Конкурентоспособность экономики – основополагающая цель инновационной модернизации.

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В статье анализируются вопросы воздействия инновационной модернизации на уровень конкурентоспособности страны. Выявляются основополагающие детерминанты инноватизации способствующие росту конкурентоспособности.

Ключевые слова:

предпринимательство, инновации, конкурентоспособность, монополизация
Цитировать публикацию:
Конкурентоспособность экономики – основополагающая цель инновационной модернизации. – С. 144-155.

Konkurentosposobnost ekonomiki – osnovopolagayushchaya tsel innovatsionnoy modernizatsii.. , 144-155. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В современных условиях развития мировой экономики учеными экономистами рассматривается вопрос стабильного развития экономических систем мира и факторов, основополагающих это развитие, все чаще говорится о конкурентоспособности экономик как одного из таких факторов. Нарастающие процессы глобализации в экономических отношениях, постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, свободное распространение идей и их носителей, быстрое перемещение капиталов, в том числе спекулятивных, привели к тому, что уровень конкурентоспособности народнохозяйственных систем стран становится основополагающим фактором их успешного функционирования на мировом рынке. Согласно определению ОЭСР, конкурентоспособность нации - это уровень, при котором страна может при условии свободных и честных рыночных отношений производить товары и услуги, способные удовлетворять требованиям международных рынков, и одновременно поддерживать и повышать в течение длительного времени реальные доходы своего населения. Эта цель осуществляется на основе перевода экономик на инновационный путь развития. [1] Конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан. [2] Промышленная конкурентоспособность - это способность предпринимателей в настоящем и в будущем производить и продавать на национальном и мировом рынках товары, которые по цене и качеству более привлекательны, чем у иностранных или национальных конкурентов. [3]

Если рассматривать уровень конкурентоспособности России на современном этапе, то существует множество факторов сдерживающих повышение уровня данного показателя. Как и любой другой экономической системе мира, народнохозяйственной системе России свойственны «провалы» рынка, который прямо или косвенно сказываются на конкурентоспособности российской продукции. К таким провалам можно отнести неравномерность распространения информации в рыночной среде между национальными производителями, неспособность производителя национальной продукции генерировать общественные блага, неспособность рынка самостоятельно устранять воздействие внешних эффектов, недостаточная инновационная составляющая отечественного продукта и т.д..

Но основным провалом рынка, и главной причиной торможения становления конкурентоспособности национальных товаров является - монополизм. Монополизированность экономики выражается в крайней степени концентрации и чрезмерно узкой­ предметной специализации. И если промышленно развитым странам присуща широкая номенклатура производства, то отечественные предприятия ориентированы в основном на выпуск нескольких или единственных видов продукции. Высокая монополизация российского бизнеса также негативно сказывается на темпах модернизации экономики. В нашей стране до их пор не получил достаточного развития конкурентный рынок, который должен состоять из сотен тысяч малых, средних и крупных предприятий, являющихся основой любой развитой рыночной экономики. Главным показателем ее­ состояния, который определяет динамику ее роста, ее конкурентоспособность и, что важно для устойчивости демократических процессов, является состояние среднего класса.

Из этого вытекает необходимость разработки и осуществления соответствующей антимонопольной политики, главным содержанием которой должен стать комплекс мер, формирующих организационные основы демонополизации. Важным направлением таких мер является диверсификация, это связано, прежде всего, с тем, что основное препятствие для демонополизации - высокая степень концентрации и специализации производства, которая может привести к значительным потерям при реструктуризации промышленных гигантов. С одной стороны диверсификация приведет к увеличению количества производителей, тем самым усиливая конкуренцию. С другой стороны, наличие в одном объединении самых разнородных производств повышает его производственные возможности, усиливает маневренность и укрепляет финансовое положение.

Антимонопольное законодательство должно ограничивать сферу деятельности зарождающихся отраслевых ассоциаций исключительно областью технического сотрудничества и формирования единой экспортной стратегии. Важно сократить сроки патентной защиты научных идей и разработок. Это позволит оказать воздействие на крупные предприятия в целях более быстрого внедрения новшеств в производство, а также усилит конкурентное давление. В законодательство можно включить положение о безвоздмездной передаче мелким и средним предприятиям имеющихся у крупных производств патентов и ноу-хау в том случае, если владельцы в принятый срок не приступили к их коммерческой реализации.

