Инвестиционное обеспечение инновационного развития радиоэлектронной промышленности
Ключевые слова:
инновационное развитие, инвестиции, техническое перевооружение, радиоэлектронная промышленностьПриглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Последние программные документы Правительства Российской Федерации [1,2,3,4] учитывают, что проблемы экономического развития страны в ближайшее десятилетие будут определяться способностью государственного обеспечения ресурсами для ускоренного роста высокотехнологичного сектора экономики.
Привлечение инвестиций в экономику с их точной адресацией и учетом взаимодействия секторов экономики, связанных с развитием высоких технологий, рассматривается руководством страны в качестве важнейшего фактора создания отечественной конкурентоспособной технологической базы нового производства, формирующей перспективу общего роста экономики Российской Федерации.
Приоритетами государственной инвестиционной политики в этих условиях являются ускоренное инвестиционное развитие секторов "новой экономики", прежде всего становление инновационных и информационных отраслей, формирование нового технологического уровня промышленности и решение на его базе задач социально-экономического развития государства.
Все это позволяет ставить и решать в среднесрочной перспективе задачу сокращения технологического разрыва между Российской Федерацией и развитыми государствами, а в долгосрочной перспективе задачу упрочения позиции России как одного из лидеров мирового развития.
Ускорение социально-экономического развития общества, его информационное и интеллектуальное обеспечение, дальнейший рост производительности труда, коренное улучшение технико-экономических и экологических показателей практически во всех отраслях народного хозяйства основаны на широком применении современной аппаратуры и систем радиоэлектроники, информационно-коммуникационных технологий.
Одним из основополагающих факторов расширения производства и использования современной радиоэлектронной аппаратуры и информационно-коммуникационных систем является динамичный научно-технический и производственный процесс развития электронных и радиоэлектронных технологий и организация массового выпуска необходимых электронных и радиоэлектронных компонентов.
В настоящее время доля радиоэлектроники в стоимости бытовых, промышленных и оборонных изделий и систем составляет 50–80 процентов. Степень совершенства этих изделий и технико-экономические показатели производства определяются в первую очередь техническим уровнем используемой электронной компонентной базы [5].
Улучшение технических характеристик и повышение функциональной сложности электронной компонентной базы приводит к значительному улучшению технико-экономических показателей и надежности создаваемой радиоэлектронной аппаратуры, уменьшает число сборочных операций и количество используемых компонентов, уменьшает стоимость продукции.
Основной целью всех программных мероприятий является развитие научно-технического и производственного базиса для разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции в целях решения государственных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Важнейшей задачей, обеспечивающей эту цель, является техническое перевооружение организаций радиоэлектронной отрасли на основе передовых технологий.
Проведение эффективного технического, технологического и информационного перевооружения промышленных и научно-технических организаций отрасли является важнейшим программным мероприятием по дальнейшему развитию промышленной и научно-технической базы РЭП и выпуску конкурентоспособной продукции.
В существующих условиях важнейшим, а может быть единственным способом решения проблемы развития РЭП является программно-целевой метод, обеспечивающий необходимый уровень адресной поддержки инвестиционного развития технологий и новых радиоэлектронных производств. Федеральные целевые программы включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достичь, исходя из приоритетов программы развития страны, а также перечень инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение за счет федерального бюджета, собственных средств предприятия и других внебюджетных средств.
Например, в качестве целевого индикатора ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы выбран достигаемый технологический уровень электроники, определяемый по освоенному в производстве технологическому уровню изделий микроэлектронной техники.
В соответствии с мировой практикой технологический уровень микроэлектроники оценивается по величине минимального топологического размера элемента сверхбольших интегральных схем памяти и микропроцессоров, который определяет важнейшие характеристики технологии и производимых приборов (быстродействие, степень интеграции, потребляемая мощность на единичную функцию, достижимая функциональная сложность, стоимость единичной функции и т.д.) – (Международная технологическая маршрутная карта по развитию полупроводников – International Technology Roadmap for Semiconductor – ITRS). Основным содержанием ITRS являются показатели технологии и достижимых уровней сверхбольших интегральных схем по годам на 15 лет вперед на основе целевого показателя – минимального размера элемента.
Такой подход позволяет иметь для ФЦП строгую численную оценку уровня технологии на основе однозначно определяемого интегрального показателя, более того, этот показатель является принятым в мировой практике и фиксирует достигнутый государством технологический уровень электроники.
В 2008 году в организациях микроэлектроники был освоен технологический уровень 0,18 мкм, что обеспечило создание производственно-технологической базы для выпуска современной электронной компонентной базы, соответствующей потребностям российских производителей аппаратуры и систем. В 2011 году уровень технологии должен достичь 0,13 мкм, а к 2015 году – 0,045 мкм, что существенно сократит отставание российской электроники и радиоэлектроники от мировых показателей и введет Российскую Федерацию в разряд передовых технологических государств.
Основным показателем реализации ФЦП является увеличение объема продаж конкурентоспособных изделий электронной компонентной базы и радиоэлектронной продукции. Ожидается, что в 2011 году значение этого показателя составит около 130 млрд. рублей, а в 2015 году – 300 млрд. рублей, темпы роста объемов производства будут сопоставимы с мировыми показателями.
