Современное лесное законодательство Украины сформировано в период с 1994 по 1999 годы и с тех пор менялось только в деталях. В основном оно подготовлено специалистами Держлисагенства и по своей структуре и содержанию в значительной степени повторяет законодательство советского периода [4, c.81].
Современное лесное законодательство Украины сформировано в период с 1994 по 1999 годы и с тех пор менялось только в деталях. В основном оно подготовлено специалистами Держлисагенства и по своей структуре и содержанию в значительной степени повторяет законодательство советского периода [4, c.81].
При осуществлении организации устойчивого развития лесами возникает ряд проблем, существующих в лесном секторе экономики, которые можно разделить на 4 группы:
Правовые проблемы
действующее законодательство и подзаконные акты недостаточно учитывают особенности рыночной экономики в лесном секторе. Вопросы собственности и пути приватизации, налогообложения, аренды, система учета и финансирования требуют совершенствования;
Гослесагенство Украины и подчиненные ему структуры сочетают в себе функции контроля, управления, законотворчества с хозяйственной и коммерческой деятельностью, противоречащей антимонопольномым принципам и может стать причиной конфликтов.
Лесоводственно – екологические проблемы
оптимизация лесопользования включает повышение процента использования прироста, рост удельного веса постепенных и выборочных рубок;
система отбора, охраны лесов и проведение лесохозяйственных мероприятий в лесах природно-заповедного фонда; ведения лесного хозяйства на территориях, загрязненных радионуклидами и промышленными отходами;
формирования системи мониторинга, сертификации лесных ресурсов, разработки механизмов предотвращения антропогенному загрязнению и содействие воспроизводству лесных экосистем [3, с.266].
Экономические проблемы
обеспечение стабильного, достаточного и целесообразного финансирования лесного хозяйства;
необходимо создать условия для долгосрочных инвестиций, строительства дорог, приобретение техники и оборудования;
непредсказуемость законодательства (особенно налогового и природоохранного) выступает как отдельная экономическая проблема, препятствующая долгосрочному планированию развития лесного хозяйства.
Социальные проблемы
сложная социальная ситуация в регионах и населенных пунктах, где основой экономики являются предприятия лесного и деревообрабатывающего комплекса;
низкий уровень доверия к структурам власти, неразвитость общественных лесных и экологических организаций;
рост числа и объемов самовольных рубок.
Одной из первоочередных проблем, возникшей перед Украиной, является выбор формы собственности на леса. На сегодняшний день, согласно действующему законодательству леса Украины является общегосударственной собственностью, и согласно "Земельного кодекса Украины" [1] могут быть в государственной, коммунальной и частной собственности. Анализ мирового опыта ведения лесного хозяйства свидетельствует о том, что Украине не стоит спешить с изменением формы собственности на леса. Существенная трансформация государственной формы собственности на леса приводит к негативным экологическим и экономическим последствиям и нарушению устойчивого развития лесами. Украина в законодательном порядке должна закрепить приоритет за государственной формой собственности на леса. В частную собственность целесообразно передавать участки, площадь которых не более 5 га, которые отделены от контуров лесных массивов и прилегающих к фермерским хозяйствам. Опыт центральноевропейских стран по реституции и приватизации лесов убедительно свидетельствует, что процессы приватизации лесов должно предшествовать создание соответствующих институтов, способных предоставлять частным лесособственников соответствующие услуги, консультации и осуществлять надлежащий контроль за ведением лесного хозяйства. Известно также и то, что в государственных лесах лесной менеджмент лучше поддерживает общественные функции, чем в частных, однако, одновременно более прибыльным он есть в частных лесах [2, c.256].
Цели лесной политики должны быть направлены на формирование юридических, организационных и экономических условий устойчивого управления лесами. С приоритетами, которые должны быть учтены в первую очередь следует отнести:
решение проблем собственности на леса;
достижения оптимальной и стабильной организационной структуры органов государственного управления и хозяйствования;
организационное разграничение полномочий государства по управлению и хозяйствования;
разработка и законодательное закрепление правил, определяющих принципы и нормы ведения лесного хозяйства, обеспечивающие достижение стратегических целей национальной лесной политики.
Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
1. Лесной Кодекс Украины / / Кодексы Украины. - М.: Интер. - 1997. - Кн. 3. - C. 104-131.
2. Благун И. С. Управление лесопромышленным комплексом в рыночных условиях - М.: Прикарпатский университет им. В. Стефаника. - 2004 .- 260 с.
3. Брилинский С., Лазор А. Актуализация проблемы государственного управления лесным хозяйством Украины / / Эффективность государственного управления. - 2007. - № 12 - с.264-271.
4. Сторожук В. К., Попов М. Ю. Ключи к лесному законодательству / / Деревообробник. - 2006. - № 11 - с. 81.
Usovershenstvovanie mekhanizmov gosudarstvennogo upravleniya lesnoy otraslyu Ukrainy. , 136-139. (in Russian)