Роль органов муниципальной власти в развитии малого и среднего предпринимательства в городе Новошахтинске

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Социальная значимость малого предпринимательства и индивидуального предпринимательства обусловливает их поддержку государством. По данным Российского ежегодника за 2009 год в 2008 году малые предприятия обеспечили работой 11412,1 тысяч россиян, в том числе в Ростовской области — 294,6 тысяч человек[1]. Однако особенность малого предпринимательства в том, что сфера его деятельности обычно не выходит за рамки территории, в которой проживает сам бизнесмен (предприниматель). В этой ситуации самым «близким» органом власти становятся органы местного самоуправления (МСУ), которые должны создавать условия для развития местных предпринимателей. В целях мотивирования органов МСУ к поддержке малого бизнеса, а также для уменьшения бюджетного дефицита города Новошахтинска, областная администрация установила норму зачисления налога на вмененный доход, уплачиваемый преимущественно индивидуальными предпринимателями, в размере 100% в местный бюджет[2].

Ключевые слова:

предпринимательство, малое предпринимательство, муниципальная поддержка, муниципальная власть, Новошахтинск
Цитировать публикацию:
Роль органов муниципальной власти в развитии малого и среднего предпринимательства в городе Новошахтинске – С. 47-50.

Rol organov munitsipalnoy vlasti v razvitii malogo i srednego predprinimatelstva v gorode Novoshakhtinske. , 47-50. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Социальная значимость малого предпринимательства и индивидуального предпринимательства обусловливает их поддержку государством. По данным Российского ежегодника за 2009 год в 2008 году малые предприятия обеспечили работой 11412,1 тысяч россиян, в том числе в Ростовской области — 294,6 тысяч человек [1]. Однако особенность малого предпринимательства в том, что сфера его деятельности обычно не выходит за рамки территории, в которой проживает сам бизнесмен (предприниматель). В этой ситуации самым «близким» органом власти становятся органы местного самоуправления (МСУ), которые должны создавать условия для развития местных предпринимателей. В целях мотивирования органов МСУ к поддержке малого бизнеса, а также для уменьшения бюджетного дефицита города Новошахтинска, областная администрация установила норму зачисления налога на вмененный доход, уплачиваемый преимущественно индивидуальными предпринимателями, в размере 100% в местный бюджет [2]. Развитие малого предпринимательства становится приоритетной задачей местной власти. В связи с этим, в 2007 году полномочиями по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в законодательном порядке наделены как органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и органы местного самоуправления. Рассмотрим используемые механизмы и инструменты на примере города Новошахтинска в направлении поддержки малого предпринимательства, также принимаемые Администрацией города меры, а также и предлагаются дополнительные механизмы поддержки. В соответствии с федеральными, региональными законами и Уставом [3] города Новошахтинска, Администрация наделена, среди прочих, следующими полномочиями: — регулирование местных налогов и сборов, установление регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сбор за торговлю; — владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Новошахтинска; — организация в границах города Новошахтинска электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение; — осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами. В 2009 году впервые в рамках муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства города Новошахтинска за счет средств местного бюджета было предусмотрено предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела в сумме 629,0 тыс. рублей, что позволило по программе софинансирования получить из средств областного бюджета средств на сумму 266,5 тыс. рублей. Таким образом, распределению в 2009 году подлежало 895,5 тыс. рублей. В соответствии с постановлением Администрации города от 20.07.2009 №1059 «О порядке использования средств местного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела» [4] с 3 августа 2009 года по 17 сентября проводился прием заявок на предоставление субсидий начинающим предпринимателям. В результате было принято 12 заявок на сумму 932,3 тыс. рублей. По решению рабочей группы профинансировано 11 проектов из 12 на сумму 894,0 тыс. руб. С целью расширения доступа субъектов предпринимательства к возможностям финансовой поддержки были внесены изменения в действующую муниципальную целевую программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства города (СМП) Новошахтинска на 2009-2011 годы. Постановлением Администрации города Новошахтинска от 28.078.2009 № 1301 включены такие мероприятия, как: — предоставление субсидий субъектам СМП в целях возмещения части процентной ставки по привлеченным кредитам, займам; — субсидирование субъектов СМП по компенсации затрат на разработку проектно-сметной документации, бизнес-планов инвестиционных проектов [5]. Однако это не решает главную проблему — не развитость инновационного предпринимательства. На муниципальном уровне пока не существует программ поддержки инновационного бизнеса, за отсутствием такового в городе. Того объема финансовых средств, который был выделен в 2009 году — 895,5 тыс. рублей (то есть в среднем на одного предпринимателя по 81,4 тыс. рублей), явно недостаточно для инновационного развития. Говоря о мерах поддержки малого бизнеса, следует уточнить, что город Новошахтинск — высокодотационная территория: свыше 85% бюджета города — это дотации из федерального и регионального бюджетов. В таких условиях необходимо максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Отметим, что развитие финансовой сферы только создает возможности для предпринимательской деятельности, но не мотивирует к их использованию. Программы поддержки малого предпринимательства в основном сосредоточены на финансовом обеспечении предпринимательской деятельности, оставляя без должного внимания такие важные моменты как: — информационная поддержка предпринимательства; — льготное подключение к объектам коммуникаций и инфраструктуры; — помощь в выходе местных предпринимателей на региональные рынки. Наиболее перспективным, в условиях ограниченности ресурсов и режима жесткой экономии средств, считаем информационное сопровождение предпринимательской деятельности: от регистрации индивидуального предпринимателя (или юридического лица), выбора режима налогообложения до информирования об областных программах поддержки малого бизнеса. Например, проведение комплексной информационной кампании, которая содержала бы: — выпуск брошюр на соответствующие темы; — распространение через местные периодические издания листовок, пропагандирующих и популяризирующих предпринимательскую деятельность; — проведение цикла программ по каналам телевидения, посвященных мерам поддержки предпринимателе. Таким образом, информационное обеспечение реализуемых программ и принимаемых по ним мер позволит большему количеству населения города Новошахтинска узнать о мерах поддержки, популяризировать предпринимательскую деятельность и создать привлекательный образ предпринимателя. При этом, что очень важно в условиях жесткой экономии бюджетных средств, среди всех видов поддержки — информационная наименее затратная, но одна из наиболее эффективных.

