Бизнес-инкубаторы— важный фактор повышения конкурентоспособности малых предприятий

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В настоящее время большинство отечественных малых предприятий, обладая достаточно высоким инновационным потенциалом, обеспечивают устойчивый рост конкуренто­способности российской экономики. При оценке инновационного потенциала малого пред­приятия следует учитывать, что малый бизнес инновационный по своей природе. Данное утверждение доказывает большая гибкость, мобильность и высокая адаптивность малых предприятий, многоплановый характер их мотивационных побуждений к инновационной дея­тельности, обусловленный как экономическими, так и неэкономическими факторами, а также высокая отдача на единицу вложенных средств в НИОКР, что дает определенные пре­имущества в меняющихся условиях экономической среды.

Ключевые слова:

конкурентоспособность, малые предприятия, бизнес-инкубаторы, инновационный потенциал
Цитировать публикацию:
Бизнес-инкубаторы— важный фактор повышения конкурентоспособности малых предприятий – С. 137-141.

Biznes-inkubatory— vazhnyy faktor povysheniya konkurentosposobnosti malyh predpriyatiy. , 137-141. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В настоящее время большинство отечественных малых предприятий, обладая достаточно высоким инновационным потенциалом, обеспечивают устойчивый рост конкуренто­способности российской экономики. При оценке инновационного потенциала малого пред­приятия следует учитывать, что малый бизнес инновационный по своей природе. Данное утверждение доказывает большая гибкость, мобильность и высокая адаптивность малых предприятий, многоплановый характер их мотивационных побуждений к инновационной дея­тельности, обусловленный как экономическими, так и неэкономическими факторами, а также высокая отдача на единицу вложенных средств в НИОКР, что дает определенные пре­имущества в меняющихся условиях экономической среды.

Вследствие стремительных изменений рыночной конъюнктуры, особое значение приобретает фактор времени: что актуально сегод­ня, завтра безвозвратно устаревает, поэтому важно использовать современные технологии поддержки малого предпринимательства. Таким образом, поддержка малого бизнеса должна быть комплекс­ной и своевремен­ной.

Для сохранения и развития инновационного потен­циала малых предприятий важно создать для его субъектов благоприятную и комфортную среду. Комплекс мер по развитию и поддержке малого инновационного предпринимательства должен предусматривать создание инфраструктуры малого предпринимательства и, в частности, бизнес-инкубаторов.

Бизнес-инкубатор, как один из видов специализированной инфраструктуры поддержки малых предприятий, берет на себя решение организационных и методических задач, необходимых для успешного развития предприятия на первоначальном этапе с помощью внутренних ресурсов, а также через сеть внешних контактов. Роль бизнес-инкубатора в создании нового предприятия заключается не только в инкубации «start-ups», но и в том, что органы местного самоуправления могут оказывать прямую помощь предприятиям, деятельность которых учитывает приоритеты развития муниципального образования. Например, бизнес-инкубаторы инновационного направления в наукоградах. Следовательно, успешное функционирование бизнес-инкубаторов способствует повышению эффективности муниципальной поли­тики не только в сфере поддержки малого предпринимательства, но и в сфере реализации со­циально-экономической политики муниципалитета.

Вместе с тем, деятельность бизнес-инкубаторов в муниципальном образовании способствует легализации присутствующих на рынке субъектов малого предпринимательства.

Наряду с вышесказанным, бизнес-инкубатор может самостоятельно создавать предприятия по выпуску принципиально новых продуктов или оказания инновационных услуг в ходе изучения тенденций сложившейся рыночной конъюнктуры и опыта других регионов.

Отметим, что бизнес-инкубаторы могут осуществлять как коммерческую, так и некоммерческую деятельность. Некоммерческие организации создаются местными органами власти с целью увеличе­ния доли рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет, диверсификации экономики, а также более ра­ционального размещения предприятий. Коммерческие организации делают акцент на получе­нии прибыли от реализации проектов предприятиями членами инкубатора. В России преобладают некоммерческие бизнес-инкубаторы.

Комплекс услуг (секретарских, бухгалтерских, юридических, консалтинговых, помощь в аренде нежилых помещений, поиск партнеров для реализации инвестиционных проектов), предо­ставляемых бизнес-инкубаторами в одном месте — одно из главных условий поддержки, по­скольку именно комплексность имеет значение для успешного старта малых предприятий (рис.1). Таким образом, предприниматель сосредоточен на первостепенной задаче — начать выпуск продукции или оказание услуги и выйти на рынок, все остальные проблемы ему помогают решить сотрудники бизнес-инкубатора.

