Стратегические направления повышения конкурентоспособности текстильной продукции России

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Обозначены экономические проблемы, характерные для российских производителей текстильной продукции, и пути преодоления трудностей при разработке стратегических направлений развития текстильных предприятий. Предложено при формировании стратегического плана по производству, сбыту и рентабельности текстильной продукции основываться на результатах распределения ассортимента на 3 группы: «Iу - Высокий уровень», «IIу - Средний уровень» и «IIIу - Низкий уровень». Выделено четыре стратегических направления производственно-организационных преобразований для инновационно ориентированых комплексов.

Ключевые слова:

конкурентоспособность, стратегия, текстильная промышленность, продукция, инновационно-ориентированный комплекс
Цитировать публикацию:
Стратегические направления повышения конкурентоспособности текстильной продукции России – С. 299-312.

Strategicheskie napravleniya povysheniya konkurentosposobnosti tekstilnoy produktsii Rossii. , 299-312. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Наметилась тенденция перехода от стратегии выживания, характерной для производственно-хозяйственной деятельности ряда текстильных предприятий, к периоду разработки и реализации приоритетных стратегий при условии их гармоничного сочетания с внешней средой, что будет способствовать совершенствованию действующих производств и созданию новых. Стратегическими планами страны предусматривается к 2020 г. увеличение объемов выпуска текстильной продукции более чем в 2 раза [1]. С целью повышения объемов выпуска и продаж продукции каждому текстильному предприятию следует определить оптимальное стратегическое направление своего развития. При этом важно проанализировать: технический уровень действующих производств; результаты маркетинговых исследований; последствия изменения стратегического курса организации; возможности ресурсного и технического обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции; реестр научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; ожидаемые технико-экономические и финансовые показатели по альтернативным сценариям стратегического плана; обоснованность принятия управленческих решений; объемы и источники инвестиций по проектам; пути освоения, развития основных производств по достижению ими полной загрузки мощностей; достаточность и экономичность производственной инфраструктуры.

Современные проблемы производителей текстильной продукции часто связаны с недозагрузкой производственных мощностей по причинам дефицита сырья, включая хлопок-волокно, химические волокна и нити, экспансии дешевой импортной продукции азиатского происхождения и контрабандной, недостатка финансовых средств, необходимых для замены изношенного оборудования и пополнения оборотных активов. Данные по уровню использования среднегодовой производственной мощности в среднем по видам текстильной продукции России [2] приведены в таблице.

Таблица – Уровень использования среднегодовой производственной мощности организаций по выпуску продукции текстильного и швейного производства, %

Продукция
1990
1995
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Ткани хлопчатобумажные суровые
91
28
55
58
59
64
66
70
71
68
67
Ткани льняные суровые
86
32
28
32
36
45
44
38
42
36
36
Ткани шерстяные готовые
68
16
17
18
18
20
21
24
34
32
33
Чулочно-носочные изделия
95
36
49
51
52
50
54
57
63
68
64
Трикотажные изделия
93
21
28
33
37
50
49
51
53
54
53

Предприятия текстильных и швейных производств, как видно из таблицы, по показателю освоения производственных мощностей за 1995-2008 гг. были загружены неравномерно. Так, в 2008 г. сложился значительный резерв в виде недоиспользованных производственных мощностей при выпуске тканей: шерстяных – 67%, льняных – 64, хлопчатобумажных – 33%. Производства чулочно-носочных и трикотажных изделий также работают не на полную мощность. Это объясняется: дефицитом сырья, основных и вспомогательных материалов; снижением спроса на готовую текстильную продукцию отечественного производства при усилении на рынке конкуренции иностранных товаропроизводителей; значительной трудоемкостью продукции; увеличением времени простоев оборудования; ограничением собственных средств предприятия для обновления ассортимента продукции и техники, технологии; увеличением величины оборотных средств; снижением платежеспособности предприятий и другими причинами, включая слабую материальную, моральную и креативную заинтересованность персонала предприятий в увеличении выпуска российского текстиля.

