Место России в международном рейтинге развития экономики знаний
Ключевые слова:
Россия, экономика знаний, институциональная среда, институциональные барьеры, оценка экономики знанийПриглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Всемирным Банком в рамках программы «Знания для развития» (Knowledge for Development – K4D) разработана методика, позволяющая оценить готовность той или иной страны к переходу на модель развития, основанную на знаниях. Методика включает 109 показателей, объединенные в 4 группы и характеризующие следующие ключевые параметры:
1) институциональный режим, который стимулирует эффективное использование существующего и создание нового знания, а также развитие предпринимательства;
2) уровень образования населения и наличие у него навыков, связанных с использованием, обменом и созданием знаний;
3) информационная и коммуникационная инфраструктура, способствующая эффективному распространению и переработке информации;
4) национальная инновационная система.
В табл.1 представлены основные показатели, которые входят в каждую группу и используются для вычисления индексов.
Таблица 1
Показатели, используемые для расчетов индекса экономики знаний
Группа
|
Показатели
|
Институциональный режим,
государственное регулирование |
Качество государственного регулирования, эффективность правительства, выполнение законов, гражданские свободы и политические права, политическая стабильность, контроль над коррупцией, свобода прессы, тарифные и нетарифные барьеры, защита интеллектуальной собственности, значимость банков в экономике, стоимость регистрации фирмы, число дней, необходимых для открытия фирмы и др.
|
Образование,
рынок труда, гендерная дифференциация |
Грамотность взрослых, число лет обучения, включенность в среднее образование, включенность в высшее образование, расходы на образование (% от ВВП), уровень безработицы, уровень занятости, занятость в промышленности и сфере услуг, интенсивность обучения персонала, показатели жесткости трудового законодательства, индекс гендерного равенства и др.
|
Информационная и коммуникационная инфраструктура
|
Число телефонов (на 1000 чел.), число компьютеров (на 1000 чел.), число ежедневных изданий (на 1000 чел.), пользователи интернета (на 1000 чел.), использование интернета в организациях, расходы на ИКТ (% от ВВП) и др.
|
Инновации
|
Расходы на исследования и разработки (% от ВВП), сотрудничество между университетами и компаниями, доступность венчурного капитала, экспорт высокотехнологичной продукции, затраты компаний на исследования и разработки, число научных публикаций (на 1 млн чел.), поступления от патентов и лицензий (на 1 млн чел.), численность персонала, занятого исследованиями и разработками и др.
|
Методика предполагает расчет двух сводных индексов – индекса экономики знаний и индекса знаний. Индекс экономики знаний – это средний из 4х индексов (институционального режима, образования, информационных технологий и коммуникаций, инноваций). При определении индекса знаний учитываются только 3 индекса (образования, информационных технологий и коммуникаций, инноваций). Каждый из этих индексов представляет арифметическую среднюю величину нормализованных данных по показателям, составляющим ту или иную группу.
Нормализация показателей производится по следующей формуле (1):
Нормализованный показатель = 10 х (Nw : Nc) (1),
где Nw – число стран, чьи показатели хуже, чем у данной страны
Nc – общее число стран.
Нормализованный показатель может принимать значения от 0 до 10: 10 – значение, соответствующее стране с самым высоким показателем, 0 – значение, соответствующее стране с самым низким показателем. При этом 10 % стран с лучшими показателями принимают значение нормализованного показателя от 9 до 10, вторые 10 % - значения от 8 до 9 и т.д. Таким образом, нормализованный показатель описывает положение той или иной страны по сравнению с другими страны. В результате отрицательная динамика нормализованного показателя Хi конкретной страны может свидетельствовать не только о том, что снизился абсолютный уровень измеряемого показателя, но и о том, что данный показатель по всем странам изменялся быстрее, чем соответствующий показатель оцениваемой страны.
В табл.2 представлены значения индекса экономики знаний и его составляющих для различных стран.
Таблица 2
Индекс экономики знаний и его составляющие (2009 г.)
Место
|
Δ*
|
Страна
|
Индекс экономики знаний
|
Индекс институц. режима
|
Индекс инноваций
|
Индекс образования
|
Индекс ИКТ
|
1
|
+2
|
Дания
|
9,52
|
9,61
|
9,49
|
9,78
|
9,21
|
2
|
-1
|
Швеция
|
9,51
|
9,33
|
9,76
|
9,29
|
9,66
|
3
|
-1
|
Финляндия
|
9,37
|
9,31
|
9,67
|
9,77
|
8,73
|
7
|
+2
|
Великобритания
|
9,10
|
9,24
|
9,24
|
8,49
|
9,45
|
9
|
-3
|
США
|
9,02
|
9,04
|
9,47
|
8,74
|
8,83
|
20
|
-4
|
Япония
|
8,42
|
7,81
|
9,22
|
8,67
|
8,00
|
54
|
+4
|
Бразилия
|
5,66
|
4,31
|
6,19
|
6,02
|
6,13
|
60
|
+4
|
Россия
|
5,55
|
1,76
|
6,88
|
7,19
|
6,38
|
72
|
+8
|
Казахстан
|
5,05
|
4,70
|
3,68
|
7,07
|
4,76
|
81
|
+13
|
Китай
|
4,47
|
3,90
|
5,44
|
4,20
|
4,33
|
109
|
-2
|
Индия
|
3,09
|
3,50
|
4,15
|
2,21
|
2,49
|
|
|
Все страны
|
5,95
|
5,21
|
8,11
|
4,24
|
6,22
|
|
|
G7
|
8,72
|
8,15
|
9,19
|
8,75
|
8,80
|
* - изменение (Δ) места страны по сравнению с 2000 г.
