Роль системы «информация – знания» в процессах управления

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В основе рассмотрения любой проблемы лежит знание о ее сущности, вот почему надо сначала понять суть проблемы, а потом уже формулировать цель и искать методы ее решения, создавая соответствующие системы управления.
Система «информация – знания» и управление имеют внутреннюю взаимосвязь, которая влияет на качество принятого решения, а значит и всей системы управления. Преобразование информации в знания происходит по единому алгоритму творческого процесса.

Ключевые слова:

информация, знания, системы управления
Цитировать публикацию:
Роль системы «информация – знания» в процессах управления – С. 280-288.

Rol sistemy «informatsiya – znaniya» v protsessakh upravleniya. , 280-288. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В основе рассмотрения любой проблемы лежит знание о ее сущности, вот почему надо сначала понять суть проблемы, а потом уже формулировать цель и искать методы ее решения, создавая соответствующие системы управления.

Необходимо отличать процесс руководства от процесса управления [1]. В процессе управления предусматривается взгляд в будущее, предусматривается предвидение, а в процессе руководства принимаются решения согласно изменениям внешней среды. В основе процесса управления находится модель про активного поведения человека, а в процессе руководства лежит реактивная модель поведения. Между этими подходами есть принципиальная разница в пользу управления.

Категория «управление» является природной категорией. Во всех без исключения природних (органических и неорганических), а также социальных процессах обязательно функционирует система управления. Об этом свидетельствует взгляды и утверждения академиков В. Вернадского, М. Глушкова и других исследователей, а также теория функциональных систем, разработанная академиком П. Анохиным [2].

Если управление является природной категорией, то возникает необходимость его рассмотрения на системном уровне, а это значит, что надо понять его философскую сущность с научно-методологическим наполнением содержания.

Обладая методологией управления, становится возможным нахождение оптимального варианта построения управленческих процессов любими системами. Управления имеет единую научно-методологическую основу, над разработкой которой работает большое количество ученых. Системный подход к рассмотрению организации управленческой деятельности является актуальным.

Сегодня в Украине царит управленческий хаос как на государственном, так и на политическом уровнях. Кризис управления активно способствует развитию экономического кризиса и разрушения страны как мощной и значимой на мировом уровне развития. Знание методологических принципов управления создает прочный фундамент построения различных звеньев управленческой иерархии (коллективов, организационных структур, регионов, государства и т.д.) [3].

Известно, что технологическое цивилизационное развитие человека прошло три этапа преобразований: аграрный, индустриальный и современный – информационно-знаниевый. С каждым этапом цивилизационного развития меняются условия жизни, появляются новые возможности, формируются и новые системы управления.

На экстенсивном, или аграрном, этапе развития процесс управления реализовывался почти на уровне биосоциальных законов, приближаясь к естественному взаимодействию.

На интенсивном или индустриальном этапе цивилизационных преобразований возникло большое разнообразие, к которому надо индивидууму приспособиться. На этом этапе развития значение человека значительно увеличилось, но все же ведущая роль оставалась за обществом, оно обеспечивало структурированное разнообразие составляющих социально-эконо­ми­ческих преобразований.

На современном этапе развития роль человека в социально-экономи­ческих отношениях становится приоритетной, а человеческий фактор – основой прогресса [4]. На этом этапе на равных взаимодействуют человек и социум. Эту особенность надо учитывать при создании национальных инновационных систем, и механизмов управления ними.

Рассматривая процесс управления сложной инновационной системы, следует ориентироваться на следующие практические моменты:

  • не существует управления вообще, управление возможно относительно конкретной одной ситуации (проблемы), содержащейся в одном событии (объекте);
  • управление содержит не любые действия, а лишь те действия, которые направлены на достижение эталона сравнения (полезного результата), заданного самой системой;
  • формирование целей системы происходит как по горизонтали, так и по вертикали в направлении составляющих структурных элементов. Большая система направляет свои цели вниз к своим подсистемам. Из принципа формирования целей следует достаточно важный вывод, что цели никогда не формируются снизу вверх, а поэтому в процессе создания системы управления инновационной системой основная роль отводится государству.
  • Таким образом, при формировании инновационной системы общество и человек должны действовать с одной целью, а это значит, что социум и индивидуум, имея противоречия, объединяются на достижении единой цели. Такой процесс может реализоваться только в условиях наличия четкой системы управления, которая является инструментом достижения запланированного результата.

