Инвестиционное обеспечение инновационного развития радиоэлектронной промышленности

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В докладе рассмотрены тенденции инвестиционного обеспечения технологической модернизации радиоэлектронной промышленности за 2008-2011 годы. Проанализированы результаты влияния финансового кризиса на государственное финансирование по техническому перевооружению промышленных предприятий и научных организаций отрасли. Даны предложения по дальнейшему развитию инвестиционной деятельности предприятий и организаций радиоэлектронной промышленности.

Ключевые слова:

инновационное развитие, инвестиции, техническое перевооружение, радиоэлектронная промышленность
Цитировать публикацию:
Инвестиционное обеспечение инновационного развития радиоэлектронной промышленности – С. 280-291.

Investitsionnoe obespechenie innovatsionnogo razvitiya radioelektronnoy promyshlennosti. , 280-291. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Последние программные документы Правительства Российской Федерации [1,2,3,4] учитывают, что проблемы экономического развития страны в ближайшее десятилетие будут определяться способностью государственного обеспечения ресурсами для ускоренного роста высокотехнологичного сектора экономики.

Привлечение инвестиций в экономику с их точной адресацией и учетом взаимодействия секторов экономики, связанных с развитием высоких технологий, рассматривается руководством страны в качестве важнейшего фактора создания отечественной конкурентоспособной технологической базы нового производства, формирующей перспективу общего роста экономики Российской Федерации.

Приоритетами государственной инвестиционной политики в этих условиях являются ускоренное инвестиционное развитие секторов "новой экономики", прежде всего становление инновационных и информационных отраслей, формирование нового технологического уровня промышленности и решение на его базе задач социально-экономического развития государства.

Все это позволяет ставить и решать в среднесрочной перспективе задачу сокращения технологического разрыва между Российской Федерацией и развитыми государствами, а в долгосрочной перспективе задачу упрочения позиции России как одного из лидеров мирового развития.

Ускорение социально-экономического развития общества, его информационное и интеллектуальное обеспечение, дальнейший рост производительности труда, коренное улучшение технико-экономических и экологических показателей практически во всех отраслях народного хозяйства основаны на широком применении современной аппаратуры и систем радиоэлектроники, информационно-коммуникационных технологий.

Одним из основополагающих факторов расширения производства и использования современной радиоэлектронной аппаратуры и информационно-коммуникационных систем является динамичный научно-технический и производственный процесс развития электронных и радиоэлектронных технологий и организация массового выпуска необходимых электронных и радиоэлектронных компонентов.

В настоящее время доля радиоэлектроники в стоимости бытовых, промышленных и оборонных изделий и систем составляет 50–80 процентов. Степень совершенства этих изделий и технико-экономические показатели производства определяются в первую очередь техническим уровнем используемой электронной компонентной базы [5].

Улучшение технических характеристик и повышение функциональной сложности электронной компонентной базы приводит к значительному улучшению технико-экономических показателей и надежности создаваемой радиоэлектронной аппаратуры, уменьшает число сборочных операций и количество используемых компонентов, уменьшает стоимость продукции.

Основной целью всех программных мероприятий является развитие научно-технического и производственного базиса для разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции в целях решения государственных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Важнейшей задачей, обеспечивающей эту цель, является техническое перевооружение организаций радиоэлектронной отрасли на основе передовых технологий.

Проведение эффективного технического, технологического и информационного перевооружения промышленных и научно-технических организаций отрасли является важнейшим программным мероприятием по дальнейшему развитию промышленной и научно-технической базы РЭП и выпуску конкурентоспособной продукции.

В существующих условиях важнейшим, а может быть единственным способом решения проблемы развития РЭП является программно-целевой метод, обеспечивающий необходимый уровень адресной поддержки инвестиционного развития технологий и новых радиоэлектронных производств. Федеральные целевые программы включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достичь, исходя из приоритетов программы развития страны, а также перечень инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение за счет федерального бюджета, собственных средств предприятия и других внебюджетных средств.

