Использование скандинавского опыта инновационного развития в лесном секторе Республики Коми

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Страны Северной Европы являются лидерами мировой экономики по качеству экономического роста, определяемого такими комплексными показателями, как конкурентоспособность, индекс развития человеческого потенциала, продолжительность и качество жизни, уровень развития системы социальной защиты и услуг населению, степень компьютеризации производства, торговли и сферы услуг, отсутствие коррупции и бюрократических препон, экономическая свобода, степень защиты окружающей среды, коэффициент Джини и т.д.[1]

Ключевые слова:

инновационное развитие, инновационная политика, лесное хозяйство, Республика Коми, лесной сектор
Цитировать публикацию:
Использование скандинавского опыта инновационного развития в лесном секторе Республики Коми – С. 67-71.

Ispolzovanie skandinavskogo opyta innovatsionnogo razvitiya v lesnom sektore Respubliki Komi. , 67-71. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Страны Северной Европы являются лидерами мировой экономики по качеству экономического роста, определяемого такими комплексными показателями, как конкурентоспособность, индекс развития человеческого потенциала, продолжительность и качество жизни, уровень развития системы социальной защиты и услуг населению, степень компьютеризации производства, торговли и сферы услуг, отсутствие коррупции и бюрократических препон, экономическая свобода, степень защиты окружающей среды, коэффициент Джини и т.д. [1] Ключевыми элементами стратегии инновационного развития скандинавских стран являются: 1) Формирование инновационной политики государства; 2) Оптимизация на региональном уровне использования местных ресурсов (трудовых, сырьевых, инновационных) 3) Использование научно-технических факторов как главного инструмента инновационной политики; 4) Создание системы социальной защиты населения от неблагоприятного воздействия рыночных механизмов; 5) Государственно-корпоративное партнерство реализуемое через создание кластеров. Сравним систему формирования инновационной политики в скандинавских странах и в Российской Федерации. В скандинавских странах реализуется активная инновационная политика (рис.1). На первом этапе формируется платформа инноваций — внедряется инновационный менеджмент. На втором — обеспечиваются научные разработки, расширение деятельности научных центров, инкубаторов, университетов. Третий этап включает в себя инфраструктурную подготовку (транспорт, связь, страхование, социальное обеспечение, сбыт) к технико-технологическим инновациям. И только на четвертом и пятом этапах осуществляется внедрение новых техники и технологии. Рис. 1. Формирование инновационной политики Прямо противоположное направление имеет инновационная политика в лесном секторе Республики Коми, что обусловлено следующими причинами: — в основе планирования ассортимента и объемов продукции лежит ресурсный подход, в противоположность рыночного подхода предполагающего тщательное изучение спроса; — внедряются вторичные технические и технологические инновации (стадия научного проектирования, апробации в этом случае уже пройдена в других странах). Таким образом, необходима перестройка инновационной политики в лесном секторе Республики Коми с пассивного типа на активный. Инновационная политика благодаря вовлечению в экономический оборот новых ресурсов: ресурса знания, региональных возможностей, силы синергии и межсекторной интеграции, — позволяет достичь нового качества экономической политики в целом. Она ведет к углублению специализации и кооперирования непосредственно в научно-технической сфере, которые развиваются одновременно на местном, региональном, национальном и международном уровне [2]. В рамках регионов инновационная политика реализуется через инициацию новых знаний, внедрение технопарков, формирование кластеров малых и средних инновационных предприятий. Осознание политическим руководством скандинавских стран значения научно-технического прогресса в обеспечении экономического роста усилило этот фактор в экономической политике, что последовательно выражалось в переходе от научно-технической к технологической, а затем и к инновационной политике. По мере такого перехода расширялся объект регулирования, что приводило к сокращению инновационного цикла от выдвижения какой-либо новой идеи до ее коммерческого использования в новых продуктах, организационных и промышленных технологиях или производственных процессах. Переход на инновационный тип развития сопровождался в странах Северной Европы последовательным увеличением его ресурсного обеспечения, и сейчас они являются мировыми чемпионами по показателям финансирования НИОКР относительно ВВП. Повышение значения инновационной политики, ее подчинение высшим уровням государственной власти не приводит в североевропейских странах к умалению роли научного сообщества. Его представители в лице руководителей научно-исследовательских институтов, ректоров университетов, выдающихся ученых и изобретателей привлекаются к работе в различных координационных и рекомендательных советах наряду с ключевыми министрами и другими участниками инновационных процессов. Они получают возможность принимать непосредственное участие в выработке приоритетов научного и инновационного развития, влияют на распределение государственных средств, выделяемых на научную, технологическую и инновационную политику. Возрастает статус ведущих ученых и научного сообщества в целом, так как увеличивается финансирование (и государственное, и частное) исследований; сокращается разрыв между наукой и промышленным производством; потребности промышленных предприятий получают более ясное выражение; возникают дополнительные для науки источники доходов благодаря созданию различных