    Система «информация – знание» имеет тесную взаимосвязь с системой управления [5]. Информация, знания и управление функционируют на уровне природных и социальных структур, они присущи всем функциональных систем. Симбиоз «информация – знания – управления» является очень важным звеном обеспечения жизнедеятельности всех функционирующих систем [6].

    Любое управление начинается со стадии принятия решения, она является основным элементом всей системы управления. Принятие решения основывается на понимании проблемы, которую нужно решать.

    Человек постоянно создает знания, оценивает ситуацию, анализирует и принимается решение. Знание – это результат обработки информации. Вот почему есть прямая взаимосвязь между информацией, знанием и управлением. Управление является многогранной категорией с большим количеством возможных вариантов применений.

    Информация и знания в жизнедеятельности общества переходят до приоритетов и становятся основой прогрессивного развития.

    Это не является случайностью. Знания формируются отдельно каждым субъектом под конкретную проблему. Вариантов знаний может быть большое количество. Иформация выполняет функцию бесконечного источника для создания новых знаний. Информация, в соответствии с законом К. Шеннона, уменьшает неопределенность и хаотичность.

    Таким образом, информация, знания и управления, выполняя различные функции, всегда направлены на одну цель – достижения системой полезного результата. Если информация создает возможности для получения результата, знания формируют предложения для принятия конкретных решений, то с помощью управления происходит получение самого результата. Информация без ее оценки не может выступать составной частью управления. Информация взаимодействует с управлением только через стадию создания знания под проблему, а потому на наш взгляд, точнее будет рассмотреть управлениие с помощью информационно-знаниевого подхода.

    Информация создает возможности для научного познания, знания являются результатом ее обработки. Информация и знания – не просто разные, они представляют единство противоположностей. Знания становятся основой управления. Управление моно разделить на информационно-знаниевое и организационное.

    Если управление, участвует в процессе перехода информации в знания и знаний в информацию и такие действия можно отнести к информационно-знаниевому управлениию. Принятие решения вже относится до организационного управления. Таким образом, организация реализации результата творческого труда на социально-экономическом уровне базируется на двух видах управления: информационно-знаниевом и организационном.

    Функциональные системы живых организмов – это самоорганизующиеся, саморегулирующиеся динамические системы, в которых все взаимодействующие компоненты направлены на достижение полезного для системы результата.

    В функциональных биологических системах, которые прошли проверку целесообразности в значительном периоде эволюционного развития живых организаций, мы видим взаимосвязь управления, информации и знаний. В цикле управления постоянно циркулирует информация о состоянии полезного результата, осуществляется ее оценка и на базе такой оценки осуществляется внесения, если возникла необходимость в корректировки функционирования системы.

    Еще раз подчеркнем, что психическая деятельность согласно теории функциональных систем строится системной центральной архитектоникой, которая включает узловые стадии, последовательно разворачиваются на информационной основе деятельности управляющего центра. Теория функциональных систем подтверждает, что в сложных саморегулирующихся системах: во-первых, функционирует система взаимосвязи между информацией, знаниями и управлением, а во-вторых, системно организованное управление любых процессов является жестким с динамическим программированием своей деятельности.

    Именно в организации живых существ, с определенными поправками на качественные особенности общественно-социальных закономерностей, следует искать лучшие формы организации взаимосвязи информации, знания и управления, направленных на получение полезного результата.

    Отнесение управления к природной категории, которая является обязательным элементом жизнедеятельности любой функциональной системы, в том числе и социальной, говорит о большом значении управления в нашей жизни. Мы недооцениваем значение управления. Сегодняшняя безнадежность в нашем государстве – это кризис управления с разбалансированными ветвями власти.

    В современных условиях интересы человека и общества все больше взаимозависимы друг от друга. Вот почему на слаженное взаимодействие человека и общества в значительной степени влияет система государственного управления.