Например, в качестве целевого индикатора ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы выбран достигаемый технологический уровень электроники, определяемый по освоенному в производстве технологическому уровню изделий микроэлектронной техники.

В соответствии с мировой практикой технологический уровень микроэлектроники оценивается по величине минимального топологического размера элемента сверхбольших интегральных схем памяти и микропроцессоров, который определяет важнейшие характеристики технологии и производимых приборов (быстродействие, степень интеграции, потребляемая мощность на единичную функцию, достижимая функциональная сложность, стоимость единичной функции и т.д.) – (Международная технологическая маршрутная карта по развитию полупроводников – International Technology Roadmap for Semiconductor – ITRS). Основным содержанием ITRS являются показатели технологии и достижимых уровней сверхбольших интегральных схем по годам на 15 лет вперед на основе целевого показателя – минимального размера элемента.

Такой подход позволяет иметь для ФЦП строгую численную оценку уровня технологии на основе однозначно определяемого интегрального показателя, более того, этот показатель является принятым в мировой практике и фиксирует достигнутый государством технологический уровень электроники.

В 2008 году в организациях микроэлектроники был освоен технологический уровень 0,18 мкм, что обеспечило создание производственно-технологической базы для выпуска современной электронной компонентной базы, соответствующей потребностям российских производителей аппаратуры и систем. В 2011 году уровень технологии должен достичь 0,13 мкм, а к 2015 году – 0,045 мкм, что существенно сократит отставание российской электроники и радиоэлектроники от мировых показателей и введет Российскую Федерацию в разряд передовых технологических государств.

Основным показателем реализации ФЦП является увеличение объема продаж конкурентоспособных изделий электронной компонентной базы и радиоэлектронной продукции. Ожидается, что в 2011 году значение этого показателя составит около 130 млрд. рублей, а в 2015 году – 300 млрд. рублей, темпы роста объемов производства будут сопоставимы с мировыми показателями.

Главным показателем эффективности выполнения ФЦП является количество переданных в производство электронных и радиоэлектронных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции. К 2011 году их количество будет составлять более 180 технологий, а к 2015 году – не менее 270 технологий. В результате реализации Программы в 62 организациях радиоэлектронной промышленности будут созданы центры проектирования, а в 114 – осуществлены реконструкция и техническое перевооружение.

Бюджетные инвестиции на предприятиях и организациях радиоэлектронной промышленности в настоящее время осуществляются по шести федеральным целевым программам:

«Национальная технологическая база» на 2007–2011 годы;

«Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы;

«Развитие ОПК РФ на 2011–2020 годы»;

«Глобальная навигационная система»;

«Развитие инфраструктуры наноиндустрии РФ (2008–2010 годы)»;

«Разработка, восстановление и организация производства стратегических, дефицитных и импортозамещающих материалов и малотоннажной химии для вооружения и специальной техники на 2009–2011 годы и на период до 2015 года».

Инвестиции из средств государственного бюджета в техническое перевооружение и реконструкцию предприятий РЭП в рамках всех федеральных целевых программ за период 2008–2011 годы составят более 26,0 млрд. руб.:

- в 2008 г. более 2,5 млрд. руб. Из них порядка 60% было выделено в рамках программ, обеспечивающих производство и выпуск конкурентоспособной инновационной радиоэлектронной продукции;

- в 2009 г. более 3,7 млрд. руб., 60% – на производство и выпуск конкурентоспособной инновационной радиоэлектронной продукции;

- в 2010 г. более 4,3 млрд. руб., 55% – на производство и выпуск конкурентоспособной инновационной радиоэлектронной продукции;

- в 2011 году планируется более 9,2 млрд. руб. Из них порядка 40% выделено в рамках программ, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной инновационной радиоэлектронной продукции;

Оптимизация расходов федерального бюджета по капитальным вложениям и анализ реализации мероприятий ФЦП

Первый этап реализации федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы (далее Программа) определен в паспорте программы периодом 2008–2011 годы.

