Исследование тенденций креативной экономики в России и за рубежом

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Впервые термин креативной экономики был введен в оборот журналом Business Week в 2000 году.[1] В 2001 г. Джон Хокинс в своем произведении «Креативная экономика» попытался проследить ее влияние в мировом масштабе.[2] В качестве определения креативной экономики Д. Хокинс выделил пятнадцать креативных индустрий, производящих интеллектуальную собственность в виде авторских прав, патентов, торговых марок и оригинальных разработок.

Ключевые слова:

заработная плата, креативная экономика, креативные услуги, креативный класс
Цитировать публикацию:
Исследование тенденций креативной экономики в России и за рубежом – С. 15-20.

Issledovanie tendentsiy kreativnoy ekonomiki v Rossii i za rubezhom. , 15-20. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Впервые термин креативной экономики был введен в оборот журналом Business Week в 2000 году. [1] В 2001 г. Джон Хокинс в своем произведении «Креативная экономика» попытался проследить ее влияние в мировом масштабе. [2] В качестве определения креативной экономики Д. Хокинс выделил пятнадцать креативных индустрий, производящих интеллектуальную собственность в виде авторских прав, патентов, торговых марок и оригинальных разработок.

На современном этапе одной из приоритетных задач многих государств, пытающихся улучшить свои конкурентные преимущества на мировой арене становится развитие креативных индустрий. Великобритания — одна из первых стран, где на правительственном уровне было признано и уделено пристальное внимание приоритетности задач креативных индустрий для социально-экономического развития, следствием чего стало учреждение в 1998 г. при Министерстве культуры, медиа и спорту Департамента развития программ креативных индустрий. Первым результатом департамента стал перечень включаемых отраслей в креативный сектор экономики и официально закрепленное определение деятельности креативных индустрий: «это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». [3] Подход британцев к определению креативных отраслей немного отличается от американского, в обобщенном виде данные два подхода представлены в таблице №1.

Таб. 1

Основные отрасли креативной экономики
Американский подходБританский подход
НИОКР, издательское дело, программное обеспечение, ТВ и радио, дизайн, музыка, кино, игрушки и игры, реклама, архитектура, исполнительские искусства, ремесла, видеоигры, мода и искусство.Реклама, архитектура, ремесла, дизайн мебели, моделирование (дизайн) одежды, кино и видео, графический дизайн, развлекательное программное обеспечение (компьютерные игры), живая и записанная музыка, исполнительское искусство, телевидение, радио и интернет, визуальное (изобразительное) искусство и антиквариат, писательское и издательское дело, музеи и наследие.
(Построено на основе: Howkins J. The Creative Economy. NY.: The penguin press, 2001, р. 116; Department for Culture, Media and Sport. Creative Industries Programme. Creative Industries Mapping Document. London, 2001.)

Р. Флорида в отличие от Д. Хокинса определяет креативную экономику на основе профессий. Таким образом, формируется два методологических подхода: трудовой и отраслевой. На основе отраслевого подхода Д. Хокинс рассчитал, что доля США на мировом рынке в области креативной экономики составляет более 40%. [4] Трудовой подход Р. Флориды базируется на определении креативного класса, состоящего из двух подклассов: суперкреативного ядра и креативных профессионалов. [5] К суперкреативному ядру им отнесены профессии в области:

· Программирования и математики

· Архитектуры и инженерного дела

· Естественных и социальных наук

· Образования, воспитания и библиотечного дела

· Искусства, дизайна, развлечений, спорта, СМИ

Подкласс креативных профессионалов составили:

· Управленческие профессии

· Профессии в области бизнеса и финансов

· Профессии в области права

· Профессии в области здравоохранения (врачи и технические специалисты)

· Руководящие профессии, связанные с продажами и управлением продажами

По подсчетам Р. Флориды креативный класс США составляет более 30% рабочего населения, превышая рабочий и аграрный класс вместе взятые. [6] Самый многочисленный в обществе США — обслуживающий класс, но с 1980-х годов, когда креативный класс начал стремительно увеличиваться, рост обслуживающего класса значительно замедлился, а доля в общей рабочей силе стала снижаться. На рубеже 1990-х годов креативный класс обогнал рабочий по количеству и по общей доле, таким образом, креативный класс США по количеству идет вторым после обслуживающего. По оценке степени влияния классов — по уровню доходов их представителей, креативный класс занимает лидирующую позицию, так как в данном секторе оседает наибольшая часть доходов, вдвое превышая доходы обслуживающего класса. Полученные данные наглядно демонстрируют формационный процесс на базе общественных классов США (см. рис 1).

