К оцениванию эффективности социальных проектов

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В работе предложены новые методы оценивания эффективности социальных проектов, модель которых представлена в виде совокупности взаимосвязанных бизнес-процессов (портфеля бизнес-процессов). В основу процессных моделей положены потоковые модели работ, ресурсов, финансов и т.д., лежащие в основе представления социальных проектов. Множество проектов (планируемых или реализуемых) образует портфель проектов. Эффективность портфеля проектов предлагается оценивать с использованием операции компаундирования финансовых потоков проектов.

Ключевые слова:

бизнес-процессы, моделирование, эффективность, социальные проекты
Цитировать публикацию:
К оцениванию эффективности социальных проектов – С. 400-410.

K otsenivaniyu effektivnosti sotsialnyh proektov. , 400-410. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Анализ эффективности социальных проектов представляет собой важную как в теоретическом, так и в практическом аспектах задачу (см. [1]- [4]). С теоретической точки зрения проблема состоит в том, что социальные проекты оценивают как и экономические на основе классических показателей таких, например, как NPV, IRR, PP и многих других [1]. Но, у этих показателей имеется множество недостатков. С другой стороны, специфика социальных проектов такова, что некорректно или неточно оцененная эффективность этих проектов может привести к последствиям социально-экономического характера, которые, как правило, воздействуют как на людей (социум), так и на экономические системы, для которых эти проекты планируется реализовать или реализуются.

Введение.

Особенностями социальных проектов, которые необходимо учитывать при оценивании их эффективности, являются следующие:

  • Не всегда очевиден и просто оцениваем финансовый результат таких проектов;
  • Социальные проекты тесно взаимодействуют с экономическими (инвестиционными) и социальными проектами собственными (внутренними) и окружения (внешними, среды);
  • Как правило, инструментом для измерения эффекта от социальных проектов служат экономические (инвестиционные) проекты, связанные с ними непосредственно или опосредованно.
  • Эти особенности накладывают ограничения на используемые модели, методы и методики (расчетные формулы и схемы), позволяющие оценивать эффективность социальных проектов. В связи с этим предлагается:

  • Использовать потоковые модели бизнес-процессов в качестве математического аппарата для описания (формального представления) проектов;
  • Использовать портфельную теорию, чтобы показать (отразить) особенности взаимодействия проектов как внутри системы социальных и экономических (инвестиционных) проектов, так и с их окружением (с проектами среды);
  • Использовать кластеры (комплексы, взаимодействия, связи) социальных проектов и инвестиционных проектов (и экономических систем) с тем, чтобы выделить эффект социальных проектов в общем (интегрированном для кластера) эффекте;
  • Оценивать эффективность проектов не с помощью классических показателей, основанных на дисконтировании потоков (см. [5]- [8]), а с помощью методов компаундирования (наращивания) потоков (см. [9]- [11]);
  • Использовать идею выплат (доходов) второго уровня, достигаемых за счет перетока (перераспределения, использования) средств одних проектов в рамках других проектов.
  • Портфель бизнес-процессов служит удобной моделью для решения задач синтеза, анализа, моделирования, оптимизации проектов и представляет собой интегрированную систему, состоящую из компонентов (бизнес-процессов) различной социальной и экономической направленности. Ниже исследуются модели проектов в виде портфелей бизнес-процессов (БП). Такие модели могут состоять из бизнес-процессов, связанных с различными частями (этапами) проектов в рамках социально-экономических программ: повышения рождаемости, повышения уровня медицинского обслуживания, производства продукции определенного вида, страхования, субсидий и льгот, кредитования, научно-исследовательские программы и многие другие.

