Инновационный компонент развития трудового потенциала региона

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В представленном докладе обоснована необходимость исследования перспектив формирования трудового потенциала соответственно направлениям государственной политики перехода к инновационной модели развития экономики с дальнейшей разработкой эффективного механизма обеспечения адекватных мер.

Ключевые слова:

трудовой потенциал, государственное регулирование, механизм регулирования
Цитировать публикацию:
Инновационный компонент развития трудового потенциала региона – С. 76-81.

Innovatsionnyy komponent razvitiya trudovogo potentsiala regiona. , 76-81. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Опыт ведущих стран мира свидетельствует о том, что уровень и качество трудового потенциала играют ведущую роль в обеспечении конкурентоспособности экономики, а также являются основой жизнеобеспечения и стабильности в обществе. Это обусловливает актуальность исследования его особенностей и перспектив развития как определяющего фактора экономического роста страны и создания условий для перехода ее экономики на инновационную модель.

Вопрос повышения качества рабочей силы постоянно является предметом обсуждения общественности, исследования ученых и формирования государственных программ по поддержке, воспроизводству и развитию трудового потенциала. Однако, сегодня качество предложения специалистов на рынке труда не отвечает требованиям работодателей по уровню профессионально-образовательной подготовки, мобильности и экономической активности. Ученые утверждают [2; 4; 6; 7], что, если ситуация не изменится, к 2015 году потребность, например промышленности, в квалифицированных рабочих в большинстве регионов Украины будет удовлетворяться лишь на 30-37%. В то же время, из-за трудовой миграции Украина потеряла около 3,5 млн. человек преимущественно молодого и среднего возраста – наиболее производительной части населения, и треть из них – квалифицированные специалисты. Поэтому в сфере развития трудового потенциала Украины особенное внимание следует обратить именно на его качество. Пределы и структура трудового потенциала как объекта изучения до сих пор определены недостаточно четко в связи со сложностью, разнообразием и неоднородностью условий, которые влияют на его развитие. Составными элементами качественной структуры трудового потенциала региона являются: интеллектуально-профессиональный потенциал (квалификационно-образовательный уровень, уровень самообразования); творческий (способность к генерации новых идей); физический (уровень здоровья и физические способности индивидов); мотивационный (стремление индивида реализовать весь потенциал). В целом же, трудовой потенциал региона формируется под воздействием целого ряда факторов (демографических, социально-экономических, этнокультурных, экологических и др.), а также при определенных условиях, которые определяют качество жизни человека (производственные, непроизводственные, духовные). Уровень развития и характер влияния этих факторов во многом определяют динамику, состав и структуру трудового потенциала. Решающим и многогранным при этом есть обратное влияние структуры трудового потенциала на социально-экономическое развитие общества.

В связи с этим, современные проблемы развития трудового потенциала Украины связывают с инновационными императивами его воспроизводства [5], определяя трудоресурсный потенциал как оптимальную величину возможного активного участия человеческих ресурсов в экономической (трудовой, предпринимательской, инновационной и тому подобное) деятельности на определенную перспективу с учетом их производительных характеристик (интеллектуального уровня, психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний, накопленного опыта), которые детерминируют инновационное развитие страны.

При формировании трудового потенциала, растет роль государства как центрального института власти сочетании влияния со стороны: местных содружеств, корпораций, негосударственных политических институтов, а также наднациональных организаций, рынков труда (национальных, региональных, локальных). На уровне региона основными социальными механизмами в настоящее время являются: обеспечение эффективной занятости и снижение уровня безработицы; социальная защита экономически активной части населения; регулирование миграции; функционирование системы профессионального образования, адаптированного к потребителю рынка труда; социальное партнерство, которое является одновременно и экономическим механизмом, поскольку связано с регулированием цены рабочей силы. К экономическим механизмам регулирования развития трудового потенциала принадлежит реализация мероприятий, связанных с разработкой, внедрением и дальнейшим совершенствованием налоговой системы регулирования индивидуальных доходов. Эффективное функционирование механизма налогообложения, основанного на более либеральных принципах может стимулировать выведение хозяйственной деятельности многих предприятий из «теневой» сферы.

