Совершенствование экономического механизма природопользования. Принцип «загрязнитель платит»

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
С каждым годом интерес к проблемам экологической безопасности окружающей среды возрастает и это не случайно, ведь на данный момент возникает вопрос не об эволюции, росте, процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде – которую они сами и загрязняют, бездумно преследуя экономические выгоды. Говоря об экологической безопасности, можно сказать, что это такое состояние окружающей природной среды, при котором гарантируется предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для здоровья людей. Достигается она путем установления комплекса обязательных норм, правил, требований по охране окружающей природной среды, использованию природных ресурсов с помощью законодательно определенных экологических стандартов и нормативов, а также привлечения виновных к юридической ответственности за экологические правонарушения.

Ключевые слова:

природопользование, экологическая безопасность
Цитировать публикацию:
Совершенствование экономического механизма природопользования. Принцип «загрязнитель платит» – С. 126-137.

Sovershenstvovanie ekonomicheskogo mekhanizma prirodopolzovaniya. Printsip «zagryaznitel platit». , 126-137. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




С каждым годом интерес к проблемам экологической безопасности окружающей среды возрастает и это не случайно, ведь на данный момент возникает вопрос не об эволюции, росте, процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде – которую они сами и загрязняют, бездумно преследуя экономические выгоды. Но ведь надо задуматься, что жизнь и здоровье человека – показатель, характеризующий среду его обитания.

Говоря об экологической безопасности можно сказать, что такое состояние окружающей природной среды, при котором гарантируется предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для здоровья людей. Достигается она путем установления комплекса обязательных норм, правил, требований по охране окружающей природной среды, использованию природных ресурсов с помощью законодательно определенных экологических стандартов и нормативов, а также привлечения виновных к юридической ответственности за экологические правонарушения.

Опасность современного экологического кризиса состоит в том, что он ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Устойчивое развитие требует расширенного воспроизводства возобновляемых природных ресурсов для сохранения равенства условий и использования минерального сырья ныне живущих и будущих поколений. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих разрушение и деградацию окружающей среды.

Для пресечения, исправления и контроля сложившейся ситуации и существует экономический механизм по защите окружающей среды. Необходимо решить проблему повышения его эффективности, т.е. улучшение механизма применения и использования эколого-правовых норм. Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе. Необходимо выработать у субъектов права отношение, при котором вред окружающей среде равносилен вреду самому себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.

Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям стало органической составной системой управления и регулирования экономики.

Задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:

  • планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
  • установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
  • установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
  • предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
  • возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
  • Экономический механизм направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм.

    Следующая важнейшая функция экономического механизма – стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них.

    Стимулирующую роль призваны играть:

  • платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды;
  • налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере охраны природы. В известной мере в качестве стимулятора выступает экологическое страхование.
  • При характеристике роли экономических мер в обеспечении природопользования и охраны окружающей среды нужно отметить, что экономические и административные методы управления природоохранительной деятельностью не являются альтернативой один другому. Наоборот, они дополняют друг друга. Очевидно, что не может быть больше или меньше экологического нормирования, экологического лицензирования или государственной экологической экспертизы. Эти функции государственного управления охраной окружающей среды должны осуществляться в объеме, предусмотренном экологическим законодательством. Критерий тут может быть один – наибольшая полезность в достижении цели. Одновременно в соответствии с требованиями законодательства должны осуществляться экономические меры охраны окружающей среды. Следовательно, важно исследовать и урегулировать применение административных и экономических методов управления природоохранительной деятельностью в направлении их оптимального сочетания, но только не противопоставления.

    Задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами. Эта задача будет решена тем успешнее, чем оптимальнее будут урегулированы и реализованы отдельные элементы экономического механизма.

    Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также явную недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах.

    Хотим мы этого или не хотим, но мы часть природы. Мы вынуждены пользоваться разнообразными природными ресурсами. Ресурсы ограничены. Поэтому установить принципы рационального природопользования весьма важно. Так, например, применение принципа «загрязнитель платит» направлено на создание механизма экономической ответственности субъекта хозяйственной деятельности за негативное воздействие на окружающую среду и заинтересованности в осуществлении природоохранной деятельности.

