Применение механизма государственно-частного партнерства в условиях кластеризации экономики

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Реализация инновационного сценария развития экономики России невозможна без участия государства в рамках комплексной политики по поддержке и стимулированию инноваций. В статье рассматривается кластерный подход к взаимодействию и сотрудничеству представителей органов власти, бизнеса и научно-исследовательских центров, предлагается схема эффективного применения механизма государственно-частного партнерства, которая приведет к эффективной организации и финансированию инновационной деятельности в рамках кластера.

Ключевые слова:

инновации, государственно-частное партнерство, государственное регулирование, регион
Цитировать публикацию:
Применение механизма государственно-частного партнерства в условиях кластеризации экономики – С. 62-70.

Primenenie mekhanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v usloviyakh klasterizatsii ekonomiki. , 62-70. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, экономика страны нуждается в диверсификации, которая невозможна без выработки новых подходов к оптимизации её структуры, эффективному регулированию социально-экономических отношений в стране, а также без разработки механизмов управления развитием территорий и стимулирования их инновационной активности [1].

Очевидно, что устойчивое и интенсивное развитие российской экономики в условиях глобализации и растущей международной конкуренции, прежде всего, зависит от способности регионов успешно конкурировать на мировом рынке. Глобальные изменения в мире, вызванные политическими и экономическими причинами, а также стремительным научно-техническим прогрессом, привели к появлению новых подходов к социально-экономическому развитию регионов в России.

Одним из таких подходов в современных условиях является кластеризация, которая позволяет формировать конкурентные преимущества на уровне конкретных интегрированных комплексов, функционирующих на территории регионов, где высока концентрация взаимосвязанных отраслей.

Среди множества идей и концепций, возникших в рамках этого нового подхода, необходимо выделить работы Майкла Портера, посвященные кластерам, благодаря которым была разработана фундаментальная научно-теоретическая база в области кластерного подхода. По определению М.Портера, «кластеры — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций» [2].

В общем смысле, кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских центров, вузов, в некоторых случаях органов власти, и других организаций, взаимодополняющих друг друга в достижении конкретного экономического эффекта и усиливающих конкурентные преимущества, как отдельных компаний, так и кластера в целом.

В отличие от многих форм кооперации и интеграции, наиболее отличительной чертой кластера является инновационная ориентированность. Как правило, кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорывное» продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые «рыночные ниши». Кроме того, в тех случаях, когда кластеры включают в себя образовательные учреждения и научно-исследовательские центры появляется возможность незамедлительной практической реализации результатов научных исследований, коммерциализации научных разработок, а также мониторинга потребностей в сфере научных исследований в отрасли и регионе. В этом аспекте, кластер представляет собой инновационную систему прикладного значения.

Важно отметить, что предприятия и организации, объединяясь в кластер, не теряют своей юридической и экономической самостоятельности, продолжают функционировать в условиях конкуренции, в то же время получают определенные преимущества, которые выделены для отдельных групп участников кластера и в систематизированном виде представлены в Таблице 1.

Таблица 1- Основные факторы привлекательности кластера

для его составляющих

Составляющие кластера
Основные факторы привлекательности для участия в кластере
Бизнес
1) совершенствование системы информационного обеспечения, распространение информации о инновациях в отрасли, изменении нормативно–правовой базы, потребностях и тенденциях рынка;
2) подготовка и переподготовка специалистов необходимой квалификации и по востребованным направлениям деятельности предприятий отрасли;
3) активизация инновационной деятельности посредством привлечения ученых к решению проблем, стоящих перед предприятиями отрасли в сфере техники, технологии, менеджмента, маркетинга, логистики, финансов и т.д.
Наука
1) практическая реализация результатов научных исследования, коммерциализация научных разработок;
2) расширение возможностей для мониторинга потребностей в сфере научных исследований в отрасли и регионе.
Образование
1) информированность учебных заведений о потребностях участников кластера в специалистах определенной квалификации и специальностей;
2) стажировка студентов и выпускников учебных заведений на предприятиях отрасли с возможным дальнейшим трудоустройством;
3) совершенствование системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава посредством прохождения стажировок на предприятиях кластера.
Региональные органы управления
1) рост занятости населения, рост покупательской способности;
2) снижение социальной напряженности;
3) активизация малого и среднего бизнеса;
4) рост поступлений в бюджеты разных уровней;
5) совместная реализация социально–значимых проектов в регионе.
Эффективное применение кластерного подхода невозможно без четко сформулированного организационного механизма взаимодействия субъектов кластера и финансирования их деятельности. Однако, единой схемы функционирования организационного механизма не существует, поскольку разработка такого механизма должна основываться на отраслевых особенностях региона. Безусловно, важную роль в формировании механизма взаимодействия и финансирования играют органы государственной власти, которые должны осуществлять координацию участников кластера.

Ориентация на принципы федеральной Концепции развития стимулирует региональные и местные уровни власти закладывать в свои стратегические планы развитие как кластерных инициатив, так и различных форм сотрудничества государства с частными инвесторами в широком спектре проектов. Большую роль в этом аспекте принимает использование механизма государственно-частного партнерства (далее ГЧП), который признается инновационным в сфере управления. Механизм ГЧП включает в себя использование методов налогового и бюджетного стимулирования инновационного развития регионов и отраслей, а также возможностей государственных институтов инновационного развития. Примером таких институтов в России являются ГК «Роснанотех», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»), Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, региональные институты развития и т.д.

Таким образом, под механизмом ГЧП следует понимать различные формы взаимовыгодного средне- и долгосрочного сотрудничества государства и бизнеса, направленного на решение общественно значимых задач. При этом ГЧП предполагает не только экономическое партнерство, базирующееся на отношениях собственности и принципах софинансирования, но и политические консультации в законотворческой сфере, информационный обмен, подготовку и реализацию образовательных и исследовательских программ и прочее.

