Место России в международном рейтинге развития экономики знаний

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Анализируется место России в международного рейтинге развития экономики знаний, определяются факторы, сдерживающие формирование экономики знаний в России.

Ключевые слова:

Россия, экономика знаний, институциональная среда, институциональные барьеры, оценка экономики знаний
Цитировать публикацию:
Место России в международном рейтинге развития экономики знаний – С. 443-449.

Mesto Rossii v mezhdunarodnom reytinge razvitiya ekonomiki znaniy. , 443-449. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Всемирным Банком в рамках программы «Знания для развития» (Knowledge for Development – K4D) разработана методика, позволяющая оценить готовность той или иной страны к переходу на модель развития, основанную на знаниях. Методика включает 109 показателей, объединенные в 4 группы и характеризующие следующие ключевые параметры:

1) институциональный режим, который стимулирует эффективное использование существующего и создание нового знания, а также развитие предпринимательства;

2) уровень образования населения и наличие у него навыков, связанных с использованием, обменом и созданием знаний;

3) информационная и коммуникационная инфраструктура, способствующая эффективному распространению и переработке информации;

4) национальная инновационная система.

В табл.1 представлены основные показатели, которые входят в каждую группу и используются для вычисления индексов.

Таблица 1

Показатели, используемые для расчетов индекса экономики знаний

Группа
Показатели
Институциональный режим,
государственное регулирование
Качество государственного регулирования, эффективность правительства, выполнение законов, гражданские свободы и политические права, политическая стабильность, контроль над коррупцией, свобода прессы, тарифные и нетарифные барьеры, защита интеллектуальной собственности, значимость банков в экономике, стоимость регистрации фирмы, число дней, необходимых для открытия фирмы и др.
Образование,
рынок труда,
гендерная дифференциация
Грамотность взрослых, число лет обучения, включенность в среднее образование, включенность в высшее образование, расходы на образование (% от ВВП), уровень безработицы, уровень занятости, занятость в промышленности и сфере услуг, интенсивность обучения персонала, показатели жесткости трудового законодательства, индекс гендерного равенства и др.
Информационная и коммуникационная инфраструктура
Число телефонов (на 1000 чел.), число компьютеров (на 1000 чел.), число ежедневных изданий (на 1000 чел.), пользователи интернета (на 1000 чел.), использование интернета в организациях, расходы на ИКТ (% от ВВП) и др.
Инновации
Расходы на исследования и разработки (% от ВВП), сотрудничество между университетами и компаниями, доступность венчурного капитала, экспорт высокотехнологичной продукции, затраты компаний на исследования и разработки, число научных публикаций (на 1 млн чел.), поступления от патентов и лицензий (на 1 млн чел.), численность персонала, занятого исследованиями и разработками и др.
Источник: Knowledge Assessment Methodology [1].

Методика предполагает расчет двух сводных индексов – индекса экономики знаний и индекса знаний. Индекс экономики знаний – это средний из 4х индексов (институционального режима, образования, информационных технологий и коммуникаций, инноваций). При определении индекса знаний учитываются только 3 индекса (образования, информационных технологий и коммуникаций, инноваций). Каждый из этих индексов представляет арифметическую среднюю величину нормализованных данных по показателям, составляющим ту или иную группу.

Нормализация показателей производится по следующей формуле (1):

Нормализованный показатель = 10 х (Nw : Nc) (1),

где Nw – число стран, чьи показатели хуже, чем у данной страны

Nc – общее число стран.

Нормализованный показатель может принимать значения от 0 до 10: 10 – значение, соответствующее стране с самым высоким показателем, 0 – значение, соответствующее стране с самым низким показателем. При этом 10 % стран с лучшими показателями принимают значение нормализованного показателя от 9 до 10, вторые 10 % - значения от 8 до 9 и т.д. Таким образом, нормализованный показатель описывает положение той или иной страны по сравнению с другими страны. В результате отрицательная динамика нормализованного показателя Хi конкретной страны может свидетельствовать не только о том, что снизился абсолютный уровень измеряемого показателя, но и о том, что данный показатель по всем странам изменялся быстрее, чем соответствующий показатель оцениваемой страны.

В табл.2 представлены значения индекса экономики знаний и его составляющих для различных стран.

Таблица 2

Индекс экономики знаний и его составляющие (2009 г.)