    Новый технологический этап цивилизационного развития строится на двух основных составляющих: с одной стороны на глобальности или социальности, которая реализуется за счет внедрения телекоммуникационных технологий, создание национальных информационных ресурсов и создание систем доступа к ним и т.п. Эта система составляющих выполняет роль единой нервной системы в целом организме. В такой системе взаимосвязей элементов каждый локальный импульс будет влиять на систему в целом, а с другой стороны система влияет на индивидуум, который развивает систему в целом. Взаимосвязь принципов «индивидуализации» и «социализации» с управлением становится основой сегодняшнего социально-экономического прогресса.

    В современных условиях социально-экономического развития, когда творческий труд человека становится ведущим, а знание основой экономических преобразований и изменений, возникает необходимость уделения внимания как самому процессу творческого труда так информационной аналитике - инструменту ведения творческого процесса.

    В принципе творческий процесс строится каждым субъектом почти по единому алгоритму, поэтому возникает необходимость сформулировать его в общем виде [7].

    Поскольку творческий процесс тесно связан с информацией, то, пользуясь выводами, сделанными из сущности статистического закона К. Шеннона о том, что не существует абсолютной информации, а есть информация относительно одного события или объекта, получается, что начинать творческий процесс необходимо с формирования цели. При сформулированной цели информация открывается непосредственно субъекту творческой работы, т.е. с определения цели начинается его творческий процесс.

    Первой стадией творческого процесса является стадия определения цели. Цель – одно из базовых понятий в системном подходе по выявлению взаимосвязей о сущности определенной проблемы. Под целью понимают ожидаемый результат деятельности системы. Цель может быть скорректирована в процессе функционирования системы. На достижение цели направлены все составляющие системы. Цель формируется на основе анализа проблемы или ситуации. Определение цели необходимо именно потому, что:

  • во-первых, не существует абсолютной информации. Поскольку творческая деятельность неотделима от процессов сбора, обработки, анализа и синтеза информации, то без определения цели выполнить эти операции невозможно;
  • во-вторых, оптимальная система управления функционирует только при условии четко сформулированной цели. Примером высокой степени организации функциональной системы является организация существование физиологических систем. В живых организмах благодаря миллионам лет эволюционного развития сложились лучшие формы взаимодействия и управления отдельными элементами (атомами, молекулами, клетками, органами и, наконец, функциональными системами). Все несовершенные формы жизни были ликвидированы.
  • Цель – это конечный результат, на достижение которого направлена система. Первая и, пожалуй, наиболее ответственная задача специалиста и состоит в том, чтобы выяснить и понять конкретную цель в решении проблемы. Очень часто цели бывают многозначные, размытые, неясные, противоречивые и даже взаимоисключающие. Пифагор отметил, что правильно сформулированная цель – половина решения задачи. Вся дальнейшая деятельность направлена на достижение поставленной цели.

    Исходя из правил функционирования систем, можно сделать вывод, что цели никогда не направляются снизу вверх, а потому и творческий процесс необходимо начинать с формулировки цели, проблемы или задачи. Процесс формирования творческой работы всегда начинается из центра системы.

    Второй стадией творческого процесса является стадия нахождения идеи для решения поставленной цели. Под идеей понимается наличие основного принципа, понятия, или представления, с помощью которых может состояться реализация цели. Формулировка идеи связана с переориентацией сознания в сторону процесса достижения поставленной цели. Идея выполняет роль ведущей компоненты при достижении цели, оставаясь стержневой основой при формировании подсистем главной системы.

    Третья стадия – методологическое обоснование реализации идеи в соответствии с поставленной целью. Под методологией понимается процесс определения структуры, логика организации работ, методы и средства деятельности. Назначение методологии – обеспечение четкого, системного знания законов и категорий, с помощью которых действительность может получить адекватное отражение в сознании людей. Это свидетельствует о значительном влиянии методологии на жизнедеятельность человека и особенно на творческий процесс индивидуума.

