Отражение проблемы политического воспитания личного состава в СССР в межвоенный период в советской историографии «кризисного периода»: 1985–1991 гг.

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В статье отражены основные направления отечественных историографических исследований в период кризиса исторической науки по проблемам политического воспитания личного состава ВС СССР межвоенного периода. Большое внимание уделено исследованиям о репрессиях и оппозиционных движениях в армии в 1920–1930-е гг. Затронут новый взгляд на процессы в Красной армии в 1939–1945 гг.

Ключевые слова:

советская историография, политическое воспитание, личный состав вооруженных сил
Цитировать публикацию:
Отражение проблемы политического воспитания личного состава в СССР в межвоенный период в советской историографии «кризисного периода»: 1985–1991 гг. – С. 11-16.

Otrazhenie problemy politicheskogo vospitaniya lichnogo sostava v SSSR v mezhvoennyy period v sovetskoy istoriografii «krizisnogo perioda»: 1985–1991 gg.. , 11-16. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Хронологические рамки периода: апрель 1985 г. – распад СССР. Правомерность выделения данного периода обусловлена тем, что апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС, взявший курс на перестройку советского общества, в том числе исторической науки, поставил задачу перед учеными-исследователями давать объективную оценку прошлому нашей страны. Требования, чтобы исследования были честными, увлекательными, раскрывающими исторический путь страны во всем его величии, в полной мере относились к исследуемой проблеме. Обращение к прошлому необходимо для того, чтобы в полном объеме восстановить истину и справедливость. Утверждение исторической правды нужно и как урок для настоящего и будущего.

Именно с позиций восстановления исторической правды появляются исследования по историко-партийной проблематике. Заслуживают внимания книги «Страницы истории КПСС: Факты. Проблемы. Уроки», «Историки спорят. 13 бесед», «Уроки дает история» и другие [1], в которых идет пересмотр устаревших концепций и точек зрения, ломка стереотипов, сформировавшихся в период культа личности и застоя, и делается первая попытка ответить на вопрос: как меняется в условиях перестройки изучение советского общества. В них наряду с другими проблемами рассматриваются новые подходы к характеристике экономической и политической системы 20-30-х годов, выявлению правды о деятельности И. В. Сталина и сталинизме. Однако следует заметить, что в книгах незаслуженно обойдено военное строительство в 1921–1941 гг.

В журнале «Известия ЦК КПСС» были опубликованы материалы заседания Комиссии Политбюро ЦК КПСС, связанные с реабилитацией в судебном и партийном порядке лиц, проходивших по так называемой «антисоветской троцкистской военной организации» в Красной Армии [2]. В обобщенной справке подчеркивается, что «осуществленные И. В. Сталиным и его ближайшим окружением массовые репрессии в армии накануне Второй Мировой войны нанесли огромный ущерб Советским Вооруженным Силам, всей обороноспособности советского государства» [3]. Среди необоснованно репрессированных оказались видные политработники Красной Армии, которые входили в состав Военного Совета при наркоме обороны СССР в 1937–1938 гг. Все они впоследствии были реабилитированы.

О 1937 годе как об «историческом феномене» многие исследователи начали размышлять еще в конце 50-х годов ХХ века, особенно после известного доклада, сделанного Н. С. Хрущевым 25 февраля1956 г. на «закрытом заседании» XX съезда КПСС.

Террор1937 г. был объяснен в докладе по сути дела личностными качествами Сталина. Хотя, как отмечалось в докладе,1937 г. стал возможен в силу того обстоятельства, что вождь сосредоточил в своих руках «необъятную неограниченную власть», но причиной террора были все же объявлены именно «отрицательные черты» сталинского характера, которые и привели к «тяжким злоупотреблениям» этой властью.

