Кабинетные исследования отечественного рынка фитнес-услуг
Ключевые слова:
маркетинг, кабинетные исследования, фитнес-услугиПриглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Услуга как объект маркетинговой деятельности обладает рядом характеристик, отличающих ее от физического продукта. Сама фитнес-услуга относится к разряду нематериальных, более того, она обладает социальной значимостью, но при этом чувствительна к динамичной рыночной конъюнктуре. Специфичен весь маркетинг-микс, включая элемент «personal».
Целью проводимых маркетинговых кабинетных исследованиях является выявление структуры и динамики, а также проблем развития рынка фитнес-услуг. Полученная информация будет в дальнейшем использована для идентификации возможностей и угроз, которые определят стратегические альтернативы развития конкретного фитнес-центра.
По динамике роста количества фитнес-центров Россия опережает ведущие страны мира. Заняв прочные позиции на рынке в мегаполисах, крупнейшие игроки действуют по тактике «коврового покрытия»: в регионах открывают фитнес-центры по системе франчайзинга. Фитнес-индустрия в России набирает силу за счет привлечения различных ресурсов, в частности, с помощью организации и проведения выставочных и фестивальных проектов, среди которых, например, фитнес-фестиваль MIOFF и Московский международный открытый фестиваль здоровья и фитнеса.
В России не существует четкой классификации фитнес-клубов, но в соответствии с различными критериями можно выделить определенные категории (в соответствии с данными RBC). Классификация без учета так называемых «качалок» и «дворцов спорта», которые предоставляют посетителям услуги различных спортивных секций.
По количеству оказываемых услуг:
1) наличие бассейна;
2) наличие тренажерного зала с силовыми тренажерами;
3) наличие залов для занятий боксом, восточными единоборствами;
4) наличие зала с кардиотренажерами;
5) наличие залов для проведения групповых программ;
6) наличие детской комнаты и специализированных занятий для детей;
7) наличие сауны, бани, хамама;
8) наличие салона красоты, SPA-центра;
9) наличие фитнес–бара.
По целевой аудитории:
1) клубы для требовательных клиентов, обладающих большими финансовыми возможностями; клубы, ориентированные на богемную или модную публику;
2) клубы, ориентированные на средний класс (клубы, предлагающие весь спектр стандартных услуг, часто с наличием бассейна, по нечрезмерной цене);
3) бюджетные клубы для людей непритязательных, либо ограниченных в средствах;
4) клубы для студентов и домохозяек (шаговой доступности);
5) клубы «только для женщин».
На стоимость клуба в основном влияет его «элитность», а не размер. Так, многие клубы-гиганты действуют отнюдь не в сегменте премиум-класса, а скорее в бизнес или даже среднем классе («RBC»). По стоимости (по данным RBC):
1) премиум-класс – от 80 тыс. руб./год и выше;
2) бизнес-класс – от 50 до 75 тыс. руб./год;
3) средний класс – от 30 до 50 тыс. руб./год;
4) демократичный сегмент – от 30 тыс. руб./год.
По размеру:
1) малые – площадью до 2000 кв.м.;
2) средние – от 2000 до 5000 кв.м.;
3) крупные – от 5000 до 7000 кв.м.;
4) гиганты – свыше 7000 кв.м.
По системе оплаты и вариантам членства:
1) клубная карта на длительное членство в клубе (полгода, год);
2) дневная клубная карта (на будние дни);
3) клубная карта выходного дня;
4) семейные клубные карты;
5) абонемент на месяц или квартал;
6) оплата за каждое посещение [1].
Сейчас почти все фитнес-центры предлагают корпоративные программы. Зачастую корпоративные члены клуба получают следующие преимущества:
1) за компанией закрепляется личный фитнес менеджер, который курирует спортивные достижения сотрудников и решает организационные вопросы выездных мероприятий;
2) каждой компании предоставляется возможность приобрести корпоративное членство, в некоторых случаях и дополнительные услуги (например, аренду многофункциональных игровых залов, бассейна);
3) возможность полной или частичной оплаты карты;
4) индивидуальные программы для каждого сотрудника;
5) часы работы клуба соответствуют требованиям современных занятых людей [2].