В пятерку лидеров входят страны Северной Европы (Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия), а также Нидерланды. Далее следуют Канада, Великобритания, Ирландия, США. Замыкает первую десятку Швейцария. Россия занимает 60-е место среди 145 стран, для которых был вычислен индекс экономики знаний. Соседями нашей страны по рейтингу являются Аргентина и Турция. По индексу экономики знаний Россия уступает не только странам Западной Европы (среднее значение 8,76) и «Большой семерки» (8,72), но и государствам юго-восточной Азии (6,41).
Как видно из таблицы 2, в России катастрофически низок индекс институционального режима экономики, который составляет 1,76. Значение этого показателя существенно выше не только в государствах Западной Европы (8,71), но и юго-восточной Азии (5,52), а также в странах БРИК. Более того индекс институционального режима стран Африки составляет 2,68 и тоже превосходит российский показатель.
Сравнительные показатели индекса институционального режима представлены в табл.3.
Таблица 3
Показатели индекса институционального режима
Показатель (год его расчета)
|
Россия
|
Дания
|
США
|
Казахстан
|
Китай
|
Тарифные и нетарифные барьеры (2009)
|
0,84
|
9,02
|
9,44
|
9,16
|
3,08
|
Защита интеллектуальной собственности (2008)
|
2,72
|
9,84
|
8,88
|
4,64
|
6,24
|
Значимость банков (2008)
|
2,08
|
9,92
|
7,12
|
0,72
|
2,08
|
Интенсивность конкуренции на местном уровне (2008)
|
2,16
|
8,40
|
9,84
|
2,72
|
8,40
|
Качество регулирования (2007)
|
2,95
|
10,00
|
8,77
|
2,81
|
4,04
|
Роль закона (2007)
|
1,51
|
9,79
|
8,90
|
2,12
|
4,59
|
Эффективность правительства (2007)
|
4,11
|
9,86
|
8,84
|
3,01
|
5,82
|
Гражданские свободы и политические права (2007)
|
2,05
|
10,00
|
8,49
|
1,78
|
0,55
|
Политическая стабильность (2007)
|
2,53
|
8,63
|
6,16
|
6,37
|
3,56
|
Контроль над коррупцией (2007)
|
1,37
|
9,86
|
8,77
|
1,44
|
2,74
|
Свобода СМИ (2008)
|
1,24
|
9,86
|
8,97
|
1,24
|
0,62
|
Данные показывают, что слабыми местами в институциональной системе России являются незначительность отечественной банковской системы, слабая защита интеллектуальной собственности, отсутствие адекватного регулирования финансовых институтов и низкая конкуренция на местном уровне.
По сравнению со странами-лидерами в России очень низко оценивается качество государственного регулирования и эффективность правительства. Существование проблем в этой сфере признается и на государственном уровне. Так, в проекте Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г., подготовленном Министерством экономического развития, «самокритично» отмечается: «Действующее государственное регулирование предпринимательской деятельности в целом и инновационной деятельности в частности пока характеризуется скорее враждебностью по отношению к бизнесу. …. Качество налогового и таможенного регулирования и администрирования носит «репрессивный» по отношению к инновационному бизнесу характер, несмотря на принятые меры по налоговому стимулированию инновационной активности» [4]. Ещё ниже оцениваются показатели исполнения законов, контроля над коррупцией и свободы прессы. По этим параметрам Россия относится к самой худшей, пятой, группе стран мира.
Анализ представленных выше данных, показывает, что основным тормозом, сдерживающим продвижение России в сторону экономики знаний, являются проблемы развития институциональной среды. К их числу следует в первую очередь отнести:
Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. Knowledge for Development. Режим доступа: http://info.worldbank.org/etools/kam2/KAM_page5.asp
3. Knowledge for Development. Режим доступа: http://info.worldbank.org/etools/kam2/KAM_page3.asp?default=1
4. Проект Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016.
Mesto Rossii v mezhdunarodnom reytinge razvitiya ekonomiki znaniy. , 443-449. (in Russian)