Инновации - как один из факторов социально-экономического развития Ростовской области

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Статья посвящена роли инновационной политики в социально-экономическом развитии региона на примере Ростовской области. Внимание уделяется и инвестиционной привлекательности области и ее конкурентным преимуществам. Рассмотрена также региональная политика РФ.

Ключевые слова:

инновации, социально-экономическое развитие, региональная политика, инвестиционная привлекательность
Цитировать публикацию:
Инновации - как один из факторов социально-экономического развития Ростовской области – С. 417-424.

Innovatsii - kak odin iz faktorov sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rostovskoy oblasti. , 417-424. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа необходим индивидуальный подход разработке, методам и механизмам реализации программ социально-экономического развития. При создании таких индивидуальных экономических механизмов необходимо использовать общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и регионе. Рост экономической самостоятельности регионов и формирование региональной экономической политики очень значимо для государства.

Миссия политики регионального развития Российской Федерации состоит в помощи социально-экономическому развитию регионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Целью этой миссии является повышение благосостояния и качества жизни населения, обеспечения устойчивых темпов качественного экономического роста, усиления конкурентных позиций России и ее регионов в мире. Социально-экономическое развитие в большой зависимости от эффективного использования ресурсов российских регионов. При правильно расставленных приоритетов можно значительно увеличить ВВП и снизить уровень бедности населения.

Целями региональной политики Российской Федерации являются:

  • Обеспечение конкурентоспособности России и ее регионов на мировом уровне;
  • Выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
  • Развитие человеческого капитала;
  • Улучшение экосистемы в регионах РФ за счет экологизации экономической деятельности;
  • Повышение качества управления и использования общественных финансов.
  • Для реализации региональной политики необходимо располагать всеми средствами, используемые в экономической и социальной политике, которые могут применять органы государственного управления разных уровней для воздействия на отдельные регионы либо всю многорегиональную национальную экономику.

    Основное направление социально-экономического развития любой территории, в особенности области, принадлежит объему и качеству инвестиций. Поэтому, необходимо создать такие условия, при которых будут привлечены крупные, в том числе и иностранные инвесторы, способные привнести новые технологии, идеи, инновации. Для этого следует направить имеющиеся в руках государства и регионов силы и средства. А это повлечет такие позитивные изменения как:

    - увеличение налоговой базы, за счет реализации инвестиционных проектов;

    - создание новых рабочих мест;

    - увеличение количества проводимых выставок и конгрессов регионального и федерального значения;

    - дополнительное развитие деловой и транспортной инфраструктуры (в том числе, с помощью использования механизма государственно-частного партнерства).

    Ростовская область относится к числу экономически развитых и инвестиционно-привлекательных субъектов федерации. По словам губернатора Ростовской области Василия Голубева «Ключевой вопрос для Ростовской области - это активизация инвестиционной политики, создание более привлекательных условий, более благоприятного инвестиционного климата для инвесторов. Регион в силу своего географического положения, наличия достаточно мощной промышленности, аграрного комплекса, транспортного узла имеет для этого все возможности. Чтобы инвестор сюда пришел, важно создать систему, которая позволит ему быть уверенным в том, что он может активно взаимодействовать с властью при реализации своего проекта… Области нужны новые, прорывные идеи. Но пока мы нашу науку используем слабенько. Притом, что располагаем одной из самых крупных научных баз среди российских субъектов. Нужно включать представителей науки в инвестиционные рабочие группы. Российская венчурная ярмарка, которая прошла в Ростове, выставки федерального уровня подтверждают, что у нас есть идеи, которые нужны экономике» [1].

    Чтобы повысить интерес инвесторов к Ростовской области необходимо активизировать работу по совершенствованию областного инвестиционного законодательства, минимизировать инвестиционные риски, сократить сроки прохождения документов при реализации инвестиционных проектов.

    Одна из главных тенденций современной России – развитие инновационной экономики страны и ее регионов. Инновационный процесс развивается на основе глобальных и общегосударственных закономерностей и механизмов, но характеризуется спецификой, отражающей особенности отдельных регионов. Существенным фактором экономического развития и конкурентоспособности любого региона является формирование и функционирование региональной инновационной политики как важной составной части государственной инновационной политики. Эффективность национальной, региональной и муниципальной экономики зависит от развития инновационных процессов. Мировой опыт свидетельствует, что инновационное развитие во многом является детерминирующим фактором социально-экономических преобразований. Поэтому для развития инновационных процессов в равной мере необходимо как получение новых знаний, так и передача их в производственные сектора и социальную сферу.

    Региональная инновационная политика это совокупность поставленных целей и установленных приоритетов развития инновационной деятельности региона и их реализация при взаимодействии региональных и федеральных органов управления. Каждый регион должен рассчитывать на собственные силы и ресурсы. Основными направлениями региональной инновационной политики определены цель, задачи, направления, ме­ханизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы, включающие в себя порядок создания благо­приятной экономической, правовой и инвестиционной среды в сфере инновационной деятельности и формирования инфраструктуры отечествен­ной инновационной системы, а также меры государственной поддержки ком­мерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

    В настоящее время учет особенностей региональной инновационной политики государства приобретает очень большое значение. Государство пользуется своей привилегией правового регулирования инноваций, чтобы использовать весь потенциал регионов для развития экономики.