В современных условиях глобализации мировой экономики успех страны в мировом хозяйстве напрямую зависит от степени открытости ее экономики. Глобализация экономики к настоящему времени практически открыла границы абсолютного большинства стран с разными для них последствиями. С одной стороны открытость экономики превращает страну в объект воздействия­ международной конкуренции, позволяет ей полномасштабно участвовать в международном разделении труда и иметь доступ к иностранным капиталу и технологиям, дает возможность сосредоточиться на тех видах деятельности, которые имеют конкурентные преимущества. Но с другой стороны, особенно сильно этот фактор проявляется в периоды кризисов, так как в условиях возросшей валютно-финансовой взаимозависимости между странами и в условиях открытости экономик все чаще возникает опасность «заразиться» экономическими «болезнями» других государств. Если до последней четверти ХХ века проблемы, возникающие в отдельных национальных экономиках, не так сильно сказывались на других регионах мира, то в настоящее время кризисы даже в самых отдаленных странах способны вызвать мощный отклик во всем мировом хозяйстве. Особенно конкурентоспособность страны пострадала в результате кризисных явлений 2009-2010 года, наблюдалось сокращение инвестиций в основной капитал, что привело к падению производства товаров и к ухудшению финансовых результатов производства.

Глобализация экономики открыла национальные экономические системы для международной конкуренции, но многие страны были не готовы к ней по­ всем отраслям и нуждаются в защите для создания конкурентных преимуществ. Глобализация стала неотъемлемой чертой современной эпохи, требующей приспособления национальных операторов к глобальным институциональным правилам игры. А с другой стороны, глобализация приводит к стиранию пространственных границ, сжатию времени и пространства, росту сетевых связей между национальными сообществами. Местности лишаются своего географического значения и интегрируются в функциональные сети, вызывая к жизни «пространство потоков», заменяющее «пространство мест». [4] Барьеры между высокоразвитыми и неразвитыми странами, традиционными и современными обществами как локальными разновидностями социокультурных систем все более размываются в результате растущей диффузии. Интенсивное преодоление национальных границ усиливается новыми техническими возможностями средств массовой коммуникации, прежде всего спутникового и кабельного телевидения. [5]

Конкурентоспособность - одна из важнейших характеристик экономического положения страны, а, следовательно, ее способности к экономическому росту. А экономический рост развивается под воздействием таких­ факторов, как ресурсные (основные фонды, численность занятых) и повышение эффективности использования ресурсов (рост производительности труда, фондоотдачи). Но мы также считаем, что к одному из факторов роста можно отнести степень инновационной развитости страны, т.е. степень использования инноваций в производстве, так как существует три вида экономического роста: интенсивный, экстенсивный и смешанный. Они принципиально разные экстенсивный экономический рост характерен для стран с сырьевой экономикой и всегда наталкивается на объективную ограниченность тех или иных ресурсов. А интенсивный практически нельзя остановить, так как он основан на достижениях научно-технического прогресса: внедрение инноваций в производство, передовой технологии и новейших форм организации производства.

Поэтому в свете становления конкурентоспособности национальной экономики являться положительным моментом взятый Правительством РФ курс на становление инновационной экономики и модернизацию. Поскольку успешно проведенная модернизация в конечном итоге должна привести к фазе реального хозяйственного подъема и к созданию подлинно современной инновационной экономики, к расширенному предложению конкурентоспособных товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках. В результате от привычной модели роста, где движущей силой остается экспортно-сырьевой сегмент, страна должна поэтапно перейти к другой - инновационной модели экономического развития, основанной на знаниях и квалифицированном труде. В конечном итоге конкурентоспособность России в глобальной экономике должна возрасти, не ослабляя при этом внимания к использованию естественных, геостратегических преимуществ, данных природой. Предстоит во всевозрастающей динамике­ задействовать конкурентные преимущества, основанные на интеллекте, эффективном человеческом капитале, ресурсы которого - при позитивной демодинамике - воспроизводимы в расширенном масштабе. [6]

В современных условиях уровень технологического развития любой страны служит не только основой экономического роста и одним из основных факторов социально-экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом, но и определяет степень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, роль государства на мировой арене, степень обеспечения его национальной безопасности и эффективной интеграции в мировую экономику. Несмотря на то, что в условиях глобализации новейшие технологии и человеческие знания не ограничиваются пределами государственных границ и быстро распространяются по миру, их значение как фактора развития отдельных стран и регионов неуклонно продолжает возрастать.

