О применении креативного учета в деятельности организации

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В статье рассматриваются особенности креативного учета в деятельности бухгалтера в современных условиях, история развития, методика креативного учета, а также применение в учетной системе организации.

Ключевые слова:

финансовая отчетность, МСФО, бухгалтерский учет, креативный учет, балансовая политика, этика учета
Цитировать публикацию:
О применении креативного учета в деятельности организации – С. 316-321.

O primenenii kreativnogo ucheta v deyatelnosti organizatsii. , 316-321. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В современной динамично развивающейся деятельности организаций постоянно растет количество учетных задач. Это обусловлено совершенствованием бухгалтерского учета по линии введения новых правил признания, оценки и отражения фактов и явлений хозяйственной жизни. Такие перемены требуют от бухгалтера обширных знаний не только в области нормативно-правового регулирования учета, но и правильного профессионального суждения. Применению методов креативного учета отводится важное значение в условиях работы организаций по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Актуальность исследования особенностей креативного учета возрастает, поскольку в его основе лежит положение об использовании совокупности законных методов, имеющих целью представления имущественного и финансового положения фирмы в желаемом или целесообразном виде, т.е. когда «нередко одно и то же выражение может употребляться в совершенно различном смысле » [1].

Сущность креативности была провозглашена представителями англо-американской бухгалтерской школы в ходе разработки теории бухгалтерского учета. Впервые понятие «креативный учёт» было озвучено в 1968 г. в фильме М. Брукса «Продюсер» [2]. В 1986 г. британский журналист, экономический обозреватель Й. Гриффитс ввел термин «креативный учёт», изложив проблему творческого учёта следующим образом: «Любая компания в нашей стране играет на прибыль. Любая публичная отчётность основывается на регистрах, которые были слегка подправлены или же полностью переправлены. Цифры, которые дважды в год скармливаются сообществу инвесторов, изменены все до единого, чтобы защитить виновника. Это самая большая уловка, начиная с троянского коня… Фактически такой обман не лишён безупречного вкуса, ведь он полностью законен. Это ― креативный учёт» [3].

Цели креативного или творческого учёта разнятся в государствах с разным уровнем экономического развития и различными системами счетоводства. Творческий учёт в его современном понимании, представляет собой инжиниринг экономической информации, согласованный с общепринятыми бухгалтерскими принципами [4]. При этом бухгалтерская неопределенность в условиях жесткого законодательного регулирования учёта и применения стандартов счетоводства заметно снижается, уменьшая произвол в деятельности учётного работника.

В Республике Казахстан, как и многих других странах, методы креативного учёта развиты недостаточно и ограничиваются главным образом применением законных способов уменьшения налогов. Творческий подход бухгалтера сводится к выбору наиболее удобных для конкретного бизнеса положений по ведению бухучёта и закрепление выбранной стратегии в учётной политике компании. При этом бухгалтер опирается на одно из требований МСФО к качеству экономической информации как приоритет содержания хозяйственной операции над юридической формой.

Причинами внедрения креативного учета в организации являются то, что учет и отчетность находятся под контролем администрации фирмы. При этом менеджеры, отчитываясь о результатах своей работы перед собственниками, стремятся по возможности показать позитивные стороны имущественного и финансового положения. Целью такого учета в управляемой фирме является улучшения показателей финансовой отчётности ради привлечения инвесторов и кредиторов. Данная цель реализуется путем некоторого искусственного преувеличения (в необходимых случаях уменьшения) убытков текущего года, чтобы рост прибылей (убытков) в последующие годы, на которые запланировано привлечение инвесторов, показался бы особенно впечатляющим.

В отдельных экономических изданиях отражена методика креативного учета, которая может реализоваться следующим образом:

- путем выбора различных учётных технологий, среди предусмотренных бухгалтерскими стандартами. Например, методов амортизации основных средств, способа принятия к учёту закупленных ценностей, способа расчета расходов и т. д. Эти методы отражаются в учетной политике и не подлежит изменениям в течение определенного срока (как минимум ― одного налогового периода), что продиктовано принципом постоянства бухгалтерского учёта; - путем применения различных вариантов оценки активов и обязательств. Например, при переоценке финансовых инструментов и ценных бумаг, бартерных сделок с использованием трансфертных цен и т.д.

