Повышение роли инновационных инструментов целевого поиска участников сотрудничества в условиях кризиса

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В современной России постепенно формируются условия для культивирования отношений сотрудничества между предприятиями и о необходимости баланса конкуренции и сотрудничества в отношениях между предприятиями. В числе упомянутых условий — стабилизация политической ситуации в стране и ожидаемый посткризисный рост экономики, окончание периода накопления первоначального капитала и формирование крупного капитала, все большее участие России в мировых бизнес-процессах, в мировом разделении труда.

Ключевые слова:

инновации, кризис, сотрудничество, инструменты, инновационные инструменты
Цитировать публикацию:
Повышение роли инновационных инструментов целевого поиска участников сотрудничества в условиях кризиса – С. 179-185.

Povyshenie roli innovatsionnyh instrumentov tselevogo poiska uchastnikov sotrudnichestva v usloviyakh krizisa. , 179-185. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В современной России постепенно формируются условия для культивирования отношений сотрудничества между предприятиями и о необходимости баланса конкуренции и сотрудничества в отношениях между предприятиями. В числе упомянутых условий — стабилизация политической ситуации в стране и ожидаемый посткризисный рост экономики, окончание периода накопления первоначального капитала и формирование крупного капитала, все большее участие России в мировых бизнес-процессах, в мировом разделении труда. В целом развитие рыночной экономики приводит как к углублению специализации хозяйствующих субъектов всех размеров, так и к установлению множества связей между различными организациями. Теснота связей при осуществлении определенного бизнеса приводит к возникновению разнообразных форм взаимодействия. Уровень интегрированности партнеров в хозяйственных отношениях является одним из важных признаков зрелости рыночной экономики. Интеграционные процессы позволяют восстановить разрушенные в результате различных кризисных явлений производственно-технологические связи, координировать взаимодействия элементов технологической цепочки, увеличить концентрацию ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях. Интегрированность системы хозяйствования в России наряду с прочими факторами предопределена спецификой ее развития: разнообразием природных условий, социальных, национальных факторов, а также формирующейся смешанной экономикой и возникающими на этой основе различными видами взаимодействий. Развитие в современной экономике интеграционных процессов во многом объясняется изменением стратегии фирм-производителей конечной продукции в части тех направлений деятельности, которые сопряжены с наибольшим риском. Крупные предприятия стремятся перенести критические риски на других участников взаимодействия, например, на поставщиков. Роль производителей конечной продукции может быть ограничена контролем и координацией деятельности участников взаимодействий. В этих условиях крупные организации, производящие финишные продукты, часто становятся инициаторами сотрудничества, системными интеграторами, которые могут сосредоточить свои усилия на проблемах управления, инновационных разработках, дизайне и стратегическом маркетинге конечного продукта. Однако есть в российской экономике достаточное количество примеров, когда в качестве инициаторов сотрудничества выступали малые или средние предприятия. Для мировой экономики это — очень редкое явление. Это специфика современной российской экономики, которая показывает активность малых и средних предприятий. В мониторинге настроений в сфере малого бизнеса Москвы, проведенном на интернет-портале «Аналитика малого предпринимательства» (www.giac.ru) в начале 2008 года (до кризиса), среди наиболее важных проблем были названы: — на 4-м месте — взятки и поборы, коррупция, то есть проблемы взаимодействия с чиновниками, — на 7-м и 9-м — налоговое бремя и судебная незащищенность, то есть проблемы взаимодействия с законодательством, — на 13-м и 14-м — недобросовестная конкуренция и рейдерство, то есть проблемы взаимодействий с конкурентами. Среди первоочередных направлений необходимой поддержки малого бизнеса было названо в том числе взаимодействие малых предприятий с крупным бизнесом. С развитием кризиса к перечисленным проблемам добавились новые и обострились уже существующие. Наиболее серьезными с начала года 2009 проблемами для предприятий стали спад спроса на продукцию, то есть проблемы удержания потребителей, дефицит финансов и повышение тарифов. Также среди серьезных проблем предприятия отмечают ужесточение конкуренции, неплатежи покупателей и ужесточение условий поставщиков и контрагентов, увеличение