Инновационная деятельность региона: опыт Республики Татарстан

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Переход к инновационному пути развития стал стратегической позицией России на сегодняшний день. В данной статье хотелось бы рассмотреть формирования и осуществления государственного регулирования инновационной деятельности на примере Республики Татарстан.

Ключевые слова:

инновационная деятельность, инновационное развитие, Республика Татарстан
Цитировать публикацию:
Инновационная деятельность региона: опыт Республики Татарстан – С. 50-54.

Innovatsionnaya deyatelnost regiona: opyt Respubliki Tatarstan. , 50-54. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Переход к инновационному пути развития стал стратегической позицией России на сегодняшний день. В данной статье хотелось бы рассмотреть формирования и осуществления государственного регулирования инновационной деятельности на примере Республики Татарстан.

Основными конкурентными преимуществами Республики Татарстан являются выгодное географическое положение, стабильное развитие общественно-политических и социальных процессов, богатство природных недр, развитое промышленное производство и наличие квалифицированной рабочей силы [1]. Первостепенной задачей, обозначенной в Программе социально-экономического развития 2005-2010гг. [2], является переход от экономики добывающей к экономике инноваций, путем внедрения инновационных технологий в производство и создания системы инновационного образования.

Нормативно правовой базой активного развития инновационной деятельности в регионе являются:

а) законы и указы Республики Татарстан:

— «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» — проект закона;

— «О научной деятельности и научно-технической политике»;

— «О молодежной политике»;

— «О государственном регулировании инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»;

— «Об утверждении стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года» — указ Президента РТ.

б) постановления КМ РТ:

— Программе социально-экономического развития 2005-2010годы;

— О принятие инновационного меморандума Республики Татарстан на 2008-2010 годы;

— Программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы.

А также Положение об организации инновационной деятельности в системе образования Республики Татарстан и соглашение между Министерством науки и технологий Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан о сотрудничестве в сфере научных исследований, формирования и реализации научно-технической и инновационной политики.

Данные документы вводят отдельные понятия и определения, например, инновационная деятельность, под которой понимается деятельность, направленная на коммерциализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений.

Инновационная система управления Республики Татарстан находится в постоянном развитии. Сегодня в республике функционируют Казанский научный центр Российской академии наук, Академия наук Республики Татарстан, 87 вузов, 73 научно-исследовательских института и конструкторских бюро, 14 технопарков, бизнес-гостиниц, бизнес-инкубаторов и индустриальных парков. Татарстан активно участвует в формировании ряда федеральных программ, направленных на создание и развитие инфраструктуры инновационного бизнеса. Это позволило привлечь в республику из средств федерального бюджета более 1 млрд. рублей. Для осуществления инновационной деятельности в Республике Татарстан создана система управления, представленная на рис.1.

Рисунок 1. Структура инновационной системы Республики Татарстан

Благодаря использованию системы управления инновационной деятельностью в Республике Татарстан наблюдаются позитивные тенденции в разработке и внедрении инноваций (табл.1-2).

Таблица 1

Общий объем инновационных товаров (работ, услуг, млн руб.) в Российской Федерации и Республике Татарстан в 2006-2009 гг [3].

2006200720082009
Российская Федерация [4]674760,9841987,2945540,01032604,4
Республика Татарстан10768,112537,313450,214763,5
Согласно таблицы 1, можно наблюдать ежегодное увеличение общего объема инновационных товаров (работ, услуг) как в Российской Федерации, так и в Республике Татарстан. За период с 2006-2009 год кол-во инновационных товаров (работ, услуг) увеличилось в Российской Федерации на 357843,5 млн. руб. и на3995,4 млн. руб. в Республике Татарстан.

Таблица 2

Инновационная активность организаций в Российской Федерации и Республике Татарстан в 2006-2009 гг.

Число организаций, осуществлявших технологические инновацииДоля организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, %
20062007200820092006200720082009
Российская Федерация [5]25152532270828308,69,69,79,7
Республика Татарстан9910612613011,312,713,013,5
Как видно из таблицы 2, происходит ежегодное увеличение числа организаций осуществляющих технологические инновации. В Республике Татарстан к ним относятся предприятия пищевых производств, энергетического блока, химии и нефтехимии, а также связи.

Однако, не смотря на активную инновационную деятельность Республики Татарстан, существует ряд причин, сдерживающих развитие инновационной деятельности:

— Система управления инновационными процессами, организационные структуры, механизмы и регламенты в сфере науки и высоких технологий требуют незамедлительного совершенствования как на федеральном, так и на региональном уровне.

— Недостаточно развитый менеджмент в части формирования и управления крупными инновационно — инвестиционными проектами, программами и технологическими кластерами.

— Невысокая технологическая культура. Нередко предприятия не могут освоить высокие технологии по причине устаревшего технологического оборудования и отсутствия необходимых кадров.

Для создания благоприятных для инновационной деятельности условий необходимо:

— Сформировать взаимосвязанную систему мер по активному внедрению технопарковой идеологии в социально-экономическое развитие в Республике Татарстан.

— Развивать целостную (федеральную и региональную) систему нормативных правовых актов, стимулирующих инновационную и инвестиционную активность в научно-производственной, образовательной, промышленной и социальной сферах.

— Принять меры по преодолению технологического отставания промышленных предприятий.

— Развивать механизмы формирования государственного заказа на научную, научно-техническую продукцию и услуги, а также государственный протекционизм, направленный на преимущественную закупку для государственных нужд отечественной высокотехнологичной продукции.

— Развивать систему государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включая бизнес-инкубаторы.

— Развивать систему венчурного инвестирования.

— Сформировать единую региональную информационно-аналитическую и консультационную сеть трансферта технологий.

Перечисленные меры позволят, устранить существующие негативные факторы и обеспечить оптимальное развитие региональной инновационной системы.

[1] http://www.tatar.ru/?DNSID - Официальный сайт Республики Татарстан [2] Приложение к Закону Республики Татарстан № 133- ЗРТ от 21.12.2005г. «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы» [3] Государственный доклад «Об итогах инновационной деятельности в РТ в 2008году» [4] Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. — М., 2009. — 406 с. [5] Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. — М., 2009. — 450 с.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. TAJIKISTAN ENERGY UTILITY REFORM REVIEW: A Strategic Approach to Sector Development May 2004
2.Документ «Национальная стратегия Республики Таджикистан на период до 2015 года». Душанбе 2006г
3.Аргументы и факты от 15.06.2009г
4.Горшенин В.А. Внебюджетное финансирование государственных технологических программ. "Обозреватель - Observer". 1995, № 13
5.Статистический сборник. Таджикистан: 15-лет государственной независимости. Душанбе-2006