Главным показателем эффективности выполнения ФЦП является количество переданных в производство электронных и радиоэлектронных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции. К 2011 году их количество будет составлять более 180 технологий, а к 2015 году – не менее 270 технологий. В результате реализации Программы в 62 организациях радиоэлектронной промышленности будут созданы центры проектирования, а в 114 – осуществлены реконструкция и техническое перевооружение.
Бюджетные инвестиции на предприятиях и организациях радиоэлектронной промышленности в настоящее время осуществляются по шести федеральным целевым программам:
«Национальная технологическая база» на 2007–2011 годы;
«Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы;
«Развитие ОПК РФ на 2011–2020 годы»;
«Глобальная навигационная система»;
«Развитие инфраструктуры наноиндустрии РФ (2008–2010 годы)»;
«Разработка, восстановление и организация производства стратегических, дефицитных и импортозамещающих материалов и малотоннажной химии для вооружения и специальной техники на 2009–2011 годы и на период до 2015 года».
Инвестиции из средств государственного бюджета в техническое перевооружение и реконструкцию предприятий РЭП в рамках всех федеральных целевых программ за период 2008–2011 годы составят более 26,0 млрд. руб.:
- в 2008 г. более 2,5 млрд. руб. Из них порядка 60% было выделено в рамках программ, обеспечивающих производство и выпуск конкурентоспособной инновационной радиоэлектронной продукции;
- в 2009 г. более 3,7 млрд. руб., 60% – на производство и выпуск конкурентоспособной инновационной радиоэлектронной продукции;
- в 2010 г. более 4,3 млрд. руб., 55% – на производство и выпуск конкурентоспособной инновационной радиоэлектронной продукции;
- в 2011 году планируется более 9,2 млрд. руб. Из них порядка 40% выделено в рамках программ, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной инновационной радиоэлектронной продукции;
Оптимизация расходов федерального бюджета по капитальным вложениям и анализ реализации мероприятий ФЦП
Первый этап реализации федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы (далее Программа) определен в паспорте программы периодом 2008–2011 годы.
За этот период из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы в части капитальных вложений выделено 7566,41 млн. руб., что составило 85% от запланированного по Программе объема бюджетного финансирования. Корректировка бюджетной составляющей финансирования программных мероприятий была связана, в первую очередь, с финансовым кризисом и тяжелым выходом из него большинства промышленных предприятий РЭП. Была проведена оптимизация расходов федерального бюджета (таблица 1).
Таблица 1
Оптимизация расходов федерального бюджета по капитальным вложениям на первом этапе реализации Программы в текущих ценах, млн. руб.
|
Инвестиции (бюджет/внебюджет)
| ||||
2008-2011гг.
|
2008 г
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
| |
Программа
|
8820
8820 |
1520
1520 |
2000
2000 |
2300
2300 |
3000
3000 |
Лимит
|
7883,71
7883,71 |
1520
1520 |
1530,71
1530,71 |
1763
1763 |
3070
3070 |
Факт
|
7566,41
4355,08 |
1392,7
476,01 |
1530,71
348,77 |
1573
460,3 |
3070*
3070 |
Из таблицы 1 видно, что объем средств из внебюджетных источников, предусмотренный в Программе равным бюджетным инвестициям, сократился в два раза по сравнению с запланированным. В условиях финансового кризиса нехватка собственных средств была обусловлена снижением прибыли, а привлечение заемных средств было затруднено в связи с повышенными рисками и увеличением процентных ставок по кредитам. Таким образом, доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования Программы составила 36%, вместо запланированных 50%.
В рамках реализации первого этапа Программы в части капитальных вложений, было завершено 50 программных мероприятий. Бюджетные средства на завершенные мероприятия в размере 6560,22 млн. руб. были распределены следующим образом:
- 3534,90 млн. руб. (53%) направлено на выполнение мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению 18 действующих радиоэлектронных производств;
- 3025,32 млн. руб. (47%) направлено на создание 32 базовых центров системного проектирования (в том числе межотраслевого центра проектирования, каталогизации и изготовления фотошаблонов).
Второй этап реализации Программы определен периодом 2012–2015 годы. За этот период на реализацию мероприятий Программы в части капитальных вложений планируется выделить 35180 млн. бюджетных средств (таблица 2).
В рамках реализации второго этапа Программы в части капитальных вложений, планируется завершить 126 программных мероприятий. Бюджетные средства на эти мероприятия в размере 36087,00 млн. руб. (ряд завершаемых в рамках второго этапа мероприятий начали финансироваться еще в период реализации первого этапа) будут распределены следующим образом:
-29978 (83%) млн. руб. планируется направить на выполнение мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению 96 действующих радиоэлектронных производств;
-6109 (17%) млн. руб. планируется направить на создание 30 базовых центров системного проектирования.