Со времени хрущевского доклада прошло много лет, однако «феномен 1937 года» во многих сочинениях по-прежнему истолковывался именно в этом духе. Таково, например, изданное в 1990 г. тиражом в 100 тыс. экземпляров сочинение А. В. Антонова-Овсеенко, сына известного революционного деятеля. Считая главным и даже вообще единственным виновником всех репрессий 1930–1940-х гг. И. В. Сталина, А. В. Антонов-Овсеенко стремился представить его беспримерным патологическим злодеем, а 1937 г., с его точки зрения, породил присущие Сталину «всепожирающую месть и неутолимую злобу» [4]. В таком же ключе события 1937 года рассматривались Д. А. Волкогоновым и Э. Радзинским [5].

В период перестройки на фоне осмысления и переосмысления феномена сталинизма в обобщенном виде [6] появилось историографическое осмысление анализируемой проблемы (правда, проведенное не непосредственно, а в комплексе с другими проблемами партийно-политической работы). Это сделал В. В. Рыбников [7]. В 1990-е гг. процесс, указанный выше, стал набирать обороты. Так, С. Н. Полторак дал историографический анализ некоторых тенденций в изучении истории Гражданской войны в России и деятельности РККА в так называемый межвоенный период, косвенно осветив и историю изучения темы укрепления морального духа Красной армии [8]. Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы получили краткий историографический анализ в историографических главах докторских диссертаций, защищенных по специальности 07.00.02 – отечественная история в начале 1990-х гг. [9].

Проанализировав определенное количество историографических источников, можно придти к выводу, что проблема политического воспитания личного состава в Красной Армии в ходе перестройки нашла опосредованное выражение в ряде статей, опубликованных в научных журналах [10].

Особенный интерес представляет статья О. Ф. Сувенирова «Репрессии в парторганизации РККА в 1937–1938 гг.». В ее названии четко определен предмет исследования – репрессии, развязанные И. В.Сталиным в 1937–1938 гг. в РККА. Автор, правда, суживает круг своего исследования до анализа репрессий против, в первую очередь, армейских коммунистов. На богатом фактическом материале, почерпнутом из ранее недоступных архивных источников, ученому удалось убедительно доказать, что порочная политика сталинских репрессий подрывала моральный дух войск. Репрессии губительно сказались на функционировании системы воспитательной работы в Красной армии, в первую очередь, в сфере дальнейшего укрепления воинской дисциплины.

Представляет интерес и книга Н. Г. Масловского «Внутриармейская оппозиция 1928 года» [11]. Автор в контексте вскрытия сущности так называемой внутриармейской оппозиции (она была, собственно говоря, сфабрикована в интересах противоборствующих кланов внутри руководящего слоя правившей в стране компартии) смог показать, что внутрипартийная борьба, в которую вовлекли и армейских коммунистов, сказалась самым пагубным образом на морально-психологическом состоянии личного состава войск. Эта борьба подрывала основы воспитательной работы в РККА, что особенно рельефно ощущалось в сфере воинской дисциплины и правопорядка. Имеется обобщенный материал по рассматриваемой теме в коллективной работе советских историков [12], в которой анализируются различные аспекты истории строительства высших военных коллегиальных органов Вооруженных сил СССР. Данный материал изложен, главным образом, в постановочном плане и достаточно обобщенно. Однако здесь начинают постепенно преодолеваться догматизированные в духе идей марксизма-ленинизма в большевистском его измерении стереотипы в методологии исторических исследований. В частности, дается относительно объективная оценка сталинских репрессий в РККА.

Необходимо подчеркнуть, что в период перестройки появилось несколько общих работ по истории Красной армии, многие из которых так или иначе затрагивают тему деятельности властных структур по укреплению морального духа войск в так называемый межвоенный период. Они разнятся по степени глубины освещения нашей темы. Однако во всех трудах она подается обобщенно, больше в постановочном плане [13]. И как историографический факт нельзя не отметить, что отдельные фрагменты, освещающие морально-психологическое состояние личного состава частей и соединений, имеются в некоторых трудах, авторы которых предпринимают попытки осмыслить общее состояние Красной армии перед Великой Отечественной войной и дать интегральную характеристику боеспособности РККА [14].