С учетом этого на предприятии решается балансовая политика, которая направлена на представление информации для тех или иных интересов компаний [5]. Суть балансовой политики сводится к переоформлению баланса при соблюдении действующего бухгалтерского законодательства с возможностью изменения структуры капитала, прибыли, убытков, для того чтобы оказать влияние на основные показатели баланса. Информация в зависимости от целей управления и может меняться: например, можно улучшить показатели с целью привлечения новых акционеров, если фирма нуждается в увеличении капитала, или ухудшить их, если необходимо уменьшить выплату дивидендов и увеличить размер резервируемой прибыли.

К основным приемам реализации балансовой политики можно отнести:

♦ перенесение прибылей на более поздний (ранний) срок путем отражения на счетах реализации отдельных операций, в сроки, допускаемые законодательством;

♦ отсрочку введения в эксплуатацию новых объектов основных средств в целях сокращения налога на имущество организации;

♦ срочную продажу основных средств и материальных ценностей и реализацию резервов, если их балансовая стоимость ниже цены продажи;

♦ ускорение или замедление выписки счетов;

♦ перемещение прибыли в страны с льготным налоговым режимом;

♦ установление внутренних цен и расценок;

♦ передачу невыгодных сделок предприятиям, которые не должны публиковать своих годовых отчетов;

♦ создание скрытых резервов.

Проводя такие действия, составители финансовой отчетности обязаны учесть, что если показатели прибыли были снижены, то при необходимости публикации реальной отчетности это повлечет различные негативные последствия.

Отдельные исследователи учетной системы отмечают двойственность природы «креативного» учета, подчеркивая, что сглаживание доходов невыгодно маскирует долгосрочные тенденции в изменении прибыли [6]. Стоит заметить, что данная тема является предметом многочисленных дискуссий в профессиональных кругах. Положения МСФО, предоставляющие менеджменту право использовать профессиональные суждения при определении срока полезной службы, часто подвергаются критике. Одно из предложений предусматривает предоставление компаниям примерных сроков полезной службы для основных средств, рассчитанных на основе статистических данных, которые служат в качестве ориентира и подлежат корректировке при отклонениях, вызванных особенностями данной компании.

Возникающие злоупотребления, основанные на методах креативного учета, можно искоренять, совершенствуя этические нормы и правила ведения бухгалтерского учета. В данном направлении следует отметить достижения США, направленные на активизацию работ по дальнейшему развитию кодекса бухгалтерской этики [7]. В этой связи возникает потребность в разработке технологий регулирования творческого учета. При этом можно опираться на опыт Новой Зеландии, где система бухгалтерских стандартов и законодательное регулирование учёта в совокупности с деятельностью саморегулирующихся организаций счетоводов предельно снижает возможности креативного учета [ 8].

В целом, присутствие элементов креативности в бухгалтерском учете в той или иной степени не должно противоречить концепции достоверности и непредвзятости. Следовательно, учитывая приоритетное значение качества и информативности публикуемой отчетности, нормативно-правовое регулирование учета необходимо ориентировать к нормам гражданского права, бухгалтерского и налогового законодательства.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Шер И. Ф. Бухгалтерия и баланс. ― М., 1926. С.457
2. http://chaumurky.net/criterion/indepth-184.html
3. Griffiths, I. (1986) Creative Accounting, London. Р. 1
4. (www.elitarium.ru).
5. Балансоведение: учебное пособие // под ред. Н.А. Бреславцевой. Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2004
6. Amat, O., Blake, J., Dowds, J. (1999) The Ethics of Creative Accounting. ― http://econpapers.repec.org/paper/upfupfgen/349.htm
7. Швир Ю.В. Корпоративная финансовая отчетность (часть 1) Креативный учет в системе МСФО.
8. Revsine, L. (1991) The selective financial misrepresentation hypothesis, Accounting Horizons, December. Рр. l6―27