Пути предупреждения ведения фиктивной финансово-хозяйственной деятельности через «фирмы – однодневки»

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В данной статье предлагается ряд мер по предупреждению возможности ухода организаций от налогообложения путем использования «фирм-однодневок». Кроме того, рассматриваются положительные и отрицательные стороны предлагаемых решений, а также их качественная характеристика. Применение предлагаемых мер в совокупности позволит значительно сократить число недобросовестных организаций, что приведет к предотвращению развития теневого рынка в данной сфере, оздоровлению экономики и пополнению бюджета государства.

Ключевые слова:

оздоровление экономики, превентивные меры, фиктивная финансово-хозяйственная деятельность
Цитировать публикацию:
Пути предупреждения ведения фиктивной финансово-хозяйственной деятельности через «фирмы – однодневки» – С. 305-307.

Puti preduprezhdeniya vedeniya fiktivnoy finansovo-khozyaystvennoy deyatelnosti cherez «firmy – odnodnevki». , 305-307. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




11 октября 2011 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в очередной раз поднял тему о необходимости борьбы с «фирмами-однодневками» [1]. На совещании затрагивались вопросы, касающиеся системы ЖКХ, но постоянно растущая смета строительства Олимпийских объектов в г. Сочи, заставляют серьезно задуматься о реальности соотнесения расходов, понесенных государством при его финансировании с прогнозируемыми.

Зачастую причиной роста расходов выступают «фирмы-одно­дневки», которые используются для ухода от налогообложения. В настоящее время их значение для российской экономики трудно оценить однозначно. В своей работе Максим Миронов (в 2006 г. – докторант Чикагского университета) приходит к следующим выводам: в 2003-2004 гг. использование однодневок позволило российским компаниям сэкономить $62 млрд. В 2003 г. экономия этим способом составила 6,2% ВВП России, в 2004 г. – 7,5% ВВП. Сумма, не уплаченная в бюджет благодаря деятельности однодневок, превышает 40% собираемых в России налогов. Схемы с однодневками используют 60% российских компаний, причем треть из них – регулярные пользователи, выводящие из-под налогообложения более 30% выручки, доказал Миронов. Нетто-выручка «фирм-однодневок» в2003 г. составила 14 % ВВП, в2004 г. – 17% ВВП. «Этот рост можно объяснить возросшей способностью властей взимать ренту, в результате которой бизнес вынужден больше уклоняться от налогов, чтобы платить увеличившиеся взятки», – объяснил Миронов. По его мнению, нетто-выручка однодневок – один из главных резервов черного нала и вообще коррупционных денег, обращающихся в российской экономике. А в 2003 – 2004 гг. нетто-выручка составила, по подсчетам Миронова, $141 млрд.

Из этого следует, что минимум две трети российских компаний (с 2003 г. давление на бизнес, вытесняющее его в тень, только возросло, так что сейчас эта цифра может оказаться даже больше) просто не способны вести свой бизнес без участия фирм-однодневок [2].

В ближайшее время до конца искоренить «фирмы-однодневки» не получится, поскольку их интеграция в российскую экономику велика, но сократить их число при помощи законодательных рычагов – посильная задача для государства.

Далее рассмотрим возможные способы предупреждения ведения фиктивной финансово-хозяйственной деятельности:

1. Увеличение минимально размера уставного капитала для Обществ с ограниченной ответственностью до не менее двухсот тысяч рублей.

В настоящее время размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей [3].

Данное изменение позволит значительно сократить число «фирм-однодневок», поскольку для открытия фирмы понадобятся бóльшие денежные средства. Соответственно вместо двадцати организаций будет открываться одна.

Отрицательной стороной данного способа является сложность для малого бизнеса начать свое дело. Из-за повышения минимального размера уставного капитала, зачастую будет возникать необходимость в поиске инвестора. Это обстоятельство также будет сказываться на малых предприятиях двояко: положительная сторона – инвестиции будут получать только успешные проекты; отрицательная – сложность получения инвестиций, дополнительные трудовые затраты на составление бизнес-плана и обоснования успешности проекта.

2. Проверка гарантий на предоставление нежилого помещения для расположения организации по юридическому адресу не менее одного года.

В Федеральном законе от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в статье 12 «Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица» не предусмотрено предоставление договора, гарантийного письма или документов на право собственности со стороны представителей создаваемого юридического лица в обязательном порядке [4]. Данный факт приводит к тому, что практически все «фирмы-однодневки» не располагаются и не располагались по юридическому адресу, указанному при регистрации.

Данное изменение позволит значительно сократить число «фирм-однодневок», поскольку при заключении реальных договоров с собственниками нежилых помещений будет необходимость внесения арендной платы за один год аренды. Это, в свою очередь, увеличит издержки при создании фирмы.

Отрицательным моментом будет являться для малых предприятий необходимость изыскивать денежные средства для оплаты аренды на один год вперед.

3. Возможность регистрации обществ с ограниченной ответственностью только в регионе, в котором зарегистрировано физическое лицо, осуществляющее управление организацией.

В законодательстве Российской Федерации не прописано ограничений на регистрацию организаций в зависимости от места регистрации физического лица. Поэтому возникают случаи, когда руководитель общества, зарегистрированный в г. Екатеринбурге, ведет управление организацией в г. Волгограде.

Зачастую к такой регистрации прибегают для того, чтобы налоговый орган не мог оперативно провести мероприятия налогового контроля в отношении «фирмы-однодневки», т.е. допросить фиктивного руководителя (учредителя, главного бухгалтера).

Данное изменение позволит сократить число регистрируемых «фирм-однодневок», поскольку в одной конкретно взятой области значительно меньше физических лиц, готовых участвовать в обналичивании денежных средств, чем по всей России.

4. Ограничить максимальное число организаций, где одно физическое лицо может выступать в качестве должностного лица.

В законодательстве Российской Федерации данное положение ни как не отражено, что приводит к регистрации одного физического лица в десятках организаций, где оно выступает в основном как учредитель, руководитель и главный бухгалтер в одном лице.

Данное изменение позволит сократить число регистрируемых «фирм-одноневок», поскольку ограничено число людей, готовых предоставить свои паспортные данные для регистрации на себя организаций.

Совокупность предложенных путей предупреждения регистрации «фирм-одноневок» в долгосрочной перспективе должна позволить сократить их число до минимума. Но законодательное регулирование только регистрации обществ с ограниченной ответственностью не позволит решить проблему обналичивания денежных средств полностью. Необходимы комплексные меры по модернизации экономики в целом, которые позволят предпринимателям, работающим на территории Российской Федерации, осуществлять свою деятельность открыто и законно.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Электронный ресурс: http://www.president.kremlin.ru/news/13013 [2012 г.]
2. Электронный ресурс: http://taxpravo.ru/analitika/statya-129745-firmyi-odnodnevki__neotyemlemaya_chast_rossiyskogo_delovogo_oborota [2012 г.]
3. Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
4. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».