За этот период из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы в части капитальных вложений выделено 7566,41 млн. руб., что составило 85% от запланированного по Программе объема бюджетного финансирования. Корректировка бюджетной составляющей финансирования программных мероприятий была связана, в первую очередь, с финансовым кризисом и тяжелым выходом из него большинства промышленных предприятий РЭП. Была проведена оптимизация расходов федерального бюджета (таблица 1).

Таблица 1

Оптимизация расходов федерального бюджета по капитальным вложениям на первом этапе реализации Программы в текущих ценах, млн. руб.


Инвестиции (бюджет/внебюджет)
2008-2011гг.
2008 г
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Программа
8820
8820
1520
1520
2000
2000
2300
2300
3000
3000
Лимит
7883,71
7883,71
1520
1520
1530,71
1530,71
1763
1763
3070
3070
Факт
7566,41
4355,08
1392,7
476,01
1530,71
348,77
1573
460,3
3070*
3070
* - до подведения итогов 2011 года, объем фактического финансирования приравнен к лимиту бюджетных обязательств.

Из таблицы 1 видно, что объем средств из внебюджетных источников, предусмотренный в Программе равным бюджетным инвестициям, сократился в два раза по сравнению с запланированным. В условиях финансового кризиса нехватка собственных средств была обусловлена снижением прибыли, а привлечение заемных средств было затруднено в связи с повышенными рисками и увеличением процентных ставок по кредитам. Таким образом, доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования Программы составила 36%, вместо запланированных 50%.

В рамках реализации первого этапа Программы в части капитальных вложений, было завершено 50 программных мероприятий. Бюджетные средства на завершенные мероприятия в размере 6560,22 млн. руб. были распределены следующим образом:

- 3534,90 млн. руб. (53%) направлено на выполнение мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению 18 действующих радиоэлектронных производств;

- 3025,32 млн. руб. (47%) направлено на создание 32 базовых центров системного проектирования (в том числе межотраслевого центра проектирования, каталогизации и изготовления фотошаблонов).

Второй этап реализации Программы определен периодом 2012–2015 годы. За этот период на реализацию мероприятий Программы в части капитальных вложений планируется выделить 35180 млн. бюджетных средств (таблица 2).

В рамках реализации второго этапа Программы в части капитальных вложений, планируется завершить 126 программных мероприятий. Бюджетные средства на эти мероприятия в размере 36087,00 млн. руб. (ряд завершаемых в рамках второго этапа мероприятий начали финансироваться еще в период реализации первого этапа) будут распределены следующим образом:

-29978 (83%) млн. руб. планируется направить на выполнение мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению 96 действующих радиоэлектронных производств;

-6109 (17%) млн. руб. планируется направить на создание 30 базовых центров системного проектирования.

Таблица 2

Объемы финансирования 2-ого этапа ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы в части капитальных вложений, млн. руб.


Инвестиции (бюджет/внебюджет)
2012–2015
2012
2013
2014
2015
Программа
35180
35180
10555,88
10555,88
9400,00
9400,00
7612,06
7612,06
7612,06
7612,06

В результате реализации Программы предполагается создание современной технологической базы и модернизация промышленного производства электронной компонентной базы, радиоэлектронных блоков и узлов аппаратуры, необходимых для разработки и производства высокотехнологичной наукоемкой продукции мирового уровня.

Особенности формирования сети дизайн-центров

Остро стоит проблема воплощения результатов научных разработок инновационной направленности в конкретные изделия массового производства. При отсутствии собственной современной и развитой инженерии большая часть теоретических и экспериментальных научных решений «ложится на полку».

Действенным вариантом развития российского рынка микроэлектроники могут стать инвестиции в создание разветвленной сети дизайн-центров, которые наладят активное сотрудничество с ведущими производителями микроэлектроники, и будут предлагать услуги по проектированию чипов: от составления технического задания на микросхему до подготовки технологической документации силами своих специалистов.

Развитие инфраструктуры проектирования инновационной радиоэлектронной аппаратуры заключается в ускоренном формировании корпоративно-сетевой структуры системных дизайн-центров.