В зависимости от количества сотрудников рассчитывается скидка для всей группы. Часто цена корпоративного членства составляет менее 50% от индивидуального.
Рис.1. Структура российского рынка фитнес-услуг в 2011 году
На клубы высшей категории, стоимость годовой карты, в которых колеблется в пределах 1500-4000долл. и выше, приходится 72% оборота рынка фитнеса. Клубы среднего ценового сегмента (600-1000 долл. за годовую карту) приносят порядка 28% дохода фитнес-услуг.
В настоящее время премиум-сегмент заполнен уже на 70-90% и срок окупаемости клубов данного сегмента вырос до 5-6 лет. В связи с этим многие игроки направляют свои усилия на освоение среднего ценового сегмента. Наибольшие перспективы ожидают клубы, предоставляющие широкие возможности для семейного фитнеса, предлагая клиентам широкий спектр сопутствующих услуг, новые групповые и индивидуальные программы, эксклюзивные разработки и оборудование, соответствующее мировым стандартам. Неслучайно в последнее время крупные сети уделяют особое внимание развитию этого сегмента.
Согласно рис. 2 наиболее выгодная позиция в глазах потребителя у организаций, имеющих в своей структуре бассейн, потому что наибольшей популярностью среди населения пользуется плавание (31.1%). Поэтому часто при поиске фитнес-клуба, помимо основных услуг, входящих в клубную карту, потребителя интересует наличие бассейна.
Рис. 2. Структура потребительского спроса на фитнес-услуги
Только в 22,2% случаев потребители готовы получать весь комплекс фитнес-услуг. Как правило, это тренажерный зал, различные виды аэробики, единоборства или восточные практики (йога, гимнастика) и т.д. Почти 11% потенциальных клиентов фитнес-клубов хотят заниматься в тренажерном зале. Доли остальных услуг в общем спросе не превышают 5%. Например, на аэробику и восточные практики приходится по 3,3%, а на аква-эробику и спортивные танцы – по 2,2%. Кроме того, в фокусе фитнес-услуг выявлен спрос на различные виды единоборств, настольный теннис и сквош.
В настоящее время на отечественном рынке насчитывается порядка 1500 клубов, а в 2012 г. их будет уже порядка 3500 клубов [3].
В условиях возрастающей конкуренции двигателем фитнес-бизнеса становятся демократичные цены, разнообразия фитнес-услуг, и также расширение клиентской базы за счет проникновения на региональный рынок.
Основные игроки, присутствующие на рынке, не собираются его покидать. Возможен приход в Россию западных игроков, но в этом случае им придется кого-то покупать, вкладывать огромные инвестиции, чтобы компенсировать то время, которым существующие операторы смогли воспользоваться: это касается и мест размещения клубов, и клиентской базы, и наработанного имиджа, и многого другого.
Возрастающий спрос на фитнес-услуги влечет за собой рост предложений. В данном случае в выигрыше остается тот участник рынка, чье предложение соответствует основным предпочтениям потребителя. Исследовательским центром League Consulting были выявлен ряд моментов, которые на сегодняшний день являются обязательной составляющей бренда фитнес-центра [4]:
Так, в настоящее время многие фитнес-клубы предлагают конкурентные предложения по оплате. Время от времени клубы объявляют о скидках (как правило, не более 15% от стоимости карты), предлагают особые условия для корпоративных клиентов, пенсионеров и детей.
Для привлечения клиентов многие фитнес-операторы предлагают перечень услуг, связанных не только с фитнесом, но и с досугом: организация дня рождения, детские праздники, корпоративные и туристические мероприятия.
В фитнес-индустрии, так же как и на рынке услуг салонов красоты, одним из ключевых конкурентных преимуществ остается кадровый состав фитнес-клуба, что немаловажно для поддержания существующей клиентской базы, так и ее расширения.
