Социальные инновации сквозь призму модернизации социально-трудовых отношений

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В публикации изложена сущность социальных инноваций и модернизации социально-трудовых отношений, определены функции социальных инноваций. С позиций изложенных теоретических аспектов соцыальных инноваций исследованы рыночные трансформации социально-трудовой сферы Украины.

Ключевые слова:

социально-трудовые отношения, рынок труда, Украина, модернизация, социальные инновации, система социально-трудовых отношений, модернизация социально-трудовых отношений
Цитировать публикацию:
Социальные инновации сквозь призму модернизации социально-трудовых отношений – С. 410-417.

Sotsialnye innovatsii skvoz prizmu modernizatsii sotsialno-trudovyh otnosheniy. , 410-417. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Инновационная модернизация украинской экономики предусматривает приведение ключевых социально-экономических параметров в соответствие с требованиям социально ориентированной модели общественного развития. Оценивая с этой точки зрения сдвиги, имевшие место на протяжении последних лет в украинской экономике, следует отметить не только регрессивный характер этих изменений, но и их четко выраженную асоциальную направленность.

Поэтому обеспечение комплексности модернизации украинской экономики нуждается в качественно новом состоянии социально-трудовых отношений: как свидетельствует экономическая история и научные исследования, успешные эволюционные модернизации отличаличь высокой эффективностью в тех странах, где задачи экономического роста решались в соединении с преодолением ряда социальных проблем [1].

Современные толкования сущности модернизации можно свести к таким интегрированным точкам зрения:

  • это сложная совокупность экономических, социальных, культурных, политических изменений, происходящих в обществе в связи с процессами индустриализации, освоение научно-технических достижений [2];
  • это целостное объединение кумулятивных процессов восстановления или осовременивания, взаимно усиливаемых — формирование капитала и мобилизации ресурсов; развития продуктивных сил и повышения производительности труда и т.п. [3, с. 8];
  • это радикальное обновление, модификация, трансформация чего-то уже существующего, но не переход к чему-то принципиально иному; иначе говоря, модернизация – это переход к принципиально новому, но не иному [4].
  • Подытоживая эти другие взгляды на процессы модернизации, а также опираясь на цели Программы экономических реформ на 2010–2014 годы [5], можно определить, что модернизация социально-трудовых отношений предусматривает качественное системное обновление взаимодействий и отношений социально-трудового пространства, формирование принципиально нового качества социализации субъектов трудовой деятельности и институтов, оказывающих содействие становлению социально-трудовых отношений, адекватных постиндустриальной экономике и отвечающих требованиям социальной эффективности и глобальной конкурентоспособности.

    Из приведенных выше подходов можно сделать вывод об определяющей роли инноваций [1], которые непосредственно является идентификатором и условием модернизации социально-трудовых отношений. Нужно подчеркнуть, что социальные инновации также в свою очередь являются одной из главнейших детерминант реализации стратегических перспектив устойчивого и динамического социально-экономического прогресса, достижения ориентиров гармоничного, сбалансированного воспроизведения социального и человеческого капитала, их приумножения и рационального использования.

    В этом контексте уместно ввести в научный оборот понятия «инноватизация социально-трудовой сферы» как комплексный феномен, означающий системное насыщение пространства функционирования и воспроизведение рынка труда, экономической активности населения и социального капитала социальными инновациями на каждом из базисных измерений — экономическом, социальном, организационном, технологическом, институциональном, психологическом. И в этом смысле инновационно-модернизационные процессы как содержательная форма развития социально-трудовых отношений является формой исторического динамизма мировой цивилизации, а их инноватизация — неотъемлемой составной частью процесса модернизации этих отношений.

