Инновации в материально-техническом снабжении промышленных предприятий

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Рассматриваются вопросы трансформации парадигмы материально-технического снабжения промышленных предприятий. В качестве инструмента трансформации предлагаются системы электронного снабжения, рассматриваются их преимущества и порядок внедрения. Доказывается инновационный характер данных преобразований.

Ключевые слова:

инновации, материально-техническое обеспечение, информационно-коммуникационные технологии, системы электронного снабжения, процессно-организованные инновации
Цитировать публикацию:
Инновации в материально-техническом снабжении промышленных предприятий – С. 233-239.

Innovatsii v materialno-tekhnicheskom snabzhenii promyshlennyh predpriyatiy. , 233-239. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Изменения, произошедшие в современном бизнесе за последнее время, привели к формированию новых подходов и методов ведения бизнеса. Глобализация бизнеса, концентрация предприятий на ключевой деятельности и передача непрофильных функций сторонним организациям привели, с одной стороны, к стиранию национальных и географических границ и потому к усилению конкуренции, а с другой – к росту зависимости предприятий от деятельности их бизнес – партнеров. Усиление рыночной власти потребителей также повысило требования к уровню взаимодействия предприятий с поставщиками и потребовало формирования таких правил их взаимодействия, которые основаны на отношениях, а не на продукте.

Все перечисленные изменения обусловили трансформацию функции материально-технического снабжения в направлении повышения ее значимости в управлении предприятием и достижении им конкурентных преимуществ. Снабжение из обслуживающей, второстепенной функции предприятия превратилось в системообразующую функцию взаимодействия с поставщиками в направлении формирования сети поставщиков, интеграции бизнес-процессов, совместного конструирования новой продукции и услуг и т.п. Более того, задача повышения эффективности и конкурентоспособности промышленных предприятий требует рассмотрения снабжения как одной из функций логистики в качестве интегрированной методологии управления материальным потоком предприятия.

Мы считаем, что все вышесказанное свидетельствует о формировании новой парадигмы материально-технического снабжения, которая заключается, во-первых, в рассмотрении снабжения в качестве одной из функций управления материальным потоком предприятия, во-вторых, в росте значимости снабжения в управлении предприятием.

Целью данного доклада является обоснование необходимости использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в совершенствовании материально-технического снабжения промышленных предприятий.

Как отмечено в Окинавской хартии глобального информационного общества, «ИКТ являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века» [1]. В настоящее время все большее количество предприятий рассматривают ИКТ в качестве ключевого фактора успеха. Отчеты международных организаций гласят, что «как из развитых, так и развивающихся стран поступает все больше подтверждений того, что внедрение ИКТ предприятиями помогает ускорить рост производительности труда, необходимый для повышения доходов и занятости». Более того, широкое внедрение ИКТ в производственных отраслях развивающихся стран способно ускорить инновации и тем самым повысить конкурентоспособность этих стран [2].

На протяжении последних десятилетий электронный бизнес (под которым понимается применение ИКТ в бизнесе) доказал свои беспрецедентные возможности в росте производительности труда, снижении издержек, формировании новых способов организации производства и потребления, обмена знаниями и совместного творчества и т.д.

Современные ИКТ позволяют устанавливать и поддерживать уникальные взаимоотношения с клиентами, поставщиками, подрядчиками, другими бизнес – партнерами. Уникальность этих взаимоотношений основана на устранении асимметрии в информационном обмене и заключается в открытом обмене ранее конфиденциальной информацией, которая является определяющей для развития партнерских взаимоотношений, что ставит серьезные преграды для воспроизведения и копирования конкурентами.

Действенным инструментом трансформации парадигмы материально-технического снабжения мы считаем системы электронного снабжения, под которыми понимается организационно-управленческий механизм, в рамках которого предприятия используют ИКТ для автоматизации одного или более этапов процесса снабжения.

Преимущества внедрения систем электронного снабжения многогранны и включают в качестве основных (1) сокращение трансакционных затрат путем автоматизации процессов, замены ручного труда и т.п.; (2) разрушение функциональной ограниченности отдельных подразделений в направлении формирования горизонтальных процессов и межфункциональных команд; (3) укрепление интеграции между участниками цепи поставок [3].

Исследование опыта внедрения систем электронного снабжения позволило идентифицировать его основные этапы, а именно [4] (а) использование традиционных инструментов коммуникации; (б) использование коммуникационных инструментов на базе Web; (в) интеграция коммуникационных инструментов на базе Web и внутренних информационных систем предприятия; (г) формирование интегрированного предприятия. Международные исследования показывают, что не существует каких-либо ограничений для развития названных систем, успех зависит не от размера предприятия или его отраслевой/видовой принадлежности и т.п., а от уникальной комбинации таких ключевых элементов, как бизнес-процессы, структура/культура, сотрудники/участники и технологии [5, 6].

