Продовольственная безопасность и устойчивое развитие сельских территорий Сибирского федерального округа

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В статье отражены основные принципы и механизмы государственного регулирования устойчивого развития сельских территорий в системе обеспечения продовольственной безопасности, а также приоритетные направления развития сельской экономики Сибирского федерального округа.

Ключевые слова:

государственное регулирование, продовольственная безопасность, Сибирский федеральный округ, государственная региональная политика, сельские территории, сельская экономика, муниципальная экономика
Цитировать публикацию:
Продовольственная безопасность и устойчивое развитие сельских территорий Сибирского федерального округа – С. 94-102.

Prodovolstvennaya bezopasnost i ustoychivoe razvitie selskikh territoriy Sibirskogo federalnogo okruga. , 94-102. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В Концепции совершенствования государственной региональной политики Российской Федерации в качестве приоритетной задачи определено обеспечение продовольственной безопасности и устойчивого развития сельских территорий на основе взаимодействия власти, бизнеса и науки, инновационного развития сельской экономики с использованием институтов государственно-частного партнерства [6].

В решении задач обеспечения продовольствием и повышения качества жизни населения Сибири переплелись и сконцентрировались в сложный узел практически все проблемы устойчивого развития сельской экономики. При этом структура потребления основных продуктов сельского хозяйства в Сибирском федеральном округе существенно не отличается от общероссийской. Потребление превышает медицинские нормы только по зерну и картофелю, по овощам составляет 80%, по молоку — 60, по мясу — 70 и по яйцам — 75%. [5].

В Сибири с ее природно-ресурсным и хозяйственным потенциалами аграрное производство является крупнейшей жизнеобеспечивающей сферой большинства регионов. В сельской местности проживает более 30% населения округа. Поэтому состояние и экономическая эффективность функционирования сельской экономике оказывают решающее влияние на уровень продовольственного самообеспечения и благосостояния местного населения.

Пока сельская экономика (включая сельское, рыбное и лесное хозяйство) находится в неблагоприятных условиях межотраслевого дисбаланса, возрастания диспаритета цен, недофинансируется и недоинвестируется. Финансово-экономическое положение товаропроизводителей продолжает оставаться неудовлетворительным, а их инвестиционно-инновационная активность — низкой [4].

Около половины аграрной продукции производится на крестьянских подворьях практически без применения современных технологий. Происходит натурализация хозяйственной деятельности, деградация производственного потенциала и плодородия почв, деквалификация значительной части работников. Нет ощутимых положительных сдвигов в социальной сфере села. Все это негативно сказывается на социально-экономической стабильности в регионах и продовольственной безопасности Сибири [2].

Такое положение не отвечает ни стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа и в значительной мере обусловлено отрицательной динамикой научно-технического развития сельской экономики, снижением её научно-технического уровня [1].

До сих пор не создано единой эффективно действующей в рыночных условиях инновационной инфраструктуры АПК. В результате потенциал научно-технических достижений в агропромышленном комплексе Сибири остаётся в значительной мере незадействованным по причинам разбалансированности интеграционных связей науки с производством, слабо развитой информационно-маркетинговой деятельности, ухудшения экономических условий для товаропроизводителей, оттока из села квалифицированных кадров, отсутствия у многих хозяйств возможностей обновления материально-технической базы.

Очевидно, что реализация стратегических целей развития Сибири — обеспечение продовольственной безопасности и устойчивое развитие сельских территорий — объективно требует инновационного прорыва в производственной и социальной сфере региона. По нашему мнению, инновационное развитие сельской экономики должно быть выдвинуто в число приоритетных направлений научно-технического прогресса большинства субъектов Федерации Сибири и реализовано на основе создания эффективной межрегиональной инновационной системы АПК [7].

Продовольственная сфера должна стать не только важнейшим приоритетом государственной региональной политики динамичного социально-экономического развития страны, но и одним из базовых элементов в построении национальной инновационной системы, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Эта задача решением Высшего экономического совета Сибирского федерального округа признана приоритетной в реализации Концепции совершенствования государственной региональной политики, а также базовой в социально-экономической политике органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Ее решение возможно при системном подходе, координации усилий органов власти всех уровней, бизнес-сообщества и науки, разработки действенных механизмов проектного управления на основе принципов государственно-частного партнерства. Необходимым условием устойчивого развития сельских территорий является мобилизация на инновационной основе научно-технического, административного, предпринимательского и человеческого потенциалов [1].

В Сибирском федеральном округе с его масштабами и территориальным разнообразием проблеме устойчивого развития сельских территорий требуется уделять повышенное внимание. Усилия должны быть направлены не просто на устранение негативных факторов. Необходим системный подход, позволяющий интегрировать отраслевые подходы с учетом всех взаимно обусловливающих связей, использованием передового опыта и инноваций.

В «Концепции устойчивого развития сельских территорий», определено, что обеспечение устойчивого развития сельских территорий является комплексной проблемой и возможно при условии:

– макроэкономической стабильности;

– сбалансированного развития экономики;

– обеспечения экономического роста в сельском хозяйстве;

– расширения несельскохозяйственной занятости в сельской местности;

– достижения на селе социально близких с городом условий получения доходов и общественных благ;

– улучшения доступа для хозяйствующих субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность на селе, к рынкам материально-технических, кредитных, информационных, других ресурсов;

– формирования в сельской местности институтов гражданского общества, обеспечивающих защиту экономических и социальных интересов различных групп сельского населения;

– осуществления программ по улучшению экологической ситуации в сельской местности.