В целом же литературы, имеющей непосредственное отношение, да и, собственно говоря, и опосредованное отношение к проблеме политического воспитания РККА в межвоенный период в годы перестройки, вышло немного. Однако в качественном отношении она стала несколько выигрывать, главным образом за счет введения в научный оборот новых архивных документов, что придавало трудам даже некоторый налет сенсационности.

В то же время приходится констатировать, что в процессе зарождения новых подходов в отечественной исторической науке в период перестройки научное осмысление расматривамеой проблемы не было столь глубоким, как могло бы стать при наличии большого пласта новых архивных документов. Нельзя также не заметить, что сузилась проблематика внутри темы. Основное внимание уделялось аспектам проблемы, связанным со сталинскими репрессиями и уроном, который они нанесли обороноспособности страны, укреплению морально-психологического состояния РККА накануне Великой Отечественной войны. Не появилось в период зарождения новых подходов в отечественной исторической науке и целевых комплексных исследований проблемы деятельности органов государственной власти и военного управления по укреплению морального духа РККА (1923 – июнь 1941 гг.)

Тем не менее, литература перестроечного периода стала предтечей начавшегося в постсоветский период процесса становления и утверждения нового осмысления и переосмысления проблемы, указанной выше. Поэтому, при всей ее немногочисленности, она заслуживает персонального внимания исследователей, занимающихся проблемами истории Вооруженных сил СССР в межвоенный период.

В последнее десятилетие существования СССР, в условиях демократизации общества появились интересные работы, посвященные объективному раскрытию отдельных сторон воспитательного процесса в Красной Армии в межвоенный период.

Изучение и всесторонний анализ литературы показывает, что исторический опыт деятельности государственных органов и общественных организаций по воспитанию личного состава Красной Армии в 1921 – июнь 1941 гг. раскрыт еще недостаточно полно.

По данной проблеме и периоду не было издано специального обобщающего труда. Ни одна из рассмотренных монографий и диссертаций не освещают в полном объеме многогранную деятельность государственных органов и общественных организаций по политическому воспитанию личного состава армии в исследуемый период.

Историографический анализ свидетельствует, что в исторической литературе не получили должного освещения такие важнейшие положения исследуемой проблемы, как:

