Инновационная восприимчивость как основа роста инновационной активности организации

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Показатели, включенные в форму федерального государственного статистического наблюдения N 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» (утверждена постановлением Росстата от 27.07.2006), близки по содержанию к показателям, используемым в Евросоюзе для оценки инновационной деятельности. Одним из этих показателей является инновационная активность организации.

Ключевые слова:

инновационная активность, инновационная восприимчивость
Цитировать публикацию:
Инновационная восприимчивость как основа роста инновационной активности организации – С. 82-88.

Innovatsionnaya vospriimchivost kak osnova rosta innovatsionnoy aktivnosti organizatsii. , 82-88. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Показатели, включенные в форму федерального государственного статистического наблюдения N 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» (утверждена постановлением Росстата от 27.07.2006), близки по содержанию к показателям, используемым в Евросоюзе для оценки инновационной деятельности. Одним из этих показателей является инновационная активность организации. Уровень инновационной активности организаций определяется как отношение числа организаций, осуществляющих инновации хотя бы одного типа: технологические, организационные или маркетинговые, к общему числу обследуемых за определенный период времени организаций. Таблица 1 — Динамика показателей инновационной активности в 2000 — 2007 гг. [4,5,6 ]

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
20002001200220032004200520062007
Организации добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды
Удельный вес организаций, осуществлявших инновации, в общем числе организаций, процентов10,69,69,810,310,59,310,610,8
Темпы роста уровня инновационной активности-0,911,021,051,020,891,141,02
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций, процентов4,44,24,34,75,455,55,5
Темп роста уровня инновационных товаров-0,951,021,091,150,931,101,00
Динамика инновационной активности российских организаций (таблица 1) свидетельствует, что лишь в среднем 10,19% промышленных организаций являются инновационно-активными, т.е. участвуют в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени. Средний уровень промышленных инновационных товаров составил 4,88%, инновационных товаров и услуг. Это свидетельствует о том, что уровень инновационной активность организаций связи выше в 1,45 раза, но в целом уровень инновационных организаций крайне низок. Росстат ведет отдельное наблюдение за организационными и маркетинговыми инновациями только с 2006 года, поэтому на данный момент есть данные о них только за 2006 и 2007 года. Таблица 2 — Динамика инновационной активности по видам инноваций

Показатели инновационной активности
2006200720062007
Организации добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды
В процентах от общего числа организацийВ процентах от числа инновационных организаций
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации9,49,488,6887,04
Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации в отчетном году3,23,530,1932,41
Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации2,32,521,7023,15

