Геоинформационное управление и стратегическое прогнозирование социально-экономического развития симплифицированной экономики сырьевого региона

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В статье представлены результаты исследования социально-экономической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, отражены перспективы внедрения механизма геоинформационного управления и прогноза, применимые для сырьевых регионов с симплифицированным характером региональной экономики. Автором разработаны предложения по внедрению современных геоинформационных систем управления социальным развитием территории.

Ключевые слова:

социально-экономическое развитие, инвестиционные риски, диверсификация экономики, инвестиционный потенциал, региональное развитие, монофпрофильные населенные пункты
Цитировать публикацию:
Геоинформационное управление и стратегическое прогнозирование социально-экономического развития симплифицированной экономики сырьевого региона – С. 424-433.

Geoinformatsionnoe upravlenie i strategicheskoe prognozirovanie sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya simplifitsirovannoy ekonomiki syryevogo regiona. , 424-433. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В годы глобальных отечественных реформ 1990-х гг. одним из основных постулатов либерализации общественной жизни выступал тезис «о невидимой руке А. Смита» (Осипов, 1999), которая способна самостоятельно регулировать социально-экономические отношения в стране. Идеальная ситуация: конкурентоспособные отрасли должны были занять устойчивое положение на международном рынке, а неконкурентоспособные – кануть в лету. Государственное планирование было признано атавизмом тоталитарного общества и выглядело бесперспективным в условиях стихийных рыночных преобразований: все государственные программы, в том числе и краткосрочные, принимали статус пожарной помощи пылающим секторам социальной и экономической жизни, а прогнозы не исполнялись еще на стадии их печати в типографии. Ритм дефолтов, секвестров и перманентных выборов требовал не долгосрочной программы, а оперативного управленческого решения, граничащего с авантюризмом и популизмом.

Сегодня свободная рыночная экономика не ставится в качестве самоцели, однако и государственное планирование сбалансированного социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу не осуществляется. Создаются в массовом порядке стратегические документы, которые, по оценкам РА «Эксперт» (www.raexpert.ru), уместно отнести к категории «стратегического суррогата», заявленные показатели в которых не достигаются и носят декларативный характер. Высокая зависимость отечественного предпринимательства от изменений макроэкономической ситуации не позволяет всерьез рассматривать любые сценарии стратегических планов территориального развития: если, например, фактическая цена на нефть критически не соответствует заложенным ориентирам (при учете различных сценариев стратегии), то и ответственность за провал в достижении заявленных целей и задач снимается с управленцев. В том случае, если критерии были перевыполнены в несколько раз, груз ответственности также снимается, а возникновение профицита, инфляции и преступного отставания в реализации социальных мероприятий, не рассматриваются в качестве стратегических просчетов. Понятия «экономическая» и «бухгалтерская» прибыль», соответственно, и убытки (Макдоннел, Брю, 1992), в действующем территориальном управлении принципиально не рассматриваются.

Трехлетнее бюджетное планирование (Федеральный Закон от 26 апреля 2007 г. №63-ФЗ), внедренное сверху, принципиально не изменило картину по срокам планирования. Бюджет формируется ежегодно, а ссылка на три года не более чем декларация, которая проходит дополнительно и в структуре целевых программ. Годовое финансирование поступает, преимущественно, в конце года, так как требуется «освоить» финансовые потоки, в противном случае, они будут возвращены в вышестоящий бюджет. И с позиций социального благополучия возникают существенные коллизии, когда в декабре появляются деньги на экстренное строительство дорог, социального жилья и проведение культурных мероприятий. Неудивительно, что в дальнейшем дома разрушаются, оборудование не соответствует построенной клинике, а дороги остаются извечной русской бедой. И в январе следующего года чиновники вынуждены вносить корректировки в существующие «трехлетние» целевые программы на формирование проектов по ремонту, корректировке, уточнению и т.п.

Одной из основных проблем стратегического планирования выступает информационное обеспечение. Используемая статистика не опускается на уровень ниже муниципалитета первого порядка и не обладает принципиально важными свойствами: оперативность, достоверность, пространственная представленность, взаимосвязанность. Для статистики базовым свойством выступает ее происхождение, так как ведомственный принцип государственного распределения полномочий не всегда однозначно закрепляет ответственного за поступление данных, следовательно, за их обработку и систематизацию. Например, данные по факелам на нефтегазопромысловых объектах должны создаваться и предоставляться федеральными структурами (Ростехнадзор, Росприроднадзор), региональными экологическими, или профильными по недропользованию ведомствами, муниципалитетом?! Отсутствие единообразия приводит к неоднозначному неавтоматизированному толкованию материалов дистанционного зондирования: идентифицируется пожар, либо стационарный факел на промысле?!