    Выполняя аналитическую работу, человек-творец держит весь процесс или проблему в поле своего мышления. Задание выполняется сознательно, создатель нового должен видеть весь процесс вместе и себя в нем глазом стороннего наблюдателя. При этом происходит преобразование реальной проблемы в информационную, которая постоянно анализируется. Результаты анализа являются основанием для действий, а это и есть управлением творческим процессом. Рассмотрение проблемы под углом информационного представления происходит путем оценки окружающей среды с позиции полезности результата. Процесс осмысления позволяет осуществить оценку информационного отражения проблемы и возможностей окружающей среды по ее решению. Оценка осуществляется в виде различных вариантов видения проблемы. Таким образом, происходит анализ возможностей окружающей среды на информационном уровне.

    Сформулируем следующие основные принципы построения информационно-творческого подхода к аналитике: объектами информации есть все элементы проблемы. Надо уметь эти элементы увидеть и зафиксировать информационное отображение каждого из них. Информация может характеризовать как статику, так и динамику проблемы. Именно на взаимодействии статической и динамической фаз реальности возникает эффективный результат творческого труда, создается новая информация и новые знания.

    В любой проблеме можно определить много смысловых параметров. Параметризация проблемы осуществляется в соответствии четко определенной целью. Получение информации по каждому параметру осуществляется отдельно.

    Преобразование реальной проблемы в информационную осуществляется как минимум, по трем направлениям, а именно: с позиции человека, проблемы и среды, в которой рассматривается проблема. Перевод проблемы в информационное отражение позволяет с помощью сознания осуществлять быстрое информационно-целевое видение возможных путей достижения цели.

    Четвертая стадия творческого процесса – параметризация результата проблемы и сбора информации. На этой стадии происходит превращение реальной проблемы в информационно-целевую за счет ее дифференциации на отдельные составляющие полезного результата сформулированной цели. Такой переход следует осуществлять в постоянной увязке с видением конечной цели или проблемы.

    Человек может познавать проблему через познавательный образ, который является информационным его отражением. Любой предмет существует объективно, независимо от сознания людей и в этом смысле вне отношения к его образу. Объект воспроизводится в сознании человека в творчески измененном виде, а потому по своей сути познавательные образы человека - это творческие субъективные образы объективной реальности, поскольку процесс познания является отражением внешней среды по отношению к проблеме. Но информационные образы, возникающие в ходе познания, никогда полностью не совпадают с теми предметами, отражением которых они выступают. Процесс параметризации позволяет осуществить эффективный поиск информации и создать свой собственный целевой информационный ресурс, который направляется на решение проблемы и достижения цели.

    Пятая стадия творческого процесса – осознание целевого информационного ресурса. Эта стадия базируется на анализе и осмыслении собранной информации в следующей последовательности:

  • во-первых, предварительно оценивается в общем виде достаточно ли собранной информации для решения проблемы;
  • во-вторых, происходит распределение собранной информации на релевантную и пертинентную;
  • в-третьих, осуществляется обработка релевантной информации посредством информационно-аналитических технологий;
  • в-четвертых, происходит объединение обработанной пертинентнои информации с информацией собственной, которой владеет аналитик. На этой стадии происходит осмысление информации, которая одновременно присутствует как в объекте (проблеме), так и в субъекте (человеке). Этот этап играет активную созидательную роль в процессе решения проблемы и достижения цели.
  • Если оснований для перехода к следующей стадии творческого процесса достаточно, осуществляется переход к стадии управления информацией путем принятия соответствующего решения.

    Шестая стадия творческого процесса – это стадия управления информацией – одна из главных стадий творческого аналитики. Ее можно назвать стадией информационного моделирования. На этой стадии происходит конструирование вариантов решения, их фиксация и разработка новых вариантов конструирования по совершенствованию начального варианта. Процесс объединения творческой мысли с управлением информацией, конструированием вариантов решений имеет бесконечные творческие возможности.

    Информационное моделирование – это наука с практической направленности на получение максимального практического результата достижения конечной цели. В этом процессе происходит соединение внутренних возможностей субъекта с возможностями среды, и за счет этого обеспечивается непрерывный процесс совершенствования вариантов достижения цели, которую нужно решать.

    Моделирование – это процесс управления мыслью, которая всегда должна быть конкретной. Наблюдать окружающую реальность и создавать ее информационные формы можно только с позиции конкретности и целеустремленности. Следуя этому требованию в информационном познании проблемы, субъект имеет возможность увидеть внутренние связи между частями системы.