Таблица 2
Объемы финансирования 2-ого этапа ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы в части капитальных вложений, млн. руб.
|
Инвестиции (бюджет/внебюджет)
| ||||
2012–2015
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
| |
Программа
|
35180
35180 |
10555,88
10555,88 |
9400,00
9400,00 |
7612,06
7612,06 |
7612,06
7612,06 |
В результате реализации Программы предполагается создание современной технологической базы и модернизация промышленного производства электронной компонентной базы, радиоэлектронных блоков и узлов аппаратуры, необходимых для разработки и производства высокотехнологичной наукоемкой продукции мирового уровня.
Особенности формирования сети дизайн-центров
Остро стоит проблема воплощения результатов научных разработок инновационной направленности в конкретные изделия массового производства. При отсутствии собственной современной и развитой инженерии большая часть теоретических и экспериментальных научных решений «ложится на полку».
Действенным вариантом развития российского рынка микроэлектроники могут стать инвестиции в создание разветвленной сети дизайн-центров, которые наладят активное сотрудничество с ведущими производителями микроэлектроники, и будут предлагать услуги по проектированию чипов: от составления технического задания на микросхему до подготовки технологической документации силами своих специалистов.
Развитие инфраструктуры проектирования инновационной радиоэлектронной аппаратуры заключается в ускоренном формировании корпоративно-сетевой структуры системных дизайн-центров.
Необходимо создание и оснащение современными аппаратно - программными средствами САПР верхнего и логического уровней порядка 20 системных центров по основным приоритетным направлениям радиоэлектронной промышленности, Роскосмоса, Росатома.
Специалистами предлагается более 30 направлений работ сети системных дизайн-центров для проектирования систем, комплексов и аппаратуры на основе СБИС высокой степени интеграции. Также предлагается организовать постановку и проведение комплекса НИОКР по разработке алгоритмически-архитектурных решений (платформ) реализации конкурентоспособных изделий на основе современной конструктивно-технологической базы по каждому приоритетному направлению.
Важным элементом в дальнейшем развитии инфраструктуры – создание сети кристальных дизайн-центров. Это, в первую очередь, дооснащение ведущих центров аппаратно-программными средствами САПР «сквозного» проектирования до уровня 90-65 нм, а также для возможности выполнения проектов с использованием базовых матричных кристаллов, программируемых логических интегральных схем, программируемых матричных схем со встроенным ядром.
Развитие инфраструктуры приборных дизайн-центров, предусматривает создание и оснащение современными программными средствами САПР верхнего, схемотехнического, приборно-технологического, электротеплового уровней, в том числе и собственной разработки, около десяти системно-кристальных и приборных центров по основным технологическим направлениям производства ЭКБ.
Развитие инфраструктуры дизайн-сервисов при отечественных фабриках предусматривает оснащение этих центров программно-аппаратными комплексами для реализации топологического проектирования СБИС высокой степени интеграции, разработки управляющей информации для изготовления фотошаблонов, разработки управляющей информации для измерительного оборудования. Необходимо оснащение дизайн-сервисов программно-аппаратными комплексами для выполнение работ по проектированию и верификации топологии, разработки управляющей информации для изготовления фотошаблонов и проведения измерений параметров СБИС.
Развитие инфраструктуры региональных центров переподготовки кадров предусматривает оснащение их программно-аппаратными комплексами и техническими средствами для проведения обучения. Требуется разработка учебных программ для курсов переподготовки разработчиков СБИС современным методам и средствам проектирования систем. Крайне важно предусмотреть создание Центра фотошаблонов до уровня 180-90 нм., а также создание совместных дизайн-центров с рядом ведущих зарубежных компаний.
Необходимо отметить тенденцию к увеличению государственных капитальных вложений в предприятия РЭП в рамках различных федеральных целевых программ. Так в рамках ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы, объем ГКВ предусмотренный на втором этапе программы в 4,5 раза превышает объем средств выделенных на реализацию первого этапа.
Учитывая важность и масштабность вышеперечисленных мероприятий по созданию инфраструктуры автоматизированного проектирования, наиболее оптимальным средством воплощения их в жизнь видится программно-целевой метод, который позволит конкретизировать усилия для комплексного и системного решения поставленных задач. Данные мероприятия полностью соответствуют приоритетам государственной политики и основополагающим документам в данной области, в связи с чем, могут быть сформированы и структурированы в виде Федеральной целевой программы.
При этом, для большей эффективности, финансовое обеспечение программных мероприятий должно предусматривать смешанную систему инвестирования с привлечением внебюджетных средств, формируемых за счет собственных средств исполнителей программы, с возможным привлечение средств российских и иностранных инвесторов, а также займов и кредитов.
Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. Указ от 7 июля 2011 года № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». // Официальный сайт Президента РФ: http://kremlin.ru/acts/11861
3. «Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года», утверждённая Приказом Министра промышленности и энергетики Российской Федерации от 07 августа 2007 года № 311// Еженедельник промышленного роста, N 31, 24 - 30.09.2007
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 809 «О федеральной целевой программе «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы// Собрание законодательства РФ, 17.12.2007, N 51, ст. 6361.
5. Авдонин Б.Н., Хрусталев Е.Ю. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств М.: Наука, 2010. - 367 с.
Investitsionnoe obespechenie innovatsionnogo razvitiya radioelektronnoy promyshlennosti. , 280-291. (in Russian)