Темпы роста ( таблица 2) свидетельствуют о том, что удельный вес предприятий, использующих технологические инноваций, остается неизменным по группе промышленности. В то же время возрастает роль организационных и маркетинговых инноваций (прирост на 9,38 %). Роль технологических инноваций всё также велик и их используют больше 87% инновационных предприятий, но доля инноваций других видов начинает расти. Опрос работников статистической службы показал, что в среднем только 2 организации из 100 заполняют форму №4 ««Сведения об инновационной деятельности организации». Возможно, низкие темпы роста инновационной активности объясняются не столько отсутствием инноваций (технологических, маркетинговых, организационных) как таковых, а нехваткой знаний в области управления инновационной деятельностью, неумением определить какие инновации являются организационными, маркетинговыми, технологическими, а самое главное, отсутствием инновационной восприимчивости. Если трактовать инновации за пределами технического детерминизма, т.е. как инновации на основе знаний, то очевидна необходимость выделения в качестве объекта управления в инновационной сфере именно инновационную восприимчивость организации к тем новшествам, которые являются результатом интеллектуального капитала самой организации или инновациям, существующим в инновационной сфере. Это может существенно повысить инновационную активность организаций. Компетентность менеджера в инновационной сфере должна охватывать следующие знания и умения: 1. Способность обнаружить инновации в информационном поле, различить и идентифицировать их отдельные признаки, выделить в них информативное содержание, адекватное цели действия, сформированному образу развития организации. 2. Осуществить оценку инновации, используя весь арсенал имеющихся методов, не только финансовых, но маркетинговых. 3. Инициировать принятие или разработку инновации к использованию в целях повышения своей конкурентоспособности. 4. Разработать план внедрения и осуществить внедрение инновации, вводя необходимые изменения в систему управления и преодолевая сопротивление изменениям, которые влечет за собой инновация. 5. Систематически проводить рутинизацию (превращение инновации в привычную, которая характеризуется предсказуемой структурой поведения работников и повторяющимися схемами деятельности). Рассматривая понятие «восприимчивость», можно толковать его как «сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире». Восприятие означает «способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира». С позиций лингвистики, восприятие означает наличие совокупности механизмов, обеспечивающих переход от первичного описания информации к ее интерпретации как определенной единицы системы, т.е. идентификации. В связи с этим, инновационную восприимчивость можно определить, как способность организации обнаружить инновации в информационном поле, различить и идентифицировать их отдельные признаки, выделить в них информативное содержание, адекватное цели действия, сформированному образу развития организации и принять инновацию к использованию в целях повышения своей конкурентоспособности. Следовательно, инновационная восприимчивость представляет собой процесс оценки инновации, инициации ее принятия, осуществления инновации и рутинизации (превращения инновации в привычную, которая характеризуется предсказуемой структурой поведения работников и повторяющимися схемами деятельности). Восприимчивость зависит не только от объективных характеристик объекта восприятия и от психологических особенностей субъекта восприятия, но также и от той деятельности, в которую включены процессы восприятия. Система управления чаще не сама адаптируется к нововведениям, а адаптирует нововведение к себе, к старым консервативным формам, что приводит к деградации нововведения и самой системы управления. Исследования свидетельствуют о том, что любое нововведение сопровождается переходным процессом, требуется время (иногда до нескольких лет) и дополнительные ресурсы для преобразований в системе управления, более того, может возникнуть дестабилизация, нарушение устойчивости функционирования организации. В связи с этим возможны следующие проблемы процесса инновационной восприимчивости: 1. Не принятие инноваций вследствие неудовлетворительной оценки инноваций. 2. Принятие инноваций, но адаптация инновации к старой системе управления. 3. Принятие инноваций, а затем длительная перестройка системы управления (переходный процесс). Указанные проблемы решаются созданием механизма управления развитием инновационной восприимчивостью. Как было отмечено ранее, само восприятие является субъективным процессом, а лингвистическое толкование восприятия предполагает изначально существование некоего механизма восприятия, причем решающей стадией процесса инновационной восприимчивости должна стать стадия «инициация», как готовность к действиям, осуществлению нововведений. Использование термина «механизм» правомерно по следующим причинам: Механизм рассматривается как субъективное средство усиления, какого-то процесса, который происходит объективно, вне наших усилий. В частности, инновационная восприимчивость существует в организации вследствие наличия новых реалий. Но с помощью субъективного влияния, т.е. механизма управления, можно этот процесс усилить, ускорить, избежать проблем, указанных выше. Механизм предполагает новое качество функционирования в результате преобразования элементов его составляющих. Например, осуществление инноваций не должно быть сопряжено с длительным переходным периодом, механизм позволит не отторгать или видоизменять инновации, а беспрепятственно встраивать их в систему в результате упреждающего развития самой системы. Механизм осуществляет взаимосвязь элементов системы управления, некоторую устойчивую композицию, объединенную общностью цели. С точки зрения инновационной восприимчивости механизм развития инновационной восприимчивости организации должен способствовать сохранению единства системы, не нарушая взаимосвязи элементов системы управления и не приводя организацию к дестабилизации. Механизм определяет динамику системы управления, развивая и усиливая инновационную восприимчивость, механизм предполагает собственное видоизменение и развитие в результате динамического развития элементов его составляющих. Предлагается концепция создания механизма управления развитием инновационной восприимчивости, состоящего из 4-х блоков: 1) выполнение требований законов и закономерностей, 2) установление целей высшего порядка и обеспечение их равновесия на основе императивов управления, 3) использование принципов управления, обеспечивающих устойчивость и развитие системы управления в целях формирования инновационной восприимчивости, исходя из практического опыта работы организаций, 4) использование принципов управления, определяющих направления преобразования элементов механизма управления развитием инновационной восприимчивости организаций на основе современных концепций управления. 1. Основой создания механизма управления развитием инновационной восприимчивости организации являются законы и закономерности. Исследование законов и закономерностей существования организации в изменяющейся внешней среде позволила сформулировать требования к формированию механизма управления развитием инновационной восприимчивости. Они сводятся к следующему: - Обеспечение устойчивости и равновесия системы управления для создания предпосылок к инновационной восприимчивости - Развитие системы управления для расширения возможности инновационной восприимчивости. - Создание организационных предпосылок для усиления инновационной восприимчивости. 2. Базисным элементом механизма развития инновационной восприимчивости организации должны стать императивы управления, как безусловные требования к формированию системы управления, трансформирующиеся в цели высшего порядка. Использование императивов управления позволит реализовать требования законов и закономерностей. В результате исследования теорий существования организации в изменяющейся внешней среде: популяционно-экологической; теории операционных (транзакционных) издержек; марксистской; теории рациональной случайности; институциональной; теории зависимости от ресурсов сформулированы следующие императивы управления развитием инновационной восприимчивости - Развитие организационных характеристик. - Снижение операционных издержек. - Устранение антагонистических противоречий. - Сближение коалиционных целей. - Организация социального партнерства. - Развитие внешних хозяйственных связей. 3. Функционирование механизма обеспечивается использованием принципов управления, соответствующих выделенным императивам управления. Принципы управления, в свою очередь, реализуют требования, обусловленные императивами управления. Выявление принципов управления, соответствующим императивам управления и формирующих инновационную восприимчивость, предлагается осуществлять, анализируя практику работы преуспевающих организаций мира, известных своим брэндом. 4. Преобразования элементов системы управления в соответствии с принципами управления, согласованными с императивами управления обеспечивают развитие системы управления для принятия инноваций. Предлагается развитие системы управления по следующим направлениям: - Развитие организации по направлениям, определенным в результате систематизации принципов управления, соответствующим императивам управления. - Формирование процесса управления, определяющего развитие организации для расширения спектра восприимчивости к инновациям - Развитие методов управления человеческими ресурсами для инициирования инноваций. - Формирование организационных характеристик, способствующих разработке и принятию инноваций - Создание организационной структуры, обладающей потенциалом восприимчивости к инновациям. - Организация межличностных отношений, способствующих преодолению сил сопротивления к инновациям. Результатом функционирования механизма управления развитием инновационной восприимчивости организации является усиление восприимчивости к инновациям, ведущее к росту инновационной активности организаций.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Масленникова Н.П. Управление инновационной деятельностью – В кн.: Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. с.89 – 225.
2. Масленникова Н.П., Желтенков А.В. Менеджмент в инновационной сфере . – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2005. – 538 с.
3. Материалы, предоставленные информационной системой «Консультант-Плюс»
4. Россия в цифрах, 2002: Крат.стат.сб./Госкомстат России. - M., 2002. - 398 с.
5. Россия в цифрах. 2005: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2005. - 477 с.
6. Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2009. - 525 с.
7. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. - М.: ЦИСН, 2006.