Рис. 1 Исторический долевой состав классов США, 1900-2008 гг.(%).

(Построено автором на основе: Buraeu of Labor Statistics, Occupation and Employment Statistics, 1999, 2004, 2008. [Электронный ресурс] \ — Режим доступа: http://www.bls.gov/oes/oes_dl.htm, свободный; Florida R. The rise of the creative class. NY.: «Basic Books», 2002. P. 332.)

Снижающиеся долевые и приростные темпы обслуживающего класса на фоне стабильного расширения креативного класса позволяет констатировать факт предельного развития и последующего заката сервисной эры. Справедливость данного утверждения находится в аналогии замещения рабочего класса обслуживающим, сопровождаемого стремительной деаграризацией. Данный процесс имеет продолжительный трансформационный период, с 1920-1950 гг. — пиковый период развития рабочего класса с несущественными долевыми изменениями и стремительным ростом доли обслуживающего класса, с 1950-1970 гг. стадия спада доли рабочего класса и к 1970 г. происходит замещение количественного доминирования обслуживающим классом. С 1970-1990 гг. следует стадия закрепительного роста обслуживающего класса, которая переходит с 90-х годов в фазу предельного долевого развития, с одновременным стремительным ростом креативного класса; с 2000 года начинается деиндустриализация в виде высвобождения рабочей силы из промышленности, что неминуемо приведет к изменению классовой структуры общества США. Кризис 2008\2009 гг. станет скорее разворотной точкой в движении двух общественных формаций в виде обслуживающего и креативного класса, так как на графике невооруженным глазом виден зеркальный и разнополярный характер их движения. Таким образом, можно предположить существование формационных циклов, связанных с основными движениями и столкновениями формаций, что предположительно происходит в силу несоответствия трансформации общественной и экономической формации, под общественной формацией понимается общественный класс, выделяемый на основе труда, а под экономической формацией отраслевая структура на основе выпуска продукции.

Р. Флорида в отношении оценки креативного класса России написал следующее: «Даже согласно строгим из моих критериев, в России сейчас около 13 млн. представителей креативного класса, т.е. ей принадлежит второе после США место в мире по абсолютному числу работников, занятых в креативных профессиях. По проценту от общей рабочей силы это ставит ее на 16-е место. В моем Мировом индексе креативности — комбинация разного рода показателей технологий, таланта и креативности — она попадает на несколько менее впечатляющее 25-е место. Другими словами, есть поводы для оптимизма, но впереди еще много работы». [7] Используя методологию Р. Флориды, мы предприняли попытку исследовать классовую составляющую российского общества. К сожалению, Общероссийский классификатор занятий не столь детализированный, поэтому исследование не может обладать полной объективностью из-за архаичности российской статистики. Но стоит заметить, что наши данные совпали с данными Р. Флориды в отношении 13 млн. представителей креативного класса России, выросшего за период 2000-2008 гг. более чем на 40%, по сравнению с 9% приростом обслуживающего класса и сокращением рабочего класса на 3%, а аграрного класса на 35% (см. рис. 2). Следуя количественной динамике, представители российского креативного класса в скором времени должны обогнать рабочих, а позднее и обслуживающий класс, что свидетельствует о появлении новой общественной формации смещающей предшествующую.

Рис. 2 Соотношение занятости в России по классам за 2000-2008 гг. (млн. человек).

(Построено автором на основе данных: Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. -М., 2009. — с. 142-143)

Тенденция, выявленная Р. Флоридой в американском обществе, присутствует и в российском обществе, а именно — высокий темп прироста представителей креативного класса и значительно более высокий уровень доходов данных представителей по отношению к другим классам, чем, кстати говоря, и объясняется динамика креативного класса (см. рис. 3).

Рис.3 Среднемесячная заработная плата в России по классам за 2007г. (р.)

