Управление финансовым оздоровлением ОАО «Москвич»

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В современных условиях финансовое состояние значительной части российских предприятий является либо неустойчивым, либо кризисным. В Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. было отмечено: «Кризис — время освобождения экономики от неэффективных предприятий … В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку государства… Поддержка предприятиям будет оказываться при наличии программы финансового оздоровления и повышения производственной эффективности» [1].

Ключевые слова:

финансовое оздоровление, выход предприятия из кризиса, Москвич ОАО, кризисные предприятия
Цитировать публикацию:
Управление финансовым оздоровлением ОАО «Москвич» – С. 147-150.

Upravlenie finansovym ozdorovleniem OAO «Moskvich». , 147-150. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В современных условиях финансовое состояние значительной части российских предприятий является либо неустойчивым, либо кризисным. В Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. было отмечено: «Кризис — время освобождения экономики от неэффективных предприятий … В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку государства… Поддержка предприятиям будет оказываться при наличии программы финансового оздоровления и повышения производственной эффективности» [1]. Чтобы избежать банкротства данных предприятий необходимо использовать мероприятия финансового оздоровления, с помощью которых можно было бы вывести их из кризисного состояния и обеспечить дальнейшее развитие. Опыт решения данной задачи в ОАО «Москвич» свидетельствует, что закономерности финансового оздоровления в условиях мирового финансового кризиса инновационного развития предприятия являются достаточно сложными и поэтому осуществлять их содержательный анализ крайне затруднительно. Анализ данного опыта показывает, что игнорирование методологических основ планирования финансового оздоровления предприятия приводит, как правило, к их банкротству. Например, начиная с 1995 г. ОАО «Москвич» испытывал экономические и финансовые трудности, что привело в 1996 г. к полной остановке завода. Руководство предприятия стало перед выбором стратегии дальнейшего развития, поскольку устаревшие модели не могли конкурировать с другими отечественными автомобилями. По мнению ряда экспертов, оптимальным выходом могла стать разработка принципиально новой модели, способной конкурировать с продукцией мировых производителей. Менеджмент предприятия остановился на другом варианте: выпуск слегка обновленных моделей за счет повышения доли (до 70%) импортных комплектующих («Святогор», «Юрий Долгорукий», «Князь Владимир» и «Иван Калита»). Это соответственно сказалось на себестоимости автомобилей, производство которых являлось убыточным. Однако, до некоторых пор производство спонсировалось мэрией и дружественными ей банками под гарантии столичного правительства. Несмотря на обильные финансовые вливания, положение предприятия стабильно ухудшалось. В 1999 г. было произведено 30 тысяч автомобилей, в 2000г. — 5500 автомобилей. Последние 800 автомобилей были выпущены в 2001г., после чего завод полностью встал. В 2003г. Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству РФ получив указание Правительства РФ, рассмотреть ситуацию на ОАО «Москвич», дало следующие основные предложения: получить принципиальное согласие Правительства Российской Федерации на инициирование процедуры банкротства ОАО «Москвич»; согласовать меры по выводу предприятия из кризиса с Правительством Российской Федерации. В том же году Комитет города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве) совместно с Московским Земельным Комитетом из-за задолженности в 25 млн. рублей (0,08% всей суммы кредиторской задолженности) подали в Арбитражный суд г. Москвы иск о признании неплатежеспособным ОАО «Москвич» и введении на предприятии процедуры наблюдения. Заявление было подано, несмотря на то, что Правительство Москвы имело задолженность перед ОАО «Москвич» за переданную в 1998-1999 гг. в собственность города недвижимость (спортивно-оздоровительный комплекс, моторный корпус и др.) в размере 148,6 млн. рублей. Инициирование процедуры банкротства Правительством Москвы объяснялось тем, что в 1998 г., в бывших производственных корпуса ОАО «Москвич», проданных Правительству Москвы, было образовано ОАО «Автофрамос» — совместное предприятие Правительства Москвы и французской автомобилестроительной корпорацией Renault S.A. Поэтому банкротство ОАО «Москвич» было выгодно Правительству Москвы. В 2004 г. определением Арбитражного суда г. Москвы в отношении ОАО «Москвич» было введено внешнее управление, а в 2006 г. ОАО «Москвич» признан несостоятельным (банкротом) и в отношении предприятия введено конкурсное производство. В связи с остановкой основных производственных мощностей и в условиях реализации мероприятий, предусмотренных конкурсным производством ОАО «Москвич», положение предприятия на товарных рынках в настоящее время утрачено. Основным видом предлагаемых услуг предприятия стали с этого времени услуги по предоставлению в аренду недвижимого имущества ОАО «Москвич». Анализ многолетней истории планирования финансового оздоровления ОАО «Москвич» позволяет сделать следующие основные выводы и рекомендации [2]: — неудовлетворительная работа менеджмента предприятия и пассивное, стороннее наблюдение за ней со стороны государства ведет к снижению его платежеспособности, финансовой неустойчивости, производственной нестабильности, а в особо тяжелых случаях и к банкротству; — планы финансового оздоровления предприятия должны быть тесно увязаны со стратегией его развития. Отсутствие данной стратегией или ее ошибочность приводят предприятие к банкротству; — при разработке планов финансового оздоровления предприятия необходимо широко использовать механизм государственно-частного партнерства. — с целью совершенствования государственного регулирования процедур банкротства предприятия, необходимо предусмотреть разделение функций государственных органов, непосредственно принимающих участие в делах о банкротстве, и органов, обеспечивающих реализацию процедур банкротства со стороны государства.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. Российская газета, 20 марта 2009 г.
2. Белошевич М.М., Звягинцев П.С., Потапенко В.И. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий. Материалы IV Международной научно-практической конференции «Инновационная экономика: пути повышения эффективности подготовки специалистов». Московская гуманитарно-техническая академия. 16-17 ноября 2009 года. - М.: МГТА, 2010.