    Можно выделить такие основные концепты модернизации социально-трудовых отношений:

    - модернизация социально-трудовых отношений как механическое перенесение (заимствование) тех институтов и инструментов (форм, методов, средств) регулирование социально-трудовой сферы, которые уже реализованы в высокоразвитых экономиках, тем не менее которые являются новыми (и потому инновационными) для национальной экономики. Такая модернизация дает возможность поддерживать реализацию стратегии инерционно-возобновительного развития отечественной экономики, однако, при потере контроля за процессами модернизации может привести к нарушению целостности и сбалансированности процессов воспроизводства рынка труда, человеческих ресурсов, попутно усиливая существующие социальные диспропорции, разрушая социальную сплоченность и приводя к распространению деструктивного социального капитала;

  • инноватизация социально-трудовых отношений на основе диффузии передовых современных эффективных институтов и инструментов (форм, методов, средств) регулирования, уже апробированных в высокоразвитых экономиках. Указанная разновидность модернизации социально-трудовых отношений при необходимой инвестиционной поддержке (государственной и бизнесовой) делает возможным достижение необходимо минимальных темпов стратегии доганяющего развития, создавая предпосылки для формирования продуктивного социального капитала и адаптируя акторов рынка труда к имплементируемым в практику менеджмента предприятий новым зарубежным экономическим моделям и на макроуровне — к непопулярным государственным экономическим реформа;
  • инноватизация социально-трудовых отношений как имплементация в социально-трудовые отношения и рынок работы в целом собственное инновационных регулирующих инструментов, разработанных и обоснованных относительно конкретного измерения обеспечения социальной сплоченности или объектов регулирования СТВ является важным фактором реализации стратегии наращивания экономической мощности за выборочными, прорывными направлениями, «точками роста» отечественной экономики;
  • модернизация социально-трудовых отношений как аккумулирование второго и третьего концептов с учетом перспектив и задач стратегии опережающего развития и системного наращивания глобальной социально-экономической конкурентоспособности страны.
  • Поскольку модернизация СТВ как фактическое их осовременивание, приведение в соответствие к каким-то характеристикам (параметров) общественно-экономического развития, которое считается современным, не может быть бесцельным (спонтанным) явлением, а затем должна иметь системный характер, а механизм реализации — отвечать глобальной цели, социальному идеалу и требованиям политико-экономической доктрины страны, можно сформулировать важная научно-практическая задача общественно-экономической модернизации — это генерирование продуктивного социального капитала нового качества, способного интегрировать основные сферы общественно-экономической жизни согласно вызовов этапа глобализации и постиндустриального общества, условия постоянства и непрерывности ускоренного социально-экономического развития страны.

    В широком понимании в качестве первоочередной функции инновации рассматривается прибыльное использование идей, новаций, изобретений. В контексте достижения цели модернизации социально-трудовых отношений социальные инновации должны обеспечивать:

  • воспроизводство действующей социально-трудовой сферы, формирование контура и сетей социализации на рынке работы и пространства сбалансирования и гармонизации социального капитала (функция воспроизводства);
  • получение дополнительной ценности (прибыль, лидерство, коренное улучшение, качественное преимущество, креативность, прогресс), что существенно повышает эффективность действующей системы и объемы совокупного человеческого и социального капитала (функция капитализации);
  • распространение новейших знаний и других информационных ресурсов по коммуникационным каналам в социальных сетях во времени и дальнейший процесс их внедрения, инвестирование полученных прибылей в социальное развитие (инвестиционная функция).
  • Проведенный анализ современных социальных инноваций, имеющих место на украинском рынке труда свидетельствует о преобладании социальных инноваций с ярко выраженным экономическим эффектом, к тому же достающимся ограниченным групам экономических акторов. Хотя определенные направления модернизации социально-трудовых отношений характеризуют «осовременивание» социально-трудовой сферы, приведение ее в соответствие с определенными характеристиками (параметрами) общества, которые считаются современными в нынешней глобальной экономике, в контексте формирования продуктивного социального и человеческого капитала, обеспечения высоких стандартов человеческого развития они, безусловно, не является однозначно и одномерно положительными.