В период 2009-2020 гг. направленности экономики России на инновационный путь развития планируемый объем инвестиций только для технического перевооружения и модернизации текстильной и легкой промышленности составляет 142,9 млрд.руб. [3]. И в дальнейшем целесообразно проведение государственной политики экономической поддержки реализации текстильными предприятиями инновационных стратегий. Большое значение имеет наравне с решением задач инвестирования проектов увеличение спроса на текстильную продукцию отечественных производителей. В настоящее время сложилась ситуация, когда выпуск продукции даже на российских предприятиях с неполностью загруженными производственными мощностями в полной мере обеспечивает потребности заказчиков и населения в необходимых тканях и изделиях. Вызывает сомнение, что в стране сохранится подобная ситуация в случае увеличения доходов семей, развития сферы услуг для населения и учреждений, а также прекращения импортных поставок готовых тканей и изделий.

Сегодня можно отметить, что повышение уровня жизни отдельных слоев населения сказалось на отечественном рынке текстиля. Все больше население отдает предпочтение не дешевым безымянным китайским изделиям, а продукции известных брендов, в т.ч. местных. Если говорить о текстильных изделиях, то в их составе большую нишу занимает постельное белье. Так, среднегодовой темп роста российского рынка постельного белья за последние годы оценивается экспертами 11,5% в стоимостном выражении или в натуральном выражении объем рынка достигает около 45 млн. комплектов в год. При этом размер рынка в денежном выражении оценивается по-разному: ежегодно 1-2,5 млрд.долл. Опросы населения показывают, что большинство предпочитает приобретать готовые изделия, изготовленные из натуральных тканей. Так, от общего числа опрошенных покупателей, приобретающих постельное белье, 44% предпочитают его пошитым из бязевых тканей, 20% – из льняных тканей, 17% – из ситцевых, 12% – из шелковых и сатиновых. Для остальных покупателей это неважно.

Производители льняных тканей обеспечены отечественным сырьем приблизительно на две трети от общих потребностей. Однако для производства качественных тканей требуется длинноволокнистый лен, а он составляет порядка трети от всего выращиваемого льна. Из-за недостатка отечественного сырья производители льняных тканей вынуждены его импортировать. Доля импорта в общем объеме сырья достигает 70-80%. Дополнительная причина импорта льноволокна – желание найти потребителя готовых льняных тканей на мировом рынке. Ткани из российского волокна не всегда удовлетворяют европейским стандартам качества, поэтому покупка льноволокна за границей является одним из условий выхода отечественных предприятий на европейский и североамериканский рынки. Применяются давальческие схемы получения сырья, что часто приводит к разорению текстильных предприятий.

Спрос на льняные ткани зависит от уровня доходов российского населения, от ориентиров индустрии моды и объемов экспорта продукции. Повышается интерес российских предприятий-производителей льняных тканей к западным рынкам. Постоянно растет доля выпуска льняных тканей современного ассортимента, пользующегося повышенным спросом на отечественном и мировом рынках. Сбыт льняной продукции в России будет расти по мере увеличения доходов населения. Сейчас спрос на льняную продукцию достаточно высок у иностранных граждан, предпочитающих покупать российские льняные ткани. Рост цен на импортное сырье отражается на ценовой политике собственников отечественных льнозаводов, заинтересованных в устойчивом финансовом положении своих организаций. Эти факторы влияют на объемы выпуска льняных тканей российскими предприятиями.

Ожидаемый рост потребительского спроса на текстильную продукцию расширяет потенциальные возможности подъема и совершенствования ее производства. Однако перспективы производства зависят от того, смогут ли отечественные производители повысить конкурентоспособность продукции и укрепить свои рыночные позиции. К одному из основных показателей конкурентоспособности продукции относят значение себестоимости продукции, влияющей на ее цену.

При стратегическом управлении затратами на предприятии предлагается в виде методической основы считать, что повышение конкурентоспособности продукции не всегда должно означать сокращение затрат. Можно улучшать финансовые результаты, используя избирательный подход к выбору своих клиентов и воспитанию у них потребностей определенного уровня, опираясь на мотивы или человеческий фактор.

Стратегический план по производству, сбыту и рентабельности текстильной продукции предлагается формировать на основе распределения ассортимента на 3 группы:

«Iу - Высокий уровень» – модные, престижные и недавно освоенные ассортименты продукции высокого качества, реализуемые по высоким ценам и доступные для приобретения солидными юридическими и физическими лицами с высоким уровнем доходов, которые имеют надежный бизнес и отличную репутацию, стремятся быть современными и инновационно активными;

«IIу - Средний уровень» – традиционные качественные ассортименты продукции, реализуемые по средним ценам и доступные для покупки юридическими и физическими лицами со средним достатком, которых выделяет стремление к совершенствованию и экономическому росту, а также сохранение доверия к маркам продукции, проверенных годами;

«IIIу - Низкий уровень» – устаревшие ассортименты продукции или более низкого качества, реализуемые по сравнительно дешевым ценам, что позволяет их приобретать юридическим и физическим лицам, которые имеют незначительные уровни доходов или стараются быть экономными.

