Устойчивое функционирование и дальнейшее развитие предприятий лесопромышленного комплекса на основе повышения инновационной активности

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В России, располагающей почти четвертью мировых запасов древесины, лесная отрасль занимает неоправданно скромное место в экономике страны. Огромный лесосырьевой потенциал используется неэффективно. Выработка продукции с одного кубометра использованной древесины в сумме составляет 70 долларов. В то же время в Финляндии и США этот показатель в пять раз выше, что говорит о крайне низком уровне глубокой переработки. Кроме того, в условиях значительного снижения спроса на выпускаемую продукцию лесопромышленного комплекса (ЛПК) основой для выхода его на конкурентный мировой рынок может быть готовность отрасли к инновационному развитию и способность производить конкурентную продукцию для потребления на внутреннем и внешнем рынках.

Ключевые слова:

инновационная активность, лесопромышленный комплекс
Цитировать публикацию:
Устойчивое функционирование и дальнейшее развитие предприятий лесопромышленного комплекса на основе повышения инновационной активности – С. 129-133.

Ustoychivoe funktsionirovanie i dalneyshee razvitie predpriyatiy lesopromyshlennogo kompleksa na osnove povysheniya innovatsionnoy aktivnosti. , 129-133. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В России, располагающей почти четвертью мировых запасов древесины, лесная отрасль занимает неоправданно скромное место в экономике страны. Огромный лесосырьевой потенциал используется неэффективно. Выработка продукции с одного кубометра использованной древесины в сумме составляет 70 долларов. В то же время в Финляндии и США этот показатель в пять раз выше, что говорит о крайне низком уровне глубокой переработки. Кроме того, в условиях значительного снижения спроса на выпускаемую продукцию лесопромышленного комплекса (ЛПК) основой для выхода его на конкурентный мировой рынок может быть готовность отрасли к инновационному развитию и способность производить конкурентную продукцию для потребления на внутреннем и внешнем рынках. Для того, чтобы эффективно осуществлять инновационную деятельность необходимо четко понимать смысл и значение термина «инновация». На основе изучения в экономической литературе последних лет на предмет понятия «инновация» можно утверждать, что существует множество его определений. В зависимости от объекта и предмета исследования инновации рассматриваются как: — процесс (Б. Твисс [1], Б. Санто [2] и др.); — систему (Н.И. Лапин [3], Й. Шумпетер [4] и др.); — изменение (Э.А. Уткин [5], Ю.В. Яковец [6] и др.); — результат (И.Н. Молчанов [7], Р.А. Фатхутдинов [8] и др.). В рамках рассматриваемой проблемы под инновациями будем понимать новую или улучшенную продукцию, технологию ее производства или применения, усовершенствование в сфере организации производства и реализации продукции, обеспечивающие улучшение показателей деятельности предприятия ЛПК. Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев. На наш взгляд, всю совокупность инноваций в лесопромышленном комплексе можно подразделить на четыре группы: селекционно-генетические (присущи только лесному хозяйству), технико-технологические и производственные, организационно-управленческие и экономические и социально-экологические (см. таблицу. 1). Такое рассмотрение видов инноваций в ЛПК учитывает специфику его функционирования. Анализ социально-экономической ситуации последних лет в ЛПК свидетельствует о том, что здесь применяются устаревшие технологии, сорта лесных пород, несовершенные методы и формы организации производства и управления. Отсутствуют отработанные механизмы внедренческой деятельности, нет апробированной эффективной схемы взаимодействия научных учреждений с внедренческими структурами. Крайне низкая активность инновационной деятельности также связана с несовершенством организационно-экономического механизма освоения инноваций. Все это ведет к росту себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции. Поэтому необходимо формирование экономического механизма повышения инновационной активности предприятий лесопромышленного комплекса. На наш взгляд, структура экономического механизма повышения инновационной активности в ЛПК включает в себя 7 направлений (см. рис.1) Рис. 1. Структура экономического механизма повышения инновационной активности предприятий ЛПК Таблица 1 Классификация типов инноваций в ЛПК

Селекционно-генетическиеТехнико-технологические и производственныеОрганизационно-управленческие и экономическиеСоциально-экологические
Получение быстрорастущих и высокопродуктивных лесных пород с заданными хозяйственными свойствамиНовейшие технологий (при лесозаготовках), минимизирующие негативное воздействие на окружающую среду. Методы долгосрочного прогнозирования динамики лесов и причин, их обуславливающих. Совершенствование методов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов и лесопатологического мониторинга. Современные технологии и технические средства охраны, защиты и воспроизводства лесов и лесоразведения. Методы использования лесных ресурсов в биоэнергетике. Новые ресурсосберегающие технологии. Мероприятия по сохранению биологического разнообразия лесов, повышению их продуктивности, вклада в стабилизацию глобальных биосферных процессов, смягчение последствий глобального изменения климата.Развитие кооперации и формирование. интегрированных структур в ЛПК. Новые формы организации и мотивации труда; Новые формы организации и управления в ЛПК. Маркетинг инноваций. Концепции, методы выработки решений. Формы и механизмы инновационного развития.Формирование кадрового потенциала научно-технического обеспечения ЛПК. Улучшение условий труда работников. Оздоровление и улучшение качества окружающей среды. Обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения

В соответствии с рисунком 1 экономический механизм повышения инновационной активности предприятий ЛПК включает в себя: 1.стратегическое управление инновациями — это предвидение изменений в экономической ситуации и ориентировано на достижение будущих результатов непосредственно через создание и освоение новшеств. Оно направленно на разработку мер, программ, проектов достижения намеченных целей, исходя из потенциала НИОКР, производственного потенциала предприятий, внешних и внутренних факторов, потребностей потребителей в новшествах; 2. планирование инноваций, включающее совокупность инструментов, правил, информации и процессов, направленных на достижение конечных целей. Сюда относится планирование НИОКР, разработка планов освоения нововведений в производстве. Необходимо на новой основе восстановить долгосрочные прогнозы (на 25-30 лет) развития науки и научно-технического прогресса. 3. система финансирования инновационных процессов, включающая многоканальность источников поступления финансовых ресурсов, принципы вложения аккумулируемых средств, механизм контроля за использованием инвестиций, их возвратность и оценку эффективности инновационных проектов; 4. налогообложение организаций, создающих и осваивающих новшества, страхование инновационных рисков. Здесь немалая роль должна отводится государству, например, предоставление налоговых льгот предприятиям ЛПК, проводящим модернизацию своего производства и снижение таможенных пошлин на оборудование, приобретаемое за рубежом, в целях обновления основных фондов и выхода на новый уровень развития. 5. стратегический и тактический инновационный маркетинг, направленный на поддержание конкурентоспособности предприятия и освоение новых рынков сбыта. Инновационный маркетинг связан с изучением рынка, управлением и регулирование производства и сбыта инновационного продукта (или инновационных технологий); 6. ценообразование на инновационную продукцию и услуги. В соответствии с конкретной маркетинговой стратегией строится ценовая политика предприятия на инновационную продукцию. На ее ценообразование оказывают многочисленные факторы (тип рынка, стратегия предприятия, предложение и спрос, уровень доходов покупателя, государственные регуляторы и т.п.). 7. государственная поддержка и стимулирование инновационной предпринимательской деятельности. В нашей стране последние 15 лет федеральная власть по ряду причин не уделяла должного внимания этому приоритетному направ­лению развития экономики. Мало того, в результате непродуманного реформирования (акционирование и приватизация) научно-исследовательская сфера отраслей лесной промышлен­ности была по существу разрушена, даже на уровне головных институтов, при этом она потеряла значительную часть научно-технического персонала (5-10-кратное сокращение штата) и экспериментальную базу вместе с конструкторскими бюро, механическими мастерскими, опытными заводами и хозяйствами. В 2-3 раза сократился потенциал и лесохозяйственной науки с утратой ряда лесных опытных станций, стационаров и опытных лесных хозяйств, без которых немыслимо вести полноценную исследовательскую работу. Государственную поддержку следует сконцентрировать на финансировании целевых инновационных программ, опытно-производственных хозяйствах, где проводится проверка практического применения научно-технических разработок в конкретных условиях. Бюджетные средства целесообразно предоставлять также тем предприятиям, которые производят конкурентоспособную продукцию, пользующуюся устойчивым спросом. Исходное, определяющее положение в структуре экономического механизма повышения инновационной активности предприятий ЛПК занимают финансовые ресурсы и рациональная система финансирования. В современных условиях хозяйствования собственные средства предприятий ЛПК и кредитные ресурсы в инновации крайне ограничены. В этот период роль государства в развитие инновационных процессов должна усиливаться. Государство с помощью бюджетных вложений и путем предоставления экономических и налоговых льгот поддерживает инновационную активность. В результате комплексного взаимодействия рассмотренных выше составляющих произойдет техническое и технологическое обновление отраслей и сфер лесопромышленного комплекса и повышение социально-экономической эффективности его деятельности.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гурова, Т. В. Без L–образного хвоста // Эксперт. – 2009.- № 2. – С.8-10.
2. Ботош, Н.Н., Ботош, С.А. Управленческие аспекты инновационного развития деревообработки лесного комплекса // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. – 2009. -№1. – С.17-19.
3. Лесной комплекс Российской Федерации и зарубежных стран. Статистический сборник.- М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. – 392 c.
4. Кашеваров, Е.М. Современное состояние инновационной деятельности на предприятиях лесопромышленного комплекса // Лесной вестник МГУЛ. – 2006. - № 4. – С.17-21.