    Социальные инновации, даже нейтральные по своей природе относительно влияния на социально-трудовые отношения, в зависимости от теоретических подходов, общего контекста, конкретных условий применения и механизмов государственной социально-экономической политики могут иметь противоположные для разных групп населення последствия.

    К такому типу социальных инноваций относятся инструменты и технологии (аутсорсинг, аутстаффинг и т.п.), которые могут быть как примитивным орудием решения проблем сокращения расходов хозяйственной деятельности, уменьшая совокупный продуктивный социальный капитал предприятия и заостряя противостояние между руководства топа-менеджмента предприятия и другими наемными работниками, так и оказывать содействие укреплению социального мира, поскольку эти технологии по своей сути автоматически не приводят к сокращению льгот и преференций работникам, а в ряде случаев повышая их социальную защищенность (например, когда благодаря аутстаффингу появляется возможность заключения трудового договора вместо граждански-правового) и в условиях кризиса сохранить работнику полную занятость.

    Макроэкономические результаты реализованных социальных инноваций свидетельствуют, что в основу выбора моделей модернизации социально-трудовых отношений в украинской экономике положено оценку экономической эффективности (получению дополнительной прибыли, увеличение стоимости бизнеса, рост капитализации, получение долгосрочных конкурентных преимуществ и т.п.). Тогда как оценка социального эффекта, определение соотношения и взаимодействия этих видов эффективности и кумулятивное их влияния, более отдаленных следствий этих инноваций имеет второстепенный характер. Поэтому инновации социально-трудовых отношений, политически и экономически эффективные (и соответственно неэффективные социально) в краткосрочном периоде вследствие пренебрежения или неполного учета более отдаленных отрицательных социальным эффектом, в долгосрочном периоде оказывались экономически невыгодными, требуя для преодоления своих отрицательных следствий дополнительных социальных и экономических ресурсов, тормозя и усложняя динамику социально-экономического прогресса стран. Изложенное свидетельствует, что социальные инновации в анализируемом сегменте экономики в полном объеме не выполняют ни одной из своих функций.

    В совокупности действующую украинскую модель модернизации социально-трудовых отношений можно определить как инновационную архаизацию, которая предусматривает накопление отдельными социальными группами и ее сокращение — в масштабе страны, сокращая действующие, достаточно работоспособные и эффективные для наемных работников нормы, общепризнанные на международном уровне как основа развития социального партнерства и насаждая «доисторические» трудовые нормативы царской России.

    [1] Термин«инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «восстановление» (или «изменение»), которое обеспечивает качественный рост эффективности процессов или продукции. Означает инвестирование интеллектуального нового знания, не реализованной до сих пор идеи по поводу обновления сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, организация труда, наука, информатизация и др.) и дальнейший процесс внедрения этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное преимущество, креативность, прогресс), что существенно повышает эффективность действующей системы. Согласно международным стандартам инновация - это конечный результат инновационной деятельности, который получил воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, введенного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, или в новом подходе к социальным услугам». [6; 7]



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Малева Т.М. Социальный контекст модернизации // Маева Т.М., Овчарова Л.Н. // Модернизация России: условия, предпосылки, шансы . Сборник статей и материалов. Выпуск 2 / Под ред. В.Л. Иноземцева. – Москва, Центр исследований постиндустриального общества, 2009. – С. 5-98.
    2. Антонов В.А. Модернизация или путь в никуда [Електронный ресурс] / В.А.Антонов. — Режим доступа: http://6chuvstvo.pereprava.org/index.php/about
    3. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Юрген Хабермас. Пер. с нем. — М.: Издательство «Весь Мир», 2003. — 416 с.
    4. Воейков М.И. Тупики и провалы российской модернизации [Електронный ресурс] / М.И. Воейков. — Режим доступа: http://alternativy.ru/ru/node/1709
    5. Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава. Програма економічних реформ на 2010 – 2014 роки [Електронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.president.gov.ua/docs/Programa_reform_FINAL_1.pdf.
    6. Словарь «Википедия»: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F#cite_note-0
    7. Интернет-словарь: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0052/]