Актуальнейшими задачами являются преодоление административной разобщенности в управлении сельскими территориями и усиление координации в обеспечении сельского развития между: федеральными министерствами и ведомствами, региональными и местными органами власти, научными и коммерческими организациями, объектами бизнеса и населением [8].

С позиций государственного управления для устойчивого развития сельских территорий должны быть приняты и реализованы региональные и муниципальные программы по комплексному социально-экономическому развитию сибирской деревни. Они должны быть направлены на повышение занятости и доходов сельского населения, развитие местного самоуправления, стимулирование развития несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности [3].

Стратегия развития Сибири в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий основывается на следующих принципах:

– сохранение традиционных сельских территорий;

– развитие сельской территории как единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические, культурные, природоохранные и рекреационные функции;

– развитие всех форм собственности на землю;

– преодоление обособленности села на основе расширения и углубления его связей с городом, интегрирование села в единую общеэкономическую систему путем интеграции и кооперации, создания различных хозяйственных структур с совмещенными функциями (сельско-городские структуры), развития дорожно-транспортных коммуникаций, телефонной и других форм связи, создания единых систем общественного обслуживания населения, постепенной агломерации города и села в динамично развивающееся единство;

– взаимодействие программ по устойчивому развитию сельских территорий с мероприятиями продовольственной политики, в том числе со структурной перестройкой сельской экономики на инновационной основе (основной сферой занятости сельского населения);

– развитие социального партнерства между государством, муниципалитетами и сельским населением;

– максимальное вовлечение в хозяйственный оборот и повышение эффективности использования природных, материальных и человеческих ресурсов сельской местности на основе повышения эффективности институциональных преобразований и усиления мотивационных механизмов развития;

– экономическая и территориальная доступность социальных услуг и объектов социальной сферы для всех групп сельского населения;

– сочетание мер государственной поддержки с мобилизацией местных ресурсов, которыми располагают сельские сообщества;

– выравнивание межрегиональных уровней экономического и социально-культурного развития сельских территорий;

– демократизация жизни сельских сообществ, участие населения в принятии решений, связанных с развитием производства, планировкой и застройкой поселений, другими аспектами жизни сельского социума путем развития коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, развития местного самоуправления, деятельности общественно-хозяйственных организаций (потребительской, промысловой, кредитной кооперации и др.);

– экологический подход и бережное отношение к природным ресурсам при разработке и реализации механизмов жизнеобеспечения сельских жителей [6].

Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий СФО необходимы:

– разработка комплексных мер по решению проблемы устойчивого сельского развития и обоснование механизмов их реализации на федеральном, региональном и местном уровнях, включая многоканальное финансирование;

– формирование соответствующих направлений совершенствования качества услуг на селе (стандартов социально-экономических условий сельских территорий и стандартов доступа сельского населения к социальным услугам) и организация мониторинга их достижения;

– пересмотр существующих ведомственных подходов к развитию села;

– реализация в субъектах Федерации СФО пилотных проектов по совершенствованию механизмов организационного, финансового и информационно-консультационного обеспечения инновационного сельского развития;

– создание механизмов межведомственной координации и взаимодействия при решении проблем инновационного сельского развития, включая определение порядка совместного финансирования программных мероприятий из федерального, региональных и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников, а также разработку методики оценки эффективности использования финансовых ресурсов [1].

Кроме того, при формировании направлений совершенствования качества услуг на селе необходимо содействовать расширению видов деятельности в этой сфере, привлекать субъекты малого и среднего бизнеса.

Необходимы институциональные преобразования в системе организации деятельности на сельских территориях: формирование дееспособного института местного самоуправления, повышение эффективности деятельности его органов, формирование систем информационной и консультационной поддержки, изменение механизмов материальной поддержки экономических субъектов сельских территорий.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Инновации – устойчивому развитию сельских территорий / В.Н. Папело, В.В. Ярманов, Б.А. Ковтун и др. /Под ред. В.Н. Папело; УК Агротехнопарк. – Новосибирск, 2008. – 84 с.
2. Комплексная программа устойчивого развития сельских территорий муниципального образования Тогучинский район на период до 2025 года / В.Н. Папело, Б.А. Ковтун, С.С. Пыхтин и др. /Под ред. В.Н. Папело. Новосибирск, 2010. – 522 с.
3. Муниципальное управление социально-экономическим развитием Маслянинского района Новосибирской области: Пилотный проект/ Под ред. В.Н. Папело. – Новосибирск: СибАГС, 2006. – 407 с.
4. Проблемы стратегического управления экономикой региона: Монография. / Новоселов А.С., Папело В.Н., Ковтун Б.А. и др. / Под ред. Новоселова А.С. / ГОУ ВПО «СибГУТИ». – Новосибирск, 2010. – 240 с.
5. Продовольственная безопасность России: современное состояние и механизмы обеспечения / В.Н. Папело, А.Н. Радчиков, П.В. Скурихин /Под ред. В.Н. Папело.— Новосибирск: – СибАГС, 2000. – 232 с.
6. Региональная экономическая политика субъекта Федерации: принципы, формы и методы реализации / А.С. Новоселов, В.Н. Папело, Б.А. Ковтун и др. / Под ред. А.С. Новоселова. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. – 520 с.
7. Стратегия развития инновационной системы АПК Сибирского федерального округа / В.Н. Папело, Б.А. Ковтун, В.М. Головко и др./ Под ред. В.Н. Папело. УК Агротехнопарк. – Новосибирск, 2008. – 156 с.
8. Управление развитием сельских территорий / В.Н. Папело, А.Н. Мельникова, Б.А. Ковтун. /Под ред. В.Н. Папело.– Новосибирск: СибАГС, 2008. – 165 с.