Жесткая конкуренция в сегменте люкс уже сейчас подталкивает клубы к использованию различных маркетинговых ходов, будь то уникальные программы тренировок или занятия на эксклюзивном оборудовании. Сегмент клубов для среднего класса пока и свободен, но становится все привлекательнее для инвесторов из премиум-класса с точки зрения расширения бизнеса и повышения его доходности.
К основным барьерам входа в фитнес-индустрию можно отнести:
Регионы становятся все более привлекательными для фитнес-операторов. Наиболее интересными остаются города-миллионники, где наилучшим образом развита инфраструктура и имеются все предпосылки для интенсивного развития, причем во всех возможных сегментах рынка. Развитие бизнеса сетей фитнес-клубов в основном и происходит за счет интенсивной региональной экспансии.
Так, в RFG уже включены фитнес-клубы в Хабаровске, Саратове, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Уфе, Ростове-на-Дону и др. городах [5].
Рынок фитнес-услуг в России ближайшие годы будет активно расти и структурироваться. Он будет развиваться как количественно, так и качественно. Вероятен вывод на рынок новых узкоспециализированных «продуктов», таких как студии и залы.
Возможно укрепление крупных сетей за счет приобретения и переоснащения различных спортивных объектов, которые в данный момент не соответствуют требованиям рынка. Фитнес будет становиться все более доступным, будут открываться демократичные клубы, вовлекая более широкие слои населения.
Таким образом, можно отметить, что современный отечественныей рынок фитнес-услуг достаточно привлекателен для потенциальных инвесторов в первую очередь с позиции динамики доминантных показателей:
1) потенциальная емкость российского рынка фитнес-услуг составляет порядка 2 млрд долл. Этой величины рынок может достичь через 5-6 лет;
2) услугами фитнес-клубов пользуется только 2% населения в Москве и менее 1% в регионах, в то время как потенциал в Лондоне этот показатель – 20%, в Барселоне – 35%, а в Берлине – почти 60%. Таким образом, рынок может оцениваться с десятикратным потенциалом;
3) российский рынок услуг фитнеса находится в стадии становления и его величина все еще составляет менее 1% от общемирового рынка, годовой оборот российской фитнес-индустрии в 20 раз меньше, чем в США. Значительное отставание России от западных стран, рост спроса на услуги фитнеса, наблюдающийся дефицит заведений высокого класса обусловливает перспективность данного рынка;
4) ежегодный темп роста рынка ожидается не ниже 125% и падения не ожидается, прежде всего, в регионах;
5) среднеотраслевая рентабельность рынка фитнес-услуг составляет порядка 12-14% [6].
Жесткая конкуренция в сфере фитнес-услуг наблюдается в премиум сегменте. Результатом возрастающей конкуренции в среднеценовом сегменте фитнес-индустрии двигателем становятся демократичные цены, разнообразия фитнес-услуг, и также расширение клиентской базы за счет проникновения на региональный рынок.
В качестве основных стратегий развития бизнеса фитнес-операторы выбрали: освоение среднеценового сегмента рынка, и интеграция в регионы, прежде всего города-миллионники, имеющие значительный потенциал развития.
Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. Бизнес: фитнес – услуги : учебник / под ред. Чудновского А. Д. М. Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Экмос, 2007.
3. Шереметьева Е.Н. Методы прямого маркетинга // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 7. С. 121-126.
4. Бухтоярова И. В., Голик Л. В., Марчук В. И. Методология статистической оценки рынка фитнес-услуг // Рыночная трансформация экономики предпринимательства : состояние и перспективы. Сборник научных трудов / под ред. к.т.н. проф. Романова В. А. – Шахты, ЮРГУЭС. – 2007. – С.112-117.
5. www.marketcenter.ru/content/doc-2-12724.html
6. www.deloshop.ru/uploads/files/fitnes.pdf
Kabinetnye issledovaniya otechestvennogo rynka fitnes-uslug. , 340-346. (in Russian)