным потенциалом. К 2020 г. транзитный потенциал стран-участниц Сообщества может достичь 490 млн т. притом, что сегодня только 1% от общего объема грузоперевозок между странами ЕС и Азиатско-Тихоокеанского региона проходит через международные транспортные коридоры ЕврАзЭС [8]. Интеграция национальных транспортных систем стран Сообщества и Украины в единую транспортную систему способствовало бы увеличению объемов внешней торговли стран, модернизации существующих железнодорожных, автомобильных коридоров и транспортной инфраструктуры, а также строительству новых маршрутов. В свою очередь Украина смогла бы получать постоянный доход в бюджет государства от транзита грузов.

Наиболее перспективным проектом в рамках ЕврАзЭС + Украина может стать автомагистраль Западная Европа – Китай с протяженностью8455 км. В будущем она может стать серьезным конкурентом коридору Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), так как обладает меньшим количеством паромных переправ и перегрузок, что значительно ускоряет сроки доставки грузов.

Как известно, водные перевозки дешевле сухопутных, но до сих пор водные пути Западной Европы и Европейской части России остаются разделенными. Однако существует проект, созданный в СССР, по соединению Волжско-Камского (Россия) и Днепровского (Украина) каскадов, то есть Днепра с Доном и Окой, что позволило бы осуществлять внутренние водные перевозки грузов между Европой, Украиной и Россией.

Еще одним положительным аспектом для объединения стран в единую транспортную систему может стать развитость железнодорожных коммуникаций, доставшихся в наследство от СССР. Например, наиболее часто используемые коридоры для перевозки грузов железнодорожным транспортом: Транссибирская магистраль, проходящие через Украину Северный (Китай – Западная Европа) и Центральный (из Азии в Центральную Европу) трансазиатский коридоры.

Таким образом, присоединившись к Соглашению о формировании Транспортного союза от января1998 г., Концепции формирования Единого транспортного пространства ЕврАзЭС от января2008 г. и, предложив свои варианты транспортных коридоров, Украина смогла бы принимать активное участие в формировании транспортной политики, гармонизации законодательства, тарифов и условий транзита, а также в конкретных проектах на полноправных правах, как и остальные государства-участники Сообщества.

[1] Официальных данных о технико-экономическом обосновании проекта газопровода «Южный поток» нет.

[2] Экспортные газопроводы России [Электронный ресурс]: сайт EEGA / http://www.eegas.com

[3] Соглашение о формировании общего электроэнергетического рынка подписали страны, входящие в ЕврАзЭС (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) и Армения.

[4] Гошовский И. Экспорт напряжения [Электронный ресурс]: сайт украинской экономической газеты «ИнвестГазета». 2009. №13, 6-12 апреля / www.investgazeta.net.

[5] Закон Украины №1371 «О внесении изменений в закон Украины «Об электроэнергетике» от 22.04.2009 г.

[6] Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем СНГ был подписан 25.11.1998 г.

[7] Концепция была принята 12 декабря 2008 г. на 22-ом заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС.

[8] Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше // Отраслевой обзор (март) Евразийского Банка Развития – Алматы, 2009. С.5.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Экспортные газопроводы России [Электронный ресурс]: сайт EEGA / http://www.eegas.com
2. Гошовский И. Экспорт напряжения [Электронный ресурс]: сайт украинской экономической газеты «ИнвестГазета». 2009. №13, 6-12 апреля / www.investgazeta.net.
3. Закон Украины №1371 «О внесении изменений в закон Украины «Об электроэнергетике» от 22.04.2009 г.
4. Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше // Отраслевой обзор (март) Евразийского Банка Развития – Алматы, 2009. С.5.