Современное образование: некоторые итоги модернизации (на примере Тверской области)

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В работе рассматривается вопрос приумножения человеческого капитала за счет получения образования. В статье приводятся межобластные образовательные параметры, анализируется состояние государственного и коммерческого образовательных комплексов, а также затрагивается проблема трудоустройства специалистов в гендерном аспекте. Автором представлены классификации наиболее привлекательных профессий в докризисный и современный периоды. В статье приводятся приоритетные группы специальностей и возможности трудоустройства тверских студентов. Анализируются текущие проблемы трудоустройства специалистов в Тверском регионе.

Ключевые слова:

трудовая деятельность, человеческий капитал, государственный образовательный комплекс, образовательные ценности, профессиональное самоопределение
Цитировать публикацию:
Современное образование: некоторые итоги модернизации (на примере Тверской области) – С. 390-399.

Sovremennoe obrazovanie: nekotorye itogi modernizatsii (na primere Tverskoy oblasti). , 390-399. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Образование в современном мире есть ключевое условие экономического роста, социального и экономического благосостояния страны, его следует рассматривать как в собственно педагогическом, так и цивилизационном плане. Между тем образование является и базовой социальной категорией. Так в социальном плане образование есть одно из наиболее социально значи­мых благ, основное средство приращения человечес­кого капитала нации [1, c.6]. Однако текущие действия властей сводятся к неизменной «экономии на образовании». Процессы такого рода затронули российское образование еще в начале 90-х гг. во время политического кризиса, в 1998 г. в период финансового кризиса, и лишь в начале XXI века началась модернизация образования, которая задумывалась как некая основа преодоления затянувшейся стадии догоняющего развития страны, без расчета на вмешательство финансового кризиса 2008 года. Таким образом, граждане оказались вовлечены в противоречивые трансформационные процессы в сфере образования, что в свою очередь, безусловно, заслуживает исследовательского внимания особенно в разрезе регионов нашей страны. Рассмотрим некоторые принципиальные особенности протекания образовательных процессов на примере Тверской области как наиболее типичного субъекта ЦФО.

Современная российская модель сложилась за последние 10-15 лет в свете расширения возможностей получить как среднее, высшее профессиональное образование, так и пройти подготовку по дополнительным формам обучения. В ней этапы обучения и трудовой деятельности протекают параллельно и непрерывно, т.е. в ее рамках понятие «образование» несколько расширяется. Образование рассматривается не как потребительское, а как инвестиционное благо: индивид, включившись в образование, откладывает часть потребления на будущий период, поскольку полностью или частично тратит свою производительную способность на наращивание ее самой. Человек в каждый момент времени выбирает, сколько ему учиться. Жертвуя сегодня потенциальным текущим заработком и отдавая предпочтение обучению, индивид планирует получать более высокие заработки в будущем [2, с.36]. Указанное положение подтверждается и данными авторского обследования тверских семей [3]. Так, было установ­лено, что с увеличени­ем инвестиций в развитие человечес­кого капитала у семьи повышаются возможно­сти получения более высокого дохода. Наиболее устойчивой и конкурентос­пособной на рынке труда является группа семей, в которых супруги имеют высшее образование и прошли подготовку по программам дополнительного обучения. Следовательно, образование населения является важнейшей составляющей социального капитала и трудового потенциала региона.

Данные Всероссийской переписи 2002 г. относят тверское население к жителям с невысокими образовательными параметрами. Так, на 1000 человек высшее профессиональное образование имеют только 130, наиболее высокие показатели в развитии среднего профессионального (на 1000 чел. - 296), начального профессионального и среднего общего образования. Аналогичные тенденции прослеживаются и в настоящее время. Межобластное сравнение регионов Центральной России по численности студентов государственных высших учебных заведений (на начало 2008 учебного года) относит Тверской регион с показателем 34,6 тыс. человек на 14 место, меньше численность только в Костромской и Калужской областях. Численность тверских студентов государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений составляет 24,2 тыс. человек, значительнее количество только в Москве (102,8 тыс.), Московской (64,4 тыс.) и Воронежской (38,4 тыс.) областях [4, с.227-230]. По количеству студентов вузов (253 чел. на 10 тыс. населения) область находится в шестом десятке регионов России, а студентов средних профессиональных учебных заведений - в середине рейтинга. Такого рода невысокие образовательные параметры обусловлены, прежде всего, более старой возрастной структурой тверского населения по сравнению с другими субъектами ЦФО.