[1] Российский статистический ежегодник — 2009 [Текст] / режим доступа: http://www.gks.ru [2] Портал Администрации Ростовской области [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.donland..ru [3] О принятии Устава муниципального образования «Город Новошахтинск» [Текст]: [Принят решением Новошахтинской городской Думы от 25.05.2006 №105] [4] Постановление Администрации города от 20.07.2009 №1059 [Электронный ресурс] / Региональное законодательство. Режим доступа:http://regionz.ru/index.php?num=&set=%D0%EE%F1%F2%EE%E2%F1%EA%E0%FF+%EE%E1%EB%E0%F1%F2%FC (дата обращения: 10.02.2010) [5] Постановление Администрации города Новошахтинска от 28.078.2009 № 1301 [Электронный ресурс] / Региональное законодательство. Режим доступа: http://regionz.ru/index.php?num=&set=%D0%EE%F1%F2%EE%E2%F1%EA%E0%FF+%EE%E1%EB%E0%F1%F2%FC (дата обращения: 10.02.2010)



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Беликова А.В. Проблематика венчурных инвестиций// Инвестиционный банкинг.- 2006.- N 4
2. Виноходова А.Ф., Дмитрик Е.Г., Черникова А.А. Инфраструктура функционирования малого бизнеса//Образование, наука, производство и управление в XXI веке.// Материалы Международной научной конференции. Том III. Старый Оскол. 2004 – с. 105 - 108.
3. Е.Г. Дмитрик, А.Ф. Виноходова Формирование эффективной финансовой поддержки малого предпринимательства на основе совершенствования системы налогообложения: монография. – Старый Оскол: «ТНТ», 2006. – 204 с.