Благодаря значительной поддержке со стороны органов государственного управления создаются реальные предпосылки к созданию эффективного инструмента ГЧП для реализации проектов комплексного развития территорий и отраслей.

Применение механизма ГЧП позволит трансформировать процесс принятия решений по стимулированию и финансированию инновационных проектов от традиционного к более эффективному и последовательному (Рисунок 1).

Традиционный процесс принятия решений

Трансформированный процесс принятия решений с учетом применения механизма ГЧП
Появление идеи, разработка инновационного проекта в сфере промышленного производства
Разработка и реализация стратегии развития территории/отрасли
Выделение средств из бюджета
------->
Портфель проектов ГЧП на развитие инфраструктуры, обозначенной в стратегии
Соответствие инновационного проекта критериям и статьям выделенного бюджета

Выбор инвестора для финансирования инновационного проекта на основе конкурса
Реализация проекта за счет бюджетных средств

Расчеты с инвестором в долгосрочной перспективе
Рисунок 1 – Трансформация процесса принятия решений по организации и финансированию инновационного проекта с учетом механизма ГЧП

Все множество инструментов государственно-частного партнерства, использующихся при реализации различных проектов, можно условно классифицировать, в соответствии с целями, поставленными перед участниками проекта. По организационному признаку выделяют следующие модели [3]:

1) эксплуатационная модель (контрактная форма, арендные договора);

2) концессионная модель (проекты с использованием концессий);

3) кооперационная модель (создание совместных предприятий с участием государства, заключение инвестиционных соглашений, локальные специфические схемы реализации проектов ГЧП).

Для определения оптимальной схемы использования инструментов ГЧП для кластерных объединений, требуется рассмотреть цели участия предприятий в кластерных образованиях.

Формирование кластерной структуры и ее развитие являются промежуточным шагом для становления инновационной экономики. В условиях конкурентной борьбы участники кластера объединяют свои ресурсы и ресурсы финансовых институтов для создания новой продукции, достижения большей экономической эффективности и получения доступа к новым технологиям и новым рынкам.

В эксплуатационной модели инвестор принимает на себя обязанности по эксплуатации объекта, принадлежащего государству, и получает за это вознаграждение, а государство - собственник объекта отвечает за осуществление общественной функции перед потребителями (резидентами кластера), которые оплачивают услугу.

Данная форма ориентирована на сохранении у государства собственности на производственные объекты. Кроме того, подобная организационная схема ориентирована на сохранение возможности государства влиять на политику принимаемых решений внутри кластера.

Развитие подобных взаимоотношений приемлемо при организации инфраструктурных объектов в общественно значимых отраслях бизнеса. Среди объектов кластерной инфраструктуры, подходящих для реализации по описанной модели, можно выделить: бизнес-инкубаторы, обучающие центры, центры совместного использования технологий и прочее.

В концессионной модели Инвестор осуществляет работы или оказывает определенные услуги конечным потребителям и получает право напрямую финансировать свои затраты из платы за пользование объектом, при этом ответственность за осуществление общественной функции несет предприниматель (концессионер), а за государством (концендентом) сохраняются контрольные функции.

Подобная схема является наиболее распространенной в российской и международной практике, поскольку позволяет осуществлять крупные социально-ориентированные проекты без значительного бюджетного финансирования. Также по этой схеме осуществляются проекты создания транспортной и коммунальной инфраструктуры.

В кооперационной модели (или «общественной модели») общественные функции возлагаются на совместное предприятие, которое создается государственным партнером вместе с одной или несколькими частными компаниями.

По мнению автора, подобная модель является наиболее приемлемой для широкого применения в реализации инновационных и наукоемких проектов (технопарков, кластеров). В рамках реализации данной модели можно выделить следующие субъекты:

1) администрации муниципального образования;

2) инвестор, победивший в конкурсе на участие в проекте ГЧП;

3) объединение научно-производственных компаний (кластер);

4) управляющая компания, учрежденная для управления проектом.

Для реализации координационной модели ГЧП предлагается следующая схема реализации проектов, основанная на бюджетном финансировании капитальных вложений в инфраструктуру и предоставлении земли с выполнением прочих работ за счет инвестора.

После осуществления предпроектной подготовки, которую осуществляет кластер за счет собственных ресурсов, проект выводится на конкурс, по результатам которого определяется инвестор проекта и заключается соглашение об участии в ГЧП (где определяется схема и порядок взаимоотношений участников), а также инвестиционное соглашение с указанием сроков и объемов создания имущественного комплекса. Для управления, координации и контроля выполнения соглашений проекта со стороны государства создается организация (комитет или подразделение при администрации муниципального образования), которая осуществляет функции по сопровождению этапов реализации проекта.

Созданный в результате проекта имущественный комплекс передается в ведение управляющей компании (сформированной сторонами соглашения), которая заключает с резидентами кластера договора финансового лизинга. По истечении срока лизингового договора, имущество переходит в собственность резидентов кластера, а управляющая компания продолжает эксплуатацию имущественного комплекса на договорных условиях.

Таким образом, в рамках ГЧП, представители бизнеса обеспечивают финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, а также способность к новаторству. Со своей стороны государство обеспечивает правомочия собственника, возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов. Кроме того, по мере развития ГЧП государство может постепенно смещать акценты в своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции контроля, регулирования и соблюдения общественных интересов.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р.
2. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. — М.: Междунар. отношения, 1993.
3. Чищеня А. ГЧП при реализации кластерных научно-производственных проектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/practice/ppp.shtml