Эффективность отмеченных механизмов регулирования развития трудового потенциала сегодня оценивается разными аналитическими средствами, результатом чего является перманентная их доработка и совершенствование. Кроме того, при реализации экономических и социальных механизмов могут возникнуть противоречия в законодательных актах, для устранения которых нужны адекватные изменения относительно содержания и структуры институционального механизма.

В связи с этим, современные методологические подходы к решению отмеченных проблем базируются на принципах взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимозависимости экономической модели развития и системы занятости, которая автоматически предусматривает необходимость внесения глубоких изменений в национальную политику относительно развития трудового потенциала, рынка труда и занятости государства и его регионов. Ведущие ученые-экономисты склоняются к мысли, что эффективная реализация формирования и развития трудового потенциала общества возможна при условии создания конкурентоспособной экономики инновационного типа [1, с. 75], что и станет катализатором к реализации инновационной модели занятости [3]. Распространенным инструментом регулирования занятости населения и рынка труда, развития трудового потенциала стали государственные и региональные программы, которые разрабатываются на разных иерархических уровнях управления, поскольку обеспечить национальную экономику квалифицированными кадрами и сбалансировать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда с учетом приоритетных направлений развития украинской экономики возможно лишь объединив и скоординировав усилие центральных и местных органов исполнительной власти, работодателей и представителей образовательной отрасли. Однако, отсутствие прогнозирования на общегосударственном и отраслевом уровнях значительно усложняет определение потребности в подготовке специалистов разного профессионального устремления, усовершенствования сети учебных заведений и их перепрофилирования, специализацию.

Таким образом, на современном этапе развития национальной экономики, государство остается важным субъектом регулирования развития трудового потенциала. Активная политика государства на рынке труда, ее гибкость и эффективность является важными, а в отдельных случаях – главными рычагами инновационной направленности этого развития. Во-вторых, существующая ситуация в значительной степени повлияла на характер научных разработок по трудоресурсной проблематике, однако сегмент неизученности является очень значительным и они преимущественно направлены на констатацию факта экономического спада, а не на формирование стратегий развития. В-третьих, невзирая на поливекторность мнений и подходов, основу государственной политики развития трудового потенциала, рынка труда, занятости будет определять инновационный компонент, поскольку их инновационное развитие является основным рычагом повышения экономической активности и перехода национальной экономики на инновационную модель развития.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Інноваційна стратегія українських реформ / [Гальчинський А. С., Геєць В. М., Кінах А. К., Семиноженко В. П.]. – К. : Знання, 2002. – 336 с.
2. Кінах А. Стан та перспективи професійного розвитку трудового потенціалу України / А. Кінах // Вища школа. – 2005. – № 2. – С. 5–15.
3. Кочетков В. В. Социальное государство как антикризисная парадигма в США / В. В. Кочетков // США – Канада. Экономика, политика, культура. – 2009. – № 9. – С. 49–59.
4. Ніколаєнко С. Роль освіти у формуванні та розвитку трудового потенціалу України / С. Ніколаєнко // Вища школа. – 2005. – № 2. – С. 16–21.
5. Терон І. Інноваційні імперативи відтворення трудоресурсного потенціалу в умовах переходу до економіки знань / І. Терон // Вчені записки Університету «КРОК». – К., 2009. – Вип. 20. – Т. ІІ. – С.99–109.
6. Шаульська Л. В. Концептуальні основи розвитку трудового потенціалу / Лариса Володимирівна Шаульська // Демографія та соціальна економіка. – 2005. – № 1. – С.166–177.
7. Якість трудового потенціалу та управління трудовою сферою в Україні: соціальна експертиза / [Амоша О. І., Новикова О. Ф., Антонюк В. П. та ін.]. – Донецьк : ІЕП НАН України, 2006. – 208 с.