    Механизм управления природопользованием и охраной природной среды в России включает ряд элементов, основными из которых являются:

  • платежи за использование природных ресурсов;
  • платежи за загрязнение окружающей природной среды;
  • платежи за размещение экологически вредных веществ;
  • система правового и организационного обеспечения экономического стимулирования и экономической ответственности;
  • система экологических фондов;
  • система экологического страхования.
  • В свою очередь, эти элементы рассматриваемого механизма управления содержат конкретные виды воздействия на природопользователей, т. е. сами являются системами. Усложнение экономических отношений, развитие рыночных взаимосвязей влекут за собой совершенствование уже устоявшихся, а также появление новых элементов механизма управления экологической безопасностью, направленных на обеспечение ресурсосберегающего природопользования и охраны окружающей природной среды. Это, например, создание рынка природных ресурсов, продажа прав на определенный объем загрязнения окружающей среды, система «залог – возврат», активно используемые в некоторых зарубежных странах.

    Рассмотрим подробнее перечисленные элементы механизма управления экологической безопасностью и охраной природной среды.

    Платежи за природные ресурсы. Еще классики политэкономии изучали ренту – плату за пользование землей, иногда выступающую в виде соответствующей составляющей доходов землевладельца. В современных условиях надо говорить не только о земле как основе сельскохозяйственного производства, но и обо всех иных видах природных ресурсов. Плата за природные ресурсы (земля, недра, воды, леса и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) складывается из трех слагаемых:

  • выплаты непосредственно за право пользования природными ресурсами;
  • платежи и штрафы за загрязнение окружающей природной среды;
  • отчисления на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
  • Мировой опыт показывает, что платность природопользования способствует более рациональному использованию природных ресурсов.

    Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации

    С1991 гв России введены платежи за загрязнение окружающей среды. Введено три вида платы:

  • за выброс в атмосферу загрязняющих экологически вредных веществ;
  • за сброс загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности;
  • за размещение экологически вредных отходов.
  • Платежи за загрязнение природной среды отражают общепринятый принцип необходимости восстановления нанесенного ущерба при природопользовании в его экономическом выражении («загрязнитель платит»). В случаях превышения разработанных и утвержденных государственными органами нормативов загрязнения рассматриваемые платежи взымаются по повышенным ставкам, играют роль штрафов и служат средством экономического воздействия на природопользователей, наносящих вред окружающей природной среде, побуждая их заботиться об экологической безопасности своего производства.

    Плата за загрязнение окружающей природной среды, а также за размещение отходов (в том числе на специально оборудованных свалках и местах складирования и утилизации) и другие вредные воздействия в бесспорном порядке перечисляется всеми природопользователями на счета экологических фондов.

    Система платежей за природные ресурсы, введенная всего несколько лет назад, стала основным действующим рычагом экономического механизма обеспечения экологической безопасности, регулирования природопользования и охраны природной среды. Рядом специалистов высказываются предложения, что платежи за пользование природными ресурсами должны составлять главный источник доходов бюджетов различных уровней, поскольку природные ресурсы – достояние народа в целом.

    Совершенствование системы платежей продолжается по следующим основным направлениям:

  • учет инфляции при определении ставок платежей и тем самым их номинальных размеров;
  • более полный учет отраслевых особенностей загрязнения окружающей природной среды при расчетах и взимании платы;
  • расширение состава видов вредного воздействия на природную среду, подлежащих оплате.
  • Работа по совершенствованию системы платежей за природные ресурсы, как и экономического механизма обеспечения экологической безопасности, регулирования природопользования и охраны природной среды в целом возглавляется федеральным органом по охране окружающей природной среды. Этот федеральный орган разрабатывает основные нормативно-правовые и инструктивно-методические документы в рассматриваемой области. В частности, он утверждает «Рекомендации по определению предельных размеров платы за загрязнение окружающей природной среды», а также федеральные коэффициенты индексации платы по отношению к базовым нормативам. Разработаны и введены в действие документы по взиманию платы за шумовое загрязнение, тепловое загрязнение водных объектов, загрязнение пестицидами при их использовании в сельском хозяйстве, за сброс загрязняющих веществ при смыве их с территорий и др.

    Итак, как указывалось ранее, в России взимается плата за следующие виды загрязнений: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.