Принципиальной проблемой российского масштаба при проведении стратегического планирования выступает вопрос секретности, ограничения в использовании той или иной информации (Закон РФ от 21 июля 1993 г.). При этом нередко возникает ситуация, когда доступные обывателю материалы, размещенные в Internet, имеют гриф «секретно», либо «для служебного пользования».

В связи с высокой степенью симплификации (Алаев, 1983), на обострение социальной ситуации в средне- и долгосрочной перспективе накладывается фактор истощения исчерпаемых невозобновимых ресурсов – природного газа, нефти. Необходимость проведения диверсификации экономики принципиальна для тюменских регионов и, прежде всего, для Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ХМАО-Югры), в котором в 1990-е гг. произошли существенные экономико-географические изменения.

С позиций управления процессом и планированием диверсификации в ХМАО-Югре в интересах средне- и долгосрочного социального развития отметим следующие принципиальные региональные характеристики:

  • положительная динамика по естественному движению населения;
  • положительная динамика по механическому движению населения (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра в цифрах, 2009 год, 2010);
  • наличие 16 монопрофильных населенных пунктов (Распоряжение Губернатора ХМАО-Югры от 28 декабря 2009 г. №573 pr);
  • отведение значительных пространств территории региона под территории традиционного природопользования (ТТПП) для коренного малочисленного населения Севера (КМНС);
  • вступление в стадию падающей добычи ключевых месторождений с большими запасами углеводородов;
  • ухудшение экономико-географического положения перспективных под освоение углеводородных месторождений лицензионных участков;
  • распространение зоны экологического неблагополучия;
  • снижение рыбо- и лесопромысловой ресурсной базы из-за вовлечения территорий и акваторий в зону влияния топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
  • Все отмеченные стратегически значимые для экономики автономного округа тенденции определяют социально-экономический облик территории сегодня и задают сценарий его дальнейшего развития. Очевидно, что в ходе управления и планирования территориального развития необходимо принимать превентивные мероприятия с определением порядка управления: планирование, организация, мотивация и контроль (Мескон и др., 2002). Организация комплексного и взаимоувязанного управления социально-экономической жизнью региона, прежде всего, в стратегически важных секторах, возможна только на основе пространственного оперативного представления с учетом всех составляющих низовых единиц. Таким образом, предлагается создание государственного планирования региона, использующего современные нормативно-правовые, технологические и методические наработки, разработка которых была начата советскими географами при формировании территориальных производственных комплексов (Александров, 1931; Колосовский, 1958; Четыркин, 1967). Эффективным инновационным решением может выступать создание интерактивной геоинформационной системы обеспечения диверсификации экономики.

    Назначение геоинформационной системы можно определить следующими требованиями:

  • обеспечение пространственного представления объектов экономики территории в картографическом продукте с возможностью применения оверлейных механизмов (сопоставление электронных пространственных слоев для одного пользователя: местоположения болот, лицензионных участков, населенных пунктов);
  • регламентированное обновление данных ответственными исполнителями, согласно установленным ведомственным обязанностям;
  • интеграция программных модулей по представлению результатов методических расчетов, закрепленных нормативно-правовыми актами, и имеющими пространственные границы на территории региона;
  • оказание государственных и муниципальных услуг для населения региона, организаций, потенциальных инвесторов.
  • Целью геоинформационного управления территорией, т.е. процесса планирования, организации, мотивации и контроля, основанного на привлечении пространственной информации, соотнесенной с нормативно-правовой базой, и представляющего на основании заложенных критериев наиболее оптимальное решение, имеющее пространственные характеристики и атрибутивное описание выступает достижение информационно-обеспеченного и автоматизированного полноценного предложения для принятия правильного управленческого решения. Геоинформационное прогнозирование – пространственная модель развития ситуации на основе продления тенденций прошлого и настоящего в будущее посредством привлечения математического аппарата.

    Реализация требований к геоинформационной системе, как механизму управления и прогноза, позволяет управленцам определить пространственные характеристики по основным стратегически важным для территории вопросам, для ХМАО-Югры нами разработан соответствующий алгоритм. В зависимости от полномочий и современной картины реализации вертикали власти в автономном округе, данный алгоритм представлен в разрезе окружных, федеральных, муниципалитетов 1 и 2-го уровней, субъектов хозяйственной деятельности, населения. С позиций целей выполняемых задач, выделим следующие направления геоинформационного управления: управление и прогноз (принятие решений), управление в области взаимодействия с окружными структурными подразделениями, потребление геоинформационного материала по инвестиционной привлекательности – потенциал, климат, риски (Горячко, Бабурин, 2007), получение результата по запросу населением, организацией на предмет оказания государственных и муниципальных электронных услуг.