Это предложение может быть реализовано при разработке как стратегии управления затратами, так и прейскуранта цен предприятия.

Подразделение текстильной продукции на три ассортиментные группы: высокого, среднего и низкого уровня стратегически важно, так как может способствовать повышению стабильности продаж тканей в торговле.

Для роста объемов продаж текстильной и швейной продукции целесообразно совершенствование форм организации централизованной или корпоративной систем поиска потребителей по хоздоговорам, по аукционам, по тендерам и госзаказам, по защите интересов товаропроизводителей. Возможно увеличение выпуска разного ассортимента тканей, из них постельного белья при выполнении всевозможных заказов, включая военно-промышленные, гостиничные и учреждений здравоохранения. Так же может быть уточнен спрос на ткани и швейные изделия в ассортиментном разрезе с учетом потребностей индустрии моды и социально-экономических изменений.

Взаимоувязанные ведомственные целевые проекты, программы и планы развития регионов, разработка которых направлена на устранение выявленных диспропорций в российской промышленности, способствуют разработке стратегических направлений развития производства текстильной продукции и выходу предприятий из кризиса.

Решить проблему совершенствования материально-технической базы по обеспечению мобильной структуры ассортимента текстильной продукции можно совместными усилиями государства и общества. Объединению этих усилий могут способствовать инновационно ориентированные комплексы (ИОК), заинтересованные в экономически эффективной сотруднической деятельности и государственной поддержке. Эти коллективы могут действовать в виде, например, текстильно-промышленных кластеров [4], федеральных научно-промышленных комплексов и/или региональных научно-промышленных комплексов. ИОК следует формировать по целевому принципу исходя из сущности решения комплексных задач, согласования программ между организациями-участниками в соответствии с общегосударственными интересами и обеспечения безопасности населения. Состав ИОК может быть достаточно представительным, начиная от организаций по обеспечению сырьевыми ресурсами, и заканчивая торговыми на национальном и международном уровне. Научно-производственная интеграция однородных и сопутствующих видов деятельности по экономическому сектору текстильного и швейного производств будет способствовать повышению эффективности взаимодействующих организаций. Для повышения эффективности взаимодействия организаций, участвующих в смежных видах деятельности, полезна их интеграция. Объединение усилий коллективов на основе использования возможностей каждого участника и достижений в области инноваций позволит успешно решать задачи на каждой стадии сопряженного процесса: начиная от совместного проведения научных исследований, обеспечения сырьем при реализации новых идей, технологий и заканчивая коммерциализацией результатов. Это повысит уровень функционирования, экономическую выгоду от нововведений, конкурентоспособность продукции и финансовую устойчивость текстильных предприятий. Реализация комплексных мер при лоббировании интересов участников ИОК позволит им занимать лидирующее положение на внутреннем рынке продукции и стать конкурентоспособными на мировых рынках, включая текстильные.

Совместное решение возникающих проблем при условии оптимального сочетания используемых ресурсов и целенаправленных интересов ряда организаций способствует достижению высоких показателей производственно-хозяйственной, инновационной, социально-экономической, коммерческой и иных видов деятельности. При создании и функционировании ИОК возможно проведение их производственно-организационных преобразований по четырем стратегическим направлениям:

I. Повышение надежности обеспечения сырьевыми ресурсами:

- усиливать материально-техническую базу, решая вопросы обеспечения производственных потребностей в сырье, в частности, осваивая новые посевные площади, предназначенные для выращивания льна, в материалах и комплектующих, в новом технологическом оборудовании, в дополнительных производственных площадях для расширения предприятий или при создании ИОК;

- осуществлять эффективное импортозамещение товаров, например, основного сырья, поверхностно-активных веществ, красителей и текстильно-вспомогательных материалов, снизив уровень зависимости внутреннего рынка от влияния зарубежных компаний и контрагентов;

- расширить практику заключения долговременных хозяйственных договоров и контрактов с российскими организациями на поставку качественных видов сырья, материалов, покупных и комплектующих изделий;

- содействовать развитию национальной сырьевой базы для бесперебойного обеспечения производств текстильной продукции и решению проблем эффективного использования природных ресурсов в регионах;

- получать государственную поддержку в части лоббирования интересов организации при участии в тендерах и при проведении закупок по импорту.