    Эти платежи выполняют следующие основные функции:

  • являются важнейшим средством компенсации ущерба, наносимого окружающей среде, здоровью населения и материальным ценностям в результате выбросов (сбросов) вредных веществ и размещения отходов;
  • используются для финансирования природоохранных мероприятий, оздоровления окружающей среды и повышения экологической безопасности производства и потребления;
  • стимулируют соблюдение экологических нормативов и стандартов, а также реализацию природоохранных инвестиций.
  • Порядок установления платы включает три этапа:

    1) определение базовых нормативов платы;

    2) определение дифференцированных ставок;

    3) определение конкретных размеров платежей.

    Базовые нормативы определяются по видам загрязняющих веществ или вредных воздействий (шум, вибрация, электромагнитные излучения) с учетом степени опасности для окружающей среды и здоровья населения.

    Базовые нормативы платежей по отдельным видам загрязняющих ве­ществ и отходов с учетом степени их опасности для окружающей среды и здо­ровья населения устанавливаются централизованно федеральным правительством.

    Базовые нормативы представлены в двух видах - за выбросы, сбросы, раз­мещение отходов в пределах установленных нормативов, сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов.

    Дифференцированные нормативы устанавливаются на основе базовых нормативов, но с поправкой на коэффициенты, учитывающие экологическую ситуацию в регионах. Эти платы рассчитываются путем умножения базовых ставок на региональные экологические коэффициенты, отражающие природно-климатические, экономические особенности и значимость охраняемых объектов (территорий, бассейнов, рек, морей и т.д.).

    Конкретные размеры платежей предприятий-загрязнителей определяются местными исполнительными органами с участием органов охраны природы, санэпиднадзора и самого предприятия. С учётом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости: в крупных промышленных городах до 20 %, а в зонах экологических бедствий и на особо охраняемых территориях (национальные парки, заповедники, курорты) – 100 %. Эти платежи производятся за счет себестоимости продукции, а за превышение лимитов – за счет прибыли предприятия.

    Платежи за загрязнения носят налоговый характер и взимаются в безакцептном порядке. Постановлением правительства разъясняется, что если платежи предприятия равны прибыли или превышают ее, то можно рассматривать вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта.

    Следует заметить, что в России, как и в других странах, эмиссионные платежи занижаются. Основными причинами этого являются недостаточная платежеспособность предприятий-загрязнителей среды и, как следствие, боязнь властей вызвать разорение компаний и массовые увольнения, опасения, связанные со снижением конкурентоспособности национальных товаропроизводителей в системе международной торговли вследствие «чрезмерного бремени экологических издержек», хотя российским законодательством предусмотрена индексация эмиссионных платежей, но она значительно отстает от темпов инфляции и общего повышения индекса цен.

    Экологические платежи относятся к числу основных элементов российского экономического механизма охраны окружающей среды. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от2002 г(ст. 16) предусмотрена плата за загрязнение окружающей природной среды, которая взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов.

    В 1993 году были подготовлены действующие и в настоящее время «Инструктивно методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», утвержденные Минприроды РФ по согласованию с Минфином и Минэкономики России и зарегистрированные Минюстом России (№190 от 24.03.93г.), где закреплены принципы и порядок определения платы за загрязнение окружающей cpеды, порядок расчета массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, а также корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий.

    Применительно к сбросам загрязняющих веществ в водные объекты и выбросам в атмосферный воздух в Инструктивно-методических указаниях предусмотрена трехзвенная система платежей по дифференцированным (в соотношении 1:5:25) ставкам за предельно допустимый сброс или выброс (ПДС, ПДВ), за временно согласованный (т.е. в пределах установленного лимита) сброс или выброс (ВСС, ВСВ) и за сверхлимитный сброс (выброс).

    Однако мы не могли не обратить внимания на развитые страны. Итак, основные эколого-экономические принципы, на которых базируется экологическая политика в развитых странах.

    Принцип стоимости упущенных возможностей.

    Этот принцип требует, чтобы при использовании ограниченного ресурса учитывалась стоимость и неиспользованной альтернативы. Стоимость упущенных возможностей состоит в разнице прибылей, которые мы получим при использовании окружающей среды как приемника и вместилища отходов и использования той же местности в качестве сельскохозяйственных угодий. Надо отметить, что принцип действует и в обратную сторону, то есть охрана окружающей среды имеет свою стоимость с точки зрения неиспользования среды в хозяйственных целях.

    Принцип долгосрочной перспективы.