Развитие как государственного образовательного комплекса, включающего школьно-дошкольную систему общего образования и системы профессионального обучения рабочих, подготовки специалистов со средним и высшим образованием, так и расширение образовательных услуг на коммерческой основе протекает в области менее прогрессивно по сравнению с другими областями ЦФО. Число государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования на начало 2008/2009 учебного года составляет 42, с выпуском специалистов 54 человека на 10 тыс. населения (2-й показатель в ЦФО). Число самостоятельных вузов на территории региона составляет 8, из них 4 негосударственных. Принимая во внимание, что за последние годы в целом по России идет расширение образовательных услуг на коммерческой основе – увеличение в Тверской области как числа негосударственных вузов (с 3-х в 2004 г. до 4-х коммерческих вузов в 2009 г.), так и платного набора в вузах и техникумах (колледжах) (8%) заметно ниже средней по стране (12%) [5, с.97-98]. В то же время и число абитуриентов, поступающих в учебные заведения Тверского региона за 2008/2009 учебный год, сократилось. Основными причинами служит то, что школьники из малых городов и районов области в реальном поступлении ориентируются на ближайшие учебные заведения, в основном средние специальные, а в вузы областного центра такие абитуриенты поступают преимущественно на платной основе. Принимая во внимание докризисный невысокий уровень доходов населения муниципальных образований области, следует сказать, что текущая кризисная ситуация априори лишает возможности указанный контингент абитуриентов поступления в вузы, что в итоге ухудшает общую картину по региону.

Касаясь вопроса полезности образования, стоит отметить, что для женщин более высокий уровень образования укрепляет их позиции на рынке труда. В то время как для мужчин больший, чем для женщин, вклад в изменение уровня экономической активности вносят характеристики здоровья. Динамика численности женщин, имеющих высшее профессиональное образование имеет строго положительную тенденцию. Неуклонно сокращается численность женщин, имеющих неполное высшее образование (менее 1%). Наибольший гендерный разрыв наблюдается в группах с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием. В первой из этих двух групп у мужчин уровень участия с 2000-2008 г. увеличился с 13,5 до 31%, у женщин – с 6,5 до 16%. Во второй наблюдается падение: с 31 до 21% у мужчин и с 41 до 38% у женщин [2, с.38]. Таким образом, приобретение женщинами высшего профессионального образования является мерой необходимой для обеспечения конкурентоспособности на рынке труда.

Уровень образования в большинстве случаев определяется возрастом индивидуума. В нашей стране число лиц с высшим профессиональным образованием от возрастной группы 20-24 года  118 на 1000 человек населения, возрастает до 214 человек для группы 25-29 лет и достигает максимума в 218 к 35-39 годам. Затем начинается в основном плавное снижение с 209 человек в 40-44 года до 164 в группе 60-64 лет и минимум в 85 достигается в 70 и более лет. Снижение уровня образования у старших возрастных групп следует объяснять трудностями получения образования и специфическими социальными условиями в определенные исторические периоды. В настоящее время в России график зависи­мости заработной платы работника от возраста выпуклый, с максимальным значением в возрасте 40-50 лет, с последую­щим резким падением в предпенсионных возрастах. Причем снижение столь велико, что заработки пожи­лых становятся практически равными заработкам людей, толь­ко начинающих свою трудовую карьеру. Это характерно для мужчин и женщин при любом уровне их образования [6, с. 55].

Для граждан не менее важным наряду с этапом наращивания образовательного уровня является профессионально-трудовой путь. Под профессией понимают устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков. Совокупность профессий и их взаимосвязь образуют профессио­нальную структуру общества. В результате профессионального разделения труда идет процесс обособления профессий, а внутри них - выделение специальностей [7, с.814-815]. Во время кризиса для молодежи наиболее значимым является процесс формирования профессионального самоопределения, профессиональной ориентации и освоения специальности в процессе обучения в вузе. Указанные процессы осуществляются в основном под влиянием ближайшего окружения (родителей, друзей), а также со стороны официальных институтов – школы, СМИ, службы занятости, специализированных профориентационных центров, отдельных предприятий и ор­ганизаций. Так, согласно исследованию ВЦИОМ [8] каждый восьмой родитель (12% опрошенных) хочет, чтобы его ребенок стал врачом, на втором месте стоит юрист или адвокат (10%), а на третьем – экономист (8%). Кризис несколько изменил пожелания родителей. За три года доля тех, кто хотел бы видеть своего ребенка врачом или юристом, выросла на 6% и 4% соответственно. Тогда как родителей, которые желают, чтобы их ребенок был экономистом, стало больше всего на 2%. Наименее популярными профессиями оказались водитель и повар: их пожелали своим детям менее 1% родителей. Однако в современных реалиях указанные профессии мало востребованы на рынке труда. В настоящее время спрос на рабочие руки в стране растет, требуются менеджеры по продажам, компьютерщики и инженеры, но востребованы лишь квалифицированные специалисты, готовые получать невысокие зарплаты. Одновременно с этим, с точки зрения россиян, юрист является самой доходной профессией (такого мнения придерживаются 14%), 13% полагают, что прибыльнее быть предпринимателем, 11% - банкиром. Далее следуют профессии экономиста и государственного служащего (по 8%), врача (7%), работника сферы услуг (5%). По 4% уверены, что наиболее высокие доходы у военнослужащих, руководителей, нефтяников, рабочих. Наименее прибыльно, быть учителем, спортсменом, риэлтором, работником таможни (по 1%) [9, с.31]. Таким образом, на лицо характерен структурный дисбаланс спроса и предложения по профессионально-квалификационному признаку. Аналогичная ситуация наблюдалась в России 10-15 лет назад, в результате чего качественно изменялся престиж различных профессий. Так, в начале 1990-х гг. самыми востребованными считались профессии экономиста и юриста, в начале 2000-х годов некоторое оживление экономики вскрыло необходимость в специалистах инженерно-технологического профиля. Изменения требований современного рынка труда, безработица, низкая оплата труда вновь изменяют актуальность профессий и специальностей в субъектах РФ. По данным тверского департамента занятости населения сегодня наиболее востребованы профессии бухгалтера, продавца, IT-специалиста, парикмахера, секретаря, водителя и газосварщика, что обусловлено прогрессом предпринимательской деятельности в рамках региональной ДЦП «Содействие занятости населения Тверской области на 2009-2011 годы». Особо отметим востребованность IT-специалистов на рынке труда вследствие усиления ориентации организаций на Интернет как основной канал продаж. В то же время в области выросла доля тех кандидатов, кто претендует на вакансии в бухгалтерии, финансах, сферы аудита, строительства и гостинично-ресторанного бизнеса. Основной причиной такого состояния дел явился финансовый кризис, который выявил отрасли с переизбытком не слишком квалифицированных специалистов и наоборот, показал отсутствие достойных образовательных программ в области производства, химической промышленности, менеджмента в сфере медицины и фармацевтики.