Место
Δ*
Страна
Индекс экономики знаний
Индекс институц. режима
Индекс инноваций
Индекс образования
Индекс ИКТ
1
+2
Дания
9,52
9,61
9,49
9,78
9,21
2
-1
Швеция
9,51
9,33
9,76
9,29
9,66
3
-1
Финляндия
9,37
9,31
9,67
9,77
8,73
7
+2
Великобритания
9,10
9,24
9,24
8,49
9,45
9
-3
США
9,02
9,04
9,47
8,74
8,83
20
-4
Япония
8,42
7,81
9,22
8,67
8,00
54
+4
Бразилия
5,66
4,31
6,19
6,02
6,13
60
+4
Россия
5,55
1,76
6,88
7,19
6,38
72
+8
Казахстан
5,05
4,70
3,68
7,07
4,76
81
+13
Китай
4,47
3,90
5,44
4,20
4,33
109
-2
Индия
3,09
3,50
4,15
2,21
2,49


Все страны
5,95
5,21
8,11
4,24
6,22


G7
8,72
8,15
9,19
8,75
8,80
Источник: Knowledge for Development [2]

* - изменение (Δ) места страны по сравнению с 2000 г.

В пятерку лидеров входят страны Северной Европы (Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия), а также Нидерланды. Далее следуют Канада, Великобритания, Ирландия, США. Замыкает первую десятку Швейцария. Россия занимает 60-е место среди 145 стран, для которых был вычислен индекс экономики знаний. Соседями нашей страны по рейтингу являются Аргентина и Турция. По индексу экономики знаний Россия уступает не только странам Западной Европы (среднее значение 8,76) и «Большой семерки» (8,72), но и государствам юго-восточной Азии (6,41).

Как видно из таблицы 2, в России катастрофически низок индекс институционального режима экономики, который составляет 1,76. Значение этого показателя существенно выше не только в государствах Западной Европы (8,71), но и юго-восточной Азии (5,52), а также в странах БРИК. Более того индекс институционального режима стран Африки составляет 2,68 и тоже превосходит российский показатель.

Сравнительные показатели индекса институционального режима представлены в табл.3.

Таблица 3

Показатели индекса институционального режима

Показатель (год его расчета)
Россия
Дания
США
Казахстан
Китай
Тарифные и нетарифные барьеры (2009)
0,84
9,02
9,44
9,16
3,08
Защита интеллектуальной собственности (2008)
2,72
9,84
8,88
4,64
6,24
Значимость банков (2008)
2,08
9,92
7,12
0,72
2,08
Интенсивность конкуренции на местном уровне (2008)
2,16
8,40
9,84
2,72
8,40
Качество регулирования (2007)
2,95
10,00
8,77
2,81
4,04
Роль закона (2007)
1,51
9,79
8,90
2,12
4,59
Эффективность правительства (2007)
4,11
9,86
8,84
3,01
5,82
Гражданские свободы и политические права (2007)
2,05
10,00
8,49
1,78
0,55
Политическая стабильность (2007)
2,53
8,63
6,16
6,37
3,56
Контроль над коррупцией (2007)
1,37
9,86
8,77
1,44
2,74
Свобода СМИ (2008)
1,24
9,86
8,97
1,24
0,62
Источник: Knowledge for Development [3].

Данные показывают, что слабыми местами в институциональной системе России являются незначительность отечественной банковской системы, слабая защита интеллектуальной собственности, отсутствие адекватного регулирования финансовых институтов и низкая конкуренция на местном уровне.

По сравнению со странами-лидерами в России очень низко оценивается качество государственного регулирования и эффективность правительства. Существование проблем в этой сфере признается и на государственном уровне. Так, в проекте Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г., подготовленном Министерством экономического развития, «самокритично» отмечается: «Действующее государственное регулирование предпринимательской деятельности в целом и инновационной деятельности в частности пока характеризуется скорее враждебностью по отношению к бизнесу. …. Качество налогового и таможенного регулирования и администрирования носит «репрессивный» по отношению к инновационному бизнесу характер, несмотря на принятые меры по налоговому стимулированию инновационной активности» [4]. Ещё ниже оцениваются показатели исполнения законов, контроля над коррупцией и свободы прессы. По этим параметрам Россия относится к самой худшей, пятой, группе стран мира.

Анализ представленных выше данных, показывает, что основным тормозом, сдерживающим продвижение России в сторону экономики знаний, являются проблемы развития институциональной среды. К их числу следует в первую очередь отнести:

  • низкую эффективность государственного регулирования экономики;
  • низкое качество государственного управления;
  • высокие административные барьеры;
  • высокий уровень коррупции;
  • недостаточную защита прав собственности, особенно интеллектуальной;
  • неразвитость венчурного предпринимательства;
  • слабость банковской системы;
  • слабость системы инфорсмента.


  • Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Knowledge Assessment Methodology. Режим доступа: http://web.worldbank.org.
    2. Knowledge for Development. Режим доступа: http://info.worldbank.org/etools/kam2/KAM_page5.asp
    3. Knowledge for Development. Режим доступа: http://info.worldbank.org/etools/kam2/KAM_page3.asp?default=1
    4. Проект Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016.