    Стадия управления информацией предполагает наличие иерархии полезного результата с его ориентацией на нахождение оптимального варианта решения более высокого уровня по сравнению с существующим. Информационное моделирование – это умение находить информацию, умение управлять как процессом консолидации информации, так и процессом ее реализации без вмешательства в состояние объекта.

    Научное мышление или информационное моделирование повышает уровень понимания проблемы за счет скорости, динамичности и гибкости процесса. В результате создания моделей и образов увеличивается концентрация информации, происходит ее консолидация, растет количество информации, которую субъект получает и концентрирует в зоне моделирующего процесса. При достижении критического значения концентрации информации создаются условия для перехода количества информации в ее качество, что и является результатом творческого процесса.

    Если сознание воспринимает реальность то, что им создано, то становится понятным значение зоны научного мышления, или зоны информационного моделирования. С помощью любого выбранного элемента проблемы можно им управлять. Кстати, этот выбранный элемент может быть специально создан сознанием для этой цели.

    Каждый элемент информации имеет свою автономию. Принцип автономии информации базируется на том, что любой элемент информации функционирует независимо во времени. Все элементы проблемы являются информационными, их надо увидеть, а потом удачно использовать для моделирования вариантов решения. Такой процесс можно назвать управлением информацией, с помощью которого выделяется конкретная компонента, которая является управляющей, и эта компонента становится основой для создания новой реальности.

    Восприятие реальности построения будущего варианта решения проблемы находится в области сознания, в которой происходит восприятие и реализация необходимых физических или духовных будущих форм реальности.

    Седьмая стадия творческого процесса – это переход из зоны управления информацией в зону управления знаниями. Этот переход осуществляет субъект информационного моделирования принятием соответствующего решения.

    На стадии управления знаниями осуществляется окончательный анализ результата практической целесообразности аналитически-творческого процесса с позиции внешней реальности. На этой стадии происходит оценка созданного субъектом знания. Если знания являются ценными и коммерчески целесообразными, то они передаются в следующую стадию уже для их использования.

    Подытоживая, можно отметить, что продуктом человеческого труда является осмысленная информация или знания, которые создаются на базе информации. Знание – это результат консолидации информации с целью уменьшения неопределенности относительно конкретного события с фиксацией его принятым решением, которое является первым и важнейшим шагом управления процессом. После принятия решения начинается действие, практическая реализация знания.

    Анализ выше наведенных стадий информационной аналитики показывает, что их объединяет сознание человека. Это дает основание сформулировать наше понимание информационной аналитики, или творчества.

    Информационная аналитика (творчество) – это управление сознанием (воображением, видением). В нашем понимании сознание – это индивидуальное видение окружающего мира.

    Выводы:

  • система «информация – знания» и управление имеют внутреннюю взаимосвязь, которая влияет на качество принятого решения, а значит и всей системы управления;
  • преобразование информации в знания происходит по единому алгоритму творческого процесса;
  • творчество – это управление сознанием (воображением, видением);
  • сознание, информация, знания и управление работают в единой системе и зависят друг от друга.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Кант И. Трактаты и письма / И. Кант. М., 1990.
    2. Анохин П. К. Принципы системной организации функций / П.К. Анохин. М.: Наука, 1973.
    3. Теория управления: учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.Л. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2003.
    4. Степанова Т. Е. Экономика, основанная на знаниях (теория и практика): учебное пособие / Т. Е. Степанова, Н. В. Манохина. М.: Гардарики, 2008.
    5. Пархоменко В.Д. Научно-методологические основы информационно-аналитического обеспечения принятия решения / В.Д. Пархоменко О.В. Пархоменко // Информация, анализ, прогноз – стратегические рычаги эффективного государственного управления: междун. наук.-практ. конф., 2001 г.: тезисы докл. К.: УкрИНТЭИ, 2001. С. 26-35.
    6. Анохин П. К. Принципы системной организации функций / П.К. Анохин. М.: Наука, 1973.
    7. Пархоменко О. В., Пархоменко А. О. Інформаційна аналітика як основа творчого процесу / О. В. Пар-хоменко, А.О. Пархоменко; ІІВ НА «ОЮА». К., 2011. С. 165.