II. Достижение высоких результатов общественно-полезной деятельности:

- укреплять материально-техническую базу образования и науки, трудовые ресурсы путем предоставления новых знаний сотрудникам, возможности обучения на курсах повышения квалификации, приобретения новых управляющих навыков и повышения спроса на квалифицированные научно-технические кадры;

- формировать на предприятиях и в ИОК высокий уровень кадрового потенциала посредством организации подготовки и переподготовки специалистов в установленном порядке, формирования гармоничной социально-психологической среды, развития кадрового потенциала в научно-исследовательской сфере, создания кадрового резерва и возможности карьерного роста работников;

- продвигать новые конструктивные и технологические решения, связанные с обновлением ассортимента продукции, с созданием модифицированных товаров с новыми характеристиками, с сохранением традиционных и с освоением новых рынков;

- повышать производительность труда, активизировать креативную, научную и профессиональную деятельность персонала, добиваться сохранения рабочих мест, предотвращения оттока талантливой части научно-технических кадров в другие организации и за рубеж;

- систематизировать и структурировать информацию при создании достоверных баз данных по справочно-нормативной, производственной, инновационной, экономической, коммерческой и учетной информации, при формировании логистики информационных потоков, при расширении коммуникационных внутренних и внешних связей организаций;

- установить трудовые отношения и коллегиальные связи участников сообщества, оформив состав прав и ответственности с учетом обновления, их распределения между работниками и совершенствования методов управления в организации;

- совершенствовать формы и системы оплаты труда, стимулирования производственных, хозяйственных, научных, экономических и социальных результатов деятельности организации и повышать уровень среднемесячных доходов работников.

III. Ключевые изменения для повышения безопасности инвестирования инновационных проектов:

- обеспечивать научное и техническое сопровождение НИОКР, процессов их реализации и организационно-технологических задач по сокращению производственного цикла, по экономии рабочего времени за счет запараллеливания переходов или объединения операций;

- финансировать решение задач по инвестиционным проектам, в частности, выращивания льна собственными силами ряда профильных структур, водящих в состав ИОК, на основе эффективных рыночно-ориентированных, обладающих потенциалом саморазвития бизнес-структур нового поколения, по совершенствованию материальных, трудовых, информационных потоков и деловых связей, по обновлению основных фондов и пополнению оборотных средств предприятий;

- переходить: на программно-целевое управление проектами; на обоснование процедур принятия управленческих решений; на решение вопросов инвестирования по результатам технико-экономических обоснований; на стратегические планы и инновационные программы, при формировании которых перечисляются виды работ, сроки выполнения, исполнители, затраты и пр.; на мобильное управление техническими мероприятиями и проектами, реализуемыми в ходе инновационного процесса;

- осуществлять подготовку и освоение новых технологий, перераспределение заказов между субподрядчиками и работ между производственными подразделениями на предприятии, усиление интеграции со смежными предприятиями;

- принимать участие в формировании финансово-кредитной инфраструктуры, в сотрудничестве с ведущими высшими учебными заведениями, в привлечении молодых специалистов к созданию технопарков и ИОК с целью комплексного развития организаций и поддержки инновационной деятельности;

- снизить инвестиционный риск и риск реализации проекта по созданию новых конкурентоспособных производств, по техническому перевооружению и модернизации действующих производств на базе передовых научно-технических достижений.

IV. Совершенствование предпринимательских процессов, включая системы управления, маркетинга и мониторинга:

- достигнуть эффективного сочетания линейного, проектного, функционального, матричного и общего управления при организации и функционировании ИОК с новыми коммерческими задачами;

- оптимизировать производственные и организационные структуры управления ИОК с выявлением новых управленческих функций, связей по структурным звеньям и уровням управления в соответствии с разработанной стратегией развития организации;

- проводить маркетинговые исследования, включая обновление сети реализации продукции, изучение покупательских предпочтений и оценку конкурентных преимуществ, способствуя развитию регионов, формированию ОИК и/или взаимосвязанных региональных комплексов (кластеров);

- обеспечить потребности рынка в текстильной продукции по объемам, ассортименту и качеству, а также обслуживание заказчиков, включая оказание новых услуг и приобретение новых клиентов; повышать конкурентоспособность продукции, укрепляя свои рыночные позиции, предоставляя сервисные услуги потребителям продукции предприятия;

- снизить коммерческий и финансовый риск ИОК, обеспечивая требования экономической, экологической безопасности организации и продуктной, технологической независимости России.