Необходимо создание и оснащение современными аппаратно - программными средствами САПР верхнего и логического уровней порядка 20 системных центров по основным приоритетным направлениям радиоэлектронной промышленности, Роскосмоса, Росатома.

Специалистами предлагается более 30 направлений работ сети системных дизайн-центров для проектирования систем, комплексов и аппаратуры на основе СБИС высокой степени интеграции. Также предлагается организовать постановку и проведение комплекса НИОКР по разработке алгоритмически-архитектурных решений (платформ) реализации конкурентоспособных изделий на основе современной конструктивно-технологической базы по каждому приоритетному направлению.

Важным элементом в дальнейшем развитии инфраструктуры – создание сети кристальных дизайн-центров. Это, в первую очередь, дооснащение ведущих центров аппаратно-программными средствами САПР «сквозного» проектирования до уровня 90-65 нм, а также для возможности выполнения проектов с использованием базовых матричных кристаллов, программируемых логических интегральных схем, программируемых матричных схем со встроенным ядром.

Развитие инфраструктуры приборных дизайн-центров, предусматривает создание и оснащение современными программными средствами САПР верхнего, схемотехнического, приборно-технологического, электротеплового уровней, в том числе и собственной разработки, около десяти системно-кристальных и приборных центров по основным технологическим направлениям производства ЭКБ.

Развитие инфраструктуры дизайн-сервисов при отечественных фабриках предусматривает оснащение этих центров программно-аппаратными комплексами для реализации топологического проектирования СБИС высокой степени интеграции, разработки управляющей информации для изготовления фотошаблонов, разработки управляющей информации для измерительного оборудования. Необходимо оснащение дизайн-сервисов программно-аппаратными комплексами для выполнение работ по проектированию и верификации топологии, разработки управляющей информации для изготовления фотошаблонов и проведения измерений параметров СБИС.

Развитие инфраструктуры региональных центров переподготовки кадров предусматривает оснащение их программно-аппаратными комплексами и техническими средствами для проведения обучения. Требуется разработка учебных программ для курсов переподготовки разработчиков СБИС современным методам и средствам проектирования систем. Крайне важно предусмотреть создание Центра фотошаблонов до уровня 180-90 нм., а также создание совместных дизайн-центров с рядом ведущих зарубежных компаний.

Необходимо отметить тенденцию к увеличению государственных капитальных вложений в предприятия РЭП в рамках различных федеральных целевых программ. Так в рамках ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы, объем ГКВ предусмотренный на втором этапе программы в 4,5 раза превышает объем средств выделенных на реализацию первого этапа.

Учитывая важность и масштабность вышеперечисленных мероприятий по созданию инфраструктуры автоматизированного проектирования, наиболее оптимальным средством воплощения их в жизнь видится программно-целевой метод, который позволит конкретизировать усилия для комплексного и системного решения поставленных задач. Данные мероприятия полностью соответствуют приоритетам государственной политики и основополагающим документам в данной области, в связи с чем, могут быть сформированы и структурированы в виде Федеральной целевой программы.

При этом, для большей эффективности, финансовое обеспечение программных мероприятий должно предусматривать смешанную систему инвестирования с привлечением внебюджетных средств, формируемых за счет собственных средств исполнителей программы, с возможным привлечение средств российских и иностранных инвесторов, а также займов и кредитов.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р// Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489
2. Указ от 7 июля 2011 года № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». // Официальный сайт Президента РФ: http://kremlin.ru/acts/11861
3. «Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года», утверждённая Приказом Министра промышленности и энергетики Российской Федерации от 07 августа 2007 года № 311// Еженедельник промышленного роста, N 31, 24 - 30.09.2007
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 809 «О федеральной целевой программе «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы// Собрание законодательства РФ, 17.12.2007, N 51, ст. 6361.
5. Авдонин Б.Н., Хрусталев Е.Ю. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств М.: Наука, 2010. - 367 с.