Основополагающим фактором, определяющим степень конкурентоспособности страны на внутреннем и внешнем рынках и ее устойчивый экономический рост, в современных условиях являются интеллектуальные ресурсы, благодаря которым и происходит процесс генерации инноваций. И даже, несмотря на то, что в условиях глобализации новейшие технологии, человеческие знания не ограничиваются пределами государственных границ и быстро распространяются по миру, их значение как фактора развития отдельных стран и регионов неуклонно продолжает возрастать. В ХХI веке инновации становятся основным фактором, определяющим уровень конкурентоспособности страны на мировой­ арене и обеспечивающим высокий уровень жизни населения в ней. Постепенно в странах мировой экономики сложилась экономическая философия, суть которой состоит в применении научных новшеств и внедрении их в конкретную практику с целью модернизации народохозяйственных систем, что, в свою очередь, будет способствовать повышению конкурентоспособности страны на мировых рынках. [7]

Информационная революция последних десятилетий обеспечила переворот не только в средствах коммуникаций, но и способствовала усилению взаимоприспособления макроэкономической политики разных государств. Появление и развитие принципиально новых систем получения, передачи и обработки информации позволили создать глобальные­ сети, объединяющие финансовые и товарные рынки, включая рынки ноу-хау и профессиональных услуг. Благодаря информационным технологиям усиливается размывание национальных границ между государствами, а международная конкуренция резко обостряется. Формируется глобальный финансово-информационный комплекс, способствующий прозрачности границ национальных рынков и осуществлению операций в мировом масштабе.

Повышение конкурентоспособности национальной экономики невозможно без активного вмешательства государства, поскольку рыночные механизмы не в состоянии отрегулировать данный процесс. Государственная политика должна быть гибкой, ориентированной на реализацию преимуществ технологического лидерства отдельных секторов и переход к новым технологическим укладам в деградировавших секторах, на согласование технологических уровней сопряженных производств и повышение на этой основе конкурентоспособности продукции. [8] Так например, в США в 2010 году был принят закон, который обязует всех игроков рынка действовать на основе одного и того же набора правил и норм, и требует достижения конкурентоспособности не за счет каких-то ухищрений, а исключительно за счет цены и качества, что является напоминанием о законе «Гласса-Стиглица» регулирующего американскую экономику в период Великой Депресии.

Дестабилизация экономического развития той или иной страны может быть вызвана многими обстоятельствами, например, такими как ошибочная государственная политика; неэффективный контроль за финансовой и банковской системами, которые в погоне за прибыльностью могут предоставлять сомнительные кредиты; уменьшающаяся способность государств собирать налоги, поскольку делать это в отношении ТНК и мобильной рабочей силы значительно сложнее. Снижению уровня конкурентоспособности могут способствовать резкое ухудшение конъюнктуры на мировых рынках, политические кризисы, сопровождающиеся бегством капитала и т.д. Нельзя недооценивать и серьезность угрозы контролируемых трансграничных потоков краткосрочных финансовых ресурсов. [9]

Эффективная кооперация между государством, образовательными и научными учреждениями и частными компаниями способствует повышению инновационности и конкурентоспособности экономики в международном разделении труда. Важная роль принадлежит региональным и локальным органам власти, в компетенцию которых входят создание и реализация стратегий инновационного развития регионов вплоть до коренной смены их специализации во внутристрановом и международном разделении труда. Достижение страной высокой конкурентоспособности на мировом уровне напрямую связано с образованием и стимулированием развития более эффективных форм пространственной организации производств. Опыт малых стран Западной и Северной Европы, которые являются пионерами в проведении кластерной политики, показывает необходимость ее внедрения с целью повышения конкурентоспособности регионов и страны в целом, разработки региональных стратегий инновационного развития, поощрения инициатив частных предпринимателей и локальных властей. [10] Повышение уровня национальной конкурентоспособности позволит в долгосрочной перспективе повысит рентабельность экспортно-импортных операций, что положительно скажется на уроне ВВП страны, и снизит степень его зависимости от мировых цен на сырье.

Низкий уровень конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, становится особенно актуальной проблемой в свете предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию, что приведет к открытию внутреннего рынка, и полному господству иностранных компаний в некоторых отраслях промышленности и сфере услуг. В свете данных перспектив, только ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и повышение наукоемкости валового внутреннего продукта, повысит уровень национальной конкурентоспособности. Проблема же неразвитости конкурентной среды может привести к снижению производительности труда, эффективности производства, а также сокращению потребительского спроса населения.

В современных условиях реализация целей конкурентной политики может как способствовать достижению целей промышленной политики, так и препятствовать их достижению. С одной стороны, конкурентная политика представляет собой фактор развития инновационной экономики. Эта политика приводит к снятию входных барьеров и росту числа участников рынка, к расширению предложения новых товаров и услуг, повышению их качества, активизации внедрения инноваций. С другой стороны, реализация промышленной политики также способна служить целям конкурентной политики, в виде дополнительных инвестицонных вливаний в отдельные сегменты рынка. [11]

Особое внимание в современных условиях правительство страны должно уделять становлению не только российских ТНК, которые на данный момент существуют только в сырьевом секторе, но и развивать малый инновационный бизнес. Это возможно путем проведения различных инновационных конкурсов, предоставления преференциального положения по отношению к другим предприятиям, создания благоприятных условий функционирования посредством предоставления различных налоговых и административных послаблений, облегчения коммерциализации результатов исследований в экономику страны. Необходимо поддерживать в первую очередь компании, в которых интеллектуальный труд является основным. Необходимо повысить эффективность государственных инвестиций, и создать благоприятные условия для роста вложений частного сектора в те сферы и проекты которые занимаются генерацией инноваций, и интенсивно используют механизмы государственно-частного партнерства.