    Стоимость экологической деградации или охраны окружающей среды не может рассматриваться статично. Загрязняющие вещества аккумулируются с течением времени, и лишь попрошествии его может выявиться полный ущерб.

    Не только ущерб, но и стоимость охраны окружающей среды должна рассматриваться перспективно. Экологическая деятельность очень капиталоемка. Требуется несколько лет для накопления капитала (например, строительство водоочистных сооружений и канализации). Адаптация производственных процессов, изменение отраслевой структуры, переразмещение фирм требуют одного-двух десятилетий. Поэтому экологическая политика должна проводиться постоянно.

    Сейчас же мы порой наблюдаем обратные явления, старые свалки служат ярчайшим примером необдуманной экологической политики без предвидения будущего ущерба.

    Принцип взаимозависимости.

    Экологическая политика должна учитывать взаимозависимость между природными средами, технологиями производства, загрязнения и сокращения загрязнения, между самими загрязняющими веществами.

    В качестве отрицательного примера можно привести экологическую политику в США и некоторых европейских странах в начале 70-х гг., концентрировавшуюся на управлении качеством воздуха и вод и пренебрегавшую почвой и свалками твердых отходов, загрязненных опасными веществами.

    Принцип «пользователь платит».

    Принцип «пользователь платит» является применением принципа «загрязнитель платит» в отношении ресурсопользования, хотя и не вполне адекватным. Он требует, чтобы пользователь любого природного ресурса полностью оплатил его использование и последующее восстановление.

    Однако ни один принцип экологической политики не сравнится по эффективности с принципом «загрязнитель платит».

    Что же такое принцип «загрязнитель платит»?

    В соответствии с рекомендацией ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития)1972 г., принцип «загрязнитель платит» означает, что «загрязнитель должен нести расходы по проведению мер экологического оздоровления по решению властей».

    В «Рекомендации Совета 75/436 Евратом, ЕОУС (Европейское объединение угля и стали), ЕЭС от 3.03.75 «о распределении затрат по охране окружающей среды и действиях органов общественной власти в этой области» дается определение и руководство по применению данного принципа. Отнесение расходов по борьбе с загрязнениями и другими неблагоприятными воздействиями на окружающую среду на непосредственных виновников заставляет их в условиях рынка искать пути снижения загрязнения, использовать более приемлемые с экологической точки зрения технологии, принимать меры по более рациональному использованию природных ресурсов. Определение ЕЭС гласит, что «физические и юридические лица, действующие в рамках публичного частного права, ответственные за загрязнение, должны нести все расходы по мероприятиям, необходимым для ликвидации этого загрязнения или сокращения его до уровня, который соответствовал бы стандартам или эквивалентным требованиям, обеспечивающим соблюдение целевых показателей качества окружающей среды, или, при отсутствии таких показателей, стандартам и нормативам, установленным общественными властями».

    Современную трактовку принципа «загрязнитель платит» можно свести к двум основным положениям:

  • загрязнитель должен нести все расходы по средоохранной деятельности;
  • загрязнитель имеет право возмещать свои природоохранные издержи через цены на свою продукцию и услуги.
  • Следует отметить, однако, что практическое применение принципа «загрязнитель платит» показывает множество отклонений от теоретических постулатов.

    Во-первых, существует проблема идентификации загрязнителя. Юридически ответственным за загрязнение признается физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно наносит ущерб окружающей среде или создает условия, приводящие к возникновению такого ущерба. Однозначное же определение ответственного за загрязнение может быть затруднено, особенно тогда, когда загрязнение связано одновременно с несколькими источниками (кумулятивное загрязнение) или с последовательными причинами (цепное загрязнение): например, в загрязнении воздуха выхлопными газе виновен как производитель, так и владелец автомобиля. В этих случаях соответствующие расходы должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечивалось оптимальное с административной и экономической точки зрения решение и достигался бы максимальный эффект улучшения состояния окружающей среды.

    Во-вторых, политические причины (потеря популярности среди избирателей) могут препятствовать принятию решений о проведении политики в соответствии с принципом «загрязнитель платит».

    В-третьих, экономические причины, особенно на региональном уровне (безработица, закрытие основных производств) создают внешне убедительный аргумент против применения данного принципа.

    Тем не менее, не существует другого принципа экологической политики, который мог бы сравниться по эффективности с данным.