  • факторы, обусловливающие усиление воспитательной работы в войсках;
  • организационное совершенствование системы воспитательной работы и развитие средств, форм и методов ее;
  • основные тенденции в содержании воспитательной работы;
  • роль и влияние социальной защищенности красноармейцев на воспитательный процесс;
  • эффективность воспитательной работы по обеспечению задач, решаемых Красной Армией;
  • основные итоги и уроки деятельности государственных органов и общественных организаций по воспитанию военнослужащих в 20-е–30-е гг. ХХ века и др.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Страницы истории КПСС: Факты. Проблемы. Уроки. М., 1988; Историки спорят. М., 1988; Уроки дает история. М., 1989; Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди. М., 1989; Иного не дано. М., 1988; Историки отвечают на вопросы. Вып.2. М., 1990; Переписка на исторические темы: Диалог ведет читатель. М., 1989; Трудные вопросы истории: Поиски. Размышления. Новый взгляд на события и факты. М., 1991.
    2. Дело о так называемой «антисоветской троцкистской военной организации» в Крас¬ной армии // Известия ЦК КПСС. 1989. № 4. С.42-80.
    3. Там же. С. 42.
    4. Антонов-Овсеенко А.. Сталин без маски. М., 1990. С.234.
    5. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В. Сталина. В 2-х кн. М., 1990; Рад-зинский Э. Сталин. М., 1998 и т.д.
    6. Волкогонов Д. А. Триумф и трагедия. Т. 2, ч. 1 / Д. А. Волкогонов. М., 1989; История и сталинизм. М., 1991 и др. Однако до научного осмысления феномена ленинизма ученые в период перестройки пока что не дошли. Они оставили это исследовательское поле публицистам. А те не смогли осмысливать феномен ленинизма в годы перестройки исходя из принципов объективности, историзма и компаративизма.
    7. Глава IV: Советская историография проблемы интернационального воспитания Коммунистической партией воинов Красной Армии в годы мирного социалистического строительства // Рыбников В. В. Указ. соч. С. 86-112.
    8. Полторак С. Н. О некоторых тенденциях в изучении истории гражданской войны в России и деятельности РККА в так называемый межвоенный период...
    9. Захаров В. В. Политика Советского государства по отношению к Германии в военной области и ее влияние на обороноспособность СССР (1921 – июнь 1941 гг.): дис… д-ра ист. наук / В. В. Захаров. М., 1992; Мулюков Р. С. История строительства политорганов и партийных организаций Красной Армии в 1921 – 1941 годах: проблемы, деформации, уроки: дис… д-ра ист. наук / Р. С. Мулюков. М., 1992; Шевоцуков П. А. Реввоенсовет Республики и его роль в осуществлении военной политики партии большевиков (1918 – 1921 гг.): дис… д-ра ист. наук / П. А. Шевоцуков. М., 1992; Веселов М. В. Военно-политическая деятельность И. С. Уншлихта: дис… канд. ист. наук / М. В. Веселов. М., 1991; Найденко Б. Н. Советско-финляндская война (1939 – 1940 гг.): ист.-полит. анализ: дис… канд. ист. наук / Б. Н. Найденко. М., 1993 и др.
    10. Данилов В. Д. Советское Главное командование в преддверии Великой Отечественной войны / В. Д. Данилов // Нов. и новейш. история. – 1988. – № 6; Хлевников О. Д. 1937 год: противодействие репрессиям / О. Д. Хлевников // Коммунист. – 1989. – № 10; Комал Ф. Б. Военные кадры накануне войны / Ф. Б. Комал // ВИЖ. – 1990. – № 2; Моисеев М. Смена руководства Наркомата обороны СССР в связи с уроками советско-финской войны 1939 – 1940 гг. / М. Моисеев // Изв. ЦК КПСС. – 1990. – № 1; Семиряга М. И. Советско-финляндская война: к 50-летию окончания / М. И. Семиряга. М., 1990; Он же. Война, которую стыдно вспоминать // Молодой коммунист. – 1990. – № 3; Чевела П. П. Итоги и уроки советско-финляндской войны / П. П. Чевела // Воен. мысль. – 1990. – № 3; Донгаров А. Г. Война, которой могло не быть / А. Г. Донгаров // Вопр. истории. – 1990. – № 5 и др.
    11. Масловский Н. Г. Внутриармейская оппозиция 1928 года / Н. Г. Масловский. М., 1991.
    12. Реввоенсовет Республики (6 сент. 1918 г. – 28 авг. 1923 г.). М., 1991.
    13. Сорокин А. И. Армия Советского народа / А. И. Сорокин. М., 1987; Соколов Б. В. Красная Армия в межвоенный период (1921 – 1941 гг.) / Б. В. Соколов. М., 1990; Савушкин Р. А. Развитие вооруженных сил и военного искусства в межвоенный период (1921 – 1941 гг.) / Р. А. Савушкин. М., 1989. Военные вопросы в решениях КПСС / под общ. ред. Г. В. Средина. М., 1989 и др.
    14. Бабин А. Канун и начало Великой Отечественной войны: к 50-летию / А. Бабин. М., 1991; Волко-гонов Д. А. 22 июня 1941 г. / Д. А. Волкогонов // Знамя. – 1991. – № 6; Ивашов Л. Г. В последние предво-енные / Л. Г. Ивашов // ВИЖ. – 1989. – № 11; Киршин Ю. Я. Накануне 22 июня 1941 г.: по материалам воен. архивов / Ю. Я. Киршин, Н. М. Романчишев // Нов. и новейшая история. – 1991. – № 3; Майоров А. М. На пороге войны / А. М. Майоров // ВИЖ. – 1989. – № 5 и др.