Одним из таких бизнес-инкубаторов является Некоммерческое партнерство «Пензенский региональный центр содействия инновациям». На базе НП «ПРЦСИ» функционируют 15 инновационных предприятий, которым оказывается активная всесторонняя поддержка. Центр способствует переходу экономики региона на инновационный путь развития, а также развитию международной и внешнеэкономической деятельности, содействует развитию инновационных субъектов малого пред­принимательства на начальном этапе становления.

В Пензенской области на основе софинансирования за счет средств федерально­го и областного бюджетов сформирована сеть бизнес-инкубато­ров, оказывающих консультационные услуги в сфере мене­джмента, маркетинга, налогообложения, кредитования, повышения квалификации и обучения, ведения бухгалтерского учета, юридическую помощь, подготовка бизнес-плана.

В регионе с привлечением средств областного и муниципальных бюджетов активно расширяется сеть муниципальных бизнес-инкубаторов. Так, в 2008-2009 гг. были дополнительно открыты бизнес-инкубаторы в следующих районах Пензенской области: Белинский, Вадинский, Городищенский, Земетчинский, Кузнецкий, Лопатинский, Лунинский, Малосердобинский, Никольский, Пачелмский, Пензенский, Тамалинский.

В 2008 г. Пензенская область признана победителем по итогам конкур­са, проведенного Министерством экономического развития РФ, на предо­ставление субсидий из федерального бюджета для создания нового бизнес-инкубатора. Финансирование осуществлялось с целью создания бизнес-инкубатора на территории г. Заречного Пензенской области.

В целом по Пензенской области помощь в решении вопросов ведения предпринимательской деятельности оказывает ряд предприятий, обеспечивающих инфраструктуру поддержки малого бизнеса. Данные предприятия можно выделить в следующие группы:

· государственные учреждения (Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма);

· объединения предпринимателей по сферам экономических интересов (Ассоциация промышленников Пензенской области, Центр бизнес-сообществ «Венец»);

· предприятия, предоставляющие информационно-консультационные услуги (НП «ПРЦСИ», молодежный бизнес-инкубатор);

· предприятия, оказывающие услуги по подготовке и переподготовке кадров.

В настоящее время одной из преград для оказания эффективной помощи малым предприятиям является недостаток объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий. В отличие от малых крупные предприятия зачастую формируют собственные объекты инфраструктуры: центры по обучению персонала, маркетинговые и юридические службы, инженерные сети, открывают представительства, создают социальные объекты для своих сотрудников. Для повышения конкурентоспособности продукции и услуг малые предприятия должны также иметь возможности получения необходимых консультаций. Подобные консультации на весьма доступных условиях предлагают бизнес-инкубаторы. Следовательно, создание и развитие бизнес-инкубаторов имеет приоритетное значение для дальнейшего устойчивого развития малого предпринимательства во всех отраслях народного хозяйства.

Рисунок 1. Схема деятельности бизнес-инкубатора



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Венчурный бизнес как катализатор роста, Патрик Коувни, Джеффри Элтон, Байджу Шах, Брэдли Уайтхед - www.vestnikmckinsey.ru
2. Angel Investing, Osnabrugge, M.V. & Robinson, R.J., 2000.
3. Электронный бизнес-тренер для предпринимателей, менеджеров,, инвесторов, консультантов - www.icsti.su
4. Проблеми та перспективи фінансового забезпечення інноваційних процесів в Україні, Недбаєва В.М., Кравченко С.І. - Праці Четвертої міжнародної наукової конференції студентів та молодих учених "Управління розвитком соціально-економічних систем: глобалізація, підприємництво, стале економічне зростання". Частина 5 / Ред. кол. Ступін О.Б., Александров І.О. та ін. - Донецьк: ДонНУ, 2003. - 337 с.
5. Вплив інноваційної діяльності підприємств на результати розвитку країн з соціально-орієнтованою ринковою економікою, С. Наливайченко,- Справочник економіста №7, 2005.
6. Официальный сайт Государственной авиационной администрации (Госавиаадминистрации) Министерства транспорта и связи Украины - www.avia.gov.ua