    Какое отношение может быть установлено между проектами и бизнес-процессами? Поскольку бизнес-процессы – один из языков моделирования социально-экономических систем, то использование бизнес-процессов для моделирования портфеля проектов может состоять в следующем:

    1) проект разбивается на отдельные достаточно самостоятельные части, каждая из которых представляется (записывается на языке бизнес-процессов) в виде отдельного бизнес-процесса; таким образом, проект формализуется в виде совокупности связанных между собой бизнес-процессов;

    2) каждый проект записывается в виде отдельного бизнес-процесса; количество используемых в этом случае бизнес-процессов равно числу проектов (внешних и внутренних) в рассматриваемой системе;

    3) если социальный проект требует только затрат (вложений), а отдача от его реализации отслеживается (проявляется, получается) в экономическом (инвестиционном) проекте, смежном с социальным, то следует рассматривать два смежных бизнес-процесса (кластер), соответствующих этим проектам.

    Таким образом, количество бизнес-процессов задействованных на этапах анализа, оптимизации, моделирования и управления должно быть не меньше числа проектов. Если это условие не выполняется и количество бизнес-процессов меньше числа проектов, то это может привести к тому, что, например, методы анализа не позволят локализовать (идентифицировать) источник возникновения некоторых эффектов (например, не позволят определить принадлежность конкретному проекту или его части области высокой чувствительности в пространстве параметров проектов и т.д.).

    Аналогично тому, как некоторые проекты находятся в окружении собственных (внутренних) и несобственных (окружения, среды, внешних) проектов соответствующие им бизнес-процессы также будут относиться к внутренним или внешним. Конечно, неполное знание значений и характеристик потоков внешних проектов приводит к тому, что для них бизнес-процессы будут отражать только те характеристики этих проектов, которые известны (из общей документации по совместной деятельности с этими процессами или из других источников).

    Введем в рассмотрение математическую модель проекта (социального или экономического) в виде совокупности взаимосвязанных бизнес-процессов, на основе которой исследуется поведение портфеля проектов, в частности, решается задача оценивания эффективности и нахождения (формирования, построения) наилучшего портфеля. Такая модель, например, позволит среди множества возможных вариантов и схем формирования социальных проектов находить лучшие.

    Эффективность проектов.

    Для анализа эффективности проектов и выявления лучших из них, требуется ввести в рассмотрение совокупность показателей, каждый из которых характеризует проект с той или иной точки зрения (и принадлежит к некоторым классам критериев эффективности). Так, например, в качестве критерия эффективности может быть выбрана прибыль от проекта, а показателями могут являться чистая прибыль, общая прибыль, дисконтированное значение прибыли и т.д. Обозначим показатели соответствующих критериев эффективности как .

    Отметим то обстоятельство, что классические показатели эффективности (такие, как NPV, IRR,PI DPP, и другие), к сожалению, имеют недостатки, которые делают их малопригодными (а иногда бесполезными и даже вредными) для практического использования при оценивании эффективности проектов. Так, например, показатель может вызвать проблемы при решении задач оценивания эффективности проектов из-за следующих своих свойств. Во-первых, процедура выбора ставки дисконтирования представляется достаточно субъективной, а от ее выбора в значительной степени зависит оценка эффективности (или неэффективности) проектов. Во-вторых, значение этого показателя не имеет прозрачного (понятного, ясного) экономического смысла. В-третьих, показатель не учитывает доход, полученный от выходных потоков проектов (так называемый, доход второго уровня) [10]. Поскольку классические показатели , , и другие являются производными от показателя , то, как и следовало ожидать, они унаследовали от «родителя» некоторые из недостатков. Например, показатель оценивает верхнюю границу для ставки дисконтирования, ниже которой значение принимает положительные значения, однако, не показывает непосредственно значение доходности проектов. Более подробно с этими и другими проблемами классических показателей можно ознакомиться, например, в [10], [11]. При решении задач оценивания эффективности проектов мы рекомендуем использовать модификации показателя и производных от них, которые снимают многие из перечисленных выше проблем. В частности, в них могут быть использованы несколько различных ставок (ставка банка по депозитам, ставка банка по заемным средствам, ставка внешнего использования выходных потоков бизнес-процессов и многие другие). Тогда, в отличие от классического показателя , аналогичный показатель, вычисленный на основе модификаций показателя (показатели вида ), будет равен доходности проектов.