ценового давления с их стороны. Взаимодействия стали более жесткими, увеличились риски взаимодействий. Для малых производственных предприятий кризис — это кроме сжатия рынка, снижения объемов реализации еще и увеличение сроков оплаты от заказчика. Одновременно — повышение цен на инфраструктурные услуги, а также на сырье и материалы и импортные комплектующие. Объемы производства падают, а издержки растут. И при этом стоит задача сохранения персонала, так как малому предприятию найти квалифицированные кадры сложно. В этих условиях самым важным становится регулярное получение заказов, то есть установление партнерских отношений с определенными гарантиями. В этом большую помощь производственным предприятиям оказывает МЦС — межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства, который обладает инструментами, столь необходимыми для поиска партнеров и снижения риска взаимодействия в условиях кризиса. Эти инструменты — в первую очередь информационная база МЦС, и, во-вторых — биржа субконтрактов. Несмотря на заявленный властями курс поддержки малого и среднего предпринимательства, а также разговоров о необходимости довести до реального сектора экономики ту финансовую помощь, которую государство оказало банкам, эксперты отмечают, что слова зачастую расходятся с делами, и на практике федеральные инициативы приводят к сворачиванию частного предпринимательства и уходу его в «серые схемы». К сожалению, климат ведения бизнеса остается сложным. Даже в лизинге, который рос очень быстро до кризиса, ситуация оказалась очень напряженной. По малым предприятиям-лизингополучателям одновременно ударили резким повышением ставок по лизингу (с 18% до 35% и выше), кризисом в промышленности и девальвацией рубля на 30%. В результате, например, на любой стоянке большегрузных автомобилей сейчас можно наблюдать ряды неподвижных фур. Некоторые стоят там уже больше года: малые предприниматели-грузоперевозчики не выдерживают лизинговых платежей, оформленных в валюте, и — кто добровольно, кто по суду — «сдают» машины. Ситуация стала постепенно меняться в лучшую сторону лишь с сентября. В условях кризиса рвутся старые связи, а для поиска новых нужны новые инструменты, в частности, обширная информационная база. Вот мнение о деловом партнерстве Игоря Викторовича Маркова, директора по развитию ООО «РЕАМ-РТИ»: « Главная задача, которая сейчас стоит, это создание единого информационного пространства, которое охватывало бы всю российскую промышленность, содержала данные по фирмам, по их технологиям, возможностям, объемам производства, срокам исполнения заказов». Решить проблему создания единого информационного пространства для промышленных предприятий, ищущих партнеров, и пытается уже упомянутый Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства (МЦС). Суть субконтрактации: крупные предприятия (контракторы) передают часть производственных функций узкоспециализированным предприятиям (субконтракторам). Получается симбиоз специализации и кооперации. При этом головная компания сохраняет за собой важнейшие элементы производственного цикла — научные разработки, промышленный дизайн, финишные операции. А субконтракторы, как правило, малые и средние предприятия, специализируются на выпуске комплектующих, выполнении отдельных производственных операций. Еще в 1998 году правительство Москвы приняло решение о создании Центра промышленной субконтрактации и партнерства, с опорой на международный опыт (это осуществлялось при поддержке ЮНИДО — организации ООН по промышленному развитию). Несмотря на дефолт, московские власти четко определили, что приоритет все равно за производственным малым и средним бизнесом, за кооперацией и специализацией. Сначала московские малые и средние предприятия выступали не как поставщики, а как заказчики-контракторы. Например, малое предприятие имеет свою разработку, ноу-хау, видит рыночную нишу и понимает, кому свою продукцию можно продать. Но у него нет своего литейного производства, хорошей механообработки, гальваники и т.д. Поэтому оно передает часть производственного процесса на субконтракт. То есть изначально российский субконтрактинг двигался в обратном порядке — не от крупного предприятия к малому, а наоборот. До сих пор в системе МЦС треть заказов — от московских малых и средних предприятий. В мировом опыте подобных примеров совсем немного. Это — российская специфика. Причем у нас малые предприятия-контракторы постепенно вырастают в средние. Они гораздо более гибкие и ловкие по сравнению с гигантами. В конце мая 2009 г. МЦС провел Биржу субконтрактов.Это новый и перспективный инструмент поиска и формирования отношений сотрудничества.