посреднических структур, предназначенных для коммерческого использования результатов научных исследований. В настоящее время в лесном секторе Республики Коми данное направление реализуется через поддержку научных изысканий в виде грантов, премий, стипендий не только государственных, но и крупных предприятий, перерабатывающих лесное сырье, и имеющих прямой финансовый интерес. Одним из пионеров в объединении инновационных усилий региона, предприятий и науки является Сыктывкарский лесной институт, ориентирующийся на логичное совмещение в рамках проводимой единой учебно-научной политики образовательно-исследовательской деятельности. Работа ВУЗа построена на базе инновационных разработок, методик и программ, включающих развитие системы инновационного образования, формирование инновационного технопарка, объединяющего образовательный, исследовательский и производственный блоки, развитие международного образовательного и научного сотрудничества; формирование системы стратегического сотрудничества Лесного института, предприятий, институтов Коми НЦ УрО РAH, бизнеса и т. д. Лесопользование в Республике Коми, как и в целом в Российской Федерации, остается экстенсивным. Поэтому внедрение новых технологий заготовки древесины влечет за собой массовые сокращения, безработицу в лесных поселках. Одним из вариантов преодоления этих проблем может быть лесное фермерство (плантационное, ускоренное выращивание древесины; биоэнергетические плантации для получения древесной биомассы для биоэнергетики; выращивание посадочного материала; получение и переработка древесных соков и дикоросов; заготовка живицы). Зарубежный опыт показывает эффективность развития такого направления лесопользования. Кроме этого лесное фермерство позволяет обеспечить самозанятость населения в сельской местности, снизить объемы незаконных рубок леса и увеличить освоение лесосечного фонда. Главным препятствием в развитии лесного фермерства является отсутствие частной собственности на участки лесного пользования. В период перехода на современные технологии лесозаготовок, влекущие сокращение необходимой численности рабочих возрастает значимость программ социальных гарантий, сохранения поселков, лесозаготовки в которых являются градообразующими. Изучение инновационной политики и процессов формирования национальных инновационных систем в североевропейских странах показывает, что крупный бизнес не способен планомерно и систематически замыкать инновационные циклы в разных отраслях экономики без помощи государства. Если на индустриальной стадии развития общества государство брало на себя подготовку кадров и создание инфраструктуры, в том числе для науки и техники, то в условиях перехода к инновационной фазе оно берет на себя организацию и финансирование особого сектора экономики, который служит мостом между наукой, системой образования и бизнесом. Инновации являются продуктом такого взаимодействия и новым хозяйственным ресурсом, активно вовлекаемым в экономическое развитие. Государство выступает организатором межсекторной интеграции и координирует действия многочисленных участников инновационной цепочки. Инновации в странах Северной Европы понимаются широко, включая не только технологические и организационные, но и социальные. Например, именно эти страны были пионерами введения зеленых налогов, так называемых зеленых сертификатов, налогов на потребление топлива и выбросы углекислого газа в атмосферу, которые стимулируют инновации. Они первыми в мировом хозяйстве взяли курс на создание не углеродной энергетики и дружественной по отношению к окружающей среде экономики [3]. Для Республики Коми в районах лесозаготовок и первичной деревопереработки актуальным является развитие биоэнергетики на древесном топливе вместо дальнепривозного угля и мазута, что будет способствовать повышению надежности и безопасности энергоснабжения, а также решению экономических, социальных и экологических проблем. Инновационное развитие лесопильно-деревоперерабатывающих производств на базе создания новых предприятий и полной модернизации действующих можно обеспечить за относительно короткие сроки при значительно меньших объемах инвестиций в сравнении с целлюлозно-бумажной промышленностью. Такой путь инновационного развития лесного сектора продемонстрировали страны Балтии (Латвия и Эстония), составившие за последние годы сильную конкуренцию на рынке хвойных пиломатериалов странам Северной Европы. Таким образом, переход на активный тип инновационного развития в лесном секторе Республики Коми может способствовать эффективному использованию лесных ресурсов, получению максимально возможных объемов высококачественной продукции механической переработки, а образующиеся при этом отходы вместе с низкосортной и лиственной древесиной должны составить сырьевую базу для отраслей по химической и химико-механической переработке древесины. По этому сценарию развивается лесной сектор во всех странах, где используются ресурсы древесины хвойных пород (Канада, США, Швеция, Финляндия).

[1] Антюшина Н. Страны Северной Европы: наукоемкий тип развития // Экономист. — 2007. — №10. — с.29 [2] Антюшина Н. Страны Северной Европы: наукоемкий тип развития // Экономист. — 2007. — №10. — с.30 [3] Антюшина Н. Страны Северной Европы: наукоемкий тип развития // Экономист. — 2007. — №10. — с.29-40.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. TAJIKISTAN ENERGY UTILITY REFORM REVIEW: A Strategic Approach to Sector Development May 2004
2.Документ «Национальная стратегия Республики Таджикистан на период до 2015 года». Душанбе 2006г
3.Аргументы и факты от 15.06.2009г
4.Горшенин В.А. Внебюджетное финансирование государственных технологических программ. "Обозреватель - Observer". 1995, № 13
5.Статистический сборник. Таджикистан: 15-лет государственной независимости. Душанбе-2006