    Оценивание эффективности проектов портфеля.

    Рассмотрим задачу оценивания эффективности портфеля проектов в предположении, что составляющие портфель проекты (и соответствующие им бизнес-процессы) имеют сложные взаимосвязи, что соответствует большинству реальных задач. Заметим, что оценивание эффективности всего портфеля в целом по известным входным и выходным потокам этого портфеля является задачей сравнительно простой. Решение такой задачи не зависит от внутренних связей и перетоков (перераспределений, например, финансовых) между проектами, входящими в портфель, и определяется (зависит) только входными потоками начального и выходными потоками конечного бизнес-процессов портфеля проектов. Однако, если задача ставится более широко и требуется оценить эффективность функционирования каждого из проектов портфеля в отдельности, то в этом случае решение задачи существенно усложняется. Сложность ее решения определяется тем, что эффективности частных проектов портфеля становятся зависимыми друг от друга в соответствии с их связями в портфеле. Рисунок 1. Модель портфеля проектов в виде бизнес-процесса .

    Заметим, что два из девяти бизнес-процессов (проектов) являются внешними (бизнес-процессы окружения или среды).

    поскольку обобщенные потоки бизнес-процессов могут перекрываться во времени, а это может означать, что еще до окончания времени жизни некоторого частного процесса он может увеличить свои доход и доходность, передав средства (ресурсы, продукцию и т.д.) следующему за ним процессу. Таким образом, за счет перекрытий во времени функционирований смежных бизнес-процессов один из них (предшествующий) может повышать свою эффективность за счет другого (последующего) за счет дохода и доходности второго уровня. И как следствие этого, можно было бы констатировать, что эффективность функционирования частных бизнес-процессов (проектов), входящих в портфель, не зависит от места этих бизнес-процессов в структуре портфеля. Конечно, этот вывод – это следствие использования в качестве показателей эффективности классических показателей, слабые стороны которых хорошо известны и были упомянуты выше.

    При таком движении по структуре можно будет использовать в качестве ставки внешнего использования некоторого бизнес-процесса ставку равную доходности следующего за ним процесса. Такое продвижение по схеме (ориентированному графу) для позволит учесть эффекты от использования результатов работы предыдущих бизнес-процессов последующими процессами. Если перекрытие обобщенных потоков во времени для смежных бизнес-процессов отсутствует, то и в этом случае возможно увеличение эффективности за счет дохода и доходности второго уровней, но это уже будет зависеть от условий, на которых смежные (и не только) бизнес-процессы обмениваются обобщенными потоками.

    Выводы.

    В работе рассмотрены модели представления проектов в виде бизнес-процессов. Предложены методы оценивания эффективности проектов и портфелей проектов с использованием схем компаундирования финансовых потоков. Исследованы подходы к оцениванию эффектов отдельных проектов портфеля. Если непосредственное измерение эффективности от реализации социальных проектов невозможно, то с помощью предлагаемых в работе схем следует оценивать эффективность пар «социальный проект – экономический (инвестиционный) проект».



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Новикова Т.С. Анализ общественной эффективности инвестиционных проектов. – Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2005. – 221 с.
    2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: Пер. с англ. – М.: Медиум, 1995.
    3. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
    4. Луков В.А. Социальное проектирование. – М.: Флинта, 2003.
    5. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. – М.: Инфра-М, 1995. – 386 с.
    6. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 630 с.
    7. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. – М.: Дело, 2002.
    8. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. – М.: БЕК, 1996.
    9. Наумов А.А., Максимов М.А. Управление экономическими системами. Процессный подход. – Новосибирск: ОФСЕТ, 2008. – 300 с.
    10. Наумов А.А., Бах С.А. Бизнес-процессы. Синтез, анализ, моделирование и оптимизация. – Новосибирск: ОФСЕТ, 2007. – 307 с.
    11. Наумов А.А., Ходусов Н.В. Управление портфельными инвестициями. Модели и алгоритмы. – Новосибирск: ОФСЕТ, 2005. – 298 с.