На бирже было 12 заказчиков, общий объем контрактов составил 470 миллионов рублей в год. Причем отбирали только заказы, пригодные для малого и среднего бизнеса, от невыполнимых отказывались. В очередь к каждому заказчику-контрактору стояло по 40 поставщиков-субконтракторов. Каждый заказчик выбрал 3-4 субконтрактора. У серьезных производителей так принято: они дробят заказ на части, чтобы в случае форс-мажора у одного поставщика можно было перебросить часть заказа другому. За день прошло порядка 350 переговоров. Биржа субконтрактов — это инструмент целевого поиска участников сотрудничества. Когда сотрудники МЦС видят, что заказчик серьезный, платежеспособный, они оповещают поставщиков, а потом проводят квалификационный отбор. Участвуют предприятия со всей России. Поставщики видят чертежи, видят производственную программу, видят конечную цену. Они сразу понимают, нужен им такой заказ или нет. Если хотят, то они присылают в МЦС свою заявку, коммерческое предложение и квалификационную карту. Квалификационная карта — это рассказ предприятия о себе: какое у него оборудование, каков срок выполнения заказов, как осуществляется подготовка производства. По карте можно оценить: достаточно ли инженерных сил у потенциального субконтрактора, хорошо ли налажен контроль качества. МЦС начинает разбираться: какие заявки полностью соответствуют требованиям заказчика, какие — нет. При необходимости уточняется информация. Наконец приглашаются отобранные предприятия на переговоры. Они проходят в один день. И даже те заказчики, которые занимают уверенное положение на рынке и хорошо знают поставщиков, в результате «торгов» на бирже получали экономию 10-30% от стартовой цены. Замечено, что у малых предприятий — в Москве ли, во Владимире или в Ярославле — расценки очень сходные. Зато у крупных они отличаются вдвое-втрое, причем даже на территории одного региона, в основном за счет разницы в накладных расходах. Чтобы не нарваться на высокие цены, имеет смысл использовать биржу. Существенно выросла доля участия МЦС в установлении отношений сотрудничества предприятий по сравнению с 1998 годом, когда было только 5 предприятий-пользователей, а сейчас их количество перевалило за 13 тысяч и возрастает на 28-30% в год. До кризиса в МЦС регистрировалось по 30 новых предприятий в неделю, сейчас — по 80-100. Кризис жестко ударил по производственному малому бизнесу, особенно по тем предприятиям, которые взаимодействуют с крупными заказчиками. Сжимается рынок, уменьшается объем производства продукции крупного головного предприятия-финишера. Соответственно, ему не нужно так много комплектующих, и зачастую не оплачиваются уже выполненные поставки. А для малых предприятий это очень болезненно: у них нет таких запасов, чтобы переждать тяжелое время. При этом возрастают затраты на энергетику, коммунальные платежи, стоимость сырья, материалов, всех импортных комплектующих. И очень сложно получить оборотные средства. Одновременно замораживаются многие программы технического перевооружения, модернизации. Многие сверхкрупные корпорации официально задерживают оплату. Если и раньше временная норма оплаты зачастую могла составить полгода после поставки товара, то сейчас она еще больше сдвигается. А для малых предприятий-поставщиков это угроза разорения. Соответственно, малым предприятиям необходимо искать дополнительных заказчиков, и МЦС на это быстро реагирует, предлагая свою информационную базу. Межрегиональный маркетинговый центр «Москва» (ММЦ Москва) также предоставляет ряд инструментов для поиска деловых партнеров. Это программы, называемые бизнес марафонами, которые состоят из ряда деловых миссий, организуемых ММЦ в регионы РФ вот уже в течение пяти лет. Цель — содействие в установлении прямого производственного и торгового взаимодействия предпринимателей двух регионов. Каждая из этих деловых миссий проходит в два этапа: первый день традиционно называется «переговорной площадкой», второй — «переговорный туром». Понятно, что в первый день идут общие согласования, конкретные переговоры на местах проходят во второй день. Результативность переговоров оценивается в 40%. «Каждые четыре из десяти переговоров успешны: контакты завязываются. Всего за 5 лет нами осуществлено 64 деловые поездки, и интерес к ним московского бизнеса непрерывно растёт: если раньше приходилось агитировать поехать «на разведку», то теперь от желающих буквально нет отбоя», — говорит С.Шабельников. Например, в декабре 2009 года состоялась миссия московских предпринимателей в Ростов-на-Дону. Более 1300 заявок поступило от московских малых производственных предприятий на участие в «Бизнес-Марафоне 2009». В состав участников миссии в г.