(Построено автором на основе данных: Труди занятость в России. 2009: Стат.сб./Росстат - M., 2009. — c.433)

«UNCTAD» (Конференция ООН по торговле и развитию) использует для оценки креативной составляющей стран, групп и регионов — объем импорта и экспорта креативных продуктов, таким образом, применяя продуктивистский подход для определения креативной экономики. Деятельность креативных отраслей, как и сектора услуг, связана с нематериальной основой, но в отличие от услуг результат их деятельности может быть реализован как неотъемлемая часть в конечном материальном продукте. Таким образом, был сформирован перечень продукции креативных отраслей, где основную добавленную стоимость составляет творческий вклад. На основании данных по импорту и экспорту креативной продукции можно оценить вклад той или иной страны в мировой объем креативной экономики (см. таб. 2).

Таб. 2

Доли в общемировом объеме экспорта и импорта креативной продукции за 1996г. и 2006г. (%).

ЭкспортИмпорт
1996г.2006г.1996г.2006г.
Развитые страны77,9%74,2%58,6%47,2%
Развивающиеся страны19%21,3%40,4%51,6%
Страны переходного типа2,5%4,4%0,8%1,2%
США20,9%22,5%7,7%6%
Великобритания5,7%6,4%4,4%3,8%
Германия10,8%6,2%6,4%5,5%
Япония6%4,5%2,8%1,9%
Франция5,9%5,5%5,6%5,2%
Италия2,3%2,9%9,6%6,8%
Канада3,2%3,9%4,6%2,9%
Россия1,6%2,2%0,3%0,4%
(Построено автором на основе данных: UNCTAD, Global databank on world trade in creative products, 2010 [Электронный ресурс] \ — Режим доступа: http://stats.unctad.org/creative/ReportFolders/ReportFolders.aspx, свободный.)

Примечательно, что и в данном случае лидером является США, обеспечивая почти четверть мировой торговли креативной продукции. Основной объем торговли приходится между развитыми и развивающимися странами, хотя в последнее время страны с переходящим типом экономик, к которым, кстати говоря, «UNCTAD» относит и Россию, показывают высокие темпы роста объемов торговли креативной продукцией, около 30%, против 8% роста развитых стран и 6% развивающихся. [8] Стоит отметить, что такие страны как Италия и Канада, наиболее слабые из группы стран «G7», в отличие от России имеют значительно более высокие показатели по импорту креативной продукции, компенсируя тем самым внутренний спрос креативной экономики.

Таким образом, отличительная особенность креативной экономики от традиционного экономического представления заключается в том, что главный инструмент в ней — это знания, ресурс — информация, а продукт — инновация. Тем самым, концепция креативной экономики объединяет воедино разрозненные понятия «информационной экономики», «экономики знаний» и «инновационной экономики». Если разложить стоимость продукции на нематериальную и материальную составляющую, а из нематериальной составляющей выделить творческую, то креативный продукт — это продукт с превалированием (более 50%) творческой составляющей в его стоимости.

[1] «The Creative Economy». Business Week (Special double issue: The 21st century corporation), august 28, 2000. P.1-5. [2] Howkins J. The Creative Economy. NY.: The penguin press, 2001. — 288 р. [3] Department for Culture, Media and Sport. Creative Industries Programme. Creative Industries Mapping Document. London, 2001. [4] Howkins J. The Creative Economy. NY.: The penguin press, 2001, р. 116 [5] Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007, с. 355. [6] Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007, с. 90. [7] Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007, с. 10. [8] UNCTAD, Global databank on world trade in creative products, 2010 [Электронный ресурс] \ — Режим доступа: http://stats.unctad.org/creative/ReportFolders/ReportFolders.aspx, свободный



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Публикации нанотехнологического сообщества «Нанометр» [Электронный ресурс]/ Е.А.Гудилин, Ю.Д.Третьяков, «В Мире Науки: Там, внизу, еще очень много нанобума...», 2009 - Режим доступа: http://www.nanometer.ru/2009/05/28/nanotechnology_155674.html
2. Российская национальная нанотехнологическая сеть: http://rusnanonet.ru/regions
3. Материалы виртуальной пресс-конференции Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО) и ОПОРЫ РОССИИ «Малый и средний бизнес в наноиндустрии России», 2009- Режим доступа: http://www.nanonewsnet.ru/conf/rosnano