Системы электронного снабжения внедряются в деятельность все большего числа субъектов предпринимательства. Так, в странах Европейского Союза в 2009г. 12% предприятий получали заказы, а 24% совершали закупки в режиме on-line; 41% использовали специализированное программное обеспечение для обмена информацией по продажам или закупкам внутри предприятия; 26% использовали системы автоматизированного обмена данными с покупателями и продавцами; 23% отправляли и/или получали электронные заказы; 16% автоматически связали свои бизнес-процессы с соответствующими у своих поставщиков и/или покупателей [7].

Мы считаем, что электронное снабжение можно отнести к инновациям процессно-организационного типа. Для доказательства этого воспользуемся терминологией «Руководства по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло)», которое является основным методологическим документом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области инноваций [1] [8]. Под инновацией понимается «введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях». Минимальным признаком инновации считается требование, чтобы продукт, процесс, метод маркетинга или организации был новым (или значительно улучшенным) для практики данной фирмы.

Мы считаем электронное снабжение инновацией смешанного типа (процессно-организационной) по ряду важных причин. Во-первых, электронное снабжение является значительно улучшенным способом снабжения исходными материалами и охватывает «новые или значительно улучшенные технические приемы, оборудование и программное обеспечение» [8] (т.е. является процессной инновацией). Во-вторых, электронное снабжение предполагает внедрение нового организационного метода (1) в деловой практике фирмы, (2) в организации рабочих мест и (3) внешних связях (т.е. является организационной инновацией). Так, в деловой практике электронное снабжение изменяет «повседневную деятельность и порядок выполнения разнообразных работ» путем автоматизации выставления и сбора заявок, формирования заказов с использованием электронных каталогов и электронных рынков, проведения электронных аукционов, организации электронного документооборота и т.д. В организации рабочих мест электронное снабжение меняет привычную практику распределения ответственности и права формирования заказов между сотрудниками отдела снабжения и целевых подразделений предприятия. Во внешних связях электронное снабжение предполагает «внедрение новых способов организации взаимоотношений с другими фирмами или государственными организациями» [8] путем интеграции информационных систем бизнес – партнеров на основе обмена ранее конфиденциальной информацией, что является начальным этапом формирования «расширенного предприятия» и коллаборационной коммерции.

Таким образом, электронное снабжение включает в себя как новые/ значительно улучшенные методы снабжения, так и новые методы организации, в связи с чем мы относим электронное снабжение к инновациям смешанного типа, а именно к процессно-организационным.

В результате мы можем сделать ряд принципиальных выводов:

  • Современные условия ведения бизнеса свидетельствуют о формировании новой парадигмы материально-технического снабжения.
  • Новая парадигма материально-технического снабжения заключается, во-первых, в рассмотрении снабжения в качестве одной из функций интегрированного управления материальным потоком предприятия, во-вторых, в росте значимости снабжения в управлении предприятием.
  • Действенным инструментом трансформации парадигмы материально-технического снабжения являются системы электронного снабжения.
  • Преимущества электронного снабжения многогранны и заключаются в сокращении трансакционных затрат, разрушении функциональной ограниченности отдельных подразделений и укреплении интеграции между участниками цепи поставок и т.п.
  • Внедрение систем электронного снабжения производится в несколько этапов. Не существует каких-либо ограничений для внедрения названных систем.
  • Электронное снабжение является инновацией процессно-организационного типа.
  • [1] для стран, непосредственно участвующих в деятельности ОЭСР и ряда стран Восточной Европы, Латинской Америки, Азии, Африки, не являющихся пока членами этой организации.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Окинавская хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник. – 2000. – № 8. – С. 52.
    2. Доклад об информационной экономике, 2006 год. Проблематика развития. Обзор // Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. – Женева. – 2006. – 29 с.
    3. Neef D. e–Procurement: from strategy to implementation / D. Neef. – Upper Saddle River, NJ: Prentice–Hall, 2001. – 207 c.
    4. Muffatto M. Implementation of e–procurement and e–fulfillment processes: A comparison of cases in the motorcycle industry / M. Muffatto, A. Payaro // International Journal Production Economics. – 2004. – №89. – С. 339–351.
    5. Distributor’s toolbox: the case for e–Procurement // Supply & Demand Chain Executive. – 2008. – № 10/11. – 2 с.
    6. Flynn A. Developing and implementing e–sourcing strategy. Critical Issue Report / A. Flynn // CAPS Research. – 09.2004. – 31 с.
    7. European Commission Information Society Data [Электронный ресурс] // Eurostat. Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/information_society/data/main_tables.
    8. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям / [Совместная публикация ОЭСР и Евростата]. – М.: ЦИСН, 2006. – 192 с.