Ростов-на-Дону было отобрано 62 московские компании. На стадии подготовки для каждого московского участника проекта организаторы, ММЦ «Москва» и Южно-Российский исследовательский центр «Фактор», в течение двух месяцев проводили работу по поиску и подбору потенциальных партнеров среди ростовских компаний. В результате проводимой работы было отобрано более 280 предприятий, соответствующих пожеланиям московских участников проекта. С руководителями и ведущими специалистами этих компаний были проведены предварительные переговоры, а также личные встречи, сопровождавшиеся презентациями продукции малых предприятий г.Москвы. Более 160 ростовских компаний выразили заинтересованность в сотрудничестве и намерение принять личное участие в двусторонних переговорах. Эти компании и стали участниками деловой поездки, состоявшейся 14-15 декабря 2009 года. В первый день мероприятия, 14 декабря, в конференц-зале «Золотой» конгресс-отеля «Дон Плаза» была организована встреча деловых кругов г.Москвы и Ростовской области, в рамках которой состоялись двусторонние переговоры ростовских и московских предпринимателей. Во второй день миссии московские предприниматели отправились в офисы ростовских компаний. Всего за 2 дня миссии было проведено 274 двусторонние встречи, в 107 из которых удалось достичь вполне конкретных соглашений: договора о поставках, пробные закупки, дилерские соглашения и т.д. Все участники деловой поездки высказались об удовлетворенности результатами проведенных встреч, дав высокую оценку работе организаторов — ММЦ «Москва» и ММЦ «Ростов-на-Дону». «С 2007-го года мы осуществляем специальный формат для инноваторов — тех, у кого нет пока серийной продукции. Руководитель департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев перед каждой деловой миссией пишет письмо региональной администрации с просьбой обеспечить достойный прием московской делегации. В результате деловая миссия проходит на максимально высоком уровне — с непременным участием представителей местной администрации, в торжественной и деловой обстановке. Согласитесь, что к предпринимателю, приехавшему в регион с делегацией, визит которой освещается деловой прессой, волей-неволей приковывается всеобщеее внимание», — отметил С.Шабельников. Участие в деловой миссии на первом этапе бесплатно, делегату от компании оплачивается от 20 до 50% расходов на поездку. Инновационные деловые миссии в 2009-ом году прошли в Калуге, Брянске, Саратове, 5 из запланированных на 2010-ый год миссий тоже будут инновационными. Деятельность ММЦ «Москва» не ограничивается деловыми миссиями. Для решения проблемы создания адекватного информационног пространства ММЦ подготовил и выпустил на CD-диске русско-английский реестр конкурентоспособных предприятий столицы, в который вошло 1407 производственных предприятий Москвы. Упор сделан на конкурентные преимущества продукции: главные инженеры-технологи промышленных предприятий столицы в свободной форме рассказали о выгодных сторонах своих товаров. Реестр содержит контакты каждого предприятия, рассылка диска производится в посольства и торгпредства РФ за рубежом, бизнес-ассоциации, в том числе отраслевые», — подчеркнул С.Шабельников. Он пригласил участвовать в наполнении реестра всех желающих, для чего следует заполнить соответствующую форму на сайте. Взаимодействовать, чтобы быть конкурентоспособным — именно этот принцип является одним из основополагающих для успешного ведения бизнеса на современных динамичных рынках. В качестве положительной тенденции, проявившейся в кризис, можно отметить увеличившуюся привязанность производства к спросу на выпускаемую продукцию. Сейчас 68% предприятий изменяют объемы своего выпуска в соответствии с динамикой спроса (по данным Института экономики переходного периода за декабрь 2009 г.). Абсолютный рекорд совпадения динамики выпуска и спроса был зарегистрирован в ноябре-декабре 2008 г., когда 81% предприятий привели изменения своего производства в соответствие с изменениями спроса. В августе-сентябре 1998 г. такого всплеска зарегистрировано не было. Соответственно и роль взаимодействий, способствующих реализации подобной привязанности, согласованности производства и спроса, растет. Таким образом, следует отметить возрастание в период кризиса роли тех деловых структур, которые способствуют выстраиванию взаимодействий между различными организациями.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Радыгин, Александр Дмитриевич Рыночная дисциплина и контракты: теория, эмпирический анализ, право /Радыгин А. Д. [и др.]. – М. : ИЭПП, 2008. - 263 с
2. Исследование «Прошлое, настоящее и будущее малого и среднего бизнеса» (IX Всероссийский Форум представителей МСП) www.giac.ru
3. Исследование «Мониторинг настроений в сфере малого бизнеса Москвы в 2008 году» www.giac.ru
4. Исследование «Развитие сферы малого бизнеса Москвы в условиях мирового финансово-экономического кризиса» www.giac.ru