    Демографическое движение населения: для всех групп пользователей формируется картина современной численности населения в разрезе муниципальных образований (1 и 2 уровень), в разрезе населенных пунктов (в границах муниципалитетов). Дополнительным сопровождением должен выступать сервис по представлению прогноза роста численности населения на десятилетие вперед на основе применения методик Министерства регионального развития РФ (выбор данного обзорного периода основан на прогнозных планах недропользователей, выступающих донорами большинства муниципалитетов автономного округа). На основании представленной информации по численности населения (в качестве единственного ответственного источника данных выступает ЗАГС муниципалитетов). На основе наличия фактических и прогнозных показателей по численности и движению населения в пределах муниципалитетов управленцы получают геоинформационное представление решения вопросов обеспечения жителей жильем, объектами социальной и транспортной инфраструктуры, комплексом государственных и муниципальных услуг. Накопленная информация может быть представлена в рамках реализации государственных и муниципальных услуг, прежде всего, в области информирования о статусе населенного пункта и динамике происходящих демографических процессов.

    Монопрофильные населенные пункты в симплифицированной экономике имеют наименьшие гарантии социального благополучия, так как именно в них социальная (занятость) и экономическая (налоги и зарплата) зависимость становятся определяющими. Управленцы автономного округа и самих монопоселений могут привлекать информацию по территориальным планам градообразующей компании, государственным специализированным программам, экологической ситуации и угрозам, транспортной составляющей и основным параметрам инвестиционной привлекательности (инвестиционные риски, политика поддержки инвесторов, конкурентные преимущества предпринимательства, реализуемого в границах данных поселений). Источниками данных выступают администрации монопрофильных населенных пунктов.

    Территории традиционного природопользования в автономном округе в связи с высокой степенью спекулятивности механизма их возникновения в ХМАО-Югре стал одним из основных видов угроз для потенциальных инвесторов, так как значительная часть перспективных земель, прежде всего, в границах лицензионных участков, отведена под нужды КМНС. Единого пространственного представления действующего распределения родовых угодий нет, точно так же, как и нет интегрированного сервиса по оценке ущерба (Приказ Минрегионразвития РФ от 9 декабря 2009 г. N 565), рассчитываемого при выводе земель для определения убытков, нанесенных общине. Единственным источником пространственной информации выступает профильное региональное структурное подразделение по природным ресурсам, сегодня, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры. Высока степень привлечения функционала по оказанию электронных государственных услуг по предоставлению информации о местоположении ТТПП, оценке ущерба при изъятии земель, собственниках угодья.

    Ситуация в области недропользования, в силу высокой динамики нормативно-правового поля в данной области, требует единого формата представления, обогащенного перспективной информацией по перспективам развития нефтегазопромысловой отрасли. Вступление в стадию падающей добычи месторождений-гигантов, таких как Самотлорское, Федоровское, Лянторское и т.д., требует принятия решений в области поддержания добычи, эффективного использования технических мощностей, рекультивации, использования в социально-экономической действительности транспортной инфраструктуры промыслов. Представление информации, а также ее дополнение прогнозами добывающих компаний и соотнесение с другими ключевыми покрытиями, позволяет получать комплексную картину, эффективную для принятия решений в экономике. Поставщиком данных выступает профильное структурное подразделение в области недропользования (Департамент недропользования ХМАО-Югры). Услуги приоритетны для компаний-недропользователей, которые заинтересованы в получении информации о приоритетных лицензионных участках. Эффективно привлечение материалов дистанционного зондирования Земли (ДДЗ).

    Аналогичным образом регламентируется и реализуется ситуация по другим отраслевым направлениям. Предложенный сценарий геоинформационного управления и прогноза позволяет представить, автоматизировать, регламентировать социально-экономическую тематику, принципиально важную для диверсификации сырьевых экономик, позиционирования приоритетов территориального развития, повышения уровня и качества жизни.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1.Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. 350 с.
    2. Александров И.Г. Географические центры нового строительства и проблема районных комбинатов. М.: Соцэкгиз, 1931. 16 с.
    3. Бабурин В.Л., Горячко М.Д. Экспертная оценка инвестиционной привлекательности (на примере Республики Бурятия) // Региональные исследования. №1 (11), 2007 г. С. 25-33.
    4.Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования. М. Госполитиздат, 1958. 200 с.
    5. Макдоннел К.Л., Брю С.Л. Экономикс. Т.2. М.: Республика, 1992. 400 с.
    6 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002. 704 с.
    7. Осипов В.А. Социально-экономические проблемы управления природопользованием. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1999. 248 с.
    8.Четыркин В.М. Проблемные вопросы экономического районирования. Ташкент: Фан, 1967. 123 с.
    9.Ханты-Мансийский автономный округ-Югра в цифрах, 2009 год: Статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре. 2010. 193 с.
    10. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»
    11.Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»
    12. Приказ Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2009 г. N 565 «Об утверждении методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации»
    13. Распоряжение Губернатора ХМАО - Югры от 28 декабря 2009 г. N 573-рг «Об ответственном за решение проблем монопрофильных населенных пунктов ХМАО– Югры»..
    14. http://www.raexpert.ru/. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт». Последнее посещение 07.07.2011.