    Принцип «загрязнитель платит» означает, что предприятия, оказывающие негативное влияние на окружающую среду посредством осуществления своей хозяйственной деятельности должны нести расходы по осуществлению мер по компенсации экологического ущерба окружающей среде. Физические и юридические лица, являясь «Де-юре» Загрязнителем, должны нести все расходы по мероприятиям, направленным на ликвидацию этого загрязнения или снижения его до уровня, максимально соответствующего нормативам качества окружающей среды. Однако в России принцип «загрязнитель платит» на практике оборачивается принципом «платить за право загрязнять», поскольку многим организациям проще заплатить штраф (или вообще не вносить плату за негативное воздействие), чем осуществлять дорогостоящую природоохранную деятельность.

    Российская Федерация, по сути, является единственной индустриально развитой страной, где не работает принятый мировым сообществом принцип «загрязнитель платит». Основными факторами, тормозящими в полной мере применение принципа «загрязнитель платит», являются несовершенство законодательства в области охраны окружающей среды, противоречивость ряда федеральных законов и иных нормативных актов, а также слабый контроль со стороны природоохранных структур.

    На практике не существует единой позиции по поводу того, является плата за негативное воздействие на ОС экологическим налогом или платежом. В зарубежных странах плата за негативное воздействие на окружающую среду является по сути своей экологическим налогом за загрязнение.

    Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется ФЗ «Об охране окружающей среды», иными федеральными законами. Однако ни данный закон, ни иное федеральное законодательство в области экологии не устанавливают формы расчета платы за негативное воздействие, но декламируют виды негативного воздействия, и виды соответствующих платежей. Федеральными законами, а также другими нормативными правовыми актами, устанавливающими виды и порядок экологических платежей, являются Закон по охране атмосферного воздуха; Закон об отходах; Постановление Правительства РФ №632 от 28.08.92 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»; Постановление Правительства РФ №1310 от 31.12.95 г. «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»; Постановление Правительства РФ №344 от 12.06.03 г. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»; Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды РФ 26.01.93 г.

    Все предприятия, организации, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие всевозможные виды деятельности на территории РФ, платят за негативное воздействие на окружающую среду. При этом негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной или другой деятельности, последствия которой приведут к негативному изменению качества окружающей среды, то есть негативному изменению физических, химических, биологических или других показателей окружающей среды. С 30.12.2008 года порядок исчисления и взимания экоплатежей за негативное воздействие на ОС устанавливает Правительство РФ, а именно уже упомянутым выше Постановлением Правительства РФ №632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

    Постановлением фактически устанавливаются виды платы за негативное воздействие:

  • плата за выбросы, сбросы вредных веществ, за размещение отходов, иных видов вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
  • плата за выбросы и сбросы вредных веществ, за размещение отходов, иных видов воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных показателей);
  • плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.
  • Базовые нормативы платы за негативное воздействие утверждаются по каждому ингредиенту вредного вещества (отхода), типу вредного воздействия с учетом класса опасности их для окружающей среды и здоровья населения. Такие нормативы утверждены Постановлением Правительства РФ №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» за выбросы в атмосферу вредных веществ стационарным и передвижным источником; сбросы загрязнителей в поверхностные и подземные воды; размещение отходов производства и потребления.

    Однако в заключение хотелось бы сказать следующее: несмотря на довольно емкую нормативную базу, регулирующую отношения в сфере природопользовании, пусть и несовершенную, механизм природопользования нуждается в совершенствовании. В чем проблема? Да, уже в самой трактовке принципа «загрязнитель платит» нашим природоохранным законодательством и заключается главная проблема его несовершенства, коррупционной емкости и неэффективности. Да, «загрязнитель» действительно платит, вот только кому, за что и сколько – это вопрос, причем риторический!



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1.Сова М.О. Інноваційний розвиток вищої освіти України у контексті соціоекономічних трансформацій / М.О. Сова // Освітологія – науковий напрям інтегрованого пізнання освіти: матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції, 15 грудня 2010 р. К.: вид-во Київського ун-ту імені Б. Грінченка, 2010. С.26-29.
    2. Сисоєва С.О. Педагогічні технології у неперервній освіті: монографія / С.О. Сисоєва, А.М. Алексюк, П.М. Воловик, О.І. Кульчицька, Л.Є. Сігаєва, Я.В. Цехмістер. К.: ВІПОЛ, 2001.