    Инновационная политика Ростовской области основывается на совокупности социально-экономических мер органов государственной власти Ростовской области, которые направлены на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции и должна включать:

    - создание современной инфраструктуры для инновационной деятельности;

    - предложения об участии в формировании национальной инновационной системы;

    - предложения о реализации конкретных инновационных и венчурных инвестиционных проектов;

    - оптимальное распределение ресурсов государства между различными этапами инновационного цикла для конкретных проектов «идея – технология – производство конкурентоспособной продукции, имеющей спрос»;

    - инвентаризацию научных государственных организаций региона;

    - предложения о закрытии неэффективных НИИ и лабораторий;

    - конкретные предложения об использовании их фондов для развития инновационного бизнеса;

    - предложения о софинансировании технологий государственного значения;

    - конкретные предложения об участии в венчурной программе РФ [2].

    Значимыми задачами экономической политики Ростовской области является повышение инвестиционной привлекательности территорий, стимулирование инновационной активности предприятий, предпринимательской деятельности, реализация новых социокультурных проектов, а также развитие инфраструктурных отраслей. Это позволит в итоге сформировать в области экономику инновационного типа.

    Для успешной реализации инновационной политики Ростовской области необходимо укрепить международное научно-техническое сотрудничество.

    Важным условием для успешного перевода области на инновационный путь развития, а это единственно эффективный путь экономического роста в современном мире, является построение скоординированных, эффективно взаимодействующих инновационных систем.

    Переход к инновационному типу воспроизводства с необходимостью требует реализации не только технологических, но и социальных инноваций. Приоритетным направлением социально-экономического развития Ростовской области является повышение благосостояния и качества жизни населения, что в современных условиях предполагает формирование как собственно инновационной, так и необходимой организационно-институциональной инфраструктуры. Создание и совершенствование такой инфраструктуры, необходимой для социальных инноваций, – важнейшая цель комплекса мер осуществляемой в последние годы административной реформы.

    От 24.11.2010 № 86 распоряжением Главы Администрации (Губернатора) области было утверждено Положение об управлении развитием социальной сферы Администрации Ростовской области, согласно которому, основными задачами управления являются:

  • Координация деятельности органов исполнительной власти Ростовской области и государственных учреждений, к полномочиям которых относятся вопросы социальной сферы;
  • Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований по вопросам, входящим в компетенцию управления;
  • Участие совместно с органами исполнительной власти Ростовской области, к полномочиям которых относятся вопросы социальной сферы, в реализации стратегии социального развития Ростовской области, областных долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ социальной направленности;
  • Обеспечение деятельности заместителя Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, курирующего вопросы социальной сферы;
  • Участие совместно с органами исполнительной власти области в решении поставленных Главой Администрации (Губернатором) Ростовской области задач [3].
  • Как отметил губернатор Ростовской области Василий Голубев на X Международном бизнес-форуме, проходившем в Ростове-на-Дону 21 октября 2010 г. «Инновации — одно из ключевых направлений развития региона. Сегодня Ростовская область входит в число наиболее устойчиво развивающихся регионов России, но она может и должна выйти в регионы-лидеры. Именно поэтому мы намерены в ближайшее время сделать ставку на инновации». По словам заместителя полпреда президента в ЮФО Владимира Жукова «Уровень инноваций в Южном округе пока еще недостаточно высок и колеблется от 5 до 10% по отдельным субъектам федерации. Но у нас есть огромный потенциал для инновационного развития. Это 87 вузов и университетов, это 222 НИИ, это 27,5 тысяч научных работников и специалистов, среди которых 644 доктора наук. Это два таких мощных наших центра, как Южный федеральный университет и Южный научный центр академии наук. В Южном федеральном округе проводится активная работа по инновационному развитию. Во всех субъектах разрабатываются и принимаются законы об инновации, программы инновации, создаются и уже действуют технопарки» [4].



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Бондарев С. Осталось убедить. Власть учится говорить на одном языке с приходящим в регион бизнесом. Российская газета. Федеральный выпуск № 5448 (72), 2011
    2. Корчагин Ю.А. Программно-целевой подход к развитию инновационно-информационного сектора региона на примере Ростовской и Воронежской областей [Электронный ресурс]//ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики 2008. URL: http://www.lerc.ru/informatics/0002/0005/
    3. Управление развития социальной сферы Администрации Ростовской области [Электронный ресурс] // Официальный портал Администрации ростовской области. URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=89786
    4. На Дон слетелись бизнес-ангелы [Электронный ресурс] // Ростовская область. Электронное периодическое издание. URL: http://www.don-media.ru/content/2010/10/22/xforum