Организация деятельности текстильных предприятий и ОИК на основе концепции развития текстильной и легкой промышленности России, в частности, позволит производителям:

создавать эффективно функционирующие совместные предприятия, профильно-ориентированные научно-промышленные комплексы;

решать проблемы организаций по обеспечению текстильного производства сырьевыми ресурсами в расчетно-обоснованных количествах и требуемого качества;

сохранять лидирующее положение текстильной продукции на внутреннем рынке и стать конкурентоспособными среди производителей на мировых рынках;

организовать централизованные и/или корпоративные системы поиска отечественных и иностранных заказчиков продукции (договора, аукционы, тендеры, госзаказы и др.);

интегрировать усилия производственных и функциональных структур организаций по достижению оптимального сочетания стадий «Наука - Материальная база – Заготовление – Производство – Сбыт» на протяжении всего процесса, связанного с созданием и реализацией продукции, работ или услуг со стороны эффективно функционирующих предприятий, научно-промышленных комплексов федерального или регионального уровня;

получать государственную, институциональную и правовую защиту интересов товаропроизводителей.

Одна из основных задач российских производителей текстильной продукции состоит в приобретении лидирующей позиции на внутреннем рынке и конкурентоспособности среди иностранных производителей.

Разработку стратегического направления развития предприятия целесообразно проводить с учетом влияния внешних обстоятельств и на основе согласованных программ, бюджетов и процедур среднесрочных и краткосрочных планов функционирования производств, входящих в состав организации. При этом необходимо выработать экономически эффективное, т.е. оптимальное стратегическое направление развития предприятия. На это влияют следующие факторы: опыт реализации прошлых стратегий; знание рисков и готовность к ним; реакция владельцев на предстоящие изменения, на расширение сотрудничества и инвестирование проектов; фактор времени, зависящий от выбора срока реализации проекта, возможностей проведения капитального строительства и др.

Таким образом, стратегическое управление производственно-хозяйственной, коммерческой и инновационной деятельностью текстильных предприятий следует базировать на стратегическом планировании обеспечения сырьем, техникой, квалифицированными кадрами, финансами и развития сотрудничества текстильных предприятий с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками на разном уровне взаимодействия при соблюдении принципов партнерства и корпоративной социальной ответственности. При разработке обоснованных мер и планов достижения совместных целей должны учитываться снабженческие, инновационные, трудовые, производственно-сбытовые и финансово-экономические перспективы каждого предприятия, участника корпоративной организации или ИОК.

При выборе стратегического направления развития предприятия и принятии окончательного управленческого решения часто доминирует опыт экспертов и наличие источников финансирования проектов. Наряду с этим требуется учитывать результаты технических и экономических обоснований инновационных проектов, согласованных на уровне территориально-административных регионов, и возможности их включения в состав комплексных программ инновационного развития текстильных и швейных производств. Выбор приоритетных проектов и их реализация будет способствовать обеспечению экономической и национальной безопасности российского общества. Создание на федеральном уровне систем экономического мониторинга рынка текстильной продукции, функционирования текстильных и швейных производств, доступность этой информации может явиться справочно-информационной базой проведения исследований специалистами предприятий, экспертами и научными работниками. Результаты анализа рынка, сложившейся технико-экономической ситуации на текстильных предприятиях и банка данных по инновациям могут быть использованы для разработки стратегического направления развития организаций, решения актуальных управленческих и креативных задач.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года. Утверждена приказом Минпромторга России № 853 от 24 сентября 2009 г.
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации: www.gks.ru
3. Фомин Б.М., Макеев В.К., Малафеева ИТ. Стратегия модернизации экономики отраслей текстильной и легкой промышленности России.//Известия вузов. Технология текстильной промышленности. – 2010, №1. – С. 3 – 8.
4. http://www.ivderit.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=196