Вместе с тем в тверские вузы в 2009 году самый высокий конкурс среди поступавших со средним (полным) образованием наблюдался на дневную форму обучения по специальностям «государственное и муниципальное управление» (460 человек на 100 мест), «программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» (446), «стоматология профилактическая» (340), «туризм» (263), среди поступавших с основным общим образованием – «налоги и налогообложение» (178), «менеджмент (по отраслям)» (167). Самыми престижными являются группа специальностей «экономика и управление», которые выбрали для обучения 26% принятых студентов и «здравоохранение» – 10%, а также группы специальностей: гуманитарные науки, сельское хозяйство, транспортные средства, строительство и архитектура. Наименее востребованными являются отрасли: культура и искусство, геология, разведка и разработка полезных ископаемых, физико-математические науки, геодезия и землеустройство, химическая и биотехнологии и др. Наилучший шанс получить работу в 2009 году был у выпускников таких специальностей как «технология швейных изделий», «социальная педагогика», технология продукции общественного питания», соответственно, 100%, 89% и 89% выпускников получили направления на работу. По указанным специальностям наблюдается наивысшая концентрация женщин. Женщины все больше заняты в отраслях сектора услуг и обслуживания, в связи с более низкой заработной платой в этих отраслях и невысокой концентрацией конкурентной мужской рабочей силы, т.е. как только отрасль или профессия становится высокодоходной, туда сразу устремляются потоки мужской рабочей силы [2, с.40].

Таким образом, индивиды, вкладывающие время и финансовые средства в образование, и дополнительное обучение обладают большим человеческим капиталом, что, в конечном счете, влияет на их ценность в глазах работодателя. Данные последней переписи населения отнесли тверских жителей к группе с невысокими образовательными параметрами. Уровень образования женщин из года в год растет и усиливается их конкурентоспособность на рынке труда. По численности студентов и числу вузов Тверская область занимает последние места в ЦФО, а развитие государственного и коммерческого образовательных комплексов по сравнению с другими областями протекает менее прогрессивно. Причем ситуация усугубляется еще и тем, что кадровый потенциал системы образования на всех ее ступенях продолжает разру­шаться. Педагогические кадры катастрофически стареют, и отсутствует приток молодых специалистов. Падает квалификационный потенциал профессорско-преподавательского состава всех уровней профессионального образования. Главной причиной является низкая заработная плата в системе образования, составляющая менее половины от средней зарплаты в экономике страны, а ведь об­щепризнанная аксиома экономической политики в образовании гла­сит: «государство, в котором заработная плата учителя ниже средней по стране, не способно к развитию» [1, с.56].



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1.Днепров Э.Д. Образование в жерновах анти-социальной политики. – М., 2005. – 96 с.
2. Белоусов О.А. Рынок труда и деятельность службы занятости Тверской области: реалии прошедшего и текущего года // Местное самоуправление в РФ. – М., 2010, № 10-12, c.36-46.
3.Белоусов О.А. «Современные демографические и социально-экономические характеристики развития молодежи в Тверской области» // Местное самоуправление в РФ. – М., 2009, № 1-2, с. 53-61.
4.Статистический ежегодник «Тверская область в цифрах в 2008 году». – Тверь, 2009. – 242 с.
5.Информационно-аналитический бюллетень «Образование Тверской области». - Тверь, 2009. – 124 с.
6.Белоусов О.А. Ресурсный потенциал современной молодой семьи: опыт комплексного подхода / О.А. Белоусов. – Тверь: ТГУ, 2009. – 220 с.
7.Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
8.Рейтинг престижных и доходных профессий [Электронный ресурс] Режим доступа: http://wciom.ru/biblioteka/zhurnal-monitoring/arkhiv/no5-93-2009/ monitoring-mnenii.html#prof.
9.Белоусов О.А. Оценка трудового потенциала Тверского региона в разрезе экономически активного и неактивного населения // Вестник ТГУ. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010, Вып. 5, c. 29-33.