Наличие эффективной системы образования, сохранение и развитие науки фундаментального и прикладного характера, уникальные технологии и рациональное их использование, высокий уровень образованности населения России говорит о том, что в целом наша страна имеет потенциальную возможность генерировать рентабельные инновационные продукты, услуги и проекты, другой вопрос, что они могут остаться нереализованными, если не поддержать их развитие и внедрение созданием действенной институциональной системы. Не смотря на то, что шаги в этом направлении делаются, масштаб деятельности большинства уже функционирующих ее элементов не могут обеспечить значимый системный эффект для развития инновационной сферы. Формирование комплексной институциональной инфраструктуры инновационной экономики на данном этапе развития и становления народнохозяйственной системы страны, являются первостепенными задачами, решение которых повлияет на скорость становления нашей страны на инновационный путь развития. Регулятором процесса функционирования институциональной среды должно выступать государство, но не последнее место должны занимать институт науки, образования и фирмы.

Инновационная модель развития страны может послужить основой надежного экономического положения страны на мировой арене, а гарантом надежности - такое преимущество, как конкурентоспособность. Следовательно, задача формирования и закрепления качества конкурентоспособности является одним из звеньев формирования системы инновационного развития страны. Кроме того, создание и внедрение новых технологий послужит стимулом для подъема уровня знаний и индивидуального благосостояния людей.

[1] Мировая экономика и торговля. Стат. Справочник.-М.:4-й филиал Воениздата, 1998.-с.32

[2] America s competitive crises: confronting the new reality. Council of competitiveness. Washington, 1987.

[3] EMF: Rapport sur la competitivite industrielle internationale.Р., 1984

[4] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура // пер.с англ.: под ред. О.И. Шкаратана. М.: 2000.-С.31

[5] См. Павенкова М.В. Виртуализация институтов // Виртуальное остранство культуры: мат-лы науч. Конф. 11-13 апреля 2000 г. спб., 2000. С.18

[6] РФ-Интеграция в глобальное хозяйство: инновационный императив // ­Мировая экономика и международные отношения.-2008.- 10.-с.106

[7] См. об этом: Райзберг Б. Государственное управление инновационными процессами // Экономист.-2008.- 1.-с.35-39

[8] Инновационно - технологическое развитие экономики России: Проблемы, факторы, стратегии, прогнозы // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература сер.2. Экономика: РЖ/РАН. ЮНИОН-М.:2007, 1.-с.168

[9] Богомолов О. Глобализация – Характерная черта нынешнего века // Российский экономический журнал.- 2004.-№5-6.-С.109

[10] Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: Теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература сер.2. Экономика: РЖ/РАН. ЮНИОН-М.:2007.- 1.-с.197

[11] Калентьева Н.А. Некоторые вопросы регулирования монополий в России \\ Вопросы экономики и права.-2011.-№1.-с.21



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. America s competitive crises: confronting the new reality. Council of competitiveness. Washington, 1987.
2. EMF: Rapport sur la competitivite industrielle internationale.Р., 1984
3. Богомолов О. Глобализация – Характерная черта нынешнего века // Российский экономический журнал.- 2004.-№5-6.-С.109
4. Инновационно - технологическое развитие экономики России: Проблемы, факторы, стратегии, прогнозы // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература сер.2. Экономика: РЖ/РАН. ЮНИОН-М.:2007, 1.-с.168
5. Калентьева Н.А. Некоторые вопросы регулирования монополий в России Вопросы экономики и права.-2011.-№1.-с.21
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура // пер.с англ.: под ред. О.И. Шкаратана. М.: 2000.-С.31
7. Мировая экономика и торговля. Стат. Справочник.-М.:4-й филиал Воениздата, 1998.-с.32
8. Павенкова М.В. Виртуализация институтов // Виртуальное остранство культуры: мат-лы науч. Конф. 11-13 апреля 2000 г. спб., 2000. С.18
9. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: Теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы // Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература сер.2. Экономика: РЖ/РАН. ЮНИОН-М.:2007.- 1.-с.197
10. Райзберг Б. Государственное управление инновационными процессами // Экономист.-2008.- 1.-с.35-39
11. РФ-Интеграция в глобальное хозяйство: инновационный императив